● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ альбом ]Сокровища Эрмитажа.// Л.: «Советский художник». 1969. 280 с.
Содержание / Соntеnts
[ Б.Б. Пиотровский ] Вступительная статья. / Introduction. — 7Резюме / Summary. — 15
Репродукции / Reproductions [1-125]. — 17
Аннотации / Catalogue. — 267Перечень репродукций. — 273List of reproductions. — 276
[ Вступительная статья. ] ^
Государственный Эрмитаж — крупнейший музей истории культуры — сохраняет, изучает и делает доступными для посетителей выдающиеся памятники культурного наследия прошлого.
Большой и сложный путь прошёл Эрмитаж от дворцового собрания картин до одного из крупнейших музеев мира. И теперь в самом имени «Эрмитаж» позабылось французское слово, означающее «место уединения», так непохож пользующийся мировой известностью музей на тихий уголок, где можно было бы уединиться. Ежегодно более двух с половиной миллионов человек из разных республик Советского Союза и разных стран знакомятся с сокровищами культуры и искусства, хранящимися в Эрмитаже. Для посетителей организуются многочисленные экскурсии, консультации в залах, лекции и конференции.
Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда в Зимний дворец была доставлена коллекция из двухсот двадцати пяти картин, купленная по распоряжению Екатерины II в Берлине у купца Гоцковского и состоящая преимущественно из произведений голландских и фламандских живописцев. Среди картин был и замечательный «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» работы Франса Хальса. Через несколько лет коллекция картин была размещена в пристроенном к Зимнему дворцу архитектором Валлен-Деламотом здании («Ламотов павильон», или Малый Эрмитаж), но помещения около Висячего сада, в которых находился Эрмитаж, были позднее перестроены.
После покупки в 1764 году первых картин галерея дворца стала быстро расти, чему содействовали русские дипломатические представители в Европе, а также французские друзья императрицы Дидро и Гримм. В 1766 году из Парижа в Петербург было доставлено знаменитое произведение, последнее из творений Рембрандта, «Возвращение блудного сына».
Картинная галерея Зимнего дворца стала значительно пополняться приобретаемыми за границей частными коллекциями. В 1769 году в Дрездене было куплено большое собрание картин саксонского министра Брюля, среди которых — полотно Рубенса «Персей и Андромеда», а в 1772 году Эрмитаж пополнился картинами коллекции Кроза, одного из самых крупных частных собраний Франции. Оно состояло более чем из трёхсот произведений живописи, включая такие перлы мирового искусства, как «Даная» Тициана, «Даная» Рембрандта, «Портрет камеристки» Рубенса. Первый каталог картинной галереи Зимнего двора, изданный в 1774 году, насчитывал две тысячи восемьдесят картин.
Эрмитаж Екатерины II поражал немногочисленных его посетителей роскошью и богатством, и, по отзывам современников, был одной из крупнейших картинных галерей того времени, собравшей произведения прославленных мастеров мировой живописи; приобретались также коллекции рисунков, резных камней, скульптуры. Но все эти сокровища находились в малодоступных залах дворца, и императрица не очень преувеличивала, когда писала Гримму, что шедеврами её Эрмитажа любуются лишь мыши и она сама.
После составления первого каталога наиболее крупным приобретением Эрмитажа была знаменитая коллекция картин из замка Хоутон-Холл премьер-министра Англии лорда Уолполя. Это собрание, состоявшее из ста девяноста восьми произведений разных школ, было продано в 1779 году России наследниками Уолполя. В XVIII веке картинная галерея пополнялась не только приобретением целых собраний, но и путём непосредственных покупок у известных в то время художников. Так поступили картины Грёза, Шардена, Морло, Райта. По заказу Екатерины II английский художник Дж. Рейнольдс, первый президент Королевской академии искусств, написал большую картину «Младенец Геракл, удушающий змей», аллегорически изображавшую молодую Россию.
По мере роста коллекций Эрмитаж занимал пристраиваемые к Зимнему дворцу новые здания, которые сами по себе являются выдающимися памятниками архитектуры. Так, в 1787 году на набережной Невы «в линию» с «Ламотовым павильоном» и Зимним дворцом архитектором Ю. Фельтеном было сооружено строгое монументальное здание — Эрмитаж (с середины XIX в. оно стало называться Старым Эрмитажем). В 1794 году Дж. Кваренги пристроил к Эрмитажу вдоль Зимней канавки специальный корпус, в котором были смонтированы копии фресок лоджий Рафаэля в Ватикане. Ещё ранее, в 1787 году, тем же Кваренги построен Эрмитажный театр. Так вырос ансамбль зданий, занимаемых Эрмитажем сегодня, и являющийся украшением набережной Невы в центре Ленинграда.
Долгое время Эрмитаж был частью дворца, и лишь в начале XIX века он стал приобретать черты музейного учреждения со специальным штатом хранителей. Но право разрешать доступ посетителей осталось за управлением дворца. Тем не менее уже с этого времени Эрмитаж начинает занимать всё более и более значительное место в истории русской культуры. Многие художники и скульпторы первой половины XIX века — Ф. Толстой, К. Брюллов, А. Венецианов, П. Федотов — изучали творения великих мастеров прошлого, находившиеся в Эрмитаже, копировали их, совершенствуя своё мастерство.
В XIX веке картинная галерея Эрмитажа продолжала пополняться. В 1814 году в Зимний дворец было доставлено сто восемнадцать картин из Мальмезонского дворца, купленных у жены Наполеона Жозефины. Среди них — «Снятие с креста» Рембрандта, «Бокал лимонада» Терборха, «Времена суток» (четыре картины) Клода Лоррена. Выросшее собрание картин требовало к себе внимания. Не все полотна были хорошей сохранности и поэтому в 1817 году создаётся «реставраторская школа», просуществовавшая до 1840 года.
Любил Эрмитаж и хорошо знал его Александр Сергеевич Пушкин. Многие картины музея и галерея портретов героев 1812 года в Зимнем дворце нашли отражение в стихах великого поэта. А в 1832 году Пушкин был допущен «с высочайшего разрешения» к библиотеке Вольтера. На листке своей записной книжки поэт сделал рисунок статуи знаменитого французского философа, изваянной Гудоном. В том же году император Николай I категорично повторил указание допускать посетителей в Эрмитаж только в парадном платье.
В 1842-1851 годах по проекту строителя Мюнхенской пинакотеки Л. Кленце было сооружено специальное музейное здание — так называемый Новый Эрмитаж, залы которого отделывались русскими архитекторами и скульпторами, работавшими под руководством В.П. Стасова и Н. Ефимова. Стасов горячо боролся против стремления снести существовавшие здания, против недостатков кленцевского проекта и добился значительного его улучшения. Но всё же главный фасад здания, украшенный скульптурами, оказался обращённым на узкий двор перед павильоном Деламота. Для украшения той части здания, которая выходила на улицу (ныне ул. Халтурина), скульптор А. Теребенев создал монументальный портик с десятью гранитными статуями атлантов (теперь они стали эмблемой Эрмитажа).
В 1852 году состоялось открытие Нового Эрмитажа и, хотя он стал именоваться «Публичным музеумом», уже через год после его открытия Николай I отдал распоряжение о том, чтобы «выдачу билетов для впуска в императорский Эрмитаж и галереи оного производить впредь не от начальников отделений Эрмитажа, а в придворной конторе». Всех посетителей вписывали в особую книгу. И только через сто лет после своего основания, в условиях общественно-политического подъёма в России шестидесятых годов XIX века, Эрмитаж несколько шире раскрыл свои двери.
В 1866-1870-е годы музей пополнился такими выдающимися произведениями, как «Мадонна Лита» прославленного Леонардо да Винчи и «Мадонна Конестабиле» работы молодого Рафаэля.
Теперь уже в залах музея изучали произведения искусства представители нового поколения русских художников — В. Перов, И. Крамской, В. Суриков, И. Репин, — а затем и их ученики. Но всё же В. Стасов (сын архитектора, выдающийся художественный критик), считавший Эрмитаж «самым сильным впечатлением юности», в 1877 году писал, что музей из-за ограниченного доступа не выполняет ещё своего настоящего назначения. Эту неудовлетворённость с горечью разделяли многие передовые русские люди.
Накануне первой мировой войны Эрмитаж посещало до ста тридцати тысяч человек в год, художественная общественность ставила вопрос об организации в залах объяснений посетителям, не имеющим специальной подготовки. Это предложение было отклонено директором. Для разрешения копировать картины в залах Эрмитажа оставалась в силе справка о политической благонадёжности художника. Но, несмотря на противодействие директора, в 1913-1914 годах в музее стали появляться экскурсии рабочих, организованные профсоюзными объединениями по призыву большевистской газеты «Правда». Значительно расширилось также посещение Эрмитажа учащимися.
Только после Великой Октябрьской социалистической революции в жизни Эрмитажа произошёл решительный перелом. С первого дня победы власти Советов, после штурма Зимнего дворца, Эрмитаж, основные ценности которого были эвакуированы (1914 и август 1917 г.) в Москву, стали охранять красногвардейцы с красной повязкой на рукаве. Уже в ноябре 1917 года по инициативе В.И. Ленина при Наркомпросе был создан Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. В 1918 году были приняты декреты об охране исторических памятников и о передаче музеев государству. В Эрмитаж вскоре стали поступать национализированные коллекции художественных ценностей. Часть сотрудников музея и привлечённые к работе молодые учёные, а также энтузиасты научно-просветительной работы откликнулись на призыв партии открыть и сделать доступными для всех трудящихся сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в распоряжении эксплуататоров. В залах Эрмитажа начали устраиваться небольшие временные выставки на материалах, остававшихся в Петрограде. Вместе с тем, сотрудники Эрмитажа и Русского музея обратились к правительству с особым письмом, подписанным А.М. Горьким, а также Н.Я. Марром и другими авторитетными учёными и музейными работниками, в котором излагалась просьба возвратить в Петроград эвакуированные ценности. В январе 1921 года, вскоре после возвращения из Москвы коллекций, были открыты для обозрения двадцать два зала картинной галереи. Но потребовалось ещё много сил и энергии для того, чтобы изменить характер всей работы крупнейшего музея страны; коллекции Эрмитажа стали достоянием народа, созидающего новое общество.
Постепенно Эрмитажу передавались залы Зимнего дворца, великолепного здания, построенного В. Растрелли. Это дало возможность намного расширить музей, развернуть экспозиции, увеличить число хранилищ для вновь поступивших художественных и культурных ценностей.
С начала тридцатых годов в музее началась перестройка всей работы, правильно названная в своё время «социалистической реконструкцией Эрмитажа». Широко открылись двери для молодёжи, которая оживила деятельность музея, приблизила её к требованиям времени. Благодаря активной работе коллектива, Эрмитаж превратился в один из крупнейших в мире музеев истории культуры и стал авторитетным научным центром. Установилась тесная связь с Академией наук СССР и со многими советскими и зарубежными научными учреждениями. В 1935 году в Эрмитаже проходил III Международный конгресс по иранскому искусству и археологии. В стенах Эрмитажа в 1937-1941 годах проводились празднования юбилейных дат, относящихся к истории культуры республик Советского Союза (750-летие грузинского поэта Шота Руставели, 1000-летие армянского народного эпоса «Давид Сасунский», 800-летие со дня рождения азербайджанского поэта Низами, 500-летие основателя узбекской литературы Алишера Навои; отмечалось 100-летие со дня смерти А.С. Пушкина).
В тридцатые-сороковые годы началась реставрация Зимнего дворца и приспособление его к нуждам музея. Вместо сорока двух залов Эрмитажа дореволюционного времени советский Эрмитаж получил возможность постепенно, по мере реставрации помещений, развернуть свои выставки в трёхстах пятидесяти трёх залах. В короткий срок была перестроена и экспозиция музея, в основу которой был положен принцип показа материала по историческим периодам. Благодаря организации в 1925 году научно-просветительного отдела, проводившего активную работу, широко развернулась научно-популяризационная деятельность, в которой приняли участие многие ведущие работники музея.
Были реорганизованы старые отделы и образованы новые. К 1941 году уже оформилась новая структура Эрмитажа, в основном существующая и поныне.
Старейшим отделом музея является отдел западноевропейского искусства, состоящий из картинной галереи (с собранием скульптуры) и отделений гравюр, рисунков и прикладного искусства. Постоянная экспозиция этого отдела занимает в настоящее время сто двадцать пять залов и начинается выставкой прикладного искусства и оружия средневековой Европы XI-XV веков.
В картинной галерее наиболее значительным следует признать собрание памятников искусства Италии XIII-XVIII веков, включающее произведения величайших мастеров прошлого: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Джорджоне, Тициана, Микеланджело. Хорошо представлено в Эрмитаже искусство Нидерландов XV-XVI веков, Фландрии XVII века и Голландии XVII-XVIII веков. В залах этого раздела выставки развешаны строгие картины Рогира фан дер Вейдена, Луки Лейденского, роскошные полотна Рубенса и ван Дейка, великолепные небольшие картины голландских мастеров XVII-XVIII веков, а один зал занят величественными произведениями Рембрандта и художников его школы. Эрмитажные собрания испанской живописи содержат выдающиеся картины Эль Греко, Веласкеса и Мурильо. В пятидесяти двух залах размещена выставка живописи, скульптуры и прикладного искусства Франции XV-XX веков, экспонируются произведения Луи Ленена, Пуссена, Клода Лоррена, Ватто, Шардена, а также прекрасная коллекция картин импрессионистов (Моне, Сислея, Писсарро, Ренуара), постимпрессионистов (Сезанна, Гогена), художников XX века — Матисса, Пикассо, Марке. Посетитель Эрмитажа может ознакомиться с искусством Германии XV-XX веков, Англии XVII-XIX веков, Австрии XVIII-XIX веков, Швеции и Дании XVIII века, Бельгии и Финляндии XX века. За последние годы в Эрмитаж поступили произведения Ренато Гуттузо, Ганса Грундига и Рокуэлла Кента. Многие картины и рисунки Эрмитажа нередко экспонируются на временных международных выставках. Только за последние два-три года Эрмитаж отправлял свои материалы в социалистические страны, а также в Италию, Францию, Англию, Швецию, Федеративную Республику Германии, Канаду, Японию. В свою очередь в залах Эрмитажа организуются выставки искусства зарубежных стран, что является одной из важных форм международного культурного обмена и укрепляет культурное содружество народов мира.
Наряду с живописью Эрмитаж с XVIII века приобретал и скульптуру, среди которой «Скорчившийся мальчик» Микеланджело, статуя Вольтера работы Гудона, произведения Фальконе и Кановы. Залы картинной галереи украшены художественными каменными вазами, преимущественно выдающимися произведениями русских мастеров. Отдел западноевропейского искусства располагает большим и прекрасно подобранным собранием рисунков прославленных художников разных школ (Дюрера, Рубенса, Гварди, Клуэ, Дюмустье, Калло, Манэ). В отделе рисунков хранятся также чертежи и рисунки петербургских архитекторов: Кваренги, Камерона, Тома де Томона, А. Воронихина и других. Собрание гравюр и эстампов насчитывает более полумиллиона листов. Из своих запасов отдел западноевропейского искусства постоянно выделяет экспонаты для республиканских, областных и краевых музеев Советского Союза.
Отдел искусства античного мира принадлежит к старейшим отделам Эрмитажа. В нём хранится коллекция античной скульптуры, среди которой прекрасные римские портреты I века до н.э. — III века н.э. и статуя Венеры Таврической, купленная ещё при Петре I. Один из залов целиком занят расписными вазами, замечательные образцы которых находятся и в других залах отдела. Большой интерес представляют археологические коллекции из Италии, характеризующие этрусскую культуру, богатые материалы из раскопок в Северном Причерноморье, из городов Ольвии, Нимфея, Херсонеса. Великолепные предметы прикладного искусства, частью выставленные в Особой кладовой Эрмитажа, добыты при раскопках древних курганов ещё в прошлом веке. В настоящее время экспозиция отдела искусства античного мира пополняется материалами раскопок ежегодных экспедиций Государственного Эрмитажа и Академии наук СССР.
В 1920 году в Эрмитаже был создан отдел истории культуры народов Востока, организатором которого явился академик И.А. Орбели. Только в советском музее мог возникнуть такой отдел, свидетельствующий о признании нашими учёными большого вклада в мировую культуру народов всех стран. В отдел Востока вошли древности Египта, Вавилонии и Ассирии. Созданы крупные выставки по истории культуры Турции, Ирана, Индии, Китая, Японии и других стран, показывающие влияние стран Востока на мировую культуру. Особенно богато представлены материалы сасанидского Ирана и Византии. Крупнейшие достижения советских археологов в деле изучения советского Востока показаны в анфиладе залов, посвященных Кавказу и Средней Азии. Там можно видеть коллекции памятников из раскопок урартской крепости VII века до н.э. Тейшебаини (Кармир-Блур), из согдийского города Пенджикента и дворца в Варахше, из древнего Хорезма, из монастыря Кара-Тепе у Термеза. Эрмитаж принимает деятельное участие в этих раскопках в содружестве с Академией наук СССР и республиканскими Академиями наук. Многие из крупнейших исследований на Кавказе и в Средней Азии были начаты по инициативе Эрмитажа. Республикам советского Востока Эрмитаж помогал налаживать музейную и археологическую работу, готовил кадры молодых учёных. Отдел Востока справедливо считается одним из крупнейших центров советского востоковедения.
В 1931 году образован отдел истории первобытной культуры, экспозиция которого показывает постепенное развитие на территории нашей страны древней культуры, начиная с каменного века. Всемирную известность приобрела коллекция памятников скифского искусства из золота, хранящаяся в Особой кладовой. Золотые обкладки ножен коротких мечей-акинаков из раскопок на Кубани и в районе Херсона отражают влияние древневосточного искусства, а великолепный олень, украшавший некогда щит, является типичным образцом скифского стиля. Не меньший интерес представляют и греческие изделия, найденные в скифских курганах преимущественно IV века до н.э. и изготовленные для скифов. К их числу относятся серебряная амфора из Чертомлыка и золотой гребень из кургана Солоха, электровый сосуд из кургана Куль-Оба. Многие замечательные предметы этой коллекции хранятся в Эрмитаже более ста тридцати лет. Большое собрание золотых изделий, найденных в курганах Сибири, поступило в Эрмитаж из знаменитого музея — Кунсткамеры Петра I.
Обращают на себя внимание памятники древнего искусства VI-III веков до н.э., обнаруженные в курганах горного Алтая, где условия вечной мерзлоты сохранили предметы из ткани, войлока и кожи. Отдел истории первобытной культуры в тесном содружестве с Институтом археологии Академии наук СССР, республиканскими и областными музеями ведёт раскопки в различных местах Советского Союза.
К старейшим отделам Эрмитажа, связанным с возникновением музея, относится отдел нумизматики, в котором хранится одна из лучших в мире коллекций монет, медалей и орденов разных времён и народов. Этот отдел, располагающий кадрами крупнейших нумизматов, ведёт большую научную и консультативную работу.
Самым молодым из научных отделов Эрмитажа является отдел истории русской культуры, организованный в 1941 году. Выставки этого отдела знакомят посетителей с культурой славян, древнерусских городов, Московской Руси, эпохи Петра I. Большая выставка посвящена русской культуре XVIII и XIX веков. В экспозицию отдела входят Малахитовый зал и Малая столовая, где в ночь с 7 на 8 ноября 1917 года было арестовано буржуазное Временное правительство, а также парадные залы Зимнего дворца, включая Галерею Отечественной войны 1812 года, Малый тронный (Петровский) и Большой тронный (Георгиевский) залы. Экспедиции отдела истории русской культуры ведут большую работу по собиранию памятников древней русской культуры в центральных и северных районах РСФСР.
Для сохранения музейных ценностей, их консервации и научной реставрации в Эрмитаже издавна существовала мастерская по реставрации картин, объединявшая лучших в этой области специалистов-реставраторов, а затем (уже после Октябрьской революции) были созданы мастерские для реставрации и других музейных экспонатов.
В истории Эрмитажа один из периодов заслуживает особого внимания. Это годы Великой Отечественной войны. В исключительно короткий срок, в течение недели, в Свердловск было эвакуировано около полумиллиона ценнейших памятников искусства и культуры. В работе по эвакуации Эрмитажу помогли ленинградцы, друзья музея, воины Советской Армии, моряки Балтийского флота.
Бесценные коллекции были полностью сохранены и 8 ноября 1945 года тысячи ленинградцев пришли в Эрмитаж на открытие первых залов любимого музея. В короткий срок были реставрированы залы Эрмитажа, особенно сильно пострадавшего в дни блокады, а затем закончены ремонт и реконструкция всего Зимнего дворца. Расширены были также и экспозиции, открыты новые постоянные выставки, в частности, посвящённая истории русской культуры. К 1950 году Эрмитаж был полностью восстановлен. В последующие годы продолжалась интенсивная научная жизнь, развивалась издательская деятельность музея.
Много внимания уделялось научной, научно-просветительной работе музея и расширению реставрационных мастерских. Отдел реставрации и консервации обладает теперь прекрасно оборудованными мастерскими и лабораториями, в которых были возвращены к жизни многие замечательные памятники искусства и культуры.
В Эрмитаже применяются и разрабатываются новые методы консервации и реставрации музейных ценностей, постоянно даются консультации по этим вопросам, и многие реставраторы музеев страны проходят в нем стажировку. Большим событием в жизни Эрмитажа была Международная конференция по вопросам реставрации и консервации, состоявшаяся в музее в 1963 году.
Много нового появилось в послевоенный период и в работе научно-просветительного отдела. Значительно расширилась тематика экскурсий и лекций. Успешно работают университет искусства и курсы по истории искусства. Всё чаще организуются массовые культпоходы в музей рабочих и служащих ленинградских предприятий и учреждений. Из года в год расширяется работа со школьниками.
Посетитель Эрмитажа не всегда замечает большой труд его сотрудников, направленный на научную обработку коллекций, установление автора или места изготовления художественных произведений, на расшифровку древних текстов. Вся эта работа наряду с созданием обобщающих трудов по истории искусства и культуры является важнейшей задачей коллектива музейных работников, изучающих и экспонирующих величайшие памятники человеческого гения, непреходящее культурное наследие прошлого, связанное с прогрессивным развитием культуры.
В октябре 1964 года, в связи с 200-летием со дня основания и за большие заслуги коллектива музея в художественном воспитании трудящихся, Советское правительство наградило Государственный Эрмитаж орденом Ленина.
Сохраняя, изучая и пропагандируя ценности мировой культуры, знакомя посетителей с выдающимися памятниками культурного наследия прошлого, Эрмитаж служит делу просвещения и эстетического воспитания нашего народа. Советский Эрмитаж широко открыл тяжёлые двери своих подъездов, долго остававшиеся закрытыми, стал подлинно народным музеем и сделал доступными народу сокровища, хранившиеся в нём на протяжении двух веков.
Б.Б. Пиотровский
наверх |