главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Тайна золотой маски. Каталог выcтавки в Гос. Эрмитаже. Санкт-Петербург, 21 апреля — 3 сентября 2009 г. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2009. [ каталог выcтавки ]

Тайна золотой маски.

Каталог выcтавки в Гос. Эрмитаже.
Санкт-Петербург, 21 апреля — 3 сентября 2009 г.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2009. 204 с. ISBN 978-5-93572-350-7

 

Содержание

 

Введение. — 5

 

А.М. Бутягин. Вокруг маски. — 7

О.В. Шаров. Погребение с золотой маской. — 17

М.Ю. Трейстер. Посуда и предметы утвари из серебра и бронзы. — 43

О.В. Горская. Сокровища загадочной могилы. — 63

Р.С. Минасян, Е.А. Шаблавина. Техника изготовления вещей из погребения Рескупорида. — 77

Я.В. Френкель. Бусы из стекла и природных материалов керченского «Погребения с золотой маской» 1837 г. — 97

 

Список сокращений. — 116

Каталог [ №№1-59 ]. — 117

Библиография. — 180

Summary. — 201

 

 

 

 

 


 

[ стр. 1: ]

Памяти Нины Залмановны Куниной — настоящего археолога, учёного и хранителя.

 


 

[ Введение. ]   ^

 

Золотая маска по праву считается символом древней тайны. Редкий фильм о спрятанных сокровищах и затерянных могилах обойдется без золотой маски. Это не удивительно. Современный человек хочет взглянуть в лицо своим далёким предкам, поэтому маски всегда привлекают внимание людей: они одновременно и скрывают лицо древнего человека, и показывают его нам. А какой материал достойнее, чем золото? Золотые маски сияют сейчас так же ярко, как в тот день, когда их положили в могилы, заставляя вновь и вновь вглядываться в черты лиц давно умерших вождей и царей.

 

В собрании Государственного Эрмитажа хранятся всего три золотые маски, относящиеся к разным эпохам, хотя и найденные относительно близко друг от друга. Самой замечательной из них, без всякого сомнения, является маска из так называемой гробницы Рескупорида. [1] Её открытие пришлось на самый первый этап развития российской археологии, которая взросла на сокровищах из погребений в курганах и могильниках Южной России. Именно находки в Керчи, в районе древней столицы Боспорского царства Пантикапей, где был в 1830 г. исследован богатый драгоценными вещами курган Куль-Оба, побудили императора Николая I вложить значительные средства в раскопки древностей. Через семь лет он посетил Керчь, чтобы своими глазами увидеть те места, откуда в залы Императорского Эрмитажа доставляли древние сокровища. В этот момент и показала своё лицо золотая маска. Нашедший её археолог Антон Ашик утверждал, что маска лежала на лице погребённой царицы, тело которой было усыпано золотыми пластинами. Такая картина не могла не поразить воображение императора, и маска заняла почётное место в императорской коллекции.

 

Конечно, учёных сразу же заинтересовал вопрос — кем была эта царица? Почему на её лицо была положена маска (ведь больше таких масок в Керчи не было найдено нигде)? Со времени находки маски прошло уже 170 лет, но вопросов не стало меньше, наоборот, — появлялись новые и новые. Кто был похоронен в могиле — царь или всё-таки царица? К какому времени относится это погребение? Почему вещи, которые Ашик нашёл там, относятся к разному времени?

 

На этой выставке мы хотим впервые представить зрителям все вещи из «погребения с золотой маской» вместе — так, как они поступили в коллекцию музея, чтобы каждый мог оценить великолепие погребения, показанного Антоном Ашиком императору. Поскольку дискуссия, посвящённая «гробнице Рескупорида», ещё далека от завершения, в книге будет дано слово нескольким учёным, которые выскажут свои мнения о вещах из погребения и о всём погребении в целом.

 

В разных культурах погребальные маски делали из разных материалов, придавали им различную форму, окрашивали, инкрустировали, использовали в качестве масок забрала воинских шлемов. Для того, чтобы вы могли оценить всё богатство древней традиции, на выставке кроме трёх золотых погребальных масок представлены ещё несколько, — происходящие из Египта, Сибири и половецкого захоронения. Взгляните в лицо древности!

 

 

[1] Имя этого царя пишется как Рескупорид, так и Рискупорид. На блюде из «погребения с золотой маской» оно написано через греческую букву η, которая традиционно транскрибируется в русском языке как «е».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки