главная страница / библиотека / обновления библиотеки
С.С. Миняев«Социальная планиграфия» погребальных памятников сюнну.// Проблемы археологии скифо-сибирского мира (социальная структура и общественные отношения). Тезисы всесоюзной археологической конференции. Часть I. Кемерово: КемГУ. 1989. С. 114-117.
1. На ранних этапах своей истории сюнну (хунну) как и другие скотоводческие племена Центральной Азии имели предельно простое общественное устройство. «У них нет деления на высших и низших, сильные становятся вождями, а слабые подчиняются им», — отмечал один их ханьских чиновников. Развитие производительных сил общест- ва привело в конце III в. до н.э. к усилению сюнну и завоеванию ими огромных пространств на востоке степного пояса. Эти события обусловили и дальнейшее совершенствование общественной структуры сюннуского общества, вступившего на рубеже III-II вв. до н.э. в новый этап своего развития.
2. По данным письменных источников, в это время общество сюнну имело явно выраженный ранговый характер. На вершине социальной лестницы находился шаньюй (верховный вождь), который имел неограниченную власть и правил, опираясь на своих приближённых и родственников. Последние занимали наиболее важные посты в социальной структуре, владели самыми крупными уделами и командовали собственными военными отрядами. Командиры отдельных звеньев таких отрядов также занимали привилегированное положение в обществе.
3. Усложнение социальной структуры общества сюнну опосредованно отразилось и в археологическом материале. Анализ сюннуских захоронений показал, что их можно разделить на несколько групп, значительно отличающихся друг от друга по степени сложности погребальных конструкций и богатству инвентаря. Эти группы не связаны с половозрастной структурой населения или локально-временными особенностями развития сюннуской культуры, а отражают именно социальную стратификацию общества сюнну (Миняев, 1985, 1988). Наиболее сложные по устройству и крупные по размерам захоронения сооружались для шаньюев и высшей сюннуской знати; такие захоронения отличаются и богатством инвентаря. С населением, стоявшим на более низких социальных ступенях, связаны более простые по конструкции и бедные по инвентарю могилы.
4. Исследования последних лет позволили наметить определённую систему в размещении погребений различных социальных слоёв на площади сюннуских могильников, которую условно можно назвать «социальной планиграфией». Наиболее отчётливо особенности этой системы проявляются в Дырестуйском могильнике, где к настоящему времени раскопано около 100 захоронений. Погребения могильника расположены группами, обособленными друг от друга расстоянием в несколько десятков или сотен метров, Раскопки нескольких групп сплошной площадью выявили все объекты, составляющие группы (курганы; грунтовые захоронения без внешних признаков; погребения жертвенных животных; ямы различного назначения) и позволили определить их взаимное расположение.
5. В каждой группе выявилась отчётливая тенденция к расположении захоронений комплексами, различными по структуре и планигра- фии. Композиционным центром каждого комплекса является курган с намогильной каменной кладкой. Вокруг него располагаются остальные захоронения комплекса, не имеющие, как правило, внешних признаков, более простые по конструкции и более бедные по инвентарю. Выявлено несколько вариантов размещения таких «сопроводительных» захоронений по отношению к кладке центрального кургана: 1) по одному захоронению у северного, восточного и южного углов; 2) одиночные захоронения у юго-западного угла; 3) от одного до трёх погребений у юго-восточного угла.
При наличии в группе нескольких комплексов всегда выделяется основной, центральное и сопроводительные захоронения которого богаче аналогичных захоронений в других комплексах.
6. Во всех случаях в центре комплексов захоронены взрослые мужчины и женщины. Погребенные в сопроводительных могилах относятся к трём возрастным группам: 1) младенцы; 2) дети и подростки; 3) молодые лица не старше 20-25 лет. На черепе одного из погребённых (подросток 10-12 лет) обнаружены следы насильственной смерти (отверстие ромбовидной формы на черепе от удара колющим оружием). Молодой возраст погребённых в других сопроводительных могилах позволяет предположить и их насильственную смерть.
Если это предположение справедливо, то можно заключить, что захоронения в каждом комплексе совершались одновременно, что в целом соответствует сообщениям письменных источников: «любимые слуги и наложницы следуют за умершим в могилу».
7. Систему размещения сюннуских захоронений, последовательно образующих погребальные комплексы, группы из разных комплексов, могильники из нескольких групп и могильные поля из нескольких могильников можно реконструировать, кроме Дырестуйского могильника, в на других памятниках сюнну (Миняев, 1985). В намеченной системе расположения сюннуских погребений различных рангов опосредованно отражены социальные реалии сюннуского общества. Именно поэтому изучение этой системы наряду с использованием сведений письменных источников существенно расширяет возможности реконструкции социальных отношений у сюнну во II-I вв. до н.э.
8. Для реализации этих возможностей планиграфическим особенностям сюннуских погребальных памятников следует уделить особое внимание. Для этого необходимо раскапывать погребальные комплексы и группы захоронений сплошной площадью, что позволит выявить объекты, входящие в систему групп, но не имеющие признаков на современной дневной поверхности.
Не исключено, что при раскопках сплошной площадью аналогичную систему размещения захоронений можно будет выявить и в памятниках других скотоводческих племён, социальная структура которых была близка или аналогична сюннуской.
наверх |