главная страница / библиотека / обновления библиотеки
С.С. МиняевК топографии курганных памятников сюнну.// Железный век Кавказа, Средней Азии и Сибири. / КСИА. Вып. 184. М.: 1985. С. 21-26.
Курганные погребения [1] — наиболее массовый вид археологических памятников сюнну. К настоящему времени из нескольких тысяч курганов на территории Монголии и Забайкалья их раскопано немногим более 200, почти все они ограблены. Чтобы извлечь максимально полную информацию, свойственную погребальному обряду как археологическому источнику, [2] необходимы полевые исследования, спланированные с учётом особенностей сюннуских погребальных памятников, в первую очередь их топографии.
Некоторые черты внешней топографии курганных могильников сюнну уже отмечались в литературе. [3] Как правило, такие могильники расположены в горных распадках, вдалеке от крупных рек. Внутренняя же топография, т.е. размещение погребений на площади могильного поля, не рассматривалась, так как принято считать, что сюннуские курганы расположены бессистемно. Такое представление приводит к выборочным раскопкам, [4] что значительно снижает ценность полученного материала.
Особенности расположения сюннуских курганов проявляются при сравнении наиболее крупных из известных сейчас могильных полей сюнну в горах Ноин-Ула (к северу от Улан-Батора) и Баин-Цзурхэ (к северу от Кяхты), насчитывающих более 300 курганов каждое. Оба поля размещаются на водоразделах Селенги и её притоков, в распадках горных массивов, господствующих над окружающей местностью. На площади могильных полей зафиксировано несколько могильников, находящихся неподалеку друг от друга, но отделённых невысокими горными хребтами. В Ноин-Уле — Судзуктэ, Гуджиртэ и Цзурумтэ, в 3 км друг от друга; в Баин-Цзурхэ — в падях Ильмовая, Черёмуховая и Суджи, в 1,5-2 км друг от друга. [5]
Расположение курганов на площади перечисленных могильников даёт возможность наметить ряд закономерностей. Рассмотрим вначале внутреннюю топографию наиболее крупных из них — в падях Ильмовая (Баин-Цзурхэ) и Судзуктэ (Ноин-Ула). Оба могильника находятся в горных распадках, по дну которых протекали небольшие, ныне пересохшие речки. Судзуктэ насчитывает около 100 курганов, Ильмовая падь — свыше 200. [6] Как в одной, так и в другой пади могильники занимают обширные северные склоны, которые разделены руслами сухих ручьёв на три участка. Курганы расположены примерно поровну на восточном, центральном и западном участках. Это обстоятельство, видимо, не случайно: особенности рельефа использованы, возможно, для того, чтобы подчеркнуть обособленность погребений каждого участка. В пользу такого предположения говорит совпадение этой топографической детали в обоих рассматриваемых могильниках (рис. 1).
На площади каждого участка как в Ильмовой пади, так и в Судзуктэ находится ряд более мелких курганных групп, отделённых друг от друга на сравнительно ровной поверхности склонов значительным расстоянием, иногда в несколько сот метров (рис. 1).
Другие могильники в Баин-Цзурхэ и Ноин-Уле по внутренней топографии аналогичны наиболее крупным — они также разделяются на обособленные группы. В пади Суджи их отмечено пять групп, около 10 курганов в каждой; [7] в Черёмуховой пади курганы расположены более компактно, однако и здесь можно наметить ряд групп, в частности, чётко обособленную восточную (рис. 2). Ноинулинский могильник Гуджиртэ, как и Судзуктэ, разделён на три участка, на каждом из которых находится несколько курганных групп. [8]
В Ильмовой пади на восточном и центральном участках группы состоят, как правило, из большого и расположенных рядом с ним меньших курганов. [9] На западном участке могильника зафиксированы пока только малые курганы, также стоящие группами на расстоянии нескольких десятков или даже сот метров друг от друга. Отсутствие здесь групп с большими курганами ещё раз подчёркивает, вероятно, преднамеренную обособленность участков Ильмовой пади. В Судзуктэ большие курганы тоже сосредоточены на центральном и восточном участках, тогда как на западном зафиксирован лишь один большой курган (рис. 1).
В пади Суджи, как и на западном участке Ильмовой пади, больших курганов нет, группы состоят здесь из «рядовых» погребений сюнну, отмеченных на поверхности каменной кладкой округлой формы. Подробное описание могильников Гуджиртэ и Цзурумтэ отсутствует, поэтому дать характеристику находящихся здесь курганов трудно.
Более мелкие курганные могильники сюнну, насчитывающие 20-30 погребений, расположены также в небольших распадках, которые открываются устьем к долине реки и по абсолютным отметкам находятся значительно ниже, чем крупные могильные поля. Однако по внутренней топографии такие могильники как бы копируют отдельные участки более крупных памятников. Так, например, могильники в падях Царам и Ур-
Рис. 3. Схематический план погребений, раскопанных Ю.Д. Талько-Гринцевичем в Дырестуйском култуке. Восстановлен автором по описанию Талько-Гринцевича.(Открыть Рис. 3 в новом окне)
гун-Худуй занимают небольшие распадки, открытые в долину Селенги, соответственно в 6 и 2 км от реки. Оба насчитывают около 20 погребений, среди которых выделяется несколько больших курганов. В пади Царам такие курганы расположены на расстоянии друг от друга и окружены меньшими. [10]
Небольшие могильники, где представлены только «рядовые» погребения с округлой каменной кладкой (Бурдун, Эдуй, Липовское), также разделяются на несколько групп, обособленных расстоянием. Аналогичным образом расположены погребения и в Дырестуйском култуке, где в излучине Джиды находится по существу три отдельных могильника, расстояние между которыми 1,5-2 км. [11] Погребения каждого могильника, отмеченные на поверхности редкой каменной кладкой, разделяются на несколько групп и расположены всего лишь в нескольких метрах от воды (рис. 3), занимая самое низкое (по отметкам абсолютных высот) положение по отношению к остальным могильникам.
Таким образом, вопреки существующим представлениям, во внутренней топографии сюннуских курганных могильников можно наметить определённую систему, выраженную в расположении курганов обособленными группами и последовательном объединении этих групп в более крупные памятники. Одна группа (7-10 погребений) может составить отдельный могильник. Несколько групп, отделенных расстоянием, образуют как небольшие памятники (20-30 погребений), так и могильники средней величины (60-70 погребений). Крупные могильники состоят как бы из нескольких средних, разделённых рельефом или расстоянием. Наиболее чётко намеченная система прослеживается на примере могильных полей сюнну, которые последовательно делятся на могильники, участки могильников и курганные группы. [12]
Отдельно стоящие курганы, зафиксированные практически в каждом могильнике, были, возможно, основой незавершённых курганных групп.
Вероятно, намеченная система была связана с требованиями погребальной практики сюнну. Не исключено, что эти требования опосредованно отражали сложную внутреннюю структуру сюннуского общества, фрагментарные сведения о которой имеются в письменных источниках. [13] Подробно обосновать это предположение пока трудно. На основе имеющегося материала можно лишь дать краткую характеристику составляющих группы погребений и высказать ряд предположений.
Суммарные данные по всем могильникам позволяют выделить два варианта курганных групп: 1) с большим курганом и окружающими его меньшими; 2) из однотипных небольших курганов. В группах первого варианта наблюдаются различия не только в размерах, но и в устройстве внутримогильного и надмогильного сооружений, а также в инвентаре погребений. Надмогильные сооружения больших курганов представлены квадратной каменной кладкой высотой 0,8-1 м, с юга к ней примыкает трапециевидный шлейф, отмечающий на поверхности дромос, который ведёт в глубокую (до 14-16 м) яму, перегороженную на всю глубину несколькими продольными и одной поперечной перегородками из камня. Средние размеры кладки 20×20 м при средней длине дромоса 15 м. Внутримогильное сооружение — камера из брёвен в семь-восемь венцов (иногда её заменял накатник в несколько рядов брёвен), где находится сруб в два-три венца, а в срубе — гроб из досок. Расположенные рядом меньшие курганы отмечены на поверхности каменной кладкой округлой формы диаметром 8-10 м и высотой 0,4-0,5 м. Средняя глубина ямы 3-4 м. Внутримогильное сооружение — сруб в два-три венца, в котором находится гроб. В некоторых курганах, имеющих небольшую (5-6 м) округлую кладку, внутримогильное сооружение состоит из одного гроба, помещённого в неглубокую (1,5-1,4 м) яму.
При существенной разнице в устройстве внутри- и надмогильных сооружений рассматриваемые типы курганов во всех могильниках объединяют одинаковая поза погребённых и ориентировка: вытянуто на спине; северный сектор (90% случаев).
Несмотря на ограбленность почти всех погребений, можно установить, что инвентарь больших курганов, наиболее сложных по конструкции, значительно богаче и разнообразнее: часто встречаются изделия из драгоценных металлов и различные импортные предметы. Особо отметим в инвентаре больших курганов символы власти: печати, бронзовые жезлы, флаги и вымпелы, а также детали колесниц.
Курганы с квадратной кладкой, дромосом и тройной погребальной камерой сооружались для высшей сюннуской знати — шаньюев и их приближённых. Об этом свидетельствует ряд фактов, детально разобранных в литературе. [14] Можно предположить, что менее сложные по конструкции погребения со сравнительно бедным инвентарём сооружались для групп населения, стоявших на более низких ступенях социальной лестницы. В таком случае в планировке курганных групп с большим курга- ном в центре и окружающими его меньшими «рядовыми» погребениями опосредованно отражены основные социальные градации сюннуского общества. Такую систему расположения курганов условно можно назвать «социальной топографией».
Ряд деталей, выявленных при раскопках курганной группы в Ильмовой пади, позволяет предположить, что большой и малые курганы располагались в определённом порядке. В центре группы — характерный большой курган (54) с квадратной каменной кладкой, дромосом и могильной ямой, перекрытой на глубине 7 м накатником из продольных и поперечных брёвен; на дне ямы — обложенный камнем сруб, а внутри него — гроб. Погребение ограблено, однако, судя по отдельным находкам (бронзовый жезл, розетки для обивки гроба, ленты золотой фольги, ткани нескольких видов), [15] инвентарь кургана 54 был богатым и разнообразным, соответствующим инвентарю курганов такого типа.
У юго-западного и юго-восточного углов этого кургана, справа и слева от дромоса, находились два погребения, простых по конструкции и бедных по инвентарю. Погребение 54а (у юго-западного угла) отмечено на поверхности каменной кладкой округлой формы диаметром 6 м. В яме глубиной 1,4 м — гроб из досок, в нём — погребённый молодого возраста. У юго-восточного угла большого кургана (справа от дромоса) находилось погребение 546, практически не отмеченное на поверхности. В яме глубиной 1,5 м, наполовину заложенной камнями, стоял гроб, в котором находилось неграбленое погребение подростка. На его ногах были путы из железной цепочки. [16] Это обстоятельство, а также возраст погребённого позволяют предположить, что он умер насильственной смертью.
Расположение простых по конструкции и бедных по инвентарю погребений по углам большого кургана, справа и слева от дромоса, повторяется, видимо, и в других группах. Так, у юго-западного угла большого кургана 55 (аналогичного кургану 54), слева от дромоса, вскрыто погребение 55а, отмеченное на поверхности каменной кладкой диаметром 6 м; в яме глубиной 1,5 м находился деревянный гроб. [17] Это погребение однотипно с погребением 54а.
Приведённые наблюдения показывают, что при размещении погребений на площади курганной группы соблюдались, вероятно, определённые планировочные принципы, которые пока не могут быть охарактеризованы подробно из-за недостатка материала — ни одна из курганных групп не раскопана полностью. Рядом с большим курганом могли находиться и другие погребения, связанные с ним в одну систему. Недавние раскопки в Ноин-Уле показали, что на площади курганной группы в межкурганном пространстве располагались жертвенные или поминальные комплексы. В пади Судзуктэ вокруг одного из больших курганов обнаружены неглубокие ямы, обставленные камнями; в ямах — кости лошади или детали сбруи, иногда сосуды. [18]
Группы второго варианта, где нет больших курганов, образуют могильники, погребения которых отмечены на поверхности однотипными каменными кладками округлой формы. Внутримогильные сооружения в этих погребениях представлены либо двойной камерой (гроб в срубе — Черёмуховая падь, Суджи), либо гробом (Дырестуй). Погребения в гробах значительно беднее по инвентарю, чем погребения в двойной камере: нет импортных зеркал и лакированной посуды, оружия и доспехов из железа, предметов из драгоценных камней. Могильники, состоящие из таких групп, находятся по отметкам абсолютных высот гораздо ниже, чем другие курганные памятники сюнну. Возможно, такие различия в инвентаре и внешней топографии опосредованно отражают сложную внутреннюю структуру сюннуского общества. Более подробно группы с «рядовыми» погребениями пока не могут быть охарактеризованы: ни одна из них не раскопана полностью. Отметим интересные, хотя и фрагментарные (из-за ограбленности могил), половозрастные определения погребённых в Черёмуховой пади, [19] где произвольно раскопана примерно четвёртая часть погребений. [20] В курганах, составляющих, возможно, одну группу (48- 51 и 59), погребены мужчина и женщина (оба — Maturus), юноша, ребёнок пяти-шести лет и престарелая женщина. В курганах 61 и 62, расположенных рядом друг с другом, но относящихся, безусловно, к другой предполагаемой группе, зафиксированы останки мужчины (Maturus), а также девушки и молодой женщины. Последние, по определению Н.Н. Мамоновой, родные сёстры, были погребены в гробу, разделённом продольной перегородкой. [21] Приведённые половозрастные определения позволяют предположить, что в курганных группах из «рядовых» могил могли быть похоронены мужчины и женщины разного возраста, представляющие различные поколения, в ряде случаев это могли быть близкие родственники.
Намеченная в статье система расположения курганов в сюннуских могильниках должна пройти проверку новыми материалами. Следует уделить особое внимание внутренней топографии, изучать погребения не выборочно, а курганные группы — полностью. Курганные группы необходимо вскрывать сплошной площадью, чтобы выявить объекты, входящие в систему групп, но практически не отмеченные на поверхности. В существовании таких объектов убеждает погребение 546 в Ильмовой пади, которое в комплексе с погребением 54а указывает на обычай захоронения лиц молодого возраста у входа в погребальную камеру больших курганов. [22] Почти не фиксировались на поверхности и жертвенники с останками коней и деталями конской сбруи (символические погребения коней?) в Ноин-Уле. Между тем, эти детали значительно дополняют наши представления о погребальных обычаях сюнну и позволяют наметить связь этих обычаев с погребальным обрядом скотоводческих племён, обитавших в степном поясе Евразии в скифское время.
Полное изучение нескольких курганных групп в разных по величине и внутренней топографии могильниках позволит существенно расширить наши знания о погребальной практике сюнну [23] и сюннуском обществе в целом.
[1] В статье используется традиционный термин «курган», хотя сюннуские погребения отмечены на поверхности лишь невысокой каменной кладкой и не имеют насыпи, характерной для курганов.[2] Алёкшин В.А. Погребальный обряд как археологический источник. — КСИА, 1971, 167, с. 3-9.[3] Талько-Гринцевич Ю.Д. Древние аборигены Забайкалья в сравнении с современными инородцами. — В кн.: Тр. ТКОПОРГО, 1905. СПб., 1906, т. VIII, вып. 1, с. 37; Сосновский Г.П. Дэрестуйский могильник. — ПИДО, 1935, №1/2, с. 173.[4] Коновалов П.Б. Хунну в Забайкалье. Погребальные памятники. Улан-Удэ, 1976, с. 27, 82.[5] Талько-Гринцевич Ю.Д. Суджинское доисторическое кладбище в Ильмовой пади. — В кн.: Тр. ТКОПОРГО. 1898. М., 1899, т. I, вып. 2, с. 2; Он же. Материалы по палеоэтнологии Забайкалья, III. — Там же. М., 1900, т. I, вып. 3, с. 32-44, табл. XII; Краткие отчёты экспедиций по исследованию Северной Монголии. Л., 1925.[6] Козлов П.К. Северная Монголия. Ноин-улинские памятники. — В кн.: Краткие отчёты..., с. 1; Сосновский Г.П. Раскопки Ильмовой пади. — СА, 1946, VIII, с. 51.[7] Талько-Гринцевич Ю.Д. Материалы по палеоэтнологии Забайкалья, III, с. 60.[8] Эрдели И. Раскопки в Ноин-Уле. — ААН, 1962, t. 14, р. 231.[9] Сосновский Г.П. Раскопки Ильмовой пади, с. 51, 52.[10] Талько-Гринцевич Ю. Д. Материалы по палеоэтнологии Забайкалья, VII. — В кн.: Тр. ТКОПОРГО, 1903. СПб., 1904, т. VI, вып. 2, с. 8-12.[11] Талько-Гринцевич Ю.Д. Материалы по палеоэтнологии Забайкалья, VI. — В кн.: Тр. ТКОПОРГО, 1901. М., 1902. т. IV, вып. 2, с. 26.[12] Известные сейчас могильные поля состоят из трёх могильников, а самые крупные из этих могильников делятся на три участка. Деление на три части, возможно, характерно для сюннуских могильников (выше упоминалась трёхчастная структура Гуджиртэ и Дырестуя).[13] Таскин В.С. Материалы по истории сюнну. М., 1973, вып. 2, с. 12.[14] Бернштам А.Н. Гуннский могильник Ноин-Ула и его историко-археологическое значение. — В кн.: Изв. АН СССР, сер. ООН, .1937, №4, с. 947; Он же. Очерк истории гуннов. Л., 1951, с. 32-41.[15] Коновалов П.Б. Раскопки кургана в Ильмовой пади. — АО 1975 г. М., 1976, с. 247, 248.[16] Коновалов П.Б. Хунну в Забайкалье..., с. 63-70.[17] Там же, с. 70.[18] Доржсурэн Ц. Раскопки могил хунну в Ноин-Уле на р. Хуни-Гол. — В кн.: Монгольский археологич. сб. М., 1962, с. 40.[19] Мамонова Н.Н. К антропологии гуннов Забайкалья. — В кн.: Расогенетические процессы в этнической истории. М., 1974, с. 111-123.[20] Мамонова Н.Н., Тугутов Р.Ф. Раскопки гуннского могильника в Черёмуховой пади. — В кн.: Археологич. сб. БКНИИ. Улан-Удэ, 1959, с. 74; Коновалов П.Б. Хунну в Забайкалье..., с. 80-130. На плане П.Н. Рябова, опубликованном Коноваловым, отмечено 22 раскопанных погребения, тогда как в тексте книги говорится лишь о 20. Ср.: Коновалов П.Б. Хунну в Забайкалье..., с. 50, с. 82.[21] Коновалов П.Б. Хунну в Забайкалье..., рис. 99.[22] Письменные источники сообщают о погребении со знатными лицами «любимых слуг» (Таскин В.С. Материалы по истории сюнну. М., 1968, вып. 1, с. 40), что не обнаружено при исследовании курганов сюннуской знати. Это противоречие объясняется, возможно, тем, что таких «слуг» хоронили не в одной яме со знатным лицом, а в расположенных рядом небольших могилах, как это зафиксировано в Ильмовой пади.[23] Так, не исключено, что крупные могильные поля типа Ноин-Улы или Баин-Цзурхэ являются кладбищами группировок сюннуской знати. Такие группировки обозначены в источниках термином «син» (фамилия): Лань (Люанди), Хуянь, Сюйбу и др. (Таскин В.С. Материалы..., вып. 1, с. 40). Если это предположение справедливо, то сравнительный анализ археологических материалов поможет, вероятно, точнее определить характер таких группировок.
наверх |