главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
Рис. 1. Планы могильников. Слева — в Судзуктэ (по И. Эрдели, 1962, рис. 3); справа — в Ильмовой пади (по съёмке В.П. Шилова). а — курганы с дромосом и кладкой квадратной формы: б — курганы с округлой каменной кладкой.(Открыть Рис. 1 в новом окне) |
Рис. 2. План могильника в Черёмуховой пади(по съёмке П.Н. Рябова).Заливкой отмечены раскопанные курганы.(Открыть Рис. 2 в новом окне) |
гун-Худуй занимают небольшие распадки, открытые в долину Селенги, соответственно в 6 и 2 км от реки. Оба насчитывают около 20 погребений, среди которых выделяется несколько больших курганов. В пади Царам такие курганы расположены на расстоянии друг от друга и окружены меньшими. [10]
Небольшие могильники, где представлены только «рядовые» погребения с округлой каменной кладкой (Бурдун, Эдуй, Липовское), также разделяются на несколько групп, обособленных расстоянием. Аналогичным образом расположены погребения и в Дырестуйском култуке, где в излучине Джиды находится по существу три отдельных могильника, расстояние между которыми 1,5-2 км. [11] Погребения каждого могильника, отмеченные на поверхности редкой каменной кладкой, разделяются на несколько групп и расположены всего лишь в нескольких метрах от
воды (рис. 3), занимая самое низкое (по отметкам абсолютных высот) положение по отношению к остальным могильникам.
Таким образом, вопреки существующим представлениям, во внутренней топографии сюннуских курганных могильников можно наметить определённую систему, выраженную в расположении курганов обособленными группами и последовательном объединении этих групп в более крупные памятники. Одна группа (7-10 погребений) может составить отдельный могильник. Несколько групп, отделенных расстоянием, образуют как небольшие памятники (20-30 погребений), так и могильники средней величины (60-70 погребений). Крупные могильники состоят как бы из нескольких средних, разделённых рельефом или расстоянием. Наиболее чётко намеченная система прослеживается на примере могильных полей сюнну, которые последовательно делятся на могильники, участки могильников и курганные группы. [12]
Отдельно стоящие курганы, зафиксированные практически в каждом могильнике, были, возможно, основой незавершённых курганных групп.
Вероятно, намеченная система была связана с требованиями погребальной практики сюнну. Не исключено, что эти требования опосредованно отражали сложную внутреннюю структуру сюннуского общества, фрагментарные сведения о которой имеются в письменных источниках. [13] Подробно обосновать это предположение пока трудно. На основе имеющегося материала можно лишь дать краткую характеристику составляющих группы погребений и высказать ряд предположений.
Суммарные данные по всем могильникам позволяют выделить два варианта курганных групп: 1) с большим курганом и окружающими его меньшими; 2) из однотипных небольших курганов. В группах первого варианта наблюдаются различия не только в размерах, но и в устройстве внутримогильного и надмогильного сооружений, а также в инвентаре погребений. Надмогильные сооружения больших курганов представлены квадратной каменной кладкой высотой 0,8-1 м, с юга к ней примыкает трапециевидный шлейф, отмечающий на поверхности дромос, который ведёт в глубокую (до 14-16 м) яму, перегороженную на всю глубину несколькими продольными и одной поперечной перегородками из камня. Средние размеры кладки 20×20 м при средней длине дромоса 15 м. Внутримогильное сооружение — камера из брёвен в семь-восемь венцов (иногда её заменял накатник в несколько рядов брёвен), где находится сруб в два-три венца, а в срубе — гроб из досок. Расположенные рядом меньшие курганы отмечены на поверхности каменной кладкой округлой формы диаметром 8-10 м и высотой 0,4-0,5 м. Средняя глубина ямы 3-4 м. Внутримогильное сооружение — сруб в два-три венца, в котором находится гроб. В некоторых курганах, имеющих небольшую (5-6 м) округлую кладку, внутримогильное сооружение состоит из одного гроба, помещённого в неглубокую (1,5-1,4 м) яму.
При существенной разнице в устройстве внутри- и надмогильных сооружений рассматриваемые типы курганов во всех могильниках объединяют одинаковая поза погребённых и ориентировка: вытянуто на спине; северный сектор (90% случаев).
Несмотря на ограбленность почти всех погребений, можно установить, что инвентарь больших курганов, наиболее сложных по конструкции, значительно богаче и разнообразнее: часто встречаются изделия из драгоценных металлов и различные импортные предметы. Особо отметим в инвентаре больших курганов символы власти: печати, бронзовые жезлы, флаги и вымпелы, а также детали колесниц.
Курганы с квадратной кладкой, дромосом и тройной погребальной камерой сооружались для высшей сюннуской знати — шаньюев и их приближённых. Об этом свидетельствует ряд фактов, детально разобранных в литературе. [14] Можно предположить, что менее сложные по конструкции погребения со сравнительно бедным инвентарём сооружались для групп населения, стоявших на более низких ступенях социальной лестницы. В таком случае в планировке курганных групп с большим курга-
ном в центре и окружающими его меньшими «рядовыми» погребениями опосредованно отражены основные социальные градации сюннуского общества. Такую систему расположения курганов условно можно назвать «социальной топографией».
Ряд деталей, выявленных при раскопках курганной группы в Ильмовой пади, позволяет предположить, что большой и малые курганы располагались в определённом порядке. В центре группы — характерный большой курган (54) с квадратной каменной кладкой, дромосом и могильной ямой, перекрытой на глубине 7 м накатником из продольных и поперечных брёвен; на дне ямы — обложенный камнем сруб, а внутри него — гроб. Погребение ограблено, однако, судя по отдельным находкам (бронзовый жезл, розетки для обивки гроба, ленты золотой фольги, ткани нескольких видов), [15] инвентарь кургана 54 был богатым и разнообразным, соответствующим инвентарю курганов такого типа.
У юго-западного и юго-восточного углов этого кургана, справа и слева от дромоса, находились два погребения, простых по конструкции и бедных по инвентарю. Погребение 54а (у юго-западного угла) отмечено на поверхности каменной кладкой округлой формы диаметром 6 м. В яме глубиной 1,4 м — гроб из досок, в нём — погребённый молодого возраста. У юго-восточного угла большого кургана (справа от дромоса) находилось погребение 546, практически не отмеченное на поверхности. В яме глубиной 1,5 м, наполовину заложенной камнями, стоял гроб, в котором находилось неграбленое погребение подростка. На его ногах были путы из железной цепочки. [16] Это обстоятельство, а также возраст погребённого позволяют предположить, что он умер насильственной смертью.
Расположение простых по конструкции и бедных по инвентарю погребений по углам большого кургана, справа и слева от дромоса, повторяется, видимо, и в других группах. Так, у юго-западного угла большого кургана 55 (аналогичного кургану 54), слева от дромоса, вскрыто погребение 55а, отмеченное на поверхности каменной кладкой диаметром 6 м; в яме глубиной 1,5 м находился деревянный гроб. [17] Это погребение однотипно с погребением 54а.
Приведённые наблюдения показывают, что при размещении погребений на площади курганной группы соблюдались, вероятно, определённые планировочные принципы, которые пока не могут быть охарактеризованы подробно из-за недостатка материала — ни одна из курганных групп не раскопана полностью. Рядом с большим курганом могли находиться и другие погребения, связанные с ним в одну систему. Недавние раскопки в Ноин-Уле показали, что на площади курганной группы в межкурганном пространстве располагались жертвенные или поминальные комплексы. В пади Судзуктэ вокруг одного из больших курганов обнаружены неглубокие ямы, обставленные камнями; в ямах — кости лошади или детали сбруи, иногда сосуды. [18]
Группы второго варианта, где нет больших курганов, образуют могильники, погребения которых отмечены на поверхности однотипными каменными кладками округлой формы. Внутримогильные сооружения в этих погребениях представлены либо двойной камерой (гроб в срубе — Черёмуховая падь, Суджи), либо гробом (Дырестуй). Погребения в гробах значительно беднее по инвентарю, чем погребения в двойной камере: нет импортных зеркал и лакированной посуды, оружия и доспехов из железа, предметов из драгоценных камней. Могильники, состоящие из таких групп, находятся по отметкам абсолютных высот гораздо ниже, чем другие курганные памятники сюнну. Возможно, такие различия в инвентаре и внешней топографии опосредованно отражают сложную внутреннюю структуру сюннуского общества. Более подробно группы с «рядовыми» погребениями пока не могут быть охарактеризованы: ни одна из них не раскопана полностью. Отметим интересные, хотя и фрагментарные (из-за ограбленности могил), половозрастные определения погребённых в Черёмуховой пади, [19] где произвольно раскопана примерно четвёртая часть погребений. [20] В курганах, составляющих, возможно, одну группу (48-
51 и 59), погребены мужчина и женщина (оба — Maturus), юноша, ребёнок пяти-шести лет и престарелая женщина. В курганах 61 и 62, расположенных рядом друг с другом, но относящихся, безусловно, к другой предполагаемой группе, зафиксированы останки мужчины (Maturus), а также девушки и молодой женщины. Последние, по определению Н.Н. Мамоновой, родные сёстры, были погребены в гробу, разделённом продольной перегородкой. [21] Приведённые половозрастные определения позволяют предположить, что в курганных группах из «рядовых» могил могли быть похоронены мужчины и женщины разного возраста, представляющие различные поколения, в ряде случаев это могли быть близкие родственники.
Намеченная в статье система расположения курганов в сюннуских могильниках должна пройти проверку новыми материалами. Следует уделить особое внимание внутренней топографии, изучать погребения не выборочно, а курганные группы — полностью. Курганные группы необходимо вскрывать сплошной площадью, чтобы выявить объекты, входящие в систему групп, но практически не отмеченные на поверхности. В существовании таких объектов убеждает погребение 546 в Ильмовой пади, которое в комплексе с погребением 54а указывает на обычай захоронения лиц молодого возраста у входа в погребальную камеру больших курганов. [22] Почти не фиксировались на поверхности и жертвенники с останками коней и деталями конской сбруи (символические погребения коней?) в Ноин-Уле. Между тем, эти детали значительно дополняют наши представления о погребальных обычаях сюнну и позволяют наметить связь этих обычаев с погребальным обрядом скотоводческих племён, обитавших в степном поясе Евразии в скифское время.
Полное изучение нескольких курганных групп в разных по величине и внутренней топографии могильниках позволит существенно расширить наши знания о погребальной практике сюнну [23] и сюннуском обществе в целом.