главная страница / библиотека / обновления библиотеки
М.П. ЗавитухинаЗолотая статуэтка из Сибирской коллекции Петра I
|
Золотая статуэтка.
|
Золотая статуэтка.
|
двору полностью. Ценно в письме и то, что Мошков по-своему описывает предметы, не копируя Тобольское ведение, но сохраняет при этом порядковые номера последнего. «Перечисление» Мошкова было положено в основу описи, по которой он передавал коллекцию в Кунсткамеру 22 декабря 1727 г. [6] Причём опись Кунсткамеры оказалась более суммарной и упрощённой, чем наименование вещей, данное Мошковым: она уже не содержала порядковых номеров предметов, что затрудняло их отождествление. Мошков называет золотую фигурку «статуйка». Под этим названием она и поступила в Кунсткамеру.
Дальнейшая судьба рассматриваемого нами предмета неотделима от судьбы всего собрания древнего золота. Он вошёл в первый печатный каталог Кунсткамеры, изданный на латинском языке, описан как Icuncula pueri fol 2½. [7] B 1732-1739 гг., когда с коллекций Кунсткамеры делались акварельные рисунки для иллюстрированного издания, [8] статуэтка была зарисована художником, подписавшимся инициалами А.Г. [9] Среди рисовальщиков, работавших в Академии наук в то время, известен Андрей Греков, который, по-видимому, и является автором рисунка. [10] Задуманное иллюстрированное издание не состоялось ввиду того, что медные гравировальные доски были утрачены во время пожара Кунсткамеры в 1747 г., но с части их успели сделать пробные оттиски. Таким образом, кроме рисунков, мы располагаем гравированными изображениями древних золотых изделий. [11]
В 1859 г. по представлению председателя Императорской археологической комиссии графа С.Г. Строганова бóльшая часть золотой коллекции Кунсткамеры была доставлена в Зимний дворец на рассмотрение Александру II, распорядившемуся оставить её в Императорском Эрмитаже. [12] В числе переданных предметов находилась и интересующая нас статуэтка. В Эрмитаже в 90-х гг. Г.Е. Кизерицким сделано её первое научное описание в каталоге, который, к сожалению, остался неопубликованным. [13] По определению Кизерицкого, «статуэтка восточной Афродиты» должна быть датирована не позже IV в. до н.э. При распределении коллекции Кунсткамеры между отделами Эрмитажа она попала в отделение древнего Востока, где и хранится поныне. [14]
Это миниатюрная, слегка уплощённая фигурка женщины, на спине её — ушко для подвешивания. Она отлита из золота, массивная, весом 10,12 г [15] при высоте в 3,4 см, наибольшей ширине 0,9 см и толщине 0,4 см. Обнажённая женщина стоит во фронтальной позе. Крупная по отношению к фигуре голова окружена спереди валиком волос с радиальными насечками, сзади волосы гладкие. Лоб крупный и выпуклый, надбровные дуги резко обозначены,
глаза прикрыты опущенными веками. Лицо с выступающим клинообразным подбородком. Шея короткая и широкая, плечи покатые. Руки согнуты в локтях, правая положена на живот, левая — под грудью. На запястьях валиками показаны браслеты, пальцы рук выделены насечками. Признак женского пола изображён треугольником, заштрихованным прочеканенными, плотно расположенными полосками. Ноги соединены и слегка согнуты в коленях, ступни едва намечены. Со спины фигурка меньше детализирована, но пластически правильно переданы руки, спина, талия, низко опущенные ягодицы. Ноги сзади короткие, разделённые также, как и спереди, продольным желобком. Пропорции фигурки со спины приближаются к детским. Общие очертания и силуэт плавные. Графический чеканный рисунок сочетается с мягкостью моделировки, декоративно дополняя её.
Статуэтка уникальна и не имеет прямых аналогий. Иконографически и стилистически близкие ей вещи можно найти в мелкой пластике Передней и Средней Азии. Ранней по времени аналогией является глиняная статуэтка обнажённой богини, происходящая из ахеменидского слоя в Сузах, дата которого определена Р. Гиршманом V-IV вв. до н.э. [16] Фрагмент глиняной женской статуэтки из Кой-Крылган-Калы (Хорезм) близок эрмитажной золотой фигурке фронтальностью позы, пропорциями и силуэтом. Статуэтка найдена в нижнем слое постройки, относящемся к IV-III вв. до н.э. [17] Наиболее сходна с эрмитажной статуэткой костяная подвеска, найденная в Халчаяне (Северная Бактрия), которую Г.А. Пугаченкова предположительно датирует V-IV вв. до н.э. [18] Художник изобразил стоящую обнажённую женщину с опущенной правой и положенной на грудь левой рукой, с сомкнутыми ногами. У неё массивная голова и большой лоб, короткая шея. Черты лица трактованы более грубо, чем на петровской, но приёмы передачи те же. Лицо обрамлено валиком волос с радиальными насечками, сзади волосы даны нерасчленённой массой. Общие с золотой статуэткой и пластические приёмы, примененные при моделировании фигурки со спины. Халчаянская богиня, так же как и петровская, миниатюрна и имеет на спине отверстие для подвешивания. Таким образом, статуэтки одинаковы и по назначению: они служили амулетами.
Изображение обнажённой женщины, стоящей во фронтальной позе с традиционным расположением рук, с подчёркнутыми признаками пола позволяет отнести фигурку к переднеазиатскому типу богини-матери. [19] Приведенные выше аналогии дают возможность датировать её IV-III вв. до н.э. — временем, когда изображение матери-богини в мелкой пластике Передней и Средней Азии было очень редким.
Рассматриваемая статуэтка по стилю и приёмам исполнения не отличается от других золотых изделий собрания М.П. Гагарина 1716 г., на которых имеются изображения людей: двух пар золотых блях, условно называемых «Отдых в пути» [20] и «Охота в лесу», [21] а также золотой обоймы с изображением всадников, возвращающихся с битвы. [22] Первый инвентаризатор коллекции М.П. Гагарина в Тобольске, по-видимому, знавший историю находки, подчёркивает одновременное совместное нахождение изделий. В этом комплексе много предметов средне- и переднеазиатского происхождения. Золотая статуэтка представляет собой ещё один предмет подобного рода.