главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Сообщения Государственного Эрмитажа. [Вып.] XXVII. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 1966. M.П. Завитухина

Курганный могильник Сростки II на Алтае.

// СГЭ. [ Вып. ] XXVII. Л.: Изд-Во Гос. Эрмитажа. 1966. С. 51-53.

 

На высоком правом берегу р. Катуни у с. Сростки, удалённого на 36 км от г. Бийска в глубь Алтайских предгорий, расположены различные по времени археологические памятники, включая и открытые здесь палеолитические стоянки. Там же находится и могильник эпохи ранних кочевников, называемый Сростки II (в отличие от курганного поля Сростки I, датируемого IX-X вв. н.э.).

 

Могильник состоит из 60 курганов. Они небольшие (диаметр 5-7 м) и едва возвышаются над землей (высота 30-50 см); насыпи сооружены из земли и камня. В 1925 г. было раскопано 6 курганов. [1] Все погребения оказались нарушенными грабителями.

 

Курган 1. Могильная яма размерами 175×85 см. На глубине 235 см открыты кости ребёнка, глиняное пряслице (рис. 1, 8) и в западной части могилы — глиняный сосуд (рис. 2, 3).

 

Курган 2. В могиле размерами 170×110 см на глубине 210 см найдены отдельные кости ребенка, бронзовый стерженёк с расплющенными концами (рис. 1, 7), 2 железные бляшки с петлёй на обороте и обломки железного стержня с отпечатками ткани. В западной части ямы — 2 глиняных сосуда (рис. 2, 1 и 2), донная часть третьего, крестец барана и угли. В южной части могилы над человеком были захоронены 2 верховых коня. От их уздечки остались роговые изделия: 2 псалия (рис. 1, 12 и 16), 2 подвески с двумя перекрестными отверстиями, расположенными в горизонтальном направлении (рис. 1, 9 и 10), аналогичная подвеска, имитирующая клык кабана (рис. 1, 15), 2 пронизи с двумя отверстиями в горизонтальном и вертикальном направлениях (рис. 1, 13 и 14), 2 пронизи-застёжки с продольным отверстием для крепления подбородных ремней (рис. 1, 11 и 17). Удила не сохранились, но судя по окислам на псалиях, они были железные.

 

Курган 3. Могила размерами 170×90 см была обложена брёвнами, части которых прослежены вдоль южной и северной стороны. На глубине 210 см оказались кости мужского скелета. Среди них найдены бронзовая серьга (рис. 1, 4) и бронзовая бляха (рис. 1, 6), в западной части ямы — глиняный сосуд (рис. 2, 4), а выше на глубине 70 см — зубы коня.

 

Курган 4. В могильной яме размерами 160×110 см, глубиной 180 см были обнаружены куски дерева от обкладки стенок, кости мужского скелета, бронзовая бляшка (рис. 1, 2) и обломки железного пластинчатого предмета (ножа?).

 

Курган 5. В могиле размерами 180×90 см на глубине 160 см открыты кости скелета женщины (?). В анатомическом порядке лежала кисть руки. Среди костей — бронзовый туалетный ножичек (рис. 1, 1), бронзовый костылёк (рис. 1, 3) и поясничный позвонок барана.

 

Курган 6. Могила размерами 170×90 см. Куски дерева от стенок встречаются по всей могиле. На глубине 160 см обнаружены кости скелета мужчины и бронзовая подвеска (рис. 1, 5).

 

Курганы настолько разорены грабителями, что ритуал погребения не удаётся установить. Выбирая ценные вещи, грабители всё перерыли в могиле и, вероятно, выбросили многие кости, поэтому скелеты сохранились не полностью. По имевшим первоначальное положение в могиле немногим частям скелета и по наличию глиняных сосудов и костей барана в западном конце могил можно заключить, что умерших хоронили на спине, головой на запад.

 

В погребальном инвентаре встречены как бронзовые, так и железные изделия, но из бронзы изготовлялись главным образом предметы украшения. Они все литые и имеют следы длительного употребления. Железные предметы, в том числе части конской упряжи, к сожалению, дошли до нас в плохо сохранившихся обломках.

 

В курганах предгорного Алтая тканей не найдено, они не сохраняются. Поэтому важна находка глиняного пряслица, указывающего на производство пряжи, и железного стержня с отпечатками ткани. На основании изучения последнего можно сказать, что умерший был одет или завёрнут в шерстяную ткань саржевого переплетения. Ткань тонкая (толщина нитей основы и утка 0,5 мм), но довольно плотная (в 1 кв.см 6 нитей основы и 12 нитей утка). [2]

 

Интересны роговые изделия от конской сбруи. Их можно разделить на 2 убора. Предметы одного из них (рис. 1, 9-12) украшены выполненной в геометрическом стиле резьбой: двумя рядами ровных ромбиков, разделённых валиком; одинаково украшены две подвески и пронизь. Псалий орнаментирован четырьмя валиками на одном конце, на другом — рядом усечённых ромбов. Предметы конской сбруи не были специально

(51/52)

(52/53)

Рис. 1. Вещи из могильника Сростки II.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

Рис. 2. Глиняная посуда из могильника Сростки II.

(Открыть Рис. 2 в новом окне)

 

изготовлены для похорон, так как на них заметны следы стёртости от употребления.

 

Основным материалом для определения времени сооружения могильника Сростки II является глиняная посуда — три кувшина и одна миска. Кувшины вылеплены ленточным способом, хорошо формованы, имеют стенки равномерной толщины. Характерно оформление верхнего края и дна: при окончательной отделке край венчика закруглялся и загибался наружу; на уплощённом дне имеются вмятины от камня, на котором обрабатывались сосуды. Поверхность ангобирована, один кувшин сохранил следы лощения (рис. 2, 3). Миска сделана заметно грубее: она выдавлена из кома глины, дно выпуклое, верхний край прямо срезан.

 

Общим для орнаментации всех кувшинов является ряд бугорков, оттиснутых изнутри палочкой по верхнему краю. Но один дополнительно украшен парой неглубоких ямок между бугорками и двумя рядами налепных валиков с насечками, пространство между которыми заполнено оттисками мелкозубчатого штампа (рис. 2, 2). Другой имеет валик с нарезками и пару подковообразных налепов вокруг отверстий для ременной ручки (рис. 2, 4).

 

Посуда из могильника Сростки II аналогична бытовавшей у племён Верхней Оби во второй половине I тыс. до н.э. Сходство прослеживается как в формах кувшина и миски, так и в орнаментации. Орнамент из бугорков составляет характерный признак верхнеобской керамики; возникнув ещё в позднекарасукское время, он существует в течение всего I тыс. до н.э., причем в более раннее время сосуды украшались богаче и разнообразнее.

 

Сосуды из курганов у с. Сростки имеют немало общего с керамикой могильника Бийск I (II в. до н.э.), но сравнение убеждает в большей древности сросткинских сосудов тщательнее изготовленных и орнаментированных. Кувшины из кургана 3 (рис. 2, 4) и бийского кургана 12 [3] идентичны, однако на последнем сосуде орнамент, нанесённый грубо и небрежно, является пережиточным.

 

Интересно указать также и на Басандайское городище близ Томска. Там среди материалов IV-II вв. до н.э. найдены керамика и бронзовая крестообразная бляха с выпуклостями, аналогичные сросткинским. [4]

 

Особенности рассматриваемой посуды, а также остальной инвентарь погребений позволяют определить место могильника Сростки II в группе переходных памятников от бийского (V-III вв. до н.э.) к берёзовскому этапу (II в. до н.э.) большереченской культуры, выделенных М.П. Грязновым для Верхней Оби. [5]

 

Люди, оставившие сросткинские курганы, вели более подвижный образ жизни по сравнению с осёдлым населением района Верхней Оби, на что указывает захоронение с верховым конём.

 


 

[1] Экспедиция б. Этнографического отдела Государственного Русского музея, возглавляемая С.И. Руденко. Раскопки M.H. Комаровой. Материалы в Эрмитаже, колл. №4386.

[2] Определение произведено научным сотрудником ЛОИА Г.Ф. Коробковой.

[3] М.П. Завитухина. Могильник времени ранних кочевников близ г. Бийска. АС №3, Л., 1961, стр. 96, рис. 2, 6.

[4] Басандайка. Сб. материалов и исследований по археологии Томской области. Труды Томск. Гос. университета им. В.В. Куйбышева и Томск. Гос. Пед. института, 98, Томск, 1947, табл. 10, 7 и табл. 22, №1, 2 и 4.

[5] М.П. Грязнов. История древних племён Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка. МИА №48, М.-Л., 1956, стр. 90.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки