главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции, СПб: 2004 А.И. Торгоев

Звериные образы на ременной гарнитуре Семиречья.

// Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. Материалы тематической научной конференции. СПб: 2004. С. 338-341.

 

Среди найденных в последнее время на городищах Восточной части Чуйской долины (Акбешим, Красная речка) деталях ременной гарнитуры, есть небольшая группа изделий с зооморфным орнаментом. Все изделия датируются в рамках IX — начала XIII в., более точная дата возможна только для некоторых изделий, обнаруженных в комплексах; аналогии с других, близких и отдалённых территорий дают основание для датировки деталей поясных наборов, происходящих из сборов.

 

В данном, предварительном сообщении хотелось бы кратко охарактеризовать имеющийся материал и коснуться вопросов происхождения и эволюции звериных образов на ременной гарнитуре. Рассмотрение семантики звериных образов — тема отдельной работы.

 

Все имеющиеся в коллекции детали ременных гарнитур относятся к продукции местных ремесленников. Производство их сосредотачивалось на местах, они не были предметом импорта. как, например, серебряная посуда. При достаточной близости форм украшений, стиль орнаментации их разнится и поэтому является основным аргументом в пользу выделения той или иной ремесленной традиции, школы ремесленников.

 

Появление звериных образов на металлических украшениях также явление не случайное. Б.И. Маршак заметил важную особенность: «Изменение стиля поясного набора в степях от Центральной Европы до Центральная Азии шло параллельно с изменением стиля посуды» (Маршак 1971. С. 53). По его мнению, «нередко стиль металлических украшений отражает этап в

(338/339)

развитии той или иной школы ремесленников, изготовлявших сосуды, но на украшениях этот этап отделён от предыдущего и последующего, почти лишён развития» (Там же. С. 54). Звери, изображённые на ременных гарнитурах, более всего близки изображениям зверей на металлической посуде. Связь металлических украшений и посуды хорошо заметна в рамках даже одного комплекса, например, кургана 2 Копёнского чаа-таса, где фениксы на накладных бляшках удивительно близки фениксам, изображённым на кувшине.

 

Звери на ременной гарнитуре Семиречья изображены с разной степенью реализма, в разной манере, поэтому все имеющиеся изделия можно распределить по группам, на основе двух основных критериев: реалистичности изображения и близости стиля в изображении животного. Стилистическая близость изображений, вероятно, должна говорить о какой-то близкой дате для вещей в группе. Очевидно, что более ранние экземпляры изображались с большей степенью реализма, так как имеют реальные прототипы в согдийской и китайской металлической посуде, керамике и кое-где даже в раннесредневековой монументальной живописи. Впрочем, группы выделяются с некоторой долей условности. Всего на имеющемся материале можно выделить четыре группы.

 

В группе реалистических изображений (группа А) представлены фигуры горных козлов, хищников (больших кошек) и изображения симметрично противопоставленных рыб и птиц. Реалистическое изображение льва с поднятой передней лапой (Рис., 1) явно восходит к традициям раннесредневекового Согда и Танского Китая. Б.И. Маршак считает, что в Китае этот образ появился благодаря согдийскому влиянию. Изображения противопоставленных рыб и птиц (Рис., 2, 5), часто встречающиеся в искусстве киданей и енисейских кыргызов, но происхождению, безусловно, восходят к китайской традиции. Г.Г. Король отметила, что в китайских воззрениях рыбы и птицы имеют сходную сущность. И некоторые виды рыб в определенные сезоны превращаются в птиц (Кызласов, Король 1990). В Семиречье только рыбы и птицы изображались в зеркальном противопоставлении.

 

Изображения горных козлов (Рис., 3, 4) некоторые исследователи связывают с репликами искусства скифо-сибирского звериного стиля. Однако прямая преемственность в данном случае, по-видимому, невозможна, так как в эпоху великого переселе-

(339/340)

ния народов (гунно-сарматское, гуннское время) изображения зверей встречаются крайне редко, в орнаменте начинают господствовать геометрические мотивы. В тюркское время «звериный стиль» снова появляется, но, как верно заметила Г.Г. Король, источники его формирования были уже иными.

 

Следующая группа изделий (В) представлена изображениями животных выполненных с меньшим реализмом (Рис., 6-11). Скорее всего, это местная переработка и копирование (с утратой реалистичности) уже знакомых образов, виденных на более высококачественных изделиях и посуде. Очевидно, что развитие средневекового «звериного стиля» идёт по пути постепенной утраты реализма в изображениях животных, происходит процесс стилизации, доведения образа животного до знака, тамги.

 

Схематичные изображения животных (группа С; рис., 12-14), выполненные в стилизованной манере, находят мало аналогий в искусстве средневековых кочевников и должны относится уже к Караханидскому времени (XI — начало XIII в.).

 

Особняком стоит группа D, включающая изображения больших кошачьих хищников (Рис., 15-17), напоминающих изделия, известные в тюхтятской культуре Минусинской котловины (Кызласов, Король 1990). Но семиреченские изображения менее реалистичны, части тела животных изображены как бы в «расчленённом» виде — отделёнными друг от друга. Иногда голова животного может быть повернута назад, и хвост изображён в виде расщеплённой пальметты. Под изображением встречается рельефный фигурноскобчатый элемент, явно имитирующий прорезь. Эти изделия по своему стилю не находят прямых аналогий вне пределов Семиречья и являются изделиями, выполненными уже в местной традиции. Фигурноскобчатый элемент в нижней части изделия также не встречался ранее и не находит аналогий в других культурах. Отмеченные детали позволяют говорить о том, что эти изделия относятся уже к изделиям местных ремесленников, но знакомых с традицией орнаментации центральноазиатских кочевников. К этой же группе, вероятно, следует относить и единственное изображение груженого верблюда (Рис., 18), под ногами которого также изображён фигурноскобчатый элемент. Точно датировать изделия этой группы трудно, так как они пока не встречены в комплексах; предварительно эта группа (по формам изделий) может датироваться в пределах

(340/341)

XI-XII вв. и, возможно, сосуществует с сильно стилизованными изображениями группы С.

 

Изделия с изображениями животных встречаются во много раз реже, чем изделия без орнаментации или с орнаментацией растительного или геометрического характера. Стиль реалистических изображений близок к изделиям ремесленников Согда, Танского Китая, енисейских кыргызов и киданей. Но, вероятно, уже к X-XI вв. у семиреченских ремесленников на базе привнесенных традиций вырабатывается особый стиль в изображении животных (изделия группы D).

Изображения животных на ременной гарнитуре из Семиречья: 1, 3-17 — городища Ак-Бешим и Красная речка, коллекция A.M. Камышева; 2 — городище Красная речка, усадьба 7а.

(Открыть Рис. в новом окне)

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки