главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Вып. 3. Материалы III Междунар. науч. конф. (Улан-Батор, 5-9 сентября 2012 г.). Т. 2. Улан-Батор: Изд-во Монг. гос. ун-та. 2012. А.Н. Толкацкий

Историография кыргызской культуры Алтая.

// Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Вып. 3. Улан-Батор: 2012. Т. 2. С. 454-457.

 

За всю историю изучения археологических памятников Алтая было обнаружено 19 памятников кыргызской культуры, в большинстве своём это курганные группы, отдельные курганы, единичные находки. Помимо работ по выявлению и фиксации этих объектов проводятся их исследования направленные на систематизацию и анализ полученных данных.

 

В 1979 г. Д.Г. Савиновым проделан первый опыт по обобщению находок «кыргызского облика» из могильников Яконур и Узунтал-ХIII. Эти памятники были отнесены им к IX-X вв. (Савинов, 1979, с. 161-167). В 1983 г. И.Л. Кызласовым были опубликованы находки из кыргызских курганов Ак-Таша. Он включил в круг кыргызских памятников X-XII вв. памятники: Ак-Таш (оглахтинский период малиновского этапа аскизской культуры), Чарыш, Яконур, Сростки (эйлигхемский период малиновского этапа аскизской культуры) (Кызласов, 1983, с. 74).

 

Основная концепция по периодизации культуры енисейских кыргызов представлена в работах Д.Г. Савинова, который выделил основные этапы её развития. Территория Горного Алтая рассматривается исследователем как алтайский вариант кыргызской культуры в эпоху «великодержавия» (Савинов, 1984, с. 171-174; 2005, с. 257-262, 269-270). Он отмечает, что все погребения енисейских кыргызов на Горном Алтае — подкурганные, без каких-либо конструктивных элементов, напоминающих сооружения типа чаа-тас. В отличие от Тувы они не образуют культурной целостности, возможно, это объясняется немногочисленностью находившегося здесь кыргызского населения, вступившего в близкие контакты с «алтае-телескими» тюрками (Савинов, 1984, с. 172). Факт сосуществования кыргызов на Алтае с местными «телескими» тюрками подтверждается и руническими надписями Мендур-Соккона, в одной из которых сказано: «Он тюрк...», а в другой — «Мой старший брат ... герой и знаменитый киргиз» (Баскаков, 1966, с. 80-81).

 

В 1980 году Ю.С. Худяковым высказано предположение о том, что алтайский вариант кыргызского комплекса вооружения по своему типовому составу обнаруживает самую тесную связь с паноплией кыргызов Минусы и Тувы, которая состояла из развитых средств защиты и нападения, и соответствовала не столько лёгкой, средней, но и тяжёлой коннице (Худяков, 1980, с. 131-137).

 

В 1994 году Савиновым были подтверждены ранее высказанные гипотезы о распространении культуры енисейских кыргызов на запад — в Горный Алтай. Он утверждает то, что несмотря на малочисленность памятников кыргызов здесь, можно утверждать что территория практически полностью вошла в сферу влияния кыргызов (Савинов, 1994, с. 174-176).

 

В 1990 г., Ю.С. Худяковым были обобщены материалы кыргызской культуры, найденные в Горном Алтае (Худяков, 1990, с. 168). Им была представлена схема эволюции кыргызской культуры, выделено два периода: эпоха великодержавия (IX-X вв.), памятники: Яконур (курган №1, 4), Узунтал и эпоха сууктэр (XI-XII вв.), памятники: Ак-Таш, Куях-Танар. Данная периодизация базировалась на анализе предметного комплекса. На основе анализа этих данных был сделан вывод о том, что в XI-XII вв. кыргызы продолжали населять Горный Алтай, и их культура сохранила все черты своеобразия, не смешавшись с кимакской, памятников которой не обнаружено (Худяков, 1990, с. 34). Также им были исследованы вопросы о пребывании кыргызов на Алтае в последующих работах (Худяков, 1991; 1993; 1995).

(454/455)

 

Ю.С. Худяковым был рассмотрен предметный комплекс из памятников кыргызов XI-XII вв. н.э. в Горном Алтае (Худяков, 2001, с. 163). Был сделан вывод о том, что в целом предметный комплекс из памятников кыргызов IX-XII вв. в Горном Алтае типичен для кыргызской культуры этого периода по всей территории её распространения. Его отличает меньшее видовое и типологическое разнообразие предметов, отсутствие богатой орнаментации и серебряной аппликации на сбруйных накладках. По мнению автора, памятники, исследованные в Горном Алтае, принадлежали рядовому населению, воинам из немногочисленных кыргызских отрядов и членам их семей. В данный период эта территория оставалась периферией Кыргызского государства (Худяков, 2001, с. 170).

 

На археологическом комплексе Чинета-II расположение кыргызских курганов в центральной части памятника рядом с почти синхронными им сросткинскими позволило А.А. Тишкину, П.К. Дашковскому, В.В. Горбунову говорить об относительно мирном сосуществовании обеих групп населения (Тишкин, Дашковский, Горбунов, 2005, с. 146). Этот тезис подтверждается и при рассмотрении курганных групп Гилёво-I-IV, где на одном поле соседствуют погребения сросткинской и кыргызской культур (Могильников, 2002, с. 123). В.А. Могильников, зафиксировавший в северо-западных предгорьях кремации, относил их к кыргызским захоронениям и выделил две группы объектов — раннюю (рубеж VIII-IX — середина IX вв.) и позднюю (конец IX — 1-я половина X вв.) (Могильников, 2002, с. 136). Подобная ситуация с расположением кыргызских захоронений наблюдается и в Горном Алтае. По всей видимости, население тюркской и родственной им сросткинской культур воспринималось кыргызами не враждебно. Не исключены и союзнические отношения.

 

Имеющиеся в настоящее время материалы по кыргызской культуре позволили А.А. Тишкину и В.В. Горбунову выделить два этапа её развития: яконурский (2-я половина IX — 1-я половина X вв.; памятники: Яконур (к. №1 — Е, F, G), Узунтал-ХIII, Кара-Коба-I (к. №31, 47), Бийке (к. №21), Коргон (к. №8), Чинета-II (к. №10-13), Кок-Эдиган, Бажынты, Гилево) и ак-ташский (2-я половина X — XI вв.; памятники: Ак-Таш (к. №9, 27), Яконур (к. №4), Чинета-II (к. №1, впуск.), Куях-Танар, Усть-Кан, Кам-Баин) (Тишкин, Горбунов, 2005, с. 158, 163).

 

А.А. Тишкиным была предпринята попытка радиоуглеродного датирования памятника Чинета-II. Из курганов №10, 12 были взяты образцы. В итоге эти памятники были датированы 2-ой половиной IX — началом XI вв. (Тишкин, 2007, с. 214).

 

Оборонительное (панцирные пластины с памятника Гилёво-III) и наступательное (наконечники стрел и ножи, кинжалы с памятников Бажынты, Кок-Эдиган, Коргон-I, Чинета-II, Яконур, Ак-Таш) оружие кыргызов, в составе комплекса вооружения населения Алтая в III-XIV вв., рассматривается в трудах В.В. Горбунова (Горбунов, 2003; 2006). Он предполагает, что комплекс вооружения кыргызов в Лесостепном и Горном Алтае может быть условно поделён на два рода войск: лёгкая и средняя конница (Горбунов, 2006, с. 92).

 

Как видно из всего вышесказанного, помимо раскопочных работ проводятся и исследования направленные на систематизацию и анализ полученных данных, применяются современные методы картографирования и обследования (радиоуглеродный анализ) известных объектов кыргызской культуры. В основном материалы по кыргызской культуре на Алтае рассматривались обычно суммарно как свидетельства экспансии кыргызов в юго-западном направлении. Несмотря на относительную немногочисленность памятников кыргызов на Алтае, тем не менее, приведённые данные позволяют определить основные тенденции изучения обозначенной проблематики. Среди приоритетных направлений можно выделить такие как разработка периодизационных схем кыргызской культуры, характеристика

(455/456)

этнополитической ситуации в регионе, реконструкция социально-экономических отношений и комплекса мировоззренческих представлений кочевников. В связи с этим, необходимо продолжить дальнейшие работы по изучению памятников кыргызской культуры на Алтае, которые позволят получить новые данные, которые позволят в дальнейшем значительно расширить наши представления о сложных культурогенетических процессах, протекавших на территории Южной Сибири в эпоху средних веков.

 

Список литературы.   ^

 

Баскаков Н.А. Три рунические надписи из с. Мендур-Соккон Горно-Алтайской АО // Сообщения Государственного университета. — №6. — Спб. [Л.], 1966. — С. 80-81.

Горбунов В.В. Военное дело населения Алтая в III-XIV вв. Часть I: Оборонительное вооружение (доспех). — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2003. — 174 с.

Горбунов В.В. Военное дело населения Алтая в III-XIV вв. Часть II: Наступательное вооружение (оружие). — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006. — 232 с.

Горбунов В.В., Дашковский П.К., Тишкин А.А. Взаимодействие средневековых кочевников в северо-западной части Горного Алтая (по материалам памятника Чинета-II) // Проблемы историко-культурного развития древних и традиционных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий. —Томск: Издательство ТГУ, 2005. — С. 145-147.

Кызласов И.Л. Аскизская культура Южной Сибири X-XIV вв. // Свод археологических источников. — М, 1983. — Вып. Е3-18.

Могильников В.А. Кочевники северо-западных предгорий Алтая в IX-XI веках. — М: Наука, 2001. — 360 с.

Савинов Д.Г. Памятники енисейских кыргызов в Горном Алтае // Вопросы истории Горного Алтая. — Горно-Алтайск, 1979. — Вып. 1.

Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. — Л., 1984. — 200 с.

Савинов Д.Г. Государства и культурогенез на территории Южной Сибири в эпоху средневековья. — Кемерово: Изд-во КемГУ, 1994. — 215 с.

Тишкин А.А., Горбунов В.В. Комплекс археологических памятников в долине р. Бийке (Горный Алтай). — Барнаул: Издательство АлтГУ, 2005. — 200 с.

Тишкин А.А. Создание периодизационных и культурно-хронологических схем: исторический опыт и современная концепция изучения древних и средневековых народов Алтая. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007. — 356 с.

Худяков Ю.С. Кыргызы в Горном Алтае // Проблемы изучения древней и средневековой истории Горного Алтая. — Горно-Алтайск, 1990. — С. 186-201.

Худяков Ю.С. Кыргызы на Алтае и в Западной Сибири // Источники по средневековой истории Кыргызстана и сопредельных областей Средней и Центральной Азии. — Бишкек, 1991. — С. 71-79.

Худяков Ю.С., Кочеев В.А. Проблемы культурогенеза кыргызов на территории Алтая и Прииртышья // Культурно-генетические процессы в Западной Сибири. — Томск, 1993.

Худяков Ю.С. Енисейские кыргызы на Алтае и в Прииртышье // Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур. — Новосибирск, 1995. — С. 50-56.

Худяков Ю.С. Предметный комплекс из памятников кыргызов в XI-XII вв. Горном Алтае // Алтай и сопредельные территории в эпоху средневековья. — Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. — С. 161-172.

 

Summary (c. 456-457)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки