А.В. Тиваненко
Древнее наскальное искусство Бурятии. Новые памятники.
// Новосибирск: 1990. 208 с. ISBN 5-02-029370-9
[ аннотация: ]
В монографии рассматриваются памятники древнего наскального искусства, обнаруженные в 70-80-х гг. в долине Селенги и её притоков, на побережье Байкала и в Восточных Саянах. На основе полученных данных по-новому решаются проблемы географического распространения, датировки и дешифровки, функционального назначения петроглифов. Делается попытка этнической корреляции памятников и установления среди них собственно бурятских и тунгусских наскальных рисунков. Приводятся сведения о раскопках древних жертвенных приношений. Широко применяются сравнительные историко-этнографические и фольклорные материалы.
Книга рассчитана на археологов, искусствоведов, историков и религиоведов.
Оглавление
Глава I. Проблемы поиска и фиксации памятников древнего наскального искусства Бурятии. — 5
Глава II. Краткие сведения о новых памятниках древнего изобразительного искусства. — 10
Глава III. Новые данные о географии распространения «степных» петроглифов Бурятии. — 50
Глава IV. Датировка «селенгинских» писаниц Забайкалья. — 54
Глава V. Проблема дешифровки петроглифов бронзового века Забайкалья и Восточной Монголии. — 67
Глава VI. «Таёжные» писаницы Бурятии. — 75
Глава VII. Новые средневековые петроглифы Байкала и Западного Забайкалья. — 82
Глава VIII. Неисследованные пиктографы Восточных Саян. — 87
Глава IX. Писаницы Бурятии как культовые комплексы древних племён Забайкалья. — 92
Заключение. — 101
Примечания. — 103
Приложение [Рис. 1-95]. — 112
Введение. ^
Среди многочисленных археологических памятников Бурятии петроглифы занимают особое место. Посреди широких степей и на склонах лесистых гор эффектные скальные останцы с древними изображениями являются неотъемлемой и характерной частью забайкальского ландшафта. Наскальные рисунки в основном встречаются в долине р. Селенги и её притоков, на побережье оз. Байкал, а также в гольцах Восточных Саян.
По специфике изображений, техническим приёмам нанесения рисунков, датировке петроглифы подразделяются на «селенгинские», «кяхтинские», «таёжные» или «лесные», «средневековые». Их относят к числу наиболее важных источников по изучению духовной культуры древних племён Забайкалья. Как справедливо подчёркивал А.П. Окладников, сюжеты наскальных изображений — это своеобразное «окно в исчезнувший мир». [1] Именно через петроглифы можно ближе подойти к познанию мировоззрения древних охотников, рыболовов, скотоводов и лесных собирателей, получить ответы на те вопросы, которые невозможно решить при изучении таких археологических объектов, как могильники и поселения. В настоящей работе показано, что наскальные рисунки можно считать и памятниками древнейшей пиктографической письменности (раннешаманской иконографики), а сами петроглифы, т.е. скалы с древними изображениями, — культовыми местами былых племён и народов.
Петроглифы Бурятии привлекали к себе внимание различных исследователей ещё с начала XVIII в. Однако на раннем этапе изучения памятников древнего наскального искусства материалы о них практически не публиковались, если не считать кратких упоминаний в работах Н.В. Кирилова и А.К. Кузнецова на рубеже XIX-XX вв. [2] Есть, правда, отрывочные сведения об интересе декабриста Н.А. Бестужева (середина XIX столетия) к писаным скалам долины р. Селенги, но рукописи его статей пока не найдены. [3] К тому же времени относятся исследования петроглифа в Восточных Саянах П.А. Кропоткина и А.А. Ломоносова, но этот древний объект является, скорее всего, памятником эпиграфики. [4]
В советское время изучением наскального искусства Бурятии занимались В.В. Попов, Г.П. Сергеев, Э.Р. Рыгдылон, П.П. Хороших, Г.Л. Ленхобоев, Р.Ф. Тугутов, М.Ф. Косарев, П.Н. Рябов и
(3/4)
особенно А.П. Окладников, который совместно с В.Д. Запорожской впервые издал двухтомную монографию, [5] являющуюся до сих пор настольной книгой петроглифоведов Забайкалья.
С 1975 г. по совету А.П. Окладникова автор настоящего исследования занимается петроглифами Бурятии. В составе объединённой историко-археологической экспедиции Бурятского института общественных наук Бурятского научного центра СО АН СССР и Министерства культуры Бурятской АССР, а позже археологической экспедиции Этнографического музея народов Забайкалья автору удалось посетить не только все 88 ранее известных петроглифов края, но и обнаружить более 100 новых местонахождений, многие из которых легли в основу серии предыдущих публикаций [6] и настоящей книги.
Академик А.П. Окладников с живым интересом следил за поисками новых петроглифов Бурятии, давал советы, изучал древние изображения как по снятым калькам и эстампажам, так и непосредственно на месте. [7]
Публикуя свод новых петроглифов Западного Забайкалья, мы отошли от традиции давать помимо описания памятника подробную характеристику каждой композиции или отдельного рисунка, ибо считаем, что в таком трудном деле, как дешифровка смысла древних изображений, нельзя навязывать читателю своё понимание исходного материала, в данном случае конкретных рисунков, так как ни один исследователь не гарантирован от ошибочного мнения. Объективнее будет отсылать читателя непосредственно к рисункам скалькированных изображений, чтобы он сам дал им оценку в меру своей профессиональной подготовленности.
В нашу задачу входило показать на примере новых памятников сложный и богатый мир древних петроглифов Западного Забайкалья. Новый фактический материал позволил не только уточнить и пересмотреть существующие положения, но и по-новому решить проблемы географии распространения, датировки и дешифровки памятников Бурятии, высказать идею, что эти петроглифы являются культовыми комплексами древних племён от эпохи неолита до этнографической современности.
Надеемся, что данная публикация вызовет интерес и найдёт практическое применение как источник по изучению духовной культуры древних племён края.
(/103)
Введение.
Примечания. ^
[3] Тиваненко А.В. Археологические увлечения Н.А. Бестужева // Сибирь и декабристы. — Иркутск, 1987 [1988]. — №5.
[7] Письма А.П. Окладникова (личный архив автора). См. также: Тиваненко А.В. Фонд академика А.П. Окладникова в Этнографическом музее народов Забайкалья. — Улан-Удэ, 1986.
(/207)
Список сокращений. ^
АО — Археологические открытия
БИОН — Бурятский институт общественных наук СО АН СССР
БМНИИК — Бурят-Монгольский научно-исследовательский институт культуры СО АН СССР
ВСОРГО — Восточно-Сибирский отдел Русского географического общества
ИИМК — Институт истории материальной культуры АН СССР
ЛОИА — Ленинградское отделение Института археологии АН СССР
НИИК — Научно-исследовательский институт культуры (г. Улан-Удэ)
НИИКЭ — Научно-исследовательский институт культуры и экономики ( г. Улан-Удэ)
РГО — Русское географическое общество
РО — Рукописный отдел
СОРГО — Сибирский отдел Русского географического общества
|