● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.В. ТиваненкоДревнее наскальное искусство Бурятии. Новые памятники.// Новосибирск: 1990. 208 с. ISBN 5-02-029370-9
[ аннотация: ] В монографии рассматриваются памятники древнего наскального искусства, обнаруженные в 70-80-х гг. в долине Селенги и её притоков, на побережье Байкала и в Восточных Саянах. На основе полученных данных по-новому решаются проблемы географического распространения, датировки и дешифровки, функционального назначения петроглифов. Делается попытка этнической корреляции памятников и установления среди них собственно бурятских и тунгусских наскальных рисунков. Приводятся сведения о раскопках древних жертвенных приношений. Широко применяются сравнительные историко-этнографические и фольклорные материалы. Книга рассчитана на археологов, искусствоведов, историков и религиоведов.
Оглавление
Введение. — 3
Глава I. Проблемы поиска и фиксации памятников древнего наскального искусства Бурятии. — 5Глава II. Краткие сведения о новых памятниках древнего изобразительного искусства. — 10Глава III. Новые данные о географии распространения «степных» петроглифов Бурятии. — 50Глава IV. Датировка «селенгинских» писаниц Забайкалья. — 54Глава V. Проблема дешифровки петроглифов бронзового века Забайкалья и Восточной Монголии. — 67Глава VI. «Таёжные» писаницы Бурятии. — 75Глава VII. Новые средневековые петроглифы Байкала и Западного Забайкалья. — 82Глава VIII. Неисследованные пиктографы Восточных Саян. — 87Глава IX. Писаницы Бурятии как культовые комплексы древних племён Забайкалья. — 92
Заключение. — 101Примечания. — 103Приложение [Рис. 1-95]. — 112Список сокращений. — 207
Введение. ^
Среди многочисленных археологических памятников Бурятии петроглифы занимают особое место. Посреди широких степей и на склонах лесистых гор эффектные скальные останцы с древними изображениями являются неотъемлемой и характерной частью забайкальского ландшафта. Наскальные рисунки в основном встречаются в долине р. Селенги и её притоков, на побережье оз. Байкал, а также в гольцах Восточных Саян.
По специфике изображений, техническим приёмам нанесения рисунков, датировке петроглифы подразделяются на «селенгинские», «кяхтинские», «таёжные» или «лесные», «средневековые». Их относят к числу наиболее важных источников по изучению духовной культуры древних племён Забайкалья. Как справедливо подчёркивал А.П. Окладников, сюжеты наскальных изображений — это своеобразное «окно в исчезнувший мир». [1] Именно через петроглифы можно ближе подойти к познанию мировоззрения древних охотников, рыболовов, скотоводов и лесных собирателей, получить ответы на те вопросы, которые невозможно решить при изучении таких археологических объектов, как могильники и поселения. В настоящей работе показано, что наскальные рисунки можно считать и памятниками древнейшей пиктографической письменности (раннешаманской иконографики), а сами петроглифы, т.е. скалы с древними изображениями, — культовыми местами былых племён и народов.
Петроглифы Бурятии привлекали к себе внимание различных исследователей ещё с начала XVIII в. Однако на раннем этапе изучения памятников древнего наскального искусства материалы о них практически не публиковались, если не считать кратких упоминаний в работах Н.В. Кирилова и А.К. Кузнецова на рубеже XIX-XX вв. [2] Есть, правда, отрывочные сведения об интересе декабриста Н.А. Бестужева (середина XIX столетия) к писаным скалам долины р. Селенги, но рукописи его статей пока не найдены. [3] К тому же времени относятся исследования петроглифа в Восточных Саянах П.А. Кропоткина и А.А. Ломоносова, но этот древний объект является, скорее всего, памятником эпиграфики. [4]
В советское время изучением наскального искусства Бурятии занимались В.В. Попов, Г.П. Сергеев, Э.Р. Рыгдылон, П.П. Хороших, Г.Л. Ленхобоев, Р.Ф. Тугутов, М.Ф. Косарев, П.Н. Рябов и особенно А.П. Окладников, который совместно с В.Д. Запорожской впервые издал двухтомную монографию, [5] являющуюся до сих пор настольной книгой петроглифоведов Забайкалья.
С 1975 г. по совету А.П. Окладникова автор настоящего исследования занимается петроглифами Бурятии. В составе объединённой историко-археологической экспедиции Бурятского института общественных наук Бурятского научного центра СО АН СССР и Министерства культуры Бурятской АССР, а позже археологической экспедиции Этнографического музея народов Забайкалья автору удалось посетить не только все 88 ранее известных петроглифов края, но и обнаружить более 100 новых местонахождений, многие из которых легли в основу серии предыдущих публикаций [6] и настоящей книги.
Академик А.П. Окладников с живым интересом следил за поисками новых петроглифов Бурятии, давал советы, изучал древние изображения как по снятым калькам и эстампажам, так и непосредственно на месте. [7]
Публикуя свод новых петроглифов Западного Забайкалья, мы отошли от традиции давать помимо описания памятника подробную характеристику каждой композиции или отдельного рисунка, ибо считаем, что в таком трудном деле, как дешифровка смысла древних изображений, нельзя навязывать читателю своё понимание исходного материала, в данном случае конкретных рисунков, так как ни один исследователь не гарантирован от ошибочного мнения. Объективнее будет отсылать читателя непосредственно к рисункам скалькированных изображений, чтобы он сам дал им оценку в меру своей профессиональной подготовленности.
В нашу задачу входило показать на примере новых памятников сложный и богатый мир древних петроглифов Западного Забайкалья. Новый фактический материал позволил не только уточнить и пересмотреть существующие положения, но и по-новому решить проблемы географии распространения, датировки и дешифровки памятников Бурятии, высказать идею, что эти петроглифы являются культовыми комплексами древних племён от эпохи неолита до этнографической современности.
Надеемся, что данная публикация вызовет интерес и найдёт практическое применение как источник по изучению духовной культуры древних племён края.
Введение.
Примечания. ^
[1] Окладников А.П. Петроглифы Ангары. — М.; Л., 1966. — С. 3.[2] См.: Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. — Л., 1969. — Ч. 1.[3] Тиваненко А.В. Археологические увлечения Н.А. Бестужева // Сибирь и декабристы. — Иркутск, 1987 [1988]. — №5.[4] См.: Тиваненко А.В. Неисследованные пиктографы Восточных Саян // Историко-культурные связи народов Центральной Азии. — Улан-Удэ, 1983. — С. 48-54.[5] Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. — [1969.] Ч. 1; 1970. — Ч. 2.[6] См.: Тиваненко А.В. Изучение новых петроглифов в Западном Забайкалье // Науч.-теорет. конф. — Иркутск, 1977. — С. 45-47; Он же. Новые петроглифы Западного Забайкалья // АО 1977 года. — М., 1978. — С. 278-279; Он же. Исследование петроглифов в Северной Бурятии // АО 1978 года. — М., 1979. — С. 276; Он же. Северобайкальский очаг «селенгинских» петроглифов // АО 1978 года. — М., 1979. — С. 276-277 (в соавт. с А.Д. Цыбиктаровым); Он же. Работы Этнографического музея народов Забайкалья // АО 1980 года. — М., 1981. — С. 217-218; Он же. Новые памятники древнего наскального искусства Забайкалья // Материальная культура и искусство народов Забайкалья. — Улан-Удэ, 1982. — С. 74-96; Он же. Новые памятники древнего наскального искусства Западного Забайкалья. — Улан-Удэ, 1984; Он же. Новые петроглифы побережья оз. Байкал // Древнее Забайкалье и его культурные связи. — Новосибирск, 1985. — С. 154-161.[7] Письма А.П. Окладникова (личный архив автора). См. также: Тиваненко А.В. Фонд академика А.П. Окладникова в Этнографическом музее народов Забайкалья. — Улан-Удэ, 1986.
Список сокращений. ^
АО — Археологические открытияБИОН — Бурятский институт общественных наук СО АН СССРБМНИИК — Бурят-Монгольский научно-исследовательский институт культуры СО АН СССРВСОРГО — Восточно-Сибирский отдел Русского географического обществаИИМК — Институт истории материальной культуры АН СССРЛОИА — Ленинградское отделение Института археологии АН СССРНИИК — Научно-исследовательский институт культуры (г. Улан-Удэ)НИИКЭ — Научно-исследовательский институт культуры и экономики ( г. Улан-Удэ)РГО — Русское географическое обществоРО — Рукописный отделСОРГО — Сибирский отдел Русского географического общества
наверх |