главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Центральная Азия и Тибет. Материалы к конференции. Новосибирск: 1972. 176 с. (История и культура востока Азии. Т. 1) Д.И. Тихонов

Тибетско-уйгурские отношения.

// Центральная Азия и Тибет. Новосибирск: 1972. С. 84-87.

 

Связи между тибетцами и уйгурами существовали, как свидетельствуют разноязычные источники, уже в древнее время. Естественно, что авторы, писавшие о тибетских и уйгурских племенах раннего времени, оставили сведения нам об отношениях, прежде всего, политического характера. Политические взаимоотношения неизбежно оказывали влияние на усиление или ослабление экономических или культурных связей, этнических контактов, особенно на границах расселения.

 

Тибетские племена довольно рано начали предпринимать попытки продвинуться на северо-запад в район Таримского бассейна с целью подчинить себе оазисы осёдлой цивилизации. Благоприятная обстановка сложилась в период существования государства, созданного Сронгцзанкгамбой. Внешнеполитическая активность успешно проводилась на востоке и на северо-западе. В середине VIII в. тибетские племена нанесли поражение гарнизонам танской империи в Таримском бассейне и сохраняли господство до прихода уйгуров в IX в. Уйгуры, пришедшие в движение после поражения на Орхоне от киргизов, двигались к Алтаю, но затем стали уклоняться к югу в сторону Восточного Притяньшанья. Тибетцы, ослабленные внутренней борьбой, не смогли сдержать стремительный натиск уйгуров.

 

О последствиях политического господства тибетцев мы почти ничего не знаем, но оно имело для нас важные последствия в том отношении, что от того времени сохранилось значительное количество письменных памятников на тибетском языке. В данном случае тибетские тексты представляют особый интерес. Они различны по своему характеру и по содержанию. Часть текстов представляют произведения буддийского характера и при изучении истории культуры займут достойное место. Другая часть состоит из деловых бумаг, написанных разговорным языком. Эти

(84/85)

тексты могут быть использованы тибетологами-лингвистами при изучении истории тибетского языка. Историк Таримского бассейна в документах найдёт богатый материал, раскрывающий многие стороны жизни людей того времени, отдельные черты общественного и семейного быта, хозяйственную деятельность и т.д. Большая научная значимость тибетских текстов состоит в том, что они заполняют лакуну между документами карошти и уйгурскими. Обширный период истории с первых столетий нашей эры до XIV в. включительно можно изучать на основании документов, существенно дополняющих нарративные источники, особенно в области социальных отношений. Завоевание тибетскими племенами Таримского бассейна в известной степени сказалось и на этнической истории страны и прежде всего на составе населения южных оазисов.

 

Тюркские племена двигались на юг и юго-запад. Они вступали в соприкосновение с тибетцами. В результате этих движений в северо-западной части Тибета имеется тюркское население, как принято считать, проникшее со стороны Таримского бассейна. Этот факт сам по себе говорит о том, что контакты тибетцев и уйгуров сохранялись на протяжении длительного времени и носили самый различный характер.

 

Характер отношений изменялся в зависимости от ряда факторов. В период существования Уйгурского государства в Восточном Притяньшанье (X-XIV вв.) связи развивались прежде всего по линии буддийской церкви. Приняв форму ламаизма в Тибете во второй половине XIV в., буддизм, покровительствуемый монгольскими императорами, стремился расширить своё влияние не только в Монголии, где стал государственной религией, но и среди уйгуров, которые тоже были буддисты. Новое направление связей между тибетцами и уйгурами отвечало политическим интересам господствующего класса обоих народов. Правящая часть уйгурского общества нуждалась в поддержке буддийской церкви. Учёные буддисты-уйгуры занимали видное положение при императорском дворе и в окружении уйгурских идикутов. За заслуги в политической и религиозной области императоры жаловали видных деятелей буддизма почётными званиями и земельными наделами. Высшее тибетское духовенство усиливало своё влияние через

(85/86)

монастыри, имевшие земли, сады, торговую сеть и т.д. В Тибет отправлялись драгоценности, которые накапливались в монастырях. Эта форма мирных отношений между тибетцами и уйгурами сохранялась до тех пор, пока монгольские императоры имели реальную власть над Тибетом и Уйгурским государством.

 

После того как Уйгурское государство в XIV в. прекратило существование, а ислам стал господствующей религией во всех оазисах Таримского бассейна и проник на восток до Хами, отношения между тибетцами и уйгурами изменились. Достаточно напомнить военную экспансию хана Абу-Бекра, правившего в Яркенде в начале XV в. Его войска совершали походы в Андижан и в Ташкент. Он завоевал часть Бадахшана и Тибет. Завоевание Абу- Бекра не повлекло за собой изменения в области экономики и культуры. Этнические контакты были слабые. Видимо, дело ограничилось признанием вассальной зависимости со стороны Тибета. Однако Абу-Бекру было выгодно и такое признание зависимости со стороны Тибета, потому что оно повышало престиж Абу-Бекра. Мусульманское духовенство не нашло в Тибете благоприятной среды для распространения догм ислама. Ламаизм слишком прочно укоренился среди всех слоёв тибетского населения. Господство в Тибете не дало Абу-Бекру преимуществ как в политическом, так и в военном отношениях. В сложное время борьбы за ханский престол Тибет не пришёл ему на помощь. После поражения в 1415 г. Абу- Бекр бежал в Тибет и умер там.

 

При рассмотрении в самых общих чертах истории отношений тибетцев и уйгуров следует остановиться на событиях XVII в. В этот период борьба хана Исмаила и главы белогорских ходжей Аппак-ходжи приняла острый политический характер и вышла за пределы борьбы религиозных течений. Хан Исмаил был сторонником черногорских ходжей. Аппак-ходжа, опасаясь преследований, бежал в Кашмир, а затем в Тибет. Здесь он добился расположения Далай-ламы, который обещал оказать помощь в борьбе с Исмаил-ханом. Обещая помощь Аппак-ходже, Далай-лама исходил из интересов расширения сферы влияния ламаизма на территории Таримского бассейна. Далай-лама обратился к джунгарскому хану Голдану с просьбой, оказать содействие Аппак-ходже. Голдан не

(86/87)

замедлил воспользоваться благоприятным случаем и в 1678 г. совершил поход в Кашгарию. Своим наместником Голдан оставил Аппак-ходжу, обязав платить дань. Продолжительное политическое господство джунгаров не оправдало надежд Далай-ламы относительно распространения ламаизма в Таримском бассейне. Даже активные сторонники джунгаров не решались отходить от ислама. Широкие народные массы считали джунгаров неверными и активно выступали на борьбу, как только раздавался призыв проповедников ислама.

 

Характер отношений тибетцев и уйгуров менялся в зависимости от общей политической обстановки в Центральной Азии. Несомненно положительный итог этих отношений состоит в том, что тибетцы и уйгуры сохранились как самостоятельные этнические общности с собственной самобытной культурой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки