● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]История и культура Китая.Сборник памяти академика В.П. Васильева.// М.: ГРВЛ. 1974. 480 с.Отв.ред. Л.С. Васильев. Содержание
От редакции. — 3
Часть I.Памяти академика В.П. Васильева.
Л.С. Васильев. Корифей русского китаеведения. — 7Л.В. Симоновская. Академик В.П. Васильев и его эпоха. — 20А.Н. Хохлов. В.П. Васильев в Нижнем Новгороде и Казани. — 28Г.Я. Смолин. В.П. Васильев и преподавание истории Дальнего Востока в Петербургском университете во второй половине XIX в. — 71Н.П. Шастина. Монголоведение в трудах В.П. Васильева. — 86Е.В. Завадская. В.П. Васильев — родоначальник буддологии в России. — 104К.Ш. Хафизова. Россия, Китай и народы Туркестана в публицистике В.П. Васильева. — 110
Часть II.Из истории и культуры Китая.
К.В. Васильев. Центральная власть и органы местного управления в годы расцвета Западного Чжоу. — 121С. Кучера. Анализ терминов, означающих рабов в «Чжоу ли». — 129Е.П. Синицын. Конфуцианство в эпоху Цинь. — 147Ю.Л. Кроль. Литературная теория и литературная практика Сыма Цяня («Ши цзи» и представление школы Гунъян о воле). — 200Р.В. Вяткин. Историографические взгляды Лю Се. — 217Г.П. Супруненко. Некоторые источники по древней истории кыргызов. — 236Н.П. Свистунова. Казённое ремесло танского периода (VII-X вв.). Структура, сырьё, рабочая сила. — 249Э.П. Стужина. Городской монастырь и средневековый город в Китае (некоторые аспекты взаимоотношений). — 275А.А. Бокщанин. О социальных причинах войны «Цзиннань» в Китае. — 294А.С. Мартынов. Конфуцианство, буддизм и двор в эпоху Мин. — 307Д.Н. Воскресенский. Человек в системе государственных экзаменов (тема и литературный герой в китайской прозе XVII-XVIII вв). — 325Г.С. Померанц. Шэньши как тип средневекового книжника. — 362С.Р. Лайнгер. К вопросу о связях китайской эмиграции с Китаем (вторая половина XIX — начало XX в). — 385Л.С. Васильев, Д.E. Фурман. Христианство и конфуцианство (опыт сравнительного социологического анализа). — 405
Список принятых в сборнике сокращений. — 477
От редакции. ^
Несмотря на то что стопятидесятилетний юбилей В.П. Васильева прошёл уже давно — в 1968 г., редактор, авторы и издательство всё же предоставляют вниманию читателя этот сборник в качестве юбилейного. Первая часть сборника посвящена памяти акад. В.П. Васильева, сыгравшего большую роль в становлении русского востоковедения и бывшего одним из наиболее почитаемых и признанных авторитетов русского китаеведения, а также буддологии, монголоведения и ряда других отраслей востоковедения. В неё вошли некоторые доклады, прочитанные на юбилейной научной сессии, посвящённой памяти В.П. Васильева и состоявшейся в 1968 г., а также ряд статей, написанных специально для предлагаемого сборника. Вторая, чисто академическая, часть состоит из работ, касающихся различных проблем истории и культуры Китая. Некоторые из них непосредственно соприкасаются со сферой научных интересов В.П. Васильева, другие выходят за её рамки. Однако и в том и в другом случае статьи по истории и культуре Китая по существу являются итогом того гигантского пути, которое проделало за последнее столетие русское и советское китаеведение и у истоков которого вместе с Н.Я. Бичуриным стоял выдающийся русский китаевед В.П. Васильев.
Сто лет — срок немалый. И естественно, что вторая половина XX в. во многом отлична от второй половины XIX в., когда жил и работал акад. В.П. Васильев. Это сказывается и на уровне развития науки, и на направлениях научного поиска, и на методах исследования, и на многом-многом другом, вплоть до языка и стиля работ. На первый взгляд многочисленные книги, статьи, учебники, написанные В.П. Васильевым, кажутся устаревшими, особенно если принять во внимание, что во времена В.П. Васильева отечественная синология делала ещё первые шаги и только становилась на ноги. Вот почему, знакомясь с научным наследием В.П. Васильева — не только опубликованным, но ещё и тем, которое оста- лось в рукописях, часто в черновом варианте, в незаконченных томах и отдельных фрагментах, — не столько обращаешь внимание на ушедшие в прошлое, давно решённые проблемы, которые в то время были достаточно актуальными и в решение которых внёс свой вклад академик В.П. Васильев, сколько удивляешься тому, как много сделал этот человек, какой поистине гигантский труд вынес он на своих плечах. Нелёгкой, даже драматичной была судьба В.П. Васильева. Многого он не успел и не сумел сделать. В конце жизни, устав от борьбы с невзгодами и вечной нехваткой времени и сил, он отстал от того уровня науки, которого она достигла на рубеже XIX и XX вв. Тем более это отставание заметно по сравнению с достижениями синологии в наши дни. Однако самый неверный подход — оценивать учёного и его деятельность с точки зрения того, чего он не сделал, чего не смог или не успел, и тем более с позиций достижения науки столетие спустя.
Авторы сборника отчетливо сознают, сколь велик вклад, внесённый В.П. Васильевым в отечественную науку, в организацию подготовки нового поколения учёных-синологов на Восточном факультете Петербургского университета, деканом которого он был на протяжении десятилетий. Почти все они в студенческие годы — да и позже, уже в зрелом возрасте, — обращались к книгам и статьям В.П. Васильева, читали и изучали его многочисленные труды, знакомились с написанными им учебниками и хрестоматиями, наконец, изучали китайский язык с помощью словарей, в выработке системы которых В.П. Васильев принимал деятельное участие. И сегодня они с большим удовлетворением отдают дань уважения памяти учёного, так много сделавшего для развития отечественного китаеведения, по существу положившего основу методологии научного исследования Китая, его языка, литературы, истории и культуры.
Авторы сборника считают также своим долгом поблагодарить тех, кто взял на себя труд прочитать эту книгу ещё в рукописи и поделиться своими замечаниями. В первую очередь это относится к сотрудникам отдела Китая Института востоковедения АН СССР, где рукопись обсуждалась и рекомендовалась к печати.
наверх |