главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Б.Я. Ставиский. Судьбы буддизма в Средней Азии (по данным археологии). М.: «Восточная литература». 1998. («Культура народов Востока») Б.Я. Ставиский

Судьбы буддизма в Средней Азии
(по данным археологии).

// М.: «Восточная литература». 1998. 216 с.
ISBN 5-02-018015-7 («Культура народов Востока»)

 

аннотация: ]

В книге освещены судьбы буддизма в Средней Азии I тысячелетия н.э. Буддизм не был господствующей религией в этом регионе, однако он оставил яркий след в культуре Средней Азии и оказал влияние на пришедшую сюда исламскую цивилизацию. В книге дан анализ всех известных науке данных, полученных в ходе археологических раскопок в Средней Азии в 1926-1995 гг., описаны 27 открытых здесь монументальных буддийских сооружений, а также важнейшие находки предметов буддийского культа.

 

Содержание

 

предисловие ] — 5

 

Введение. — 6

 

Краткий очерк истории открытий и изучения буддийских памятников в Средней Азии. — 13

 

Буддийские памятники Средней Азии: размещение, характер, датировка. — 23

 

А. Буддийские постройки. — 23

I. Северная часть Бактрии-Тохаристана. — 23

§1. Кара-тепе в Старом Термезе. — 23

§2. Фаяз-тепе около Старого Термеза. — 44

§3. Безымянный комплекс близ северо-восточного угла Старого Термеза. — 50

§4. «Башня Зурмала» к востоку от Старого Термеза. — 51

§5. Комплекс в Айртаме. — 52

§6. Ступа в Айртаме. — 58

§7. Часовня на Зар-тепе. — 61

§8. Ступа близ Зар-тепе. — 63

§9. Комплекс на Уштур-мулло. — 63

§10. Комплекс близ Дальверзин-тепе. — 68

§11. Храм на Дальверзин-тепе. — 73

§12. Предполагаемая ступа в Денауском районе. — 76

§13. Аджина-тепе. — 80

§14. «Часовня» на Кафыр-кале. — 89

§15. Храм на Калаи-Кафирниган. — 90

§16. Хишт-тепе в Ховалинге. — 92

II. Мерв. — 94

§17. Комплекс на Гяур-кале. — 94

§18. Ступа близ Гяур-калы. — 100

III. Согд. — 103

§19. Предполагаемый «Храм в долине Санзара». — 103

IV. Фергана. — 106

§20. Храм в Куве. — 106

V. Семиречье. — 111

§21. Храм в Ак-Бешиме. — 111

§22. Второй храм в Ак-Бешиме. — 118

§23. Монастырь (?) в Ак-Бешиме. — 122

§24. Храм на городище Красная Речка. — 125

§25. Второй храм на городище Красная Речка. — 129

§26. Комплекс (монастырь?) близ Ключевской. — 130

§27. (Монастырь?) близ пос. Новопокровское. — 132

Б. Важнейшие находки предметов, связанных с буддизмом. — 133

Рукописный документ на берёсте. — 134

Каменная скульптура. — 135

Ганчевая скульптура. — 136

Терракота. — 137

Налепы и оттиски штампиков на керамических сосудах. — 146

Культовые изделия из металла и кости. — 150

 

Перечень мест в Средней Азии, где были найдены буддийские памятники: алфавитный индекс. — 152

 

Судьбы буддизма в среднеазиатских областях I тысячелетия н.э. (в свете археологических данных). — 156

 

Экскурсы. — 168

1. Ступы Средней Азии. — 168

2. Буддийские монастыри Средней Азии. — 168

3. Буддийские храмы Средней Азии. — 172

4. «Дом символа» и «дом образа» в буддийских памятниках Средней Азии. — 177

 

Примечания. — 179

Список сокращений. — 197

Послесловие: слова благодарности. — 198

 

Приложение: В.В. Вертоградова. Находки индоязычных буддийских письменных памятников в Средней Азии. — 199

 

List of Color Plates [1-18]. — 206

List of Illustrations [1-118]. — 207

Contents. — 211


 

[предисловие]   ^

Светлой памяти
Ивана Дмитриевича Борздыко,
Лидии Николаевны Золотоверховой,
Вероники Александровны Пучикян
и других моих учителей в душанбинских школах
предвоенной поры и военного лихолетья.

 

Людям средневековья — купцам, перевозившим товары по тысячекилометровым караванным путям, путешественникам или послам ко дворам потомков Чингис-хана, Тимура и последующих феодальных владык — Средняя Азия представлялась, а нашим современникам и сейчас представляется лишь как неотъемлемая часть мусульманского мира. Действительно, как и в других исламских странах, раскинувшихся от Марокко и Мавритании на северо-западе до Индонезии на юго-востоке, голос муэдзина и в Средней Азии в урочные часы пять раз в день сзывает правоверных на молитву с выражением покорности Аллаху. Но так было не всегда.

 

Носители ислама появились на западных рубежах среднеазиатского региона в середине VII в. н.э., четверть века спустя после возникновения в Аравии этой самой молодой мировой религии человечества. Окончательно ислам утвердился в Средней Азии, став основной религией местного населения, только к концу IX в., т.е. тысячу сто лет назад. До вторжения победоносных «всадников Аллаха» в пределы Средней Азии её история насчитывала уже много тысячелетий, народы её пережили немало исторических перипетий, поклонялись разным божествам и придерживались различных верований, в том числе и буддизма, возникшего более двух с половиной тысяч лет назад и ставшего по числу приверженцев величайшим религиозно-философским учением в истории нашей планеты.

 


 

(/197)

 

Список сокращений.   ^

 

АО — Археологические открытия. М.

APT — Археологические работы в Таджикистане. Душ. (вып. 10, М.)

ВДИ — Вестник древней истории. М.

ГМИНВ — Государственный музей искусства народов Востока

ГосНИИР — Государственный научно-исследовательский институт реставрации

ГЭ — Государственный Эрмитаж

ИИМК — Институт истории материальной культуры

ИРАИМК — Известия Российской академии истории материальной культуры. Пб., Пг., Л.

МАИКЦА ИБ — Международная ассоциация изучения культур Центральной Азии. Информационный бюллетень

МВК — Музей восточных культур

МИА СССР — Материалы и исследования по археологии СССР. М.

ОНУ — Общественные науки в Узбекистане. Таш.

СА — Советская археология. М.

СГЭ — Сообщения Государственного Эрмитажа. Л.-СПб.

ТАКЭ — Термезская археологическая комплексная экспедиция

ТашГУ — Ташкентский государственный университет

УзИскЭ — Узбекистанская искусствоведческая экспедиция

ЮТАКЭ — Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция

 

(197/198)

 

Послесловие: слова благодарности.   ^

 

Было бы несправедливо в конце книги не выразить глубокую признательность тем, кто сделал возможным ее написание и публикацию. Это прежде всего те, кто стоял у истоков моих занятий буддийскими археологическими памятниками Средней Азии, — мой учитель чл.-кор. АН СССР и акад. АН ТаджССР, проф. А.Ю. Якубовский; чл.-кор. АН СССР, проф. К.В. Тревер, одобрившие моё увлечение знаменитыми айртамскими рельефами в стенах Государственного Эрмитажа; Е.Г. Пчелина, заложившая в 1937 г. первый раскоп на Кара-тепе в Старом Термезе, влюбившаяся в этот замечательный памятник и подтолкнувшая меня к идее продолжения его раскопок; акад. АН СССР и АН АрмССР Б.Б. Пиотровский, побывавший на Кара-тепе ещё до Е.Г. Пчелиной и поддержавший в Эрмитаже эту идею; ташкентские коллеги — археолог Л.И. Альбаум и акад. АН УзбССР, директор Института истории и археологии республиканской Академии наук Я.Г. Гулямов, способствовавшие претворению её в жизнь (все они, увы, умерли и не услышат мои слова благодарности).

 

Ушли из жизни и те, с кем мне посчастливилось начинать первый этап регулярных работ по исследованию Кара-тепе, — мои эрмитажные коллеги и друзья индолог Т.В. Грек и иранист В.Г. Луконин (я буду помнить их, пока жив, пусть помянут их и читатели книги!). От глубины души благодарю я всех здравствующих ныне моих соратников по экспедиции на Кара-тепе 161-1994 гг., в том числе сотрудников Института востоковедения РАН индолога В.В. Вертоградову (Москва) и ираниста В.А.Лившица (Санкт-Петербург), равно как и археологов Т.И. Зеймаль (ГЭ) и Т.К. Мкртычева (ГМИНВ).

 

Благодарен и акад. Яношу Харматте (Будапешт) и проф. Хельмуту Хумбаху (Майнц), принявшим участие в прочтении надписей, открытых на Кара-тепе, проф. Карлу Йеттмару (Гейдельберг), с которым мне довелось обсуждать проблему древних путей из Индии и Средней Азии в оазисы нынешнего Синьцзяна; проф. Р.Н. Фраю (Кэмбридж, Массачусетс) и проф. Г. Азарпай (Беркли), проф. А.Д.Х. Бивару (Лондон), акад. П. Бернару, проф. Ж. Фюссману и д-ру Ф. Гренэ (Париж), г-ну Джо Криббу (Британский музей), проф. А.К. Нарайну, д-ру Лолите Неру (Дели) и другим зарубежным коллегам, которые помогали мне советами, а то и просто участием.

 

Считаю своим приятным долгом поблагодарить руководство Германского археологического института во главе с проф. Х. Кюрелейзом, предоставившее мне возможность в течение августа 1996 г. всласть поработать в замечательной институтской библиотеке, где мне всегда любезно приходили на помощь д-ра Д. Хуфф и X. фон Галль. Спасибо и Фонду Дж. Сороса, давшему мне грант в 1995 г. для работы над темой, и Российскому Гуманитарному научному фонду, профинансировавшему издание в 1997 г. этой книги!

 

И конечно, я благодарен тем учреждениям, в которых имел счастье работать во время занятий по теме этого исследования, — Эрмитажу, Музею искусства народов Востока, НИИ реставрации, РГГУ.

 


 

^   Карта на форзацах:

 

Б.Я. Ставиский. Судьбы буддизма в Средней Азии (по данным археологии). М.: «Восточная литература». 1998. («Культура народов Востока»)

(Открыть карту в новом окне)

 


 

Борис Яковлевич Ставиский (1926-2006)

^   [ на обороте обложки: ]

 

Борис Яковлевич Ставиский родился в 1926 г. на прииске Светлом Бодайбинского района Иркутской области. В 1949 г. окончил исторический факультет (отделение археологии) Ленинградского государственного университета. В 1954 г. защитил кандидатскую, а в 1979 г. — докторскую диссертации. С 1949 по 1965 г. работал в Отделе Востока Государственного Эрмитажа, а затем в Музее искусств народов Востока и ГосНИИ реставрации. В настоящее время — профессор Российского государственного гуманитарного университета; действительный член (академик) двух российских академий наук и ряда отечественных и зарубежных институтов и научных обществ. С 1946 г. участвует в раскопках археологических памятников в Средней Азии. В 1961-1994 гг. возглавлял экспедицию по исследованию Кара-тепе в Термезе (Узбекистан) — крупного буддийского культового центра II-V вв. н.э. Автор более 35 книг и брошюр, а также свыше 400 статей. Основные работы: «Искусство Средней Азии. Древний период» (М., 1974), переведена на немецкий (Bonn, 1982) и на польский (Warszawa, 1988); «Кушанская Бактрия: Проблемы истории и культуры» (М., 1977), переведена на японский (Tokyo, 1978-1979) и на французский (Р., 1986); «Kunst der Kuschan (Mittelasien)» (Lpz., 1979). Составитель, редактор и автор статей в «Материалах Совместной археологической экспедиции на Каратепе (Кара-тепе, I-VI)» (M., 1964-1996).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки