Б.Я. Ставиский
Судьбы буддизма в Средней Азии
(по данным археологии).
// М.: «Восточная литература». 1998. 216 с.
ISBN 5-02-018015-7 («Культура народов Востока»)
[ аннотация: ]
В книге освещены судьбы буддизма в Средней Азии I тысячелетия н.э. Буддизм не был господствующей религией в этом регионе, однако он оставил яркий след в культуре Средней Азии и оказал влияние на пришедшую сюда исламскую цивилизацию. В книге дан анализ всех известных науке данных, полученных в ходе археологических раскопок в Средней Азии в 1926-1995 гг., описаны 27 открытых здесь монументальных буддийских сооружений, а также важнейшие находки предметов буддийского культа.
Содержание
Введение. — 6
Краткий очерк истории открытий и изучения буддийских памятников в Средней Азии. — 13
Буддийские памятники Средней Азии: размещение, характер, датировка. — 23
А. Буддийские постройки. — 23
I. Северная часть Бактрии-Тохаристана. — 23
§1. Кара-тепе в Старом Термезе. — 23
§2. Фаяз-тепе около Старого Термеза. — 44
§3. Безымянный комплекс близ северо-восточного угла Старого Термеза. — 50
§4. «Башня Зурмала» к востоку от Старого Термеза. — 51
§5. Комплекс в Айртаме. — 52
§6. Ступа в Айртаме. — 58
§7. Часовня на Зар-тепе. — 61
§8. Ступа близ Зар-тепе. — 63
§9. Комплекс на Уштур-мулло. — 63
§10. Комплекс близ Дальверзин-тепе. — 68
§11. Храм на Дальверзин-тепе. — 73
§12. Предполагаемая ступа в Денауском районе. — 76
§13. Аджина-тепе. — 80
§14. «Часовня» на Кафыр-кале. — 89
§15. Храм на Калаи-Кафирниган. — 90
§16. Хишт-тепе в Ховалинге. — 92
II. Мерв. — 94
§17. Комплекс на Гяур-кале. — 94
§18. Ступа близ Гяур-калы. — 100
III. Согд. — 103
§19. Предполагаемый «Храм в долине Санзара». — 103
IV. Фергана. — 106
§20. Храм в Куве. — 106
V. Семиречье. — 111
§21. Храм в Ак-Бешиме. — 111
§22. Второй храм в Ак-Бешиме. — 118
§23. Монастырь (?) в Ак-Бешиме. — 122
§24. Храм на городище Красная Речка. — 125
§25. Второй храм на городище Красная Речка. — 129
§26. Комплекс (монастырь?) близ Ключевской. — 130
§27. (Монастырь?) близ пос. Новопокровское. — 132
Б. Важнейшие находки предметов, связанных с буддизмом. — 133
Рукописный документ на берёсте. — 134
Каменная скульптура. — 135
Ганчевая скульптура. — 136
Терракота. — 137
Налепы и оттиски штампиков на керамических сосудах. — 146
Культовые изделия из металла и кости. — 150
Перечень мест в Средней Азии, где были найдены буддийские памятники: алфавитный индекс. — 152
Судьбы буддизма в среднеазиатских областях I тысячелетия н.э. (в свете археологических данных). — 156
Экскурсы. — 168
1. Ступы Средней Азии. — 168
2. Буддийские монастыри Средней Азии. — 168
3. Буддийские храмы Средней Азии. — 172
4. «Дом символа» и «дом образа» в буддийских памятниках Средней Азии. — 177
Примечания. — 179
Приложение: В.В. Вертоградова. Находки индоязычных буддийских письменных памятников в Средней Азии. — 199
List of Color Plates [1-18]. — 206
List of Illustrations [1-118]. — 207
Contents. — 211
[предисловие] ^
Светлой памяти
Ивана Дмитриевича Борздыко,
Лидии Николаевны Золотоверховой,
Вероники Александровны Пучикян
и других моих учителей в душанбинских школах
предвоенной поры и военного лихолетья.
Людям средневековья — купцам, перевозившим товары по тысячекилометровым караванным путям, путешественникам или послам ко дворам потомков Чингис-хана, Тимура и последующих феодальных владык — Средняя Азия представлялась, а нашим современникам и сейчас представляется лишь как неотъемлемая часть мусульманского мира. Действительно, как и в других исламских странах, раскинувшихся от Марокко и Мавритании на северо-западе до Индонезии на юго-востоке, голос муэдзина и в Средней Азии в урочные часы пять раз в день сзывает правоверных на молитву с выражением покорности Аллаху. Но так было не всегда.
Носители ислама появились на западных рубежах среднеазиатского региона в середине VII в. н.э., четверть века спустя после возникновения в Аравии этой самой молодой мировой религии человечества. Окончательно ислам утвердился в Средней Азии, став основной религией местного населения, только к концу IX в., т.е. тысячу сто лет назад. До вторжения победоносных «всадников Аллаха» в пределы Средней Азии её история насчитывала уже много тысячелетий, народы её пережили немало исторических перипетий, поклонялись разным божествам и придерживались различных верований, в том числе и буддизма, возникшего более двух с половиной тысяч лет назад и ставшего по числу приверженцев величайшим религиозно-философским учением в истории нашей планеты.
(/197)
Список сокращений. ^
АО — Археологические открытия. М.
APT — Археологические работы в Таджикистане. Душ. (вып. 10, М.)
ВДИ — Вестник древней истории. М.
ГМИНВ — Государственный музей искусства народов Востока
ГосНИИР — Государственный научно-исследовательский институт реставрации
ГЭ — Государственный Эрмитаж
ИИМК — Институт истории материальной культуры
ИРАИМК — Известия Российской академии истории материальной культуры. Пб., Пг., Л.
МАИКЦА ИБ — Международная ассоциация изучения культур Центральной Азии. Информационный бюллетень
МВК — Музей восточных культур
МИА СССР — Материалы и исследования по археологии СССР. М.
ОНУ — Общественные науки в Узбекистане. Таш.
СА — Советская археология. М.
СГЭ — Сообщения Государственного Эрмитажа. Л.-СПб.
ТАКЭ — Термезская археологическая комплексная экспедиция
ТашГУ — Ташкентский государственный университет
УзИскЭ — Узбекистанская искусствоведческая экспедиция
ЮТАКЭ — Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция
(197/198)
Послесловие: слова благодарности. ^
Было бы несправедливо в конце книги не выразить глубокую признательность тем, кто сделал возможным ее написание и публикацию. Это прежде всего те, кто стоял у истоков моих занятий буддийскими археологическими памятниками Средней Азии, — мой учитель чл.-кор. АН СССР и акад. АН ТаджССР, проф. А.Ю. Якубовский; чл.-кор. АН СССР, проф. К.В. Тревер, одобрившие моё увлечение знаменитыми айртамскими рельефами в стенах Государственного Эрмитажа; Е.Г. Пчелина, заложившая в 1937 г. первый раскоп на Кара-тепе в Старом Термезе, влюбившаяся в этот замечательный памятник и подтолкнувшая меня к идее продолжения его раскопок; акад. АН СССР и АН АрмССР Б.Б. Пиотровский, побывавший на Кара-тепе ещё до Е.Г. Пчелиной и поддержавший в Эрмитаже эту идею; ташкентские коллеги — археолог Л.И. Альбаум и акад. АН УзбССР, директор Института истории и археологии республиканской Академии наук Я.Г. Гулямов, способствовавшие претворению её в жизнь (все они, увы, умерли и не услышат мои слова благодарности).
Ушли из жизни и те, с кем мне посчастливилось начинать первый этап регулярных работ по исследованию Кара-тепе, — мои эрмитажные коллеги и друзья индолог Т.В. Грек и иранист В.Г. Луконин (я буду помнить их, пока жив, пусть помянут их и читатели книги!). От глубины души благодарю я всех здравствующих ныне моих соратников по экспедиции на Кара-тепе 161-1994 гг., в том числе сотрудников Института востоковедения РАН индолога В.В. Вертоградову (Москва) и ираниста В.А.Лившица (Санкт-Петербург), равно как и археологов Т.И. Зеймаль (ГЭ) и Т.К. Мкртычева (ГМИНВ).
Благодарен и акад. Яношу Харматте (Будапешт) и проф. Хельмуту Хумбаху (Майнц), принявшим участие в прочтении надписей, открытых на Кара-тепе, проф. Карлу Йеттмару (Гейдельберг), с которым мне довелось обсуждать проблему древних путей из Индии и Средней Азии в оазисы нынешнего Синьцзяна; проф. Р.Н. Фраю (Кэмбридж, Массачусетс) и проф. Г. Азарпай (Беркли), проф. А.Д.Х. Бивару (Лондон), акад. П. Бернару, проф. Ж. Фюссману и д-ру Ф. Гренэ (Париж), г-ну Джо Криббу (Британский музей), проф. А.К. Нарайну, д-ру Лолите Неру (Дели) и другим зарубежным коллегам, которые помогали мне советами, а то и просто участием.
Считаю своим приятным долгом поблагодарить руководство Германского археологического института во главе с проф. Х. Кюрелейзом, предоставившее мне возможность в течение августа 1996 г. всласть поработать в замечательной институтской библиотеке, где мне всегда любезно приходили на помощь д-ра Д. Хуфф и X. фон Галль. Спасибо и Фонду Дж. Сороса, давшему мне грант в 1995 г. для работы над темой, и Российскому Гуманитарному научному фонду, профинансировавшему издание в 1997 г. этой книги!
И конечно, я благодарен тем учреждениям, в которых имел счастье работать во время занятий по теме этого исследования, — Эрмитажу, Музею искусства народов Востока, НИИ реставрации, РГГУ.
^ Карта на форзацах:
(Открыть карту в новом окне)
^ [ на обороте обложки: ]
Борис Яковлевич Ставиский родился в 1926 г. на прииске Светлом Бодайбинского района Иркутской области. В 1949 г. окончил исторический факультет (отделение археологии) Ленинградского государственного университета. В 1954 г. защитил кандидатскую, а в 1979 г. — докторскую диссертации. С 1949 по 1965 г. работал в Отделе Востока Государственного Эрмитажа, а затем в Музее искусств народов Востока и ГосНИИ реставрации. В настоящее время — профессор Российского государственного гуманитарного университета; действительный член (академик) двух российских академий наук и ряда отечественных и зарубежных институтов и научных обществ. С 1946 г. участвует в раскопках археологических памятников в Средней Азии. В 1961-1994 гг. возглавлял экспедицию по исследованию Кара-тепе в Термезе (Узбекистан) — крупного буддийского культового центра II-V вв. н.э. Автор более 35 книг и брошюр, а также свыше 400 статей. Основные работы: «Искусство Средней Азии. Древний период» (М., 1974), переведена на немецкий (Bonn, 1982) и на польский (Warszawa, 1988); «Кушанская Бактрия: Проблемы истории и культуры» (М., 1977), переведена на японский (Tokyo, 1978-1979) и на французский (Р., 1986); «Kunst der Kuschan (Mittelasien)» (Lpz., 1979). Составитель, редактор и автор статей в «Материалах Совместной археологической экспедиции на Каратепе (Кара-тепе, I-VI)» (M., 1964-1996).
|