● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Б.Я. СтавискийК югу от Железных ворот.// М.: «Советский художник». 1977. 160 с.
Оглавление
От автора. — 5
1. Окраина ойкумены. — 8Загадочный «клад Окса». — 8Царство греков в глубинной Азии и проблема греко-бактрийского искусства. — 21Эллинский город на берегу Окса. — 442. Сердце Великой империи. — 63Скульптура со дна реки. — 63Научные сокровища Чёрного холма. — 79Дворец или храм кушанского князя. — 111
Вместо заключения.Исследования продолжаются. Поселения и храмы; курганы, замки и монастыри. — 136
Примечания. — 153Библиография. — 154Список иллюстраций. — 157
Карта на стр. 2.(Открыть в новом окне)
Памяти замечательного исследователя истории и искусства древней Бактрии — Камиллы Васильевны Тревер посвящаю. Автор. От автора. ^
Примерно за час до посадки в Душанбинском аэропорту многоопытные пассажиры реактивных самолетов, совершающих рейсы из Москвы в столицу Советского Таджикистана, отложив в сторону занимательные книги и журналы с кроссвордами, начинают всматриваться в иллюминаторы. И вот после долгих часов полёта над необозримыми степями Казахстана и Северного Узбекистана впереди могучей стеной встают величественные цепи гор с ослепительно-белыми от вечных снегов и льдов многотысячеметровыми вершинами. Это «страна гор» — Кухистан, область, вытянувшихся с востока на запад горных цепей, по высоте не уступающих знаменитым хребтам Большого Кавказа, но ещё более суровых и труднодоступных.
Рассекая земли современных Таджикской и Узбекской ССР на северные и южные, Кухистан испокон веков служил важным естественным рубежом. Преодолеть этот рубеж было нелегко. Даже современная железная дорога, направляясь на юг Узбекистана — в Термез и далее в Душанбе, около Самарканда резко сворачивает на запад: она описывает огромный крюк в обход не только собственно Кухистана, но и его западных отрогов. А автомобильная дорога из Ташкента и Ленинабада в Душанбе ежегодно действует немногим более шести месяцев: в остальное время движение по ней прекращается из-за обильных снегопадов и заносов (и это в то время как внизу, в долинах, всё ещё нещадно палит жаркое южное солнце!). Только на западе, на меридиане Самарканда, круглый год действует Большой Узбекский Тракт, пересекающий по пути из Ташкента в Термез пониженную часть Кухистана.
Где-то здесь, по западному краю великой горной системы Памиро-Алая пробирались с юга на север Средней Азии в 329 году до н.э. воины Александра Македонского. И здесь через девять с половиной столетий после Александра, в 629 году н.э. прошёл с севера на юг буддийский монах Сюань-цзян [здесь и далее надо: -цзан], знаменитый китайский путешественник, совершивший паломничество к буддийским святыням Индии. Прежде чем попасть в горы Кухистана, Сюань-цзян проделал долгий и утомительный путь через нынешний Восточный Туркестан, Семиречье, район современного Ташкента. Много месяцев шёл Сюань-цзян. Пройдена уже долина Зеравшана и прославленный Самарканд. Остался за спиной уже и зелёный оазис нынешней Кашкадарьинский долины. «Пройдя 200 ли (около 70 км) на юго-запад, мы вступили в горы, — писал отважный буддийский паломник, — Горная дорога здесь крутая и обрывистая, а проход по ущельям трудный и страшный... Пройдя по горам на юго-восток ещё 300 ли (около 100 км), мы достигли Железных ворот. Проход, который так называется, слева и справа ограничен горами. Эти горы — необыкновенной высоты. Дорога же — чрезвычайно узкая... С обеих сторон высятся суровые, железистого цвета, скалы. Здесь установлены двойные деревянные ворота, обитые железом и оснащённые множеством подвешенных к ним колокольчиков. Из-за этих ворот, преграждающих проход, он и называется Железными воротами». [1] Автор жизнеописания знаменитого паломника монах Хуэй-ли столь же выразительно описал этот участок его пути: «Горная дорога глубока и страшна, в нескольких местах ширина её такова, что человек едва может пройти... Отвесные пропасти, как стены, с обеих сторон оставляют лишь узкий проход». [2] И Хуэй-ли, и сам Сюань-цзян, а позднее и средневековые арабские авторы указывали, что Железные ворота — это не только географический, но важный историко-культурный рубеж: к северу от него лежали земли древнего Согда, к югу — древняя Бактрия, которая с IV в. н.э. стала называться страной тохаров — Тохаристаном. «Эта страна, — писал Сюань-цзян, — тянется с севера на юг на 1000 ли (около 330 км), с востока на запад на 3000 ли (около 1000 км). На востоке её замыкают горы Памира, на западе она соприкасается с Персией, на юге её — Гиндукуш, на севере — Железные ворота. Великая река Гуйшуй (Вахш — Аму-Дарья) протекает посредине этой страны». [3] В свете этих сообщений (древневосточные и античные авторы столь чёткого представления о границах древней Бактрии не дают) Бактрия-Тохаристан предстаёт перед нами как большая историко-культурная область, охватывавшая южные районы современных Узбекской и Таджикской ССР и Северный Афганистан.
Громкая слава Бактрии, её крупная роль в истории культуры и искусства древнего мира уже давно привлекают исследователей — историков и искусствоведов, филологов и археологов. Мне тоже посчастливилось принять участие в изучении истории, культуры и искусства этой древней области. В частности, вот уже двенадцать лет я возглавляю экспедицию, ведущую раскопки буддийского культового центра на холме Кара-тепе в Старом Термезе. Об этих раскопках, об открытиях других советских учёных на юге Узбекской и Таджикской ССР и наших зарубежных коллег в Северном Афганистане; о городах и постройках, ставших известными вновь через много веков после их гибели; о скульптуре, стенных росписях и произведениях художественных ремёсел, найденных на местах былых бактрийских поселений, — об этом я и хочу рассказать в своей книжке. Естественно, что в ней речь пойдёт и о тех сложных и интересных историко-культурных проблемах, с которыми связано изучение древней Бактрии, которая в VI-II вв. до н.э., входя в состав Древнеперсидского (Ахеменидского) царства, империи Александра Македонского и государств его наследников в глубинной Азии, была, по представлению античных авторов, всего лишь окраиной цивилизованного мира, а в первые века нашего летосчисления, в период существования Кушанской державы, — сердцем этой великой среднеазиатско-индийской империи. Б. Ставиский Москва, январь 1973 г.
Примечания. ^
[1] Si-yu-ki. Records of the Western World, translated from the Chinese of Hiuen-Tsiang by S. Beal. vol. I, London, 1906, p. 35.[2] The Life of Hiuen-Tsiang by Shamans Hwui Li and Yen-Tsung, translated by S. Beal. London, 1888, p. 47.[3] Si-yu-ki..., p. 37.
Библиография. ^
История таджикского народа, т. I. М., 1963.В.М. Массон, В.А. Ромодин. История Афганистана, т. I. М., 1964.Б.Я. Ставиский. Между Памиром и Каспием (Средняя Азия в древности). М., 1966.В.М. Массон. Страна тысячи городов. М., 1966.Б.Я. Ставиский. В стране Роксаны и Тимура. М., 1970.Б.Г. Гафуров. Таджики (древнейшая, древняя и средневековая история). М., 1972.Si-yu-ki. Buddhist Records of the Western World, translated from the Chinese of Hiuen-Tsiang by S. Beal. vol. I, London, 1906, p. 36, 37 (new ed. — Calcutta, 1957, p. 102, 103).The Life of Hiuen-Tsiang by Shamans Hwui Li and Yen-Tsung, translated by S. Beal. London, 1888, p. 47.В.В. Бартольд. Собрание сочинений, т. I. М., 1963, стр. 118; т. II, ч. I, M., 1963, стр. 445.О.М. Dalton. The Treasure of the Oxus (3 ed). London, 1964.Т.И. Зеймаль, E.В. Зеймаль. Ещё раз о месте находки Амударьинского клада «Известия отделения общественных наук Академии наук Таджикской ССР», 1962, №1 (28), стр. 40-45.А.А. Формозов. О наскальных изображениях Зараут-камара в ущелье Зараут-Сай. «Советская этнография» 1966, №4.W.W. Tarn. The Greeks in Bactria and India (2 ed). Cambridge, 1951.К.В. Тревер. Памятники греко-бактрийского искусства. М.-Л., 1940.M.E. Массон. Происхождение безымянного «царя царей, великого спасителя». «Труды Среднеазиатского Государственного университета», новая серия, выпуск XI, кн. 3, Ташкент, 1950.P. Bernard. Chapiteaux corinthiens hellénistiques d’Asie. Centrale découverts a a Aï Khanoum. «Syria», t. XLV, fasc. 1-2. Paris, 1968, p. 148-151.Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога. «Вестник древней истории», 1954, №№2-[3]-4.Полибий. Всеобщая история, т. II. М., 1895, стр. 336-337.Страбон. География. M., 1964, стр. 488.D. Schlumberger. L’Orient hellénise. Paris, 1970.D. Schlumberger. Aï Khanoum, une ville hellénistique en Afghanistan. «Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. Compte Rendus des séances de l’année 1955, janvier-juin». Paris, 1966, p. 36-45.M. Уилер. Пламя над Персеполем. M., 1972, стр. 51-63.P. Bernard. Aï Khanum on the Oxus: a Hellenistic city in Central Asia. “The Proceedings of the British Academy”, vol. LIII. London, 1957, p. 71-95.P. Bernard. Campagne de Fouilles 1969 a Aï Khanoum en Afghanistan. «Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. Comptes Rendus des séances de l’année 1970, avril-juin». Paris, p. 301-349.P. Bernard. Quatrième campagne de foulles a Aï Khanoum (Bactriane). «Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. Comptes Rendus des séances de l’année 1969, jullet-octobre». Paris, 1969, p. 313-355.Б.А. Литвинский, X. Мухитдинов. Античное городище Саксанохур (Южный Таджикистан). «Советская археология», 1969, №2, стр. 160-178.M.E. Массон. Находка фрагмента скульптурного карниза первых веков н.э. Материалы Узкомстариса, вып. I. Ташкент, 1933.M.E. Массон. Скульптура Айртама. «Искусство», 1935, №2, стр. 129-134.Материалы совместной археологической экспедиции на Кара-тепе:1. Кара-тепе — буддийский пещерный монастырь в Старом Термезе. М., 1964.2. Буддийские пещеры Кара-тепе в Старом Термезе. М., 1969.3. Буддийский культовый центр Кара-тепе в Старом Термезе. М., 1972.Г.А. Пугаченкова. Халчаян (к проблеме художественной культуры северной Бактрии). Ташкент, 1966.Г.А. Пугаченкова. Скульптура Халчаяна. М., 1971.Б.А. Литвинский. Об археологических работах в Вахшской долине и в Исфаринском районе (в Ворухе). «Краткие сообщения Института истории материальной культуры Академии наук СССР», вып. 64, М., 1956, стр. 68-72.Т.И. Зеймаль. Древние и средневековые каналы Вахшской долины. «Страны и народы Востока», вып. X. М., 1971, стр. 49.D. Schlumberger The Excavations at Surkh Kotal and the Problem of Hellenism in Bactria and India. “The Proceedings of the British Academy”, vol. XLVII. London, 1951, p. 77-95.Г.А. Пугаченкова. Античная скульптура Узбекистана. «Творчество», 1963, №8, стр. 20-22.Г.А. Пугаченкова. Новое в изучении Дальверзин-тепе. «Советская археология», 1971, №4, стр. 186-202.Г.А. Пугаченкова. В поисках памятников древнего искусства Средней Азии. «Наука и человечество. 1971-1972». М., 1972, стр. 68-86.И.Т. Кругликова, В.И. Сарианиди. Древняя Бактрия в светеновых археологических открытий. «Советская археология», 1971, №4, стр. 154-177.A.М. Мандельштам. Кочевники на пути в Индию. М.-Л., 1966.Л.И. Альбаум. Балалык-тепе. Ташкент, 19. [1960]B.А. Нильсен. Становление феодальной архитектуры Средней Азии (V-VIII вв.). Ташкент, 1966, стр. 140-163, 284-286, 302-309.Б.А. Литвинский, Т.И. Зеймаль. Аджина-тепе. М., 1971.В.И. Сарианиди. Раскопки Тилля-тепе в Северном Афганистане. вып. I. M., 1972.
наверх |