главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

А.П. Смирнов

Скифы.

// М.: 1966. 200 с. («Из истории мировой культуры»)

 

Звериный стиль.

 

В области искусства от скифов остались бытовые изделия, выполненные в так называемом зверином стиле, и примитивная скульптура. Истоки и популярность этого искусства в скифском обществе лежат в области религиозных и магических представлений, что характерно для большинства народов древности и средневековья. Скифы любили украшать одежду различными узорами, у них, видимо, была распространена и татуировка. Узоры содержали символику, связанную с родовыми и племенными представлениями и имеющую религиозный характер. Религиозный стиль узоров заключался в стремлении людей путём нанесения определённых знаков оградить их носителя от влияния злых сил, которые, по мнению человека того времени, населяли весь мир.

 

В искусстве скифов, как отмечено выше, существовали и параллельно развивались два направления: одно — реалистическое, посвящённое изображению животных и сцен из жизни людей, второе — орнаментальное. В искусстве VII-VI вв. до н.э. ощущается влияние Востока, а приблизительно с V-IV вв. чувствуется сильное воздействие античности. Особенностью звериного стиля является передача зверей чаще всего в движении с подчёркиванием силы зверя и нанесением мышц в виде орнамента на поверхности тела. Иногда художник всю фигуру зверя превращал в орнаментальный сюжет, и тогда только по контуру можно узнать зверя или его часть. Характерны для этого направления сцены борьбы животных, изображаемых иногда в неестественных позах.

 

В развитии скифского звериного стиля на различных территориях наблюдается определённое своеобразие, вызванное, по-видимому, конкретными условиями исторического развития.

 

Вопрос о происхождении звериного стиля в искусстве волнует науку весьма давно. Высказывались различные точки зрения. Большое значение придавалось Востоку.

(166/167)

Однако эти взгляды не решали проблемы хотя бы потому, что в восточном искусстве нет многих сюжетов, распространённых у скифов. В настоящее время мы ещё далеки от окончательного ответа. Ясно, что следует учесть и произведения прикладного искусства Евразии предшествующего времени. Раскопки последних десятилетий в Сибири и на Урале открыли интересную страницу искусства эпохи поздней бронзы. Особого внимания заслуживает один из памятников конца II тысячелетия до н.э. под названием Горбуновский торфяник, где были найдены деревянные резные вещи. Эти изделия передают в реалистической форме фигуры различных животных. Однако в этой передаче чувствуется и некоторая схематизация, отвлечённость, желание подчеркнуть только определённые характерные черты сюжета. Аналогичные уральские изделия были широко распространены на севере Европы. Они известны, в частности, в сейменской культуре, где изображения зверей при достаточной обобщённости образов, при некоторой схематичности, передают их характерные черты. Эта особенность получит своё развитие позднее в скифо-сарматских изделиях. [1]

 

Почему же оказался так популярен новый стиль, зародившийся на основах того искусства, которое когда-то, в глубочайшей древности имело отношение к тотему, затем было связано с магией и, наконец, стало играть какую-то другую роль? Если мы обратимся к истории I тысячелетия до н.э., то увидим на большей части Евразии развитие классообразования, наступление эпохи военной демократии. Формирующаяся рабовладельческая знать стремится выделить себя из числа прочих родичей. Могилы знати устраиваются не только богаче, но с подчёркиванием особого положения в обществе её представителей.

 

Вещи знати, в частности оружие, богато декорировались сюжетами звериного стиля. Он проникал всюду. Им украшались и погребальные сооружения, весь инвентарь, так или иначе связанный с умершим. Кроме того, эти изображения играли роль оберегов, которые должны были не только ограждать людей от беды, но и давать им качества, свойственные изображаемым зверям: силу, ловкость и быстроту. Так украшались колчаны для стрел, где в центре был глаз сокола или орла. Вполне понятны и закономерны сцены борьбы хищников с парнокопыт-

(167/168)

Золотая фигура пантеры из Келермесского кургана (собрание Эрмитажа).

(Открыть в новом окне)

 

ными или нападения орлов на животных. Звериный стиль получил своё распространение прежде всего там, где складывались классовые отношения или уже сложилось рабовладельческое государство. Так было у племён Алтая или в области Южной Сибири, племена которой переживали процесс классообразования, у скифов-пахарей, у будинов и савроматов и в Средней Азии, где государство сложилось уже в доахеменидскую эпоху. Этот стиль характерен для Ирана, Кавказа и, наконец, Скифии. В Скифии процесс классообразования завершился сложением рабовладельческого государства в начале V, а может быть, в конце VI в. до н.э. За пределами этого мира лежит область родовых общин и там, как правило, звериный стиль не получил широкого распространения. Это мы видим в центральных областях Восточной Европы, на всём Севере Европы, где процессы общественного развития шли в несколько замедленном темпе. Здесь можно встретить некоторые вещи, несущие на себе следы влияния скифов, изображения животных с деталями тела, переданными в типично скифской манере, в том числе в трактовке зубов и глаз, но то, что характерно для звериного стиля в целом, здесь не встречается.

 

Своеобразие звериного стиля в разных областях бесспорно, оно определяется своеобразием исторического процесса и очень часто различными влияниями, шедшими извне.

(168/169)

Изображения животных.

1 — ручка зеркала в виде пантеры, курган Бис-Оба, Оренбургской обл.; 2 — голова барана от псалии из Старшой могилы Сумской обл.; 3 — навершье из Келермесского кургана с изображением грифона (1, 2 — собрание ГИМ, 3 — собрание Эрмитажа).

(Открыть в новом окне)

 

В настоящее время можно наметить несколько областей, имеющих специфические черты звериного стиля.

 

Совершенно особый не скифский стиль наблюдается в Юго-Восточной Азии, где типичны своеобразные формы передачи животных и, пожалуй, человека, переплетённых с растительными узорами, сохранившимися до весьма позднего времени. Это направление проходит яркой чертой через всё средневековье вплоть до нового времени и пронизывает весь быт и архитектуру. Излюбленным мотивом там был дракон в совершенно своеобразной форме.

 

Для искусства Переднего Востока весьма характерны сцены геральдического характера. Они широко известны в древнем и средневековом Востоке, откуда и попали в Европу, Сибирь и Алтай. Оттуда произошли и некоторые сцены борьбы хищников с парнокопытными, широко распространённые в искусстве кочевников. Некоторые из них, по всей вероятности, имеют своим прообразом произведения Переднего Востока.

(169/170)

 

Особую область представляет Северный и Центральный Кавказ. В данном случае речь идёт не о памятниках скифов, которые имеют совершенно иной характер, а об искусстве аборигенов Кавказа с характерными для него памятниками кобанской культуры. В тематике северокавказского прикладного искусства встречаются изображения барана, оленя, быка, но главным образом домашних животных. Они использовались, по-видимому, в магических обрядах, связанных с восстановлением поголовья стада. Все эти изображения имеют резкое отличие от того направления, которое известно в Сибири. На Кавказе нередки изображения животных в геральдической позе. Все эти предметы хорошо сопоставляются с искусством Переднего Востока, а некоторые черты могут найти объяснения в Средиземноморье, где в искусстве «дипилонского» стиля встречаются изображения лошадей с подчёркнутым крупом, характерным для оленей на бляхах Центрального Кавказа. Область Кавказа, если отбросить скифские курганы Прикубанья, составляет особую область, искусство которой весьма своеобразно и не имеет черт, позволяющих сопоставить его с классическим скифским звериным стилем. Здесь почти отсутствуют сцены борьбы зверей и трактовка животных иная; она не имеет условности скифского искусства, условности, которая проявляется в соединении реалистического образа с орнаментальными элементами.

 

Искусство скифов Северного Причерноморья и савромат имеет своеобразные черты, причём савроматское искусство, видимо, занимает промежуточное место между южносибирским и скифским. В орнаментации уздечного набора савромат встречаются грифоны, горные козлы, распластанные барсы, волк и другие хищники. Так же, как в искусстве скифов, здесь соединяются реалистическое и орнаментальное направления. Хорошо прослеживаются влияния сибирских племён, ощущается близость европейских скифов, а также Переднего Востока с искусством Ассирии и Урарту.

 

Очень своеобразен звериный стиль лесостепных племён области Приднепровья и Подонья.

 

За границами собственно скифского мира лежит полоса финно-угорских племён, где широкое распространение получила реалистическая передача звериных образов. Те немногочисленные вещи, которые дошли до нас из об-

(170/171)

ласти распространения дьяковской культуры, свидетельствуют об этом достаточно ясно.

 

Искусство европейских скифов представлено изделиями, являвшимися декоративными элементами вооружения, конского убранства, одежды, бытовых предметов. Излюбленными мотивами были хищники — сказочные грифоны, драконы, львы, животные, с которыми скифы могли сталкиваться и в жизни, — пантеры, кабаны, олени, иногда медведь, хищные птицы — орлы, ястребы и соколы. Между прочим, олень господствует и в европейской и азиатской областях.

 

Самобытное в своей основе скифское искусство испытало влияние искусства передовых цивилизаций того времени. Здесь прежде всего следует отметить опять же влияние Переднего Востока, очень заметное в ранний период. В Прикубанской группе, в таких курганах, как Келермесский, Костромской, Ульский, а в Приднепровье — Литой, имеются вещи, в которых искусство Переднего Востока выступает почти в чистом виде. Однако довольно скоро заимствованные элементы уже в переработанном виде органически вошли в прикладное искусство скифов, главным образом их знати, и стали его отличительной чертой. Очень показательны вещи из Литого кургана, вошедшие в науку под названием Мельгуновского клада; они отражают тесную связь с Ассирией, может быть с Урарту. Орнаментальные узоры Мельгуновского меча типичны для декора ассирийских вещей. К ним относится композиция ножен с изображениями шагающих чудовищ, стреляющих из лука. Некоторые из них с головами баранов, с изогнутым рогом и характерной ассирийской «причёской», другие имеют голову льва, человека и орла. В передаче этих фигур, с одной стороны, видно желание мастера быть ближе к реальной природе, что сказалось в трактовке лап и мышц, с другой — к декоративности. Заканчиваются ножны пластиной с изображением двух чудовищ, по-видимому, львов, изображённых в геральдической позе. Сцена на перекрестье с фигурами двух лежащих оленей и древом жизни в центре также навеяна искусством Переднего Востока и представляет собой скифскую переработку сюжета. Имеются и чисто скифские элементы. Таково, например, изображение оленя на боковом выступе ножен в той характерной позе, которая типична для скифо-сибирского стиля, с вытянутыми вдоль спины рогами, переданными

(171/172)

в орнаментальной манере. В этом же комплексе имеется диадема, сплетённая из нескольких цепочек и украшенная розетками типа, широко известного в прикладном искусстве Востока. Пластинка с фигурой обезьяны и двумя страусами точно так же напоминает изделия Востока.

 

Особенно популярен у скифов образ грифона. Археологи различают несколько вариантов грифона. Один порождён переднеазиатским искусством, другой — проникает с VI в. до н.э. из Малоазийской Греции. Это грифон, присевший на задние лапы для прыжка. Он отличается особой трактовкой ушей и крыльев, с приподнятыми вверх перьями, и раскрытой пастью. Такой тип широко распространён в области Кубани. В литературе иногда грифоном называют изображение головы хищной птицы, составляющей обязательный компонент в декоре упряжи и оружия. [2]

 

Своеобразие звериного стиля состоит в сочетании чисто декоративного начала с реалистической передачей зверя. Уже в ранних образцах, как, например, в изображении пантеры из Золотого кургана в Крыму, относящегося к рубежу VII и VI вв. до н.э., при правильной передаче экстерьера животного туловище его покрыто пластиной с полихромными вставками эмали. Так же трактована и пантера из Келермесского кургана, хвост и лапы которой украшены фигурами свернувшегося в круг зверя, а ухо овальной формы имеет полихромные вставки эмали. Интересны также головы грифонов из кургана Ульского аула, где дан, собственно говоря, силуэт головы грифона с орнаментальными линиями в отдельных местах, подчёркивающими детали головы. На плоскости его изображён олень с повёрнутой назад головой. Этот элемент декоративности усиливается к сарматскому времени, что видно хотя бы по фигуре оленя из Куль-Обского кургана в Крыму, где олень и особенно его голова даны в реалистической передаче, а рог трактован в виде ровной полосы завитков. Самоё же тело покрывают фигуры грифона, льва с повёрнутой головой и какого-то скачущего четвероногого. Совершенно орнаментальный характер носят налобники из Цимбалки IV в. до н.э., где глаз показан в виде спирали, а верхняя закрученная губа уходит как бы в раскрытую пасть, усаженную мелкими зубами. Вся пластина покрыта орнаментальными нарезками. В IV в. становятся характерными орнаментальные завитки, которые можно видеть

(172/173)

Изображения животных.

1 (а, б, в) — бляхи от колчана из кургана у с. Деревня Сумской обл. (собрание ГИМ); 2 — крючок, орнаментированный фигурами хищников, оттуда же (собрание ГИМ), 3-4 — псалии из скифских курганов Краснодарского края (собрание ГИМ); 5 — бляха о грифонами, служившими оберегами, с Клеменковского хутора Воронежской обл. (собрание ГИМ).

(Открыть в новом окне)

(173/174)

и в рогах оленей, и в навершьях, где почти невозможно выделить первоначальный образ зверя.

 

Другая внешняя художественная школа, оказавшая огромное влияние на скифов, была античная школа в лице ионийских греков Малой Азии и колоний Северного Причерноморья. Греки, заинтересованные в торговле со скифами, учитывали их потребности и создавали для них замечательные произведения. К их числу относится знаменитая Чертомлыцкая ваза, свидетельствующая о том, что греки прекрасно знали быт и вкусы своих северных соседей. Античные вещи в разных видах попадали в степную и лесостепную зоны. Скифские мастера многое почерпнули из античного искусства и создали свои произведения, лучше отвечавшие вкусам своих соплеменников.

 

Скифы оставили нам не одни памятники прикладного искусства. В настоящее время накоплен некоторый материал, позволяющий охарактеризовать скульптуру скифов. В разных местах Северного Причерноморья находят грубые изваяния, высеченные чаще всего из известняка. За несколько столетий эта область искусства проделала некоторую эволюцию. Ранние отличаются от более поздних упрощённостью и обобщённостью образа. Более поздние претерпели некоторое воздействие античного искусства.

 

Скифские изваяния составляют особую группу, которая отличается и от более ранних, эпохи бронзы, и от более поздних, тюркского времени. Скифские изваяния иногда называют каменными бабами, хотя, строго говоря, каменными бабами принято называть тюркские надкурганные фигуры мужчин и женщин. Скифские изваяния выделяются по изображению оружия, чаще всего акинака, доспехов и ритона. Одним из ранних памятников является плита, найденная в кургане у станицы Елисаветинской в устье Дона. Эта плита имеет почти четырёхугольную форму, грубо отёсана голова, на лицевой стороне плиты прочерчены руки; левая рука держит едва просматриваемый на неровности камня грубо обитый ритон, правая — полусогнута. Ниже на поясе изображён кинжал, типичный скифский акинак, с хорошо различимой боковой пластиной на ножнах, рукоять заканчивается брусковидным навершием. С левой стороны высечен горит с выступающим луком. Весьма вероятно, что линия, идущая вдоль шеи, передаёт гривну, которую носили не только женщины как украшение, но и мужчины. Самая стела высечена крайне

(174/175)

Каменные изваяния скифов.

1 — стела с изображением скифского воина из ст. Елисаветинской (собрание ГИМ); 2 — стела с изо5ражением скифа, найдена близ с. Ольховчик Донецкой обл.; 3-4 — стела с изображением скифа с Северного Кавказа.

(Открыть в новом окне)

(175/176)

грубо. Нижняя часть, около трети изваяния, оставлена почти не обработанной. Очень грубо высечено лицо. Два горизонтальных углубления обозначают глаза, переходящие в прямой выступ носа. [3]

 

Другое изваяние хранится в Краснодарском музее. Оно отличается от первого более совершенной обработкой поверхности и, несмотря на сильную испорченность — отсутствие головы и левой руки, — можно говорить о значительной эволюции мастерства по сравнению с первой статуей. На изваянии отмечены пластины панциря, идущие от оплечья до пояса. Особенно рельефно они переданы на груди, ниже они намечены более грубо перекрещивающимися линиями. Оплечье имеет украшения в виде головы грифона, а в центре орнаментальный узор, в настоящее время плохо различимый. Пояс передан насечками, которые, по-видимому, имитируют бронзовые пластины скифского пояса. [4] Спереди, ниже пояса, несколько наклонно висит акинак с выступающей сверху пластиной, характерной для этого типа оружия. Рукоять заканчивается брусковидным навершием. С левой стороны изображён подвешенный горит с выступающей верхней частью лука. [5] В правой согнутой руке изваяния — ритон, изогнутый почти под прямым углом.

 

В настоящее время подобных фигур известно ещё несколько. Все они довольно однообразны. На одном рельефе с левой стороны мастер изобразил плётку. [6] Эта группа, вероятно, изображает царей или вождей племен. В стелах, как правило, представлен только обобщённый образ с аксессуарами, необходимыми для выявления его социального положения. В позднюю эпоху, по-видимому, возникла некоторая индивидуализация образа. Это особенно хорошо чувствуется в рельефе, изображающем скифских царей Скилура и Палакка. В это время можно уже проследить значительное влияние античного искусства. Оно сказывается и на форме рельефа, и на композиции, и, наконец, на ряде деталей. Мастер изобразил двух всадников, старого и молодого, едущих рядом. Композиция дана так, что зритель воспринимает первым старого и несколько сзади молодого. Это достигается различием в пропорциях и более высоком рельефе деталей тела старшего царя. [7] Весьма индивидуально переданы черты лица. Лицо старого человека, гордое, удлинённое, с орлиным носом, насупленными бровями, с несколько мрачным

(176/177)

взглядом. Лицо юноши округлое, с тяжёлым подбородком, прямым и широким носом, с небольшими глазами, с выступающими скулами. Перед нами, несомненно, портретные черты. [8] Обе фигуры на головах имеют мягкие остроконечные шапки скифского типа. На плечах изображен греческий плащ, скрепленный круглой застежко-фибулой. Рельефы были рассчитаны на установку на площади, как это делалось в греческих государствах по отношению к людям, которых за какие-то заслуги хотели отметить. Оба всадника изображены на конях. Композиция, напоминая скульптуру античных мастеров, по отделке, весьма несовершенной, заставляет видеть в рельефе произведение местного скульптора. Неаполь Скифский развивался в значительной мере как город сильно эллинизированный и, естественно, здесь можно было встретить рельеф, выполненный в античном стиле.

 

В Северном Крыму известно несколько конных портретов скифов. Появление портретных фигур было вызвано социальными условиями скифского рабовладельческого общества, необходимостью популяризировать правящую династию. Скифское искусство знало и изображения различных сцен из быта скифов.

 

Таким было искусство европейских скифов, составляющее только часть того направления в искусстве населения евразийских степей, в котором различные скифские племена (саки, массагеты, алтайские скифы и савроматы) создали замечательную страницу.

 


 

Примечания.   ^

(/196)

К главе «Звериный стиль».

 

[1] Д.Н. Эдинг. Резная скульптура Урала. М., 1940, стр. 74 и сл.

[2] Н.Н. Погребова. Грифон в искусстве Северного Причерномо рья в эпоху архаики. КСИИМК, вып. XXII. М., 1948, стр. 62 и сл.

[3] Собрание ГИМ, зал VI; А.А. Миллер. Новый источник к изучению связи Скифии с Кавказом. «Известия РАИМК», т. IV. Л., 1925, стр. 101.

[4] А.А. Миллер. Указ.соч., стр. 110.

[5] Там же, табл. II.

[6] Доклад П.Н. Шульца на конференции археологов в Киеве в 1964 г.

[7] П.Н. Шульц. Скульптурные портреты скифских царей Ски-
(196/197)
лура и Палакка. КСИИМК, вып. XII, 1946, стр. 50 и сл.

[8] Там же, стр. 50, 51.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги