главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Е.Ф. СедякинаТаштыкские погребения могильника Барсучиха IV.// СА. 1965. №4. С. 220-222.
В 4 км к югу от пос. Сарагаш Хакасской автономной области возвышается Сарагашенский увал — край 20-метровой древней террасы Енисея. С одной стороны увал ограничивает глубокий «Барсучихин лог». Вся поверхность увала покрыта курганами и другими могилами различного
Рис. 1. План могильника Барсучиха IV.(Открыть Рис. 1 в новом окне)
устройства: каменные стелы, достигающие высотой 3 м, стоящие у края могил, каменные ограды тагарских курганов, аккуратные маленькие кладки из плит песчаника и ямки на месте таштыкских могил.
В 1923 г. А.С.[С.А.] Теплоухов раскопал на увале 15 могил и один склеп. В 1960 г. Таштыкский отряд Красноярской экспедиции раскопал в южной части увала три склепа и в том же году два склепа раскопал Л.П. Зяблин в восточной части увала. В 1961 г. Таштыкский отряд раскопал четыре склепа в восточной части увала. Все могилы ограблены.
Сарагашинекий увал интересен для изучения памятников таштыкской культуры. Здесь можно проследить общие черты и различия двух групп погребений, которые С.В. Киселёв относил к различным этапам по времени и считал их принадлежащими к различным категориям населения.
На южной оконечности Сарагашинского увала виднеются ямки от склепов под каменными кольцами. К северу от них на расстоянии почти 1 км тянется площадка на увале высотой в 25 м. Здесь на высоком восточном бугре увала среди прямоугольных или округлых оградок разбросаны 24 ямки от грунтовых таштыкских могил (рис. 1). Раскопки девяти могил таштыкского времени дают новые материалы о населении, оставившем эти памятники.
Срубы как в грунтовых могилах, так и в склепах рубились в обло и в лапу. Под кольцевыми валами два сруба рублены в обло (могилы №1 и 5) (рис. 2), один в лапу (могила №2). В грунтовых могилах четыре сруба рублены в обло (могилы №29-32) и два сруба рублены в лапу (оба последних раскопал Л.П. Зяблин). В склепах все стены срубов укреплены плитами толщиной 18-25 см. Плиты ставились на ребро, и особенно тщательно укреплялись углы срубов. На каждом углу стояло по плите песчаника. Плиты лежали и под каждым углом сруба. В грунтовых могилах стены и углы срубов не укреплялись. Срубы были положены на глинистый пол глубоких ям.
Срубы всех склепов были перекрыты брёвнами и слоем берёсты. Замечается различие во внешнем виде срубов. Строительный лес для срубов в склепах брался хороший, а диаметр брёвен был 20-25 см. В грунтовых могилах использовался лес более тонкий, диаметр брёвен 5-7 или 15 см. Брёвна в склепах тщательно отёсаны. Если в могиле №5 кора не снята, то сучки аккуратно обрублены и зачищены. В грунтовых могилах бревна сруба №5 были обернуты в берёсту.
Рис. 2. Сруб в могиле №5.(Открыть Рис. 2 в новом окне)
Обряд захоронения во всех могилах одинаков. И в грунтовых могилах и в склепах было трупоположение и трупосожжение. Сосуды стояли не у каждого захороненного. В склепе могилы №2 сосуды стояли на полу у скелетов мужчин. То же было в грунтовой могиле №30, где сосуды лежали под грудой костей человека.
Глиняные сосуды, обнаруженные в склепах, были формованы от руки. Цвет имели чёрный — результат употребления смолистого топлива во время обжига. Сосуды баночного типа. По классификации Л.Р. Кызласова, это сосуды раннеташтыкского времени и составляли основной вид кухонной посуды. [1]
В срубе склепа могилы №2 стоял сосуд биконической формы. Это остроребёрный сосуд с сильной кривизной профиля, перелом которого отмечен острым плечиком, после чего идёт плавный переход к прямому горлу. Дно широкое и плоское. Цвет сосуда красный. Сосуды этого типа относятся к первому этапу таштыкской культуры. [2]
В грунтовых могилах №30 и 1, 2 (раскопки Л.П. Зяблина) на дне стояли кубковидные сосуды с коническим полым поддоном, лепные, красного цвета. Аналогичные сосуды найдены в склепах первого этапа. [3] Второй сосуд этой же могилы принадлежит к сосудам сферического типа. Эта форма характерна для сосудов грунтовых погребений и встречается только в склепах первого этапа. [4] Все сосуды без орнамента. Обломки гипсовых масок со следами красной краски обнаружены в грунтовых могилах №30, 1 и 2 и в срубе склепа №2. В обоих случаях они лежали под костями захороненных. Гипс тонкий кристаллический, белого цвета, рыхлый, сильно пористый.
Научным сотрудником химической лаборатории ЛОИА В.Н. Сидоровым был произведен спектральный анализ, который дал следующий количественный состав в процентах: Ca — основа состава, Mg — 0,1, Pb — 0,01, Cu — 0,1, Ag, Al и Si — в незначительной примеси. Доказательством того, что это гипс, служит реакция, когда под действием раствора соляной кислоты состав не вскипает. Каолином этот состав быть не может потому, что в химический состав каолина входят в разных количествах А1 и Si. Это те элементы, которые можно уловить спектральным анализом. Единственный элемент, который может уловить спектральный анализ в гипсе, — это Са, являющийся основой минерала. Всё это говорит за то, что маски были изготовлены из гипса.
Перед погребением производили трепанацию черепа и удаляли мозг. Такого вида операция, по-видимому, была проделана с погребёнными мужчинами в грунтовой могиле №30, где черепа погребённых имели следы раскола черепа в теменной части. Л.Р. Кызласов считает, что трепанация черепов является характерной традицией раннего изыхского этапа таштыкской эпохи [5] и наблюдается в грунтовых могилах.
Инвентарь всех погребений в общем небогатый. Найдена костяная булавка в могиле №29 в виде стерженька с остриём, хорошо заполированная, с гвоздевидной шляпкой. Такие булавки известны в погребениях Оглахты I и в могильнике «Горное [Горькое] озеро». [6] Они характерны для грунтовых могил. Таких булавок нет ни в одном из известных таштыкских склепов.
Раскопки девяти могил таштыкской эпохи на Сарагашинском увале открывают новые черты в погребальном обряде населения степных районов Енисея того времени. Склепы, обозначенные на поверхности земли «каменными кольцами», были исследованы главным образом по правому берегу р. Тубы в логу Джесос и на правом берегу Енисея на конечной к реке вершине кряжа Думной горы. Поэтому установилось мнение, что склепы под «каменными кольцами» распространены только по правому берегу Енисея. [7] Раскопки на Сарагашинском увале расширяют территорию, занимаемую этими племенами в долине Енисея. Можно сказать, что население, хоронившее своих соплеменников под «каменными кольцами», было расселено и по левому и по правому берегу Енисея. Может быть, у населения енисейской долины существовало два похоронных обряда, либо племенные отличия обязывали хоронить одних сородичей в грунтовые могилы, а других — в склепах под каменными кольцами. Ещё мало доказательств того, чтобы в различиях обряда и в устройстве могил видеть классовые различия погребённых. В обоих типах могил погребенные имели бедный инвентарь.
По формам сосудов, аналогичных с посудой в могилах раннего времени, по костяным изделиям, по обряду захоронения погребения могильника Барсучиха IV можно считать, что погребения на Сарагашинском увале относятся к раннему этапу таштыкской эпохи I в. до н.э. — I в. н.э.
[1] Л.Р. Кызласов. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины. М., 1960, стр. 45.[2] Там же, стр. 53.[3] Л.Р. Кызласов. Ук. соч., стр. 67.[4] Там же, стр. 49.[5] Там же, стр. 148.[6] Там же, стр. 111.[7] Там же, стр. 14.
наверх |