главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока. ТДК. Новосибирск: 1973. Д.Г. Савинов

О границах государства енисейских кыргызов в IX-X вв.

// Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока. ТДК. Новосибирск: 1973. С. 91-92.

 

Известно, насколько сложными и запутанными являются вопросы этногеографии Южной Сибири, Центральной и Средней Азии в эпоху средневековья. Связано это главным образом с невозможностью параллельного использования разноязычных письменных источников. Однако, в истории Южной Сибири существовал народ, название которого одинаково встречается в древнетюркских, монгольских и китайских источниках. Это енисейские кыргызы. Больше того, с этим этнонимом Южная Сибирь входит в сферу компетенции многочисленных арабских и персидских географических сочинений. Создав в сер. IX века обширное государство, енисейские кыргызы пришли в соприкосновение с самыми различными народами. Отсюда принципиально важное значение вопроса о исторических границах государства енисейских кыргызов, особенно в т.н. период «кыргызского великодержавия» (В.В. Бартольд).

 

К этому вопросу в связи с различными аспектами истории народов нашей страны обращались многие исследователи (С.В. Киселёв, А.Н. Бернштам, Л.Р. Кызласов, А.П. Окладников, С.И. Вайнштейн, А.Д. Грач, Л.Н. Гумилёв и др.). В настоящее время не только свидетельства письменных источников, но и новые археологические материалы, картографирование кыргызских комплексов позволяют достаточно полно представить себе расселение енисейских кыргызов в IX-X вв.

 

Центр распространения археологических памятников енисейских кыргызов находится в Минусинской котловине (Копёнский и Уйбатский чаатасы, Капчалы I и др.). Наиболее северные из них находятся в районе современного Красноярска (Ладейское, Миндерла), В восточных Саянах и в Тодже кыргызских комплексов пока нет, но встречаются находки наконечников стрел, типологически близких кыргызским. Крайний восточный пункт распространения кыргызских изделий находится в Прибайкалье (Нижняя Иволга, Хой-

(91/92)

цегор), однако влияние культуры енисейских кыргызов простиралось, очевидно, гораздо дальше, до среднего Амура. Только так можно объяснить удивительную близость кыргызских материалов и Мохэ (Троицкое). На противоположном конце государства енисейских кыргызов также под несомненным влиянием их культуры находились племена сросткинской и курайской культуры на Алтае и на юге Западной Сибири. Начиная с середины IX века памятники енисейских кыргызов появляются в Туве (Тора-Тал-Арты, Шанчиг и др.). Недавно они были открыты также в Восточном Казахстане (Текели, Зевакино) и в Горном Алтае (Узунтал). Таким образом, на западе кыргызские памятники уже вплотную подходят к отрогам Тянь-Шаня. Это позволяет по новому взглянуть на немногочисленные пока материалы, опубликованные в своё время А.Н. Бернштамом, как свидетельства переселения енисейских кыргызов на Тянь-Шань, и считать их действительно кыргызскими.

 

Картографирование кыргызских памятников IX-X вв. показывает, что они охватывает огромную территорию — от таёжных районов Восточной Сибири на востоке до гор Тянь-Шаня и степного Казахстана на западе, от степной Монголии на юге до районов современного Красноярска и Томска на севере. Это полностью соответствует известному указанию Таншу о том, что «Хягас было сильное государство, по пространству равнялось тукюесским». Совершенно очевидно поэтому, что с понятием енисейские кыргызы должна связываться не только культура Минусинской котловины, но и определённый этап в этнической истории народов севера Центральной Азии в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки