● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

В.И. Cарианиди. Тайны исчезнувшего искусства Каракумов. М.: 1967. («Из истории мировой культуры») В.И. Cарианиди

Тайны исчезнувшего искусства Каракумов.

// М.: 1967. 108 с. («Из истории мировой культуры»)

 

Оглавление

 

От автора. — 5

 

Древнейшая культура Каракумов. — 7

Геометрическая роспись и реалистическая пластика (искусство медно-каменной эпохи). — 18

Загадки полихромного стиля. — 27

Искусство геоксюрского стиля. — 37

Символика и натурализм (зооморфный стиль). — 62

Керамическое искусство коврового стиля. — 81

Прикладное искусство эпохи бронзы. — 93

 

Литература. — 107

 


 

От автора.   ^

 

Пути развития мирового искусства ещё долго будут оставаться для специалистов темой дискуссий. Несмотря на новые открытия в этой области, видимо, пока в силе остаётся старая теория, указывающая, что главный его путь идет с древнего Востока, через Грецию и Рим и продолжается в эпоху Возрождения. Именно поэтому вполне понятен тот огромный интерес, который обнаруживают археологи, историки и искусствоведы к начальным этапам зарождения мирового искусства — к культуре народов древнего Востока. В отечественной и особенно зарубежной литературе исследованию древнего искусства Египта, Месопотамии, Ирана и Индии посвящено много томов. Однако тщетно было бы искать в них страницы о древней культуре советского Востока. Да это и понятно — ведь до самого последнего времени науке почти не были известны в Средней Азии древние памятники столь раннего времени. Картина резко изменилась за последнее десятилетие, когда многочисленные археологические экспедиции направили свои маршруты в районы Южного Туркменистана и ещё дальше — в пески Каракумы. В результате были открыты разнообразные памятники прикладного искусства, без которых сейчас невозможно правильно оценить общую линию развития всего древневосточного искусства. Вместе с тем достигнутые успехи в исследовании истоков древней культуры советского Востока остаются достоянием лишь ограниченного числа специалистов. До сих пор нет ни одной работы, в которой бы рассматривались пути развития прикладного искусства древних племён, обитавших в течение тысячелетий в Южном Туркменистане. А между тем

(5/6)

правильные понятия о духовной культуре народов, язык которых до сих пор не разгадан, могут быть основаны лишь на детальном изучении оставшихся от него памятников изобразительного искусства, и именно этому вопросу посвящена настоящая работа.

 

Автор далёк от мысли, что ему удастся нарисовать достаточно полную картину развития древнего искусства на территории Южного Туркменистана. Главная цель работы гораздо скромнее — познакомить широкий круг читателей с произведениями древнего изобразительного искусства и, по мере возможности, наметить основные вехи его развития так, как они рисуются в настоящее время по археологическим данным. Читатель не найдёт здесь искусствоведческого анализа предметов прикладного искусства — это совершенно особая тема, которой должны заняться специалисты-искусствоведы.

 

Вместе с тем автор счёл возможным включить в текст отдельные литературные свидетельства древнего шумерийского и вавилонского эпоса, прекрасно сознавая всю условность подобного опыта. Тем не менее для этого имеются и некоторые фактические основания. Действительно, работами советских и отчасти зарубежных археологов неоднократно отмечалась определённая общность путей хозяйственного и культурного развития у племён, обитавших одновременно на огромной территории от Месопотамии и Индии до северных отрогов Копет-Дага: Больше того, в отдельные исторические периоды между этими племенами существовали не просто культурные контакты, но наблюдалось проникновение отдельных групп людей с одной территории на другую. Надо полагать, что все эти моменты не могли не сказаться на сложении общих культурных достижений, общих идей и представлений.

 

В соответствующих главах работы мы попытаемся доказать правильность этих положений на примере самих памятников прикладного искусства. И последнее. В работу включены материалы, полученные большим коллективом археологов в тяжёлых пустынных условиях Каракумов. Автор считает приятным долгом принести им свою благодарность за любезное разрешение использовать материалы их работы в данной книге. Большинство художественных фотоиллюстраций выполнено Л. Петровым и А. Тарасевичем.

 


 

(/107)

 

Литература.   ^

 

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств, т. 1. М.-Л., 1948; «Всеобщая история искусств», т. 1, 2. М., 1956.

Дудин С.М. Ковровые изделия Средней Азии. — Сборник Музея антропологии и этнографии. Л., 1928, №7.

Дьяконов И.М. К возникновению письма в Двуречье. — Труды Отдела культуры и искусства Востока, т. III. Л., 1940.

Канева И.Т. Гильгамеш и Ага. — Вестник древней истории, 1964, №3.

Канева И.Т. Энмеркар и верховный жрец Аратты. — Вестник древней истории, 1964, №4.

Крамер С.Н. Две шумерийские элегии, М., 1960.

Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1965.

Массон В.М. Древние земледельцы на юге Туркменистана. Ашхабад, 1959.

Массон В.М. Памятники развитого энеолита Южной Туркмении. М.-Л., 1962.

Массон В.М. Средняя Азия и древний Восток. М.-Л., 1964.

Равдоникас В.И. История первобытного общества [Часть II]. М., 1947.

Сарианиди В.И. Памятники позднего энеолита юго-восточной Туркмении. М., 1965.

Фелькерзам А.Е. Старинные ковры Средней Азии. — Старые годы, 1914-1915.

Флитнер [Флиттнер] Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. М.-Л., 1958.

Ферсман А.Е. Рассказы о самоцветах. М., 1957.

Ферсман А.Е. Воспоминания о камне. М., 1960.

Хлопин И.Н. Памятники раннего энеолита Южной Туркмении. М.-Л., 1963.

«Эпос о Гильгамеше». М.-Л., 1961. Перевод И.М. Дьяконова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки