● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
В.И. CарианидиТайны исчезнувшего искусства Каракумов.// М.: 1967. 108 с. («Из истории мировой культуры»)
Оглавление
От автора. — 5
Древнейшая культура Каракумов. — 7Геометрическая роспись и реалистическая пластика (искусство медно-каменной эпохи). — 18Загадки полихромного стиля. — 27Искусство геоксюрского стиля. — 37Символика и натурализм (зооморфный стиль). — 62Керамическое искусство коврового стиля. — 81Прикладное искусство эпохи бронзы. — 93
Литература. — 107
От автора. ^
Пути развития мирового искусства ещё долго будут оставаться для специалистов темой дискуссий. Несмотря на новые открытия в этой области, видимо, пока в силе остаётся старая теория, указывающая, что главный его путь идет с древнего Востока, через Грецию и Рим и продолжается в эпоху Возрождения. Именно поэтому вполне понятен тот огромный интерес, который обнаруживают археологи, историки и искусствоведы к начальным этапам зарождения мирового искусства — к культуре народов древнего Востока. В отечественной и особенно зарубежной литературе исследованию древнего искусства Египта, Месопотамии, Ирана и Индии посвящено много томов. Однако тщетно было бы искать в них страницы о древней культуре советского Востока. Да это и понятно — ведь до самого последнего времени науке почти не были известны в Средней Азии древние памятники столь раннего времени. Картина резко изменилась за последнее десятилетие, когда многочисленные археологические экспедиции направили свои маршруты в районы Южного Туркменистана и ещё дальше — в пески Каракумы. В результате были открыты разнообразные памятники прикладного искусства, без которых сейчас невозможно правильно оценить общую линию развития всего древневосточного искусства. Вместе с тем достигнутые успехи в исследовании истоков древней культуры советского Востока остаются достоянием лишь ограниченного числа специалистов. До сих пор нет ни одной работы, в которой бы рассматривались пути развития прикладного искусства древних племён, обитавших в течение тысячелетий в Южном Туркменистане. А между тем правильные понятия о духовной культуре народов, язык которых до сих пор не разгадан, могут быть основаны лишь на детальном изучении оставшихся от него памятников изобразительного искусства, и именно этому вопросу посвящена настоящая работа.
Автор далёк от мысли, что ему удастся нарисовать достаточно полную картину развития древнего искусства на территории Южного Туркменистана. Главная цель работы гораздо скромнее — познакомить широкий круг читателей с произведениями древнего изобразительного искусства и, по мере возможности, наметить основные вехи его развития так, как они рисуются в настоящее время по археологическим данным. Читатель не найдёт здесь искусствоведческого анализа предметов прикладного искусства — это совершенно особая тема, которой должны заняться специалисты-искусствоведы.
Вместе с тем автор счёл возможным включить в текст отдельные литературные свидетельства древнего шумерийского и вавилонского эпоса, прекрасно сознавая всю условность подобного опыта. Тем не менее для этого имеются и некоторые фактические основания. Действительно, работами советских и отчасти зарубежных археологов неоднократно отмечалась определённая общность путей хозяйственного и культурного развития у племён, обитавших одновременно на огромной территории от Месопотамии и Индии до северных отрогов Копет-Дага: Больше того, в отдельные исторические периоды между этими племенами существовали не просто культурные контакты, но наблюдалось проникновение отдельных групп людей с одной территории на другую. Надо полагать, что все эти моменты не могли не сказаться на сложении общих культурных достижений, общих идей и представлений.
В соответствующих главах работы мы попытаемся доказать правильность этих положений на примере самих памятников прикладного искусства. И последнее. В работу включены материалы, полученные большим коллективом археологов в тяжёлых пустынных условиях Каракумов. Автор считает приятным долгом принести им свою благодарность за любезное разрешение использовать материалы их работы в данной книге. Большинство художественных фотоиллюстраций выполнено Л. Петровым и А. Тарасевичем.
Литература. ^
Алпатов М.В. Всеобщая история искусств, т. 1. М.-Л., 1948; «Всеобщая история искусств», т. 1, 2. М., 1956.Дудин С.М. Ковровые изделия Средней Азии. — Сборник Музея антропологии и этнографии. Л., 1928, №7.Дьяконов И.М. К возникновению письма в Двуречье. — Труды Отдела культуры и искусства Востока, т. III. Л., 1940.Канева И.Т. Гильгамеш и Ага. — Вестник древней истории, 1964, №3.Канева И.Т. Энмеркар и верховный жрец Аратты. — Вестник древней истории, 1964, №4.Крамер С.Н. Две шумерийские элегии, М., 1960.Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1965.Массон В.М. Древние земледельцы на юге Туркменистана. Ашхабад, 1959.Массон В.М. Памятники развитого энеолита Южной Туркмении. М.-Л., 1962.Массон В.М. Средняя Азия и древний Восток. М.-Л., 1964.Равдоникас В.И. История первобытного общества [Часть II]. М., 1947.Сарианиди В.И. Памятники позднего энеолита юго-восточной Туркмении. М., 1965.Фелькерзам А.Е. Старинные ковры Средней Азии. — Старые годы, 1914-1915.Флитнер [Флиттнер] Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. М.-Л., 1958.Ферсман А.Е. Рассказы о самоцветах. М., 1957.Ферсман А.Е. Воспоминания о камне. М., 1960.Хлопин И.Н. Памятники раннего энеолита Южной Туркмении. М.-Л., 1963.«Эпос о Гильгамеше». М.-Л., 1961. Перевод И.М. Дьяконова.
наверх |