главная страница / библиотека / обновления библиотеки

A.M. Сагалаев. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск: 1992. («Страницы истории нашей Родины») A.M. Сагалаев

Алтай в зеркале мифа.

// Новосибирск: 1992. 176 с. ISBN 5-02-029760-7 («Страницы истории нашей Родины»)

 

аннотация: ]

В книге рассматриваются предания о сотворении земли и человека, появлении добра и зла, о возникновении шаманизма; показывается, как миф становится историей, а история — мифом. При этом автор пытается рассказать не только и не столько о самих мифах, сколько о том типе общественного сознания, который их генерировал, о закономерностях и парадоксах мифологического мышления. Обращение к этим сюжетам позволяет ответить на вопрос, почему миф может быть не только фактом общественного сознания, но и движущей силой народных движений.

Книга предназначена для этнографов, историков в широкого круга читателей.

 

Содержание

 

К читателю. — 3

 

Отечество тюрков. — 9

Так начинался мир. — 22

За краем неба. — 44

Священные горы. — 60

Великий океан. — 79

Берёза с золотыми листьями. — 86

Шаман: гениальное безумие. — 104

Сказитель: память народа. — 126

Легенда о Белом всаднике. — 138

 

Разбитое зеркало, или Алтайский миф сегодня. — 165

Список литературы. — 175

 

 

 

 

 

 


 

Список литературы.   ^

 

Анохин А.В. Материалы по шаманству [у] алтайцев. — Л., 1924.

Бутанаев В.Я. Культ богини Умай у хакасов // Этнография народов Сибири. — Новосибирск, 1984.

Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. — М., 1893.

Дыренкова Н.П. Шорский фольклор. — М.; Л., 1940.

Дыренкова Н.П. Материалы по шаманству [у] телеутов // Сборник Музея антропологии и этнографии. — 1949. — Т. X.

Дьяконова В.П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. — Л., 1976.

Дьяконова В.П. Некоторые этнокультурные параллели в шаманстве тюркоязычных народов Саяно-Алтая // Этнокультурные контакты народов Сибири. — Л., 1984.

Иванов Вяч.Вс. Структура гомеровских текстов, описывающих психические состояния // Структура текста. — М., 1980.

Иванов С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар. — Л., 1979.

Каруновская Л.Э. Представления алтайцов [алтайцев] о Вселенной // Советская этнография. — 1935. — №4-5.

Кляшторный С.Г. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках // Тюркологический сборник. 1977. — М., 1981.

Кыпчакова Л.В. К вопросу о культе деревьев у алтайцев // Археология и этнография [Вопросы археологии и этнографии] Горного Алтая. — Горно-Алтайск, 1983.

Молчанова О.Т. Топонимический словарь Горного Алтая. — Горно-Алтайск, 1979.

Никифоров Н.Я. Аносский сборник. — Омск, 1915.

Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. — Спб., 1883. — Вып. 4.

Потапов Л.П. Культ гор на Алтае // Советская этнография. — 1946. — №4[№2].

Потапов Л.П. Обряд оживления шаманского бубна у тюркоязычных племён Алтая // Труды Института этнографии. — 1947. — Т. 1.

Радлов В.В. Из Сибири: Страницы дневника. — М., 1989.

Ревуненкова Е.В. Народы Малайзии и Западной Индонезии: Некоторые проблемы духовной культуры. — М., 1981[1980].

Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. — Л., 1984.

Сатлаев Ф.А. Коча-кан — старинный обряд испрашивания плодородия у кумандинцев // Религиозные представления и обряды у народов Сибири в XIX — начале XX в. — Л., 1971. [Сб.МАЭ. XXVII]

Суразаков С.С. Героическое сказание о богатыре Алтай-Буучае. — Горно-Алтайск, 1961.

Суразаков С.С. Алтайский героический эпос. — М., 1985.

Шатинова Н.И. Мир «невидимых» по традиционным представлениям алтайцев // Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая. — Горно-Алтайск, 1983.

Ямаева Е. Священное дерево и его атрибуты // Национальное наследие и современность. — Горно-Алтайск, 1984.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки