главная страница / библиотека / обновления библиотеки / содержание книги
М.И. РостовцевПолитические статьи.// СПб: 2002. 208 с. ISBN 5-02-026829-1
Перевод, вступительные статьи, составление, комментарии: К.А. Аветисян.
Музеи Петрограда. *
[сноска к заголовку: * Rostovtzeff M.I. The Museums of Petrograd // Museum Work. 1924. Vol. 6. Jan.-Feb. P. 159-161. Под заглавием подпись — M.И. Ростовцев, профессор истории, Университет Висконсина.]
Все музеи и частные коллекции в России были национализированы после прихода к власти большевиков и создания там коммунистического правительства. Этот факт не имел существенного значения для больших публичных музеев, так как значительная их часть и до революции находилась в государственной собственности. Серьёзные изменения затронули лишь частные коллекции, лучшие и наиважнейшие из которых были беспорядочно захвачены большевиками, а содержание самих коллекций перераспределено среди общественных собраний. Такое перераспределение происходит и по сей день, отчего частные коллекции крайне страдают. Большое количество произведений искусства никогда не доберётся до музеев. Они через комиссариат, проводящий национализацию в России, попали в руки торговцев, а от них — к торговцам в Европе, особенно в Швеции. Частные владельцы, располагающие временем и возможностями, вывозят свои коллекции в Европу, где разрозненно продают их. Некоторые коллекции были бережно складированы в больших публичных музеях Европы — Лувре, Музее Сен-Жермен, Британском музее и других.
Таким образом, для публичных музеев новый режим способствовал увеличению численности коллекций. Как мне известно, ни один из публичных музеев не был разрушен или разграблен. Все благополучно прошли через революционный период. Выросли не только коллекции, а за счёт переданных им новых зданий увеличились и помещения. Эрмитажу, например, было передано большинство залов Императорского Зимнего дворца. Музей этнографии и антропологии, а также Музей русского искусства (Русский музей), созданный в Петрограде по повелению императора Александра III, получил прекрасное историческое здание, особняк князя Бобринского, который был конфискован у владельца. Почти весь штат сотрудников музеев остаётся на своих постах; большевики произвели лишь несколько новых назначений. Да и то их выбор пал преимущественно на специалистов, людей искусства и археологов. Музеи, как со своими старыми, так и с новыми коллекциями, являются выставками, посредством которых большевики рады производить впечатление на именитых визитеров, время от времени приезжающих в Россию.
Сохранившиеся музеи начали работу по реорганизации и перераспределению коллекций. Эта работа продолжается и сейчас. Она проводится из самых лучших побуждений и довольно квалифицированно. Трудности заключаются в том, что нет помощи со стороны правительства, а увеличение количества залов и экспонатов ещё более усугубляет ситуацию. Во время войны многие коллекции были эвакуированы из Петрограда в Москву и другие города Центральной и Восточной России. Мне известно, что эти коллекции затем были возвращены в Петроград в целости и сохранности.
Одновременно с реорганизацией музеев продолжались и научные исследования. За пять лет существования правящего режима была проделана довольно значительная работа, но она проводилась в крайне тяжёлых условиях. Что касается публикаций, то по мере ухудшения условий их число сокращалось.
Подводя итоги, можно отметить, что публичные музеи в Петрограде находятся в безопасности. Реорганизация продол- жается и постепенно развивается. Сотрудники проявляют рвение в работе, ими достигнуты весьма значительные результаты. Мы должны быть благодарны героизму, проявленному сотрудниками музеев, которые в условиях голода и при отсутствии наиболее важных составляющих цивилизованной жизни смогли выполнить тяжёлую и ответственную работу по сохранению для будущих поколений богатых коллекций, позаботиться о тех частных коллекциях, которые оказались в их руках.
Обратная сторона пренебрежительного отношения государства.
Такова работа, проделанная в музеях. Сколько помощи было оказано им государством и каковы условия, в которых они вынуждены работать? Позвольте мне процитировать из официального «Отчёта Русского музея искусств и этнографии», опубликованного в 1923 г. Похожая ситуация mutatis mutandi наблюдается и в других музеях Петрограда и Москвы, и, конечно, всё значительно хуже в провинциальных городах. На 60-й странице этого отчёта читаем:
«Финансовое положение музея было крайне тяжёлым. Кредиты на научно-художественную часть были отпущены в размере 4.1% испрашиваемого по смете... Недостаток средств доходил до того, что нередко не было возможности заменить перегоревшую электрическую лампочку, приобрести карандаши, бумагу». [1]
Более тревожно обстоят дела с отоплением в музее. На странице 6-й «Отчёта» директор указывает:
«Советом музея принимались меры к ликвидации результатов печального влияния на состояние коллекций музея почти полного отсутствия отопления в последние годы и развившейся вследствие этого сырости. Ценнейшие памятники живописи покрылись плесенью, разрушался слой краски, стекло и фарфор приобрели такую хрупкость, что давали трещины при проездке грузовиков; обнаружены случаи заболевания оловянных предметов „чумой”, [2] белого окисления серебра, игольчатого перерождения стекла; многие предметы из дерева и тростника истлели, значительно повреждены изделия из кожи, ценнейшие объекты айнского культа „инау” окончательно истлели; переплёты книг отставали, издания на мелованной бумаге склеивались в одну массу; негативы и отпечатки гибли от сырости». [3]
В «Отчёте» говорится о том, что здание музея, которое не ремонтировалось пять лет, находится в удручающем состоянии. Ни вентиляции, ни электрического освещения, стекла в окнах разбиты или отсутствуют, а стеклянная крыша здания протекает. Сделан следующий вывод:
«Вступая в 1923 год, надо определённо сказать, что если в последующем году... вместо средств для своей работы будем получать жалкие крохи, то вся работа будет парализована, а многочисленным собраниям будет угрожать неминуемая гибель. Надо иметь в виду, что в истекшем году... были ещё кое-какие остатки запасов и дезинфицирующих средств, и фотографических и монтажных материалов. Теперь они исчерпаны. И отдел должен их получить во что бы то ни стало». [4]
Подобные условия сложились также и с научными экспедициями, и с археологическими раскопками, которые за весь период пребывания большевиков у власти не проводились ни разу, хотя нынешние правители и заявляют о мире и спокойствии, царящих в стране.
Такова работа, проделанная большевиками для музеев. Спасённое от революции достояние нации разрушается из-за холода и сырости, из-за безразличия, если не сказать большего: враждебности большевиков по отношению к этим «буржуазным» учреждениям.
Комментарии.
[1] Отчёт Русского музея за 1922 год. Пг., 1923. С. 60.[2] Оловянная «чума» — видоизменение олова под воздействием различных внешних факторов. Проявляется в образовании «бородавчатых» пятен на оловянных предметах (см. Отчёт Русского музея за 1922 год. Приложение «Оловянная чума»).[3] Отчёт Русского музея за 1922 год. С. 9, вместо указанной Ростовцевым с. 6.[4] Отчёт Русского музея за 1922 год. С. 47.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / содержание книги