А.М. Решетов
О полиандрии и полигамии у тибетцев
(в связи с проблемой их общественного строя).
Оригинальная нумерация сносок сохранена в верхнем индексе.
Среди актуальных проблем тибетской и общей этнографии изучение полиандрии и полигамии неизменно занимает одно из ведущих мест. Среди большей литературы по этому вопросу особо следует выделить обобщающую монографию Петра, Принца Греческого и Датского, «Изучение полиандрии» 1. [1]
Проблемы происхождения полиандрии и полигамии, места этих институтов в социальной жизни общества решаются по-разному. В качестве причин возникновения и существования полиандрии последователи называли исторические, демографические, социологические, экономические и даже личные, т.е. исходящие из чувств и желаний индивидуума, факторы. Наибольшие споры вызывает проблема происхождения полиандрии. Большинство учёных считает, что полиандрия и полигамия являются пережиточными формами брака, причём полиандрия связывается с групповым браком, материнским родом и т.д.2. [2] Обоснование исторических причин ищут в народном эпосе.
(68/69)
Однако эти сведения собраны и проанализированы антиисторично 1. [3] Другие считают полиандрию в основных тибетских районах Цзан и Юй не местным явлением, а заимствованным 2. [4] Третьи учёные, считая полиандрию и полигамию редкими в наши дни формами брака, воздерживаются от рассмотрения их места в стадиальной смене форм брачных отношений. Они признают, что это пережитки, но не задаются целью выяснить, когда же они возникли; для них самое важное — их существование сейчас наряду с моногамией 3. [5] Четвёртые рассматривают полиандрию не как стадию развития брака, а просто как один из его видов, который может существовать наряду с другими, причём появляется он на любой стадии при определённых условиях 4. [6] Пятые объясняют возникновение и наличие полиандрии демографическими причинами (непропорциональное соотношение полов, недостаток женщин) 5. [7] Шестые главную причину полиандрии видят в личных факторах: эта форма брака обеспечивает мир в семье 6. [8] Седьмые делают упор на социологические, экономические причины 7. [9] Сторонники этой точки зрения высказали много интересных мыслей, собрали ценный фактический материал. Вывод о том, что в условиях Тибета социо-экономические факторы привели к возникновению и длительной консервации этого института, заслуживает внимания и поддержки.
Несколько особняком стоит точка зрения Петра, Принца Греческого и Датского, предложившего «этнографическую теорию полиандрии». По его мнению, жизнь в суровых условиях вынуждает людей более остро чувствовать свою взаимозависимость и подавляет в них взаимную агрессивность, ревность. Экономические условия полиандрии продолжают существовать значительное время, образуя историчес-
(69/70)
кую традицию, которая освящает этот обычай. Полиандрия, с его точки зрения, также обеспечивает удовлетворение таких индивидуальных стремлений, которые не могут быть удовлетворены в других обществах, а посему, заключает он, полиандрия является социально желательным институтом. Такая точка зрения является шагом назад по сравнению с позицией сторонников социо-экономических причин возникновения и существования полиандрии.
Представляется правильным искать решение проблем происхождения и объяснение длительности существования институтов полиандрии и полигамии в социально-экономической структуре тибетского общества в связи с его экологией 8. [10] Полиандрия в Тибете существует преимущественно в форме братской: несколько братьев имеют одну жену; вступал в брак старший из братьев, подраставший становился её следующим мужем, но главой семьи, отцом детей считался всё же старший, Естественно, что такая семья совместно вела хозяйство; очевидно, сама эта форма брака возникла для поддержания хозяйства без раздела имущества, дабы не ослаблять его экономики. Об экономической подоснове такой семьи говорит и другой частный случай полиандрии, когда бездетные братья берут ещё одного мужа своей жене для того, чтобы родился продолжатель рода, наследник имущества семьи.
В бедных семьях встречалась ещё одна, весьма редкая форма полиандрии, когда мачеха становилась женой своих пасынков. Эта форма полиандрии встречалась в земледельческих районах Цзан (прежде всего) и Юй, где классовая дифференциация наиболее чётко выявлена. Невыгодно было дробить хозяйство не только потому, что мелким хозяйством в условиях малоземелья трудно существовать, но и потому, что налог в старом Тибете брали с каждого двора отдельно. Таким образом, рост налогов тоже останавливал деление хозяйств. То, что полиандрия имеет под собой экономические основания, говорят и такие факты, когда в семье решали оставить одного из братьев в качестве наследника и женить его, а все остальные уходили в монасты-
(70/71)
ри монахами или в другие семьи в примаки 9. [11] Полиандрия в скотоводческих работах была мало распространена, т.к. малой моногамной семье легче было перекочёвывать, размещаться в палатке, управляться со скотом.
Интересны формы существования полигамии у тибетцев. Главным образом, она существовала среди вождей племён в скотоводческих районах, т.е. связана с высоким материальным положением этой социальной группы в условиях кочевого высокогорного скотоводства. Благодаря брачным связям, вожди племён укрепляли отношения с главами соседних племён; случаи полигамии отмечены у «тусы» 10 [12] и торговцев 11. [13] В некоторых случаях в земледельческих районах в семьях, где не было сына-наследника, но было несколько дочерей, в целях сохранения целостности богатого хозяйства дочерям брали одного мужа, причём необязательно из бедной семьи: это мог быть и молодой мужчина даже из богатой многодетной семьи, где было несколько сыновей. Экономический характер возникновения и существования полигамии проявляется и в случаях слияния двух семей в одну после смерти главы одной из семей, или когда в бедных семьях падчерицы становились жёнами отчима, наряду с матерью.
Как известно, левират также был довольно широко распространён в Тибете. Левират и сорорат можно рассматривать в этом районе как явления, близкие соответственно полиандрии к полигамии, может быть, как одну из форм их прекращения.
Таким образом, нельзя согласиться с теми авторами, которые видят в существовании полиандрии и полигамии в Тибете вплоть до середины XX в. пережитки группового брака, норм материнского права и т.д. Их следует объяснять прежде всего из экономики, социального положения тех семей и социальных групп, где эти
(71/72)
формы брака встречались. Так, полиандрия была связана с нецелесообразностью дробления семейной собственности в условиях высокогорного Тибета, где обрабатываемой земли мало. Полигамия была преимущественно распространена среди вождей племён и знати. Есть основания предполагать, что полиандрия и полигамия возникли в Тибете сравнительно поздно, в период разложения первобытно-общинного строя, формирования классового общества. В пользу этого говорят факты отсутствия таких институтов у наиболее примитивных групп и существование их у народов, близких по уровню социально- экономического развития к тибетцам или, во всяком случае, у которых начался процесс социальной дифференциации.
Антиисторический подход к изучению тибетской экономики, а также полиандрии и полигамии, приводит к занижению уровня развития тибетского общества, его излишней архаизации. Вместе с тем, не лишне вспомнить, что в Тибете уже к середине I тыс. н.э. сложилось классовое общество и существовало государство.
[1] 1 H.R.H. Prince Peter of Greece and Denmark. A Study of Polyandry. The Hague, 1963.
[2] 2 Н. Мацокин. Материнская филиация в Восточной и Центральной Азии, «Известия восточного Института», т. 36, вып. 2, Владивосток, 1911.
[3] 1 Критику подробней см.: А.М. Решетов. Об использовании данных фольклора для изучения ранних форм семейно-брачных отношений. Сб. «Фольклор и этнография», Л., 1970, стр. 248.
[4] 2 Работы С.Ч. Даса.
[5] 3 Ю.И. Журавлёв. Этнический состав Тибетского района КНР и тибетцы других районов страны. «Труды ИЭ АН СССР», т.73. «Восточно-азиатский этнографический сборник», II, М., 1961, стр. 98.
[6] 4 Работы Мейна, Летурно,Герберта Спенсера.
[7] 5 Работы В.З. Парка, Линтона, Вестермарка, Риверса.
[8] 6 Работы Ли Ю-и, Вестермарка.
[9] 7 Работы Рокхилла, Лича и других.
[10] 8 А.М. Решетов. Основные черты тибетского общества в первой половине XX в. «Филология и история стран зарубежной Азии и Африки». Тезисы научной конференции Восточного факультета, 1964/65 учебный год, Л., 1965, стр. 79-81.
[11] 9 Ли Ю-и, Цзиньжиды сицзан. (Сегодняшний Тибет). Пекин, 1951, стр.125 (на кит.яз.).
[12] 10 О «тусы» см. подробнее: А.М. Решетов, Китайские источники для изучения систем управления районами малых народов Китая (ХIII-XIX вв.). «Филология и история стран зарубежной Азии и Африки», стр. 76-79.
[13] 11 Ли Ю-и. Цит. соч., стр. 127-128.
|