главная страница / библиотека / обновления библиотеки

В.И. Распопова

Основания для датировки металлических изделий из Пенджикента.

// Проблемы хронологии памятников Евразии в эпоху раннего средневековья. / КСИА. Вып. 158. М.: 1979. С. 106-113.

 

На городище древнего Пенджикента, которое раскапывают уже 30 лет, вскрыта почти треть всей территории шахристана древнего города. Раскопаны целиком или частично 125 отдельных многокомнатных жилищ, расположенных в разных частях городища, и более 50 торгово-ремесленных построек, исследованы храмы и оборонительные сооружения. Частично исследована цитадель, где был расположен дворец правителя города.

 

А.М. Беленицкий отметил: «Главной целью раскопок, что намечалось ещё А.Ю. Якубовским, было сплошное исследование городской территории па уровне последнего его строительного горизонта. Такая задача в археологической практике Средней Азии поставлена впервые и несомненно приобретает исключительно важное значение для решения большого комплекса проблем, связанных с историей городской жизни в Средней Азии». [1] Этой методической задачи — вскрытия городской территории на большой площади — Пенджикентская экспедиция придерживается и по сей день.

 

Наряду с важной и основной работой исследования городища «вширь» ведутся и работы по исследованию его «вглубь». Эти работы показывают, что городище древнего Пенджикента — многослойный памятник со сложной стратиграфией. Его верхний строительный горизонт неоднороден. Работы по изучению стратиграфии так называемого верхнего слоя Пенджикента были начаты О.Г. Большаковым, Е.В. Зеймалем, Б.Я. Стависким, которые установили три этапа жизни на городище, укладывающиеся в 70-75 лет VIII в. Конец первого этапа приходится на начало 20-х годов VIII в. Затем следует период запустения, и к 740-750-м годам относятся ремонтные работы во многих зданиях (период 2). Конец последнего периода жизни древнего города приходится на 70-е годы VIII в. [2] Эти выводы были сделаны на основании стратиграфии и нумизматических материалов по отдельным сравнительно небольшим участкам городища.

 

С тех пор, как были опубликованы результаты этих работ, накоплены большие новые материалы. Данные, полученные по отдельным участкам городища, сейчас сводятся воедино. Работы ведутся по двум взаимосвязанным линиям: 1) исследование нумизматического материала; 2) уточнение стратиграфии.

 

За время раскопок с 1949 по 1976 г. включительно в Пенджикенте найдено 4585 монет. При таком обилии монет, казалось бы, нетрудно датировать те слои, из которых они происходят. Но трудность заключа-

(106/107)

ется в том, что на согдийских монетах нет даты их выпуска. На них обозначено лишь имя правителя, который их выпустил. Даты имеются только на фельсах. О.И. Смирнова проделала большую работу по отождествлению правителей, имена которых имеются на монетах, с правителями, известными по письменным источникам. [3] Благодаря этой работе установлены даты основных монетных типов. Монеты ихшидов Согда [4] датируются так: Шишпира — не позже 642 г. для начала выпуска — не позже 655  г. для конца; Вархумана — вторая половина VII в.; Тукаспадака — рубеж VII-VIII вв.; мастан-Навайана — также рубеж VII-VIII вв.; Тархуна — 700-710 гг.; время правления Гурека 710 (?) — 738 гг. (о монетах Гурека см. ниже); Тургара — 738-750 гг. На каждом из арабских фельсов 60-70-х годов VIII в. указана дата.

 

Раскопки последних лет в Согде позволили уточнить даты отдельных типов монет. Так, монеты с двустрочной надписью MLK’tnwkk и деградировавшего типа «у-шу» могут быть отнесены к VII в. — они найдены в закрытых комплексах VII в. Пенджикента и Чилека. [5] Монеты так называемого Укара могут быть отнесены ко второй половине VII в.

 

Уточнена датировка монет пенджикентского литья: так называемого Бидйана и пенджикентской царицы. Важные материалы по этому вопросу получены при изучении мастерской объекта XVI, расположенной в помещении 72. [6] Здесь выяснено, что монеты Бидйана предшествуют монетам пенджикентской царицы. Материалы, полученные при раскопках так называемого монетного двора на объекте XIII городища Пенджикент, подтверждают это наблюдение.

 

В.А. Лившиц вместо чтения «Бидйан» на монетах предложил читать «Бильга», что позволяет отождествить правителя, выпускавшего эти монеты, с упоминанием в документе В-8 с горы Муг царем Чакин Чур Бильга, правившим до Деваштича. [7] Учитывая это и условия находок монет Бидйана и пенджикентской царицы, можно утверждать, что монеты пенджикентской царицы падают на время правления Деваштича.

 

При изучении материалов из помещения 72 объекта XVI установлено, что монеты Рамчитака выпущены не позже рубежа VII-VIII вв.

 

Последнее уточнение относится к монетам Гурека. О.Г. Большаков в результате раскопок объекта III установил, что «монеты с именем Гурека и изображением квадратного отверстия по стратиграфическим данным определенно относятся ко времени до Тургара, совпадая, таким образом, с правлением Гурека» (т.е. до 738 г.), и предположил, что они являются монетами самого Гурека. [8] Наблюдения над взаимовстречаемостью монет на городище подтвердили предположение О.Г. Большакова. [9] Монеты Гурека типа II встречаются в слоях, перекрытых слоями с монетами Тургара, т.е. в слоях первой четверти VIII в.

 

Весь нумизматический материал с городища Пенджикент сведен в таблицы. [10] Таблицы распределения монет в отдельных помещениях жилых комплексов составлены, исходя из вышеуказанных данных по датировкам отдельных типов монет. Каждому типу монет отводится столбец, а каждому слою в том или ином помещении — строка. Причём нередко в таблицах отдельным помещениям отводится несколько строк. Здесь учитываются условия, в которых найдена монета: на полу (указывается — каком, если их в помещении несколько), в нише стены, на суфе, между полами, в обмазке стены, в кирпиче стены, свода, в завале. Время возведения постройки показывают монеты, происходящие из кирпичей стен и сводов, из-под первоначальных полов. Монеты, найденные по полах, суфах, в нишах определяют дату жизни в этих помещениях. Монеты из завалов могли попасть в них разным путём: из кирпичей стен и сводов, с просевших полов верхних этажей. Они могли быть потеряны посетителями развалин. Монеты из завалов приобретают важное значение для датировки в том случае, если этот завал перекрыт более поздними полами.

(107/108)

Рис. 1. Бронзовые пряжки.

1, 2, 4-9, 11-18 — Пенджикент; 3, 10 — из Самаркандского музея;
1, 5, 17 — из слоя середины VIII в.; 4, 6, 7 — из слоя первой четверти VIII в.; 9, 14 — из слоя третьей четверти VIII в.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

 

Одновременные слои в разных комнатах сопоставляются между собой по стратиграфии жилища, состоящего из нескольких помещений. Таким образом выявляются синхронные срезы по отдельным домам, а на их основе с учетом наслоений улиц и площадей выявляются такие срезы уже для города в целом.

 

По монетам и стратиграфии выделяются слои VII в.; рубежа VII — VIII вв.; первой четверти VIII в.; середины VIII в.; третьей четверти VIII в. Наиболее дробно в Пенджикенте представлен VIII в. Находки вещей, керамики имеют привязки к слоям, но дата слоя не всегда бывает датой вещи, так как более ранняя вещь могла попасть в более поздний слой. Однако неоднократные находки одинаковых вещей в одном слое позволяют более уверенно датировать такие вещи.

 

Вещевые находки на согдийских городищах немногочисленны. Ведь в большинстве случаев археолог имеет дело с вещами, случайно потерянными их владельцами или выброшенными из-за того, что пришли в негодность.

 

Коллекция вещей из металла, найденных на территории Согда, насчитывает менее 800 предметов. Но тем не менее она представляет ин-

(108/109)

Рис. 2. Бронзовые пряжки из Пенджикента,
объект VII, помещение 11.

(Открыть Рис. 2 в новом окне)

терес, так как многие вещи происходят из слоёв, которые могут быть датированы с точностью до четверти века. Эти находки позволят уточнить даты аналогичных материалов из памятников других регионов.

 

Остановлюсь на одной категории вещей — деталях поясных наборов из Пенджикента, которые находят аналогии на широкой территории. [11] Следует оговорить, что некоторые пряжки, накладные бляшки могли быть не поясными, а сбруйными.

 

Части поясного набора в подавляющем большинстве отлиты из бронзы. Общей особенностью большинства бляшек, наконечников и щитков пряжек является край в виде скошенной грани.

 

Рассмотрим сначала пряжки. Все они — с подвижным язычком. Иногда пряжка отливалась вместе с осью, на которой вращался язычок, но у большинства ось представляет собой тонкий стержень, продетый сквозь тело пряжки. На рис. 1, 1-5, 8 показаны пряжки с прямоугольным щитком. В Пенджикенте в слоях первых трёх четвертей VIII в. найдено 15 таких пряжек. Особо отметим клад из семи бронзовых пряжек (рис. 1, 6, 7; 2). У двух пряжек рамка оформлена рельефными фестонами, у остальных — гладкая. Клад найден в помещении, входящем в жилище, на полу и в завале которого найдено большое количество монет не моложе первой четверти VIII в. Пряжки отлиты в двух литейных формах и спрятаны неиспользованными. Все это позволяет датировать их довольно точно первыми десятилетиями VIII в.

 

Пряжек со щитком удлинённой формы в Пенджикенте найдено шесть (рис. 1, 9, 11-15). Две из них происходят из слоев третьей четверти VIII в. Две пряжки того, же типа отличаются небольшими размерами (рис. 1, 14, 15). Одна из них найдена в слое с фельсами.

 

Пряжек с коротким щитком и большой овальной рамкой найдено четыре (рис. 1, 16). Одна из них — в слое с фельсами.

 

В пенджикентской коллекции имеется три щитка скорее всего от пряжек, крепившихся к рамке с помощью шарнира (рис. 1, 17, 18). Один из них происходит из слоя середины VIII в.

 

Накладные бляшки более разнообразны. Прямоугольных с узкой прямоугольной прорезью в нижней части имеется 11 (рис. 3, 1, 3). Они происходят из слоев первых трёх четвертей VIII в. Бляшка того же типа найдена в замке на горе Муг, гибель которого приходится на вре-

(109/110)

Рис. 3. Бронзовые накладные бляшки.

1-7, 10, 11, 14-18, 20-33 — Пенджикент; 8, 9, 12, 13, 19 — из Самаркандского музея;
1, 3, 7, 14, 17, 20, 27, 28, 30 — из слоя середины VIII в.; 10, 11, 29 — из слоя первой четверти VIII в.; 15 — из слоя середины третьей четверти VIII в.; 2, 4, 16, 22, 23, 31, 32 — из слоя третьей четверти VIII в.; 18 — найдена вместе с монетами не моложе первой четверти VIII в.; 20, 27, 28, 30 — из слоя середины VIII в.

(Открыть Рис. 3 в новом окне)

мя около 722 г. К бляшкам с прямоугольной прорезью примыкает бляшка, у которой над прямоугольной прорезью — два круглых отверстия (рис. 3, 2). Она происходит из слоя третьей четверти VIII в.

 

Полукруглых бляшек с прямоугольной прорезью всего 14 (рис. 3, 4-7). Найдены они в слоях первых трёх четвертей VIII в. Бляшка с изображением виноградной лозы происходит из слоя середины VIII в. (рис. 3, 7).

 

Две полукруглые бляшки с фестончатым краем (рис. 3, 10, 11) происходят из слоя первой четверти VIII в. Одна бляшка сердцевидной формы (рис. 3, 14) найдена в слое середины VIII в. Пять разных по раз-

(110/111)

Рис. 4. Бронзовая матрица из Пенджикента,
объект XII, квадрат II, ярус 5.

(Открыть Рис. 4 в новом окне)

Рис. 5. Поясные наконечники и части поясных наборов.

1-4, 9-34 — Пенджикент; 5 — гора Муг;
6-8 — из Самаркандского музея;

2, 9, 16, 19, 28 — из слоя середины VIII в.;
3, 11, 13, 15, 18, 20, 21, 24, 25, 29, 33 — из слоя третьей четверти VIII в.; 4 — из слоя VII в.; 5, 10, 22, 23, 31 — из слоя первой четверти VIII в.; 34 — из слоя V в.;
3, 28-34 — железо; 15, 16 — серебро; 26 — бронза с обкладкой серебряной фольгой; 27 — золото; остальное бронза.

(Открыть Рис. 5 в новом окне)

(111/112)

мерам и очертаниям бляшек с фестончатым краем (рис. 3, 15-18) происходят из слоёв середины — третьей четверти VIII в.

 

Имеются две бляшки с углублением для вставок (рис. 3, 20, 21). Одна из них найдена в слое середины VIII в.

 

Овальных узких бляшек с фестончатым краем две (рис. 3, 22). Одна происходит из слоя середины VIII в., другая — из слоя третьей четверти VIII в.

 

Три прямоугольные накладки с крестовидной прорезью и петлёй для подвешивания к поясу каких-то предметов (рис. 3, 23, 24) происходят из слоя третьей четверти VIII в. Найдены они в разных жилищах.

 

Бляшек пятиугольной формы всего две. Одна из них происходит из слоя середины VIII в. (рис. 3, 25).

 

Бляшек с наклонным краем три (рис. 3, 26-28). Две из них (рис. 3, 27, 28) обнаружены в слое середины VIII в.

 

По одной представлены в пенджикентской коллекции следующие бляшки: в виде кружка (рис. 3, 29), найдена в слое первой четверти VIII в.; рельефная треугольной формы (рис. 3, 30), найдена в слое середины VIII в.; рельефная с расширяющимися фестончатыми краями (рис. 3, 31). Последняя бляшка, так же как и подвеска рис. 3, 32, происходит из слоя третьей четверти VIII в.

 

Как мы видели, все рассмотренные вещи датируются VIII в. В более ранних слоях найдено только два предмета, относящихся к поясу. Это массивный предмет из бронзы, не имеющий приспособлений для крепления, с глубоким рельефным растительным орнаментом. Вероятно, это матрица для тиснения из тонких листов металла поясных наконечников (рис. 4). Найдена она в слое VII в. Из слоя VII в. происходит и литой бронзовый наконечник с нечётким изображением бегущего оленя (рис. 5, 4).

 

В замке на горе Муг найден бронзовый наконечник, имеющий своеобразный растительный орнамент, выполненный серебряной инкрустацией, причем фон — из серебра, а рисунок — из бронзы (рис. 5, 5).

 

Наконечник с изображением виноградной лозы происходит из слоя середины VIII в. (рис. 5, 9). В пенджикентской коллекции имеются два наконечника с фестончатым краем, один из которых (рис. 5, 10) обнаружен в слое первой четверти VIII в., а другой (рис. 5, 11) — в слое третьей четверти VIII в. Гладких наконечников с округлым концом обнаружено семь (рис. 5, 1-3). Они найдены в слоях первой четверти — середины VIII в.

 

Наконечников в виде узкого язычка с продольным ребром два. Один из них (рис. 5, 13) происходит из слоя третьей четверти VIII в.

 

Серебряных наконечников два (рис. 5, 15, 16). Они происходят из слоёв середины — третьей четверти VIII в.

 

Из завала помещения, дату которого ещё предстоит уточнить (во всяком случае не раньше первой четверти VIII в.), происходит бронзовый наконечник полуовальной формы с широкой полуовальной прорезью (рис. 5, 17). В разных местах городища в поверхностном слое найдены два обломка тонких бронзовых накладок, а может быть, наконечников (рис. 5, 24, 25).

 

Обойм в пенджикентской коллекции имеется пять (рис. 5, 21-23).

 

Из слоя третьей четверти VIII в. происходит двусоставной наконечник, соединенный шарниром (рис. 5, 18). Верхняя часть орнаментирована рельефной пятичастной пальметкой и отходящими от неё полупальметками. Нижняя часть имеет округлый конец с бородкой и по верху орнаментирована тремя кружками. В слое середины VIII в. найдена верхняя ажурная часть, видимо, от наконечника такого же устройства (рис. 5, 19).

 

При раскопках дворца правителя Пенджикента, в забутовке одного из хозяйственных помещений, найдена обкладка из тонкой золотой фольги

(112/113)

бляшки рельефной треугольной формы с каплевидными концами (рис. 5, 27). Внутри обкладки имелись зелёные окислы меди. В забутовке встречена керамика VI в. Её могли изготовить в связи с работами по строительству дворца Деваштича, т.е. в самом начале VIII в. Таким образом, бляшка могла попасть в забутовку не раньше VI в. и не позже начала VIII в.

 

В Пенджикенте найдены вещи из железа, относящиеся скорее всего к поясу. Это прежде всего пряжка округлой формы с подвижным язычком (рис. 5, 34). Она была в яме, вырытой в материке. Керамика из ямы относится к V в. Постройка, перекрывающая яму, содержит такую же керамику. Всё это позволяет отнести пряжку к V в.

 

Из слоя первой четверти VIII в. происходит щиток, который соединялся с рамкой шарниром (рис. 5, 31). В слое третьей четверти VIII в. найдены железные накладки (рис. 5, 29, 33). На полу бронзолитейной мастерской середины VIII в. обнаружена железная накладка в виде «бантика», на оборотной стороне которой сохранились два бронзовых шпенька и одна петелька (рис. 5, 28).

 

Таким образом, подавляющее большинство находок из Пенджикента относится к VIII в. (исключая его последнюю четверть). С VII в. связаны лишь отдельные предметы. Но надо отметить, что слои этого времени исследованы в очень немногих местах городища.

 

Хронология вещей VIII в. до времени сложения салтовской культуры вызывает наибольшие затруднения. Поэтому наш скромный и немногочисленный, но хорошо документированный материал может пригодиться не только специалистам по археологии Средней Азии, но и исследователям, работающим в других регионах.

 


 

[1] Беленицкий А.М. Древний Пенджикент — раннефеодальный город Средней Азии. Доклад по опубликованным работам, представленным на соискание учёной степени доктора исторических наук [отд. оттиск, с. 8, 9].

[2] Большаков О.Г. Отчёт о раскопках северо-восточной части объекта III. МИА, № 124, 1964, с. 116-119; Зеймаль Е.В. Раскопки объекта XIV па Пенджикентском городище (1956 и 1957 гг.). Там же, с. 257-259; Ставиский Б.Я. Раскопки квартала жилищ знати в юго-восточной части Пенджикентского городища (объект VI) в 1951-1959 гг. Там же, с. 171-176.

[3] Смирнова О.И. Каталог монет с городища Пенджикент. М., 1963.

[4] Там же. Чтение многих легенд на согдийских монетах за последние годы уточнено. Здесь даётся их чтение по кн.: Смирнова О.И. Каталог монет...

[5] Маршак В.И. Керамика Согда V-VII вв. как историко-культурный памятник. Автореф. канд. дис. Л., 1965, с. 20; Маршак Б.И., Крикис Я.К. Чилекские чаши. Труды ГЭ, X, 1969, с. 58.

[6] Распопова В.И. Отливка монет в мастерских Пенджикента рубежа VII-VIII вв. КСИА, 147, 1976, с. 39-48.

[7] Livshitz V.A. A Sogdian Alphabet from Panjikant, In: Henning Memorial Volume. London, 1970, p. 257, footnote 5.

[8] Большаков О.Г. Отчёт о раскопках..., с. 118.

[9] Распопова В.И. Один из базаров Пенджикента. В кн.: Страны и народы Востока, X. М., 1971, с. 67-75.

[10] Образец таких таблиц см.: Распопова В.И. Квартал жилищ рядовых горожан Пенджикента VII-VIII вв. СА, 1969, № 1, с. 175; она же. Один из базаров..., с. 73.

[11] Здесь рассматриваются только вопросы хронологии согдийских поясных наборов. Других историко-культурных проблем мы не касаемся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки