главная страница / библиотека / обновления библиотеки / содержание книги
Д.С. РаевскийОчерки идеологии скифо-сакских племён.
|
Содержание мифа |
Источники |
Изобразительное воплощение |
Отражение в социально-политической структуре и в религиозном ритуале |
Универсальным принципом мироздания является огонь. Это высшая, всеобъемлющая сущность, тождественная миру в целом и каждому из его элементов |
Herod., IV, 59; Firm. Mat., V |
||
Огонь имеет множественную (тройственную) природу, моделирующую строение космосаПерсонификацией огня является богиня Табити — высшее божество скифского пантеона |
Val. Fl., VI, 54; Herod., IV, 5 и 68Herod., IV, 59 |
Почитание золотых огненных атрибутов; высшая клятва скифов — клятва «царскими Гестиями» |
|
Вслед за Табити почитаются Папай и Апи |
Herod., IV, 59 |
||
Папай — воплощение неба, верхнего мира, предок скифов и скифских царей |
Herod., IV, 5 и 127; Diod., II. 43; Val. Fl., VI, 49-50 |
Скифские цари чтут Папая как своего предка |
|
Апи — богиня земли и воды, нижнего мира, порождающее начало. Она — дочь водного потока (Борисфена, Аракса и т.п.), обитает в пещере, имеет змеиную нижнюю часть тела и двух змей, растущих из плеч. Она — супруга Папая |
Herod., IV, 5, 9 и 59; Diod., II, 43; Val. Fl., VI, 49 сл.; Pomp. Mela, II, 11 |
Многочисленные изображения «змееногой богини» (Куль-оба, Б.Цимбалка и т.д.) |
|
(174/175) |
|||
Первоначально Папай и Апи существуют в брачном слиянии, и мир состоит из неразделённых неба и земли. Затем от их союза рождается Таргитай, воплощение средней зоны космоса, мира людей. Его рождение знаменует отделение неба от земли, установление трёхчленного по вертикали строения вселенной. Атрибут Таргитая — водоплавающая птица |
Herod., IV, 5 и 59; Diod.. И, 43 |
Навершие с Лысой горы.Сосуды из Куль-обы, Чмырёвой могилы, кургана Патиниотти, ритон из Карагодеуашха и т.д. |
|
По горизонтали организованный мир представляет равносторонний четырёхугольник — совокупность четырёх сторон света. Центр этого четырёхугольника — священная точка, через которую проходит мировая ось |
Herod., IV, 101; Herod., IV, 52 и 81 |
Навершие с Лысой горы |
Представление о Скифии как о четырёхугольнике с равными сторонами. Наличие в середине Скифии, в урочище Эксампей, культового центра |
Таргитай побеждает различных чудовищ, воплощающих изначальный хаосТаргитай вступает в брак с богиней Апи, своей матерью |
Herod., IV, 8; Strab., XI. II. 10; IG., № 1293Herod., IV, 9; Pomp. Mela, II, 11; Phil. Alex., I, 85; Aristot., Hist, anim., IX, 34; Aelian, De nat. anim., IV, 7; Plin., VIII. 156 |
Навершия из Слоновской Близницы; роспись склепа №9 некрополя позднескифской столицы |
Ритуал случки царского жеребца с собственной матерью. Запрещение инцеста в скифском обществе |
От этого брака рождаются три сына, воплощающие три зоны телесного мира: водно-земную глубь, горы (средняя, связующая зона) и небо (солнце) |
Herod., IV, 5 |
Господство тернарных структур в социальной и политической организации скифского общества |
|
(176/177)Продолжение табл. V |
|||
Содержание мифа |
Источники |
Изобразительное воплощение |
Отражение в социально-политической структуре и в религиозном ритуале |
Вариант: рождаются два сына, олицетворения верха (неба, солнца) и низа (глубин) |
Diod., II, 43 |
||
Победа над хтоническими чудовищами и рождение у Таргитая трёх сыновей знаменует завершение создания организованного мира |
|||
При сыновьях Таргитая богиня Табити (Небесный огонь) нисходит на землю в виде трёх золотых воспламеняющихся предметов — плуга с ярмом, секиры и чаши, знаменующих её тройственную природу, соотнесённую со строением космоса |
Herod., IV, 5 |
||
Овладеть этими предметами оказывается достоин лишь младший сын Таргитая — Колаксай (Солнце), первый царь скифов. Он вступает в брак с богиней Табити, воплощённой в золотых реликвиях |
Herod., IV, 5, 7 и 127 |
Пластина из Сахновки, бляшки, из Куль-обы, Чертомлыка и т.д., «перстень Скила», рельеф с городища Чайка и т.д. |
Ритуал венчания царя с богиней Табити; праздничный ритуал брачного сна «временного царя» с золотыми предметами; именование Табити «царицей скифов» |
От Колаксая происходят цари-воины, от старшего сына, Липоксая, — жрецы, от среднего, Арпоксая, — земледельцы и скотоводы. Избранничество Колаксая кладёт начало господству его потомков — воинов — над двумя другими сословиями |
Herod., IV, 5-6 |
Существование в Скифии трёхчленной сословно-кастовой структуры с господством воинов |
|
(177/178) |
|||
Вариант. Преобладание одного из братьев над двумя другими выявляется в ходе испытания, призванного определить причастность к военному сословию. Фигурирующий в испытании лук Таргитая вручается младшему сыну как символ власти над скифами. Царь-воин получает и жреческий атрибут — чашу |
Herod., IV, 10 |
Сосуды из Куль-обы, Частых курганов, Гаймановой могилы; монеты Эминака и парфянских Аршакидов |
Царь, принадлежащий по рождению к воинам, воплощает и жреческую функцию |
Вариант. Общество делится на два сословия — воинов и земледельцев, при господстве первых, по двум братьям-родоначальникам |
Diod., II, 43; Plin., VI, 50 |
||
Колаксай делит Скифию на три царства, одно из которых делает больше других |
Herod., IV, 7 и 120 |
Существование в Скифии института троецарствия |
|
Старшие братья Колаксая, оскорблённые отданным ему предпочтением, решают погубить его |
«Побратимы» на бляшках из Куль-обы и Солохи и на Сахновской пластине, изображение на гаймановской чаше |
||
Они вступают с ним в борьбу и убивают его |
Val. Fl., VI, 638 сл. |
Гребень из Солохи, пластина из Гермесова кургана, бляшка из Чмырёвой могилы |
Ритуальное убийство «временного царя» через определённое время после праздника |
ской культуры и памятник скифского религиозно-мифологического мышления.
В другом месте я попытался подробно обосновать мнение, что это изменение облика скифского искусства не связано с распространением на скифской почве под греческим влиянием нового для скифов представления об антропоморфности богов, пришедшего на смену зооморфизму раннескифской религии. Скорее влияние греческой культуры сказалось лишь в распространении традиции изображать богов, которых скифы издавна мыслили антропоморфными [Раевский, «Скифское» и «греческое»]. Но и такая смена традиции, особенно если она происходит в кратчайшие сроки, требует объяснения.
Представляется весьма показательным, что это изменение совпадает по времени с теми переменами в политической жизни скифов, которые связаны с деятельностью Атея и были охарактеризованы в последней главе. Как отмечалось, трансформация традиционных скифских политических институтов, утверждение новой политической системы искало идеологической опоры в традиционных, но по-новому трактуемых религиозно-мифологических представлениях. Эта новая трактовка не могла быть доведена до сознания широких масс средствами распространённого в Скифии в предшествующее время символического искусства звериного стиля, так как подобный памятникам этого стиля «„текст” играет лишь мнемоническую функцию. Он должен напоминать о том, что вспоминающий знает и без него. Извлечь сообщение из текста в данном случае невозможно» [Лотман, 1973, с. 18]. Новая, непривычная трактовка традиционных мотивов могла найти выражение лишь в изображениях нарративного характера, обращающих внимание на сюжет и несущих доступную всем новую информацию. Таковыми и явились распространившиеся в Скифии под влиянием греческого искусства и при прямом участии его мастеров антропоморфные сюжетные композиции. Часть их была использована выше, в ходе реконструкции скифской мифологической системы. Интерпретация на базе этой реконструкции других таких композиций, равно как и памятников скифского звериного стиля — дело дальнейших исследований.
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / содержание книги