главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
|
|
Рис. 1. Планы погребений из могильника Маоцингоу.(Открыть Рис. 1 в новом окне) |
Рис. 2. План и стратиграфия кург. 1 могильника Сибирка.(Открыть Рис. 2 в новом окне) |
нений у д. Маоцингоу неоднородна по составу. Часть из них близка к сюннуской керамике. Сходство проявляется в основном в особенностях выделки внешней поверхности сосудов, сплошь покрытой следами вертикальной штриховки гребёнкой, и в орнаментации волнистыми прочерченными линиями, в присутствии единичных экземпляров посуды с налепным валиком и врезными полосами. [7] Эта часть керамики из могильника у д. Маоцингоу более всего близка к типично сюн-
нуской. Ранние формы последней до сих пор не были известны. Вместе с тем в данной коллекции имеются гладкостенные горшковидные сосуды с налепными ручками. [8] Эти черты характерны для сакской керамики. [9] Сосуды с петлевидными ручками известны также в кара-кобинской культуре Алтая. [10] Вероятно, разные традиции представляет гладкостенный сосуд, украшенный по венчику резными полосами. [11]
В могильнике у д. Таохунбала все найденные сосуды близки к сакским. [12] Это небольшие, гладкостенные, плоскодонные, баночной формы, с носиком-сливом и кувшинообразные сосуды с одной петлевидной ручкой. [13] Обряд погребения в этом могильнике несколько иной. Так, черепа и конечности домашних животных располагались на перекрытии могильных ям. Эта черта находит аналоги в сюннуских захоронениях Ильмовой Пади. [14]
Бронзовый сопровождающий инвентарь (украшения, предметы вооружения и пр.) не настолько надёжный, как керамика, этнодифференцирующий признак, кроме того, рамки статьи не позволяют сделать полный обзор этой категории вещей. Отметим, что многие из них имеют сакские аналоги. Так, присутствующие в каждом погребении у д. Маоцингоу бронзовые наборные пояса более всего похожи на сакские образцы [15] и пластины из могильников раннего железного века из предгорий Алтая [16] и Монголии. [17]
Точка зрения китайских исследователей на раннесюннускую принадлежность памятников скифского времени Северного Китая находит подтверждение в материалах сюннуских погребений у д. Даодуньцзы.
Вместе с тем происхождение населения скифского времени, оставившего погребения у д. Маоцингоу, Таохунбала и др., не известно. Вариабельность погребального обряда свидетельствует о неоднородности его состава. Явно прослеживается сакский компонент в культуре. Другим субстратом представляется культура «плиточных» могил, частичное вхождение населения которого в состав сюнну достаточно аргументировано. [18]
В скифское время в Северном Китае органично слились по крайней мере эти два этнически разных компонента. Если «плиточники» существовали на той же территории, где позднее обитали сюнну, то непросто определить механизм вхождения сакского населения в состав носителей раннесюннуской культуры. Традиционно распространение элементов сакской культуры в Северном Китае связывают с юэчжами — представителями восточной ветви ираноязычного населения Евразии. [19]
Ближайший аналог погребальному обряду культуры скифского времени Северного Китая известен на Северо-Западном Алтае. В могильнике Сибирка (Солонешенский район) было исследовано погребение, окружённое кольцом из крупных камней по периметру куполообразной каменной наброски (рис. 2). (Перечисленные элементы погребального обряда известны в кара-кобинской культуре Алтая. Они связываются с сакской и кулажурдинской [кулажургинской] культурами Восточного Казахстана. [20]) Погребённый лежал на спине, вытянуто, головой на северо-восток. В северо-восточном торце могильной ямы на уровне перекрытия была устроена ниша, в которой в определённом порядке располагались черепа лошадей (в упряжи), баранов, козлов (рис. 3). Эти черты сближают погребения из Сибирки с памятниками скифского времени Северного Китая и вместе с тем с более поздними сюннускими погребениями Забайкалья (рис. 4, 1), Монголии (рис. 4, 2), Китая (у д. Даодуньцзы) .
Обнаруженная в могильнике Сибирка бляха, изображающая коня (рис. 5, 1), по трактовке образа более всего близка к тагарским фигуркам лошадей-«монголок», а также к находкам из Тувы и Ордоса. Вторая пряжка (рис. 6, 5) в виде двух обращённых в разные стороны голов горного барана, соединённых перемычкой, аналогична подпружной пряжке из кург. 66 сакского могильника Уйгарак. [21]
Бронзовые поясные пряжки, как и части упряжи, позволяют датировать алтайское погребение V-III вв. до н.э. (см. рис. 5-7). [22] Как предполагает Н.Л. Членова, лошади-«монголки» и конский убор среднеазиатского типа попали в Минусинскую котловину в VI-V вв. до н.э. из Средней Азии и Центрального Казахстана. [23] Погребение кург. 1 могильника Сибирка уникально для Алтая, оно значительно отличается от памят-
|
|
Рис. 3. План погребения кург. 1 могильника Сибирка.1 — костяные пряжки; 2 — роговые украшения упряжи; 3 — роговые псалии; 4 — бронзовое налобное украшение; 5 — бронзовые пронизки; 6 — золотая серьга; 7 — золотые пронизки; 8, 9 — бронзовые пряжки; 10 — железный нож; 11 — остатки лакового изделия; 12 — пастовые бусы.(Открыть Рис. 3 в новом окне) |
Рис. 4. Планы погребений с черепами животных.1 — погр. 52, Ильмовая Падь (по П.Б. Коновалову); 2 — погр. 7, Тыбш-уул в Монголии (по Д. Цэвэндоржу); 3 — кург. 3, Тасмола VI (по М.К. Кадырбаеву).(Открыть Рис. 4 в новом окне) |
ников как пазырыкской, так и кара-кобинской культур раннего железного века, в которых погребённые лежали скорченно на боку.
Отмечая, что в VII-VI вв. до н.э. можно предполагать миграцию населения из степных районов Юго-Западного Казахстана на Алтай, В.А. Могильников писал, что «её размеры, характер взаимодействия с местным этническим субстратом и направление остаются недостаточно ясными». [24] На наш взгляд, погребение могильника Сибирка является результатом этих миграционных процессов. Конкретными мигрантами, давшими импульс к сложению новой культуры, были представители тасмолинской культуры Центрального Казахстана.
Тасмолинская культура довольно необычна для сакского мира. Ещё К.А. Акишев отмечал почти полное отсутствие местных традиций в погребальном обряде. [25] Уже в VII-VI вв. до н.э. умершие захоранивались на спине, вытянуто, толовой на север. [26] Это дало основание К.А. Акишеву предположить, что в IX-VII вв. до н.э. в Центральный Казахстан проникли новые этнические группы, «возможно протосюннуские» [27] (северная ориентация, бронзовые колокольчики и форма сосудов послужили основанием для этих выводов). Века IX-VII — слишком ранний период для появления даже протосюнну с таким набором признаков. Вероятно всё же, что влияние было обратным. Тасмолинская культура Центрального Казахстана на первом этапе послужила одним из источников формирования особой протосюннуской культуры.
Устойчивым признаком погребального обряда сюнну было жертвоприношение в виде, вероятно, шкур с черепами домашних животных. Впервые такой вид жертвоприношений появился именно на первом этапе тасмолинской культуры (на втором этапе черепа и конечности животных в могилу уже не клали). В погребениях, в ногах умерших, лежали черепа и копыта баранов, коров, лошадей [28] (см. рис. 4, 3). Лошади были в упряжи, как и в погребении могильника Сибирка.
Центральный Казахстан, Северо-Западный Алтай, Западная Монголия (где также отмечалось сакское влияние), [29] Северный Китай — таков вероятный путь и место сложения одного из компонентов культуры сюнну. На этой территории погребальный обряд характеризуется вытянутым на спине положением умерших, ориентацией головы на северный сектор, наличием черепов и костей конечностей (возможно, шкур) домашних животных, сакских традиций в искусстве.
Рис. 6. Детали конской упряжи и украшения из погребения кург. 1 могильника Сибирка.1 — костяные пряжки; 2 — налобное бронзовое украшение; 3 — бронзовые пронизки; 4 — пастовые бусы; 5 — бронзовая пряжка.(Открыть Рис. 6 в новом окне) |
Рис. 7. Предметы конской упряжи из кург. 1 могильника Сибирка.(Открыть Рис. 7 в новом окне) |
Трудно переоценить информационные возможности памятника у д. Даодуньцзы. Связь материалов этих погребений с могильниками скифского времени Северного Китая (рапнесюннускими) позволила поставить вопрос о вхождении ираноязычного сакского населения в состав сюнну уже на раннем этапе сложения культуры.
Примечания. ^