● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Н.В. Полосьмак. Бараба в эпоху раннего железа. Новосибирск: 1987. Н.В. Полосьмак

Бараба в эпоху раннего железа.

// Новосибирск: 1987. 144 с.

 

Оглавление

 

Введение. — 3

 

Глава I. Памятники эпохи раннего железа на территории Барабы. — 6

Саргатская культура. — 6

Большереченская культура. — 46

Новочекинская культура. — 58

Глава II. Сравнительно-типологический анализ материалов. — 70

Предметы из сопроводительного инвентаря и поселенческих комплексов. — 70

Хронология памятников. — 87

Глава III. Культура населения Бapaбы в скифо-сарматское время. — 91

Саргатская культура и её локальные варианты. — 91

Большереченская культура. — 101

Новочекинская культура. —104

Глава IV. Хозяйственно-культурная характеристика населения Барабы в эпоху раннего железа. — 108

Некоторые особенности естественно-географической среды и исторического развития. — 108

Хозяйственная деятельность населения в скифо-сарматское время. — 111

 

Заключение. — 115

 

Примечания. — 116

Список сокращений. — 125

 

Приложение [ Табл. I-IX ]. — 126

 


 

(/3)

 

Введение.   ^

 

Барабинская лесостепь — один из крупных районов юго-востока Западной Сибири. Её северную часть занимают залесенные болотные массивы. Нестандартность экологической ситуации в этом районе неоднократно подчёркивалась исследователями. [1] Главным её показателем является «резкая сжатость природных зон и подзон», что обусловило сложность культурно-экономической ситуации, сохранившейся на всём протяжении древней истории в этой части Западной Сибири.

 

Как всякая лесостепь, Бараба была местом постоянных контактов таёжного и степного населения. В то же время здесь соприкасались культурные традиции, привнесённые из глубин Восточной Сибири и степных пространств Южного Приуралья. Эти факторы во многом определяли облик складывающихся местных культур.

 

В последнее время в изучении раннего железного века Западно-Сибирской лесостепи достигнуты определённые успехи. Появилась обобщающая работа В.Е. Стоянова по классификации и периодизации памятников на территории от Зауралья до Прииртышья; [2] объектом всестороннего исследования Л.Н. Коряковой [3] стала саргатская культура Притоболья, Прииртышья, Приишимья; Т.Н. Троицкой [4] выявлены закономерности развития и смены культур в лесостепном и Л.М. Плетнёвой — в Томском Приобье. [5] Итогом многолетних исследований в таёжной зоне Западной Сибири явилась работа Л.А. Чиндиной, посвящённая кулайской культуре. [6] На фоне достаточно хорошо изученных сопредельных территорий Бараба выглядит своего рода «белым пятном». Неравномерность её археологического исследования проявилась в почти полном отсутствии информации о раннем железном веке на данной территории. Материалы исследований предыдущих, а также последующих периодов древней истории получили освещение в обобщающих работах В.И. Молодина, В.И. Соболева. [7] Сведения о памятниках эпохи раннего железа до последнего времени исчерпывались данными из дореволюционных раскопок Г.О. Оссовского и С.М. Чугунова.

 

Г.О. Оссовским в 1894 г. было исследовано семь курганов в могильнике у с. Красноярка, недалеко от оз. Мышайлы. Два кургана были выделены автором как более древние, относящиеся ко второй половине I тыс. до н.э. [8] В 1895-1896 гг. по поручению Археологической комиссии изучение могильников Барабы было продолжено С.М. Чугуновым. Им были раскопаны 15 курганов на разных участках крупнейшего (256 курганов) в Западной Сибири Усть-Тартасского могильника у с. Спасского (ныне с. Венгерово) и 2 кургана у г. Каинска (ныне г. Куйбышев). [9] Примерно в 15 погребениях Усть-Тартасского могильника выявлен материал раннего железного века, но какой-либо интерпретации он в то время не получил.

 

Археологические памятники, расположенные в Барабинской лесостепи, продолжали привлекать внимание исследователей. Хотя специальных работ долгое время не проводилось, археологи неоднократно обращались к находкам С.М. Чугунова и Г.О. Оссовского, пытались их интерпретировать. Так, часть погребений из могильника Усть-Тартас была отнесена исследователями к саргатской культуре и датирована V-

(3/4)

III вв. до н.э.; [10] погребения могильника Мышайлы определены Т.Н. Троицкой как большереченские, а В.А. Могильниковым — саргатские. [11]

 

За последние десять лет Западно-Сибирским отрядом Северо-Азиатской комплексной экспедиции под руководством В.И. Молодина [12] открыто и исследовано 12 памятников, по материалам которых представляется возможным составить общую характеристику эпохи раннего железа на территории Барабинской лесостепи, выделить локальные особенности и основные тенденции развития культур.

 

Интересные находки получены Южно-Сибирским палеоэтнографическим отрядом Ленинградского государственного университета под руководством Д.Г. Савинова при раскопках могильников Венгерово 1 и 7, Осинцево 3. [13] Большой вклад в изучение скифо-сарматского времени в Барабе внесли краеведы Н.И. Мартынов и А.В. Нескоров.

 

Накопленные данные по сопредельным территориям дают основание считать культуру Барабинской лесостепи частью евразийских лесостепных, относящихся к эпохе раннего железа, и отнести исследованные памятники к саргатской и большереченской культурам. Открытие ряда археологических объектов, расположенных на стыке лесостепной и таёжной зон (Новочекино 1-3, Кыштовка 2а, «Льнозавод», Юдино и др.), и результаты их исследования позволяют говорить о выделении новочекинской культуры.

 

Введение в научный оборот большого объёма новых материалов, их анализ, систематизация, создание на этой основе характеристики каждой из культур (их взаимодействие, происхождение, локальные особенности и т.д.); определение особенностей естественно-географической среды и её роли в формировании и развитии археологических культур Барабы; подведение итогов в изучении культурно-исторических процессов, протекавших в раннем железном веке на данной территории, — задачи настоящего исследования. Хронологические рамки работы (конец VII в. до н.э. — первые века нашей эры) охватывают период от начала складывания саргатской культуры до её исчезновения в Барабинской лесостепи, когда в результате вторжения таёжного населения полностью изменился этнокультурный облик изучаемого района. Если саргатская культура анализируется на всём протяжении ее существования на этой территории, то характеристика большереченской и новочекинской даётся в достаточно узком временном диапазоне, что отражает, вероятно, не только степень их изученности, но и конкретную культурно-историческую ситуацию.

 

Предлагаемая монография продолжает публикацию работ, посвящённых древней истории Барабы.

 

*       *       *

 

Специфика исследуемого района — в массовости и разнообразии керамики. Для Барабинской лесостепи её роль как культурно-определяющего признака сохраняется на всём протяжении древней истории. В отличие от степных районов, здесь в раннем железном веке велико значение поселений, где, как правило, основную часть находок составляет керамика. В материалах могильников для определения культурной принадлежности памятников привлекается также главным образом посуда, так как другой инвентарь (украшения, предметы вооружения, конской упряжи, быта) удивительно единообразен в пределах культурных общностей.

 

Керамика в силу ряда причин несёт на себе печать индивидуальности изготовлявших её людей, что особенно характерно для лепных сосудов. С неолита и до прихода русского населения на территорию Западной Сибири керамические изделия изготовляли без помощи гончарного круга. Менялись штампы, с помощью которых украшали серии сосудов, композиционное построение орнамента всегда отличалось разнообразием. Сде-

(4/5)

данное вручную, каждое керамическое изделие было уникальным — нельзя обнаружить два совершенно одинаковых сосуда.

 

Особенностью западно-сибирской керамики эпохи раннего железа (в отличие от синхронных культур соседних территорий) является богатство орнаментации, что увеличивает её значение при выделении культур. Следует отметить, что некоторая «перегруженность» в орнаментации керамики, особенно из таёжной зоны Западной Сибири, свидетельствует о том, что украшению сосудов придавалось большое значение. Отсюда следует вывод о большой смысловой нагрузке орнамента, а следовательно, и его стабильности.

 

Анализ предметов погребального инвентаря и поселенческих комплексов не выявил признаков культурной обособленности данного района: найдены вещи, характерные для сарматской и круга близких ей культур — кулайской и тагарской. Все эти предметы сами по себе не могут сыграть важной роли в культурной дифференциации накопленного на территории Барабы материала. Они важны как аналоги, позволяющие определить хронологию исследованных памятников и направление контактов местного населения.

 

Изучение погребального обряда племен раннего железного века Барабы выявило особенности, характеризующие каждую из культур. Однако определить культурную принадлежность, исходя только из деталей погребального обряда, практически невозможно. Погребальный обряд, помимо всего прочего, отражает определённые идеологические воззрения. Чтобы выделить конкретные культурные комплексы, важны не общие черты, а часто очень немногочисленные отклонения от них.

 

Тот же подход необходим при изучении принципов домостроительства. Устройство жилищ во многом определяется условиями окружающей среды и стремлением людей к наибольшей рациональности исполнения. По этнографическим данным, часто далёкие и по уровню развития, и по культуре народы имели сходные типы жилищ. [14] Конечно, в принципах домостроительства раннего железного века Барабы нашли отражение и культурные традиции разных групп населения, но для того, чтобы говорить об их культурной принадлежности, нужны более «диагностичные» признаки.

 

Таким образом, при определении культурной принадлежности групп памятников следует учитывать весь комплекс имеющихся признаков, при этом выделяя один главный — керамику *.[сноска: * Западно-сибирская керамика эпохи раннего железа, которая может быть объектом самостоятельного исследования, в предлагаемой работе специально не рассматривается.] Керамика стала надёжным индикатором культурной принадлежности «смешанных» памятников (и поселения, и могильники) Барабинской лесостепи, где сосуществовали три археологические культуры.

 

Весь имеющийся остеологический материал из памятников раннего железного века был обработан и определён кандидатом биол. наук Н.Д. Оводовым и И.Е. Гребневым. Антропологический материал исследовался чл.-кор. АН СССР В.П. Алексеевым и канд. ист. наук В.А. Дрёмовым.

 

За помощь, ценные замечания и советы при написании данной работы автор выражает благодарность своему научному руководителю чл.-кор. АН ТССР В.М. Массону, а также канд. ист. наук Д.Г. Савинову.

 


 

(/115)

 

Заключение.   ^

 

Барабинская лесостепь — составная часть евразийской лесостепной зоны, протянувшейся от предгорий Карпат до Алтая. На этой территории нашли отражение как общие культурно-исторические процессы, связанные с «великим переселением народов», похолоданием «железного века», [1] так и особенности развития культур в лесостепной зоне: тесное и постоянное взаимодействие их друг с другом, с культурами таёжной зоны и кочевниками степей. Следствием этого следует считать, с одной стороны, отсутствие комплексов вещей (предметов вооружения, украшений и даже предметов культа), которые могли бы определять индивидуальность лесостепных культур, а с другой — удивительную обособленность, проявившуюся в их длительном существовании и в керамическом производстве саргатцев и большереченцев, которое отличается своеобразием форм и орнаментации.

 

Настоящее исследование завершает один из этапов в изучении раннего железного века Барабинской лесостепи. Теперь, когда подведены первые итоги, могут быть намечены некоторые перспективные направления в исследовании культур скифо-сарматского времени Западной Сибири. По-прежнему актуально всестороннее исследование саргатской культуры, которая до последнего времени изучалась на источниковедческом уровне (выделялись локальные варианты, территория распространения, хронологические рамки и т.п.). Мало внимания уделялось культурно-экономическим связям саргатского населения; почти не изучен характер их взаимоотношений с таёжным населением, с восточными соседями — большереченцами. Важно рассмотреть контакты с савромато-сарматами Приуралья, оценить их значение и неравномерности развития саргатской культуры в целом. Не потерял актуальности и вопрос о роли западносибирского населения в формировании раннесарматской прохоровской культуры.

 

В исследовании таёжных районов Западной Сибири главной задачей остаётся накопление и обобщение материала. Пока это наименее изученная территория с точки зрения систематизации и культурно-исторической характеристики памятников раннего железного века. Перспективным представляется изучение механизма взаимодействия лесостепных и таёжных культур, что может помочь и выделении закономерностей формирования новых культур в контактных зонах.

 

Следует отметить важность изучения антропологического материала памятников раннего железного века Западной Сибири, объём которого с каждым годом увеличивается, но мало анализируется. Необходимость проведения этой работы обусловлена, в частности, тем, что именно на конец I тыс. до н.э. — I и начало II тыс. н.э., по мнению В.П. Алексеева, приходится период формирования антропологического состава подавляющего числа коренных народов Сибири. [2]

 

Логичным завершением накопления материала могут стать своды источников по большереченской и саргатской культурам, которые подведут итог почти полувековому их изучению. Обобщение материалов раннего железного века Западной Сибири, так как это было сделано для данного региона в эпоху бронзы, [3] стало насущной задачей сибирской археологии.

 


(/116)

 

[1] См.: Николаев В.А. Рельеф и основные особенности природы Новосибирской области // Географические проблемы при сельскохозяйственном освоения Сибири. — Новосибирск, 1977. — С. 23; Николаев В.А., Пучкова Д.В. Вопросы мелиорации Барабинской низменности и проблема обводнения озера Чаны // Географические проблемы при перераспределении водных ресурсов. — Новосибирск, 1982. — С. 18; и др.

[2] Стоянов В.Е. Ранний железный век западно-сибирской лесостепи (опыт классификации и периодизации): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. — М., 1969.

[3] Корякова Л. Н. Саргатская культура раннего железного века западно-сибирской лесостепи (источниковедческий анализ): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. — М., 1980.

[4] Троицкая Т. Н. Кулайская культура в Новосибирском Приобье. — Новосибирск, 1979; Она же. Лесостепное Приобье в раннем железном веке: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. — Новосибирск, 1981.

[5] Плетнёва Л.М. Томское Приобье в конце VIII-III вв. до н.э. — Томск, 1977.

[6] Чиндина Л.А. Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа. — Томск, 1984.

[7] Молодин В.И. Эпоха неолита и бронзы лесостепной полосы Обь-Иртышского междуречья: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Новосибирск, 1975; Соболев В.И. Барабинские татары XIV — начало XVII в. н.э. (по археологическим материалам): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Новосибирск, 1983.

[8] OAK, 1984. — С. 139-147.

[9] Чугунов С.М. Материалы для антропологии Сибири. — Томск, 1899; OAK, 1895. — С. 41, 42, 138-140; OAK, 1896. — С. 100-103.

[10] См.: Генинг В.Ф., Корякова Л.Н., Овчинникова Б.В., Фёдорова Н.В. Памятники железного века в Омском Прииртышье // Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. — Томск, 1970. — С. 204-205; Могильников В.А. К вопросу о саргатской культуре // Проблемы археологии и древней истории угров. — М., 1972. — С. 68.

[11] Могильников В.А. К вопросу о саргатской культуре... — С. 69.

[12] Молодин В.И., Нечепуренко Н.Я., Полосьмак Н.В. Раскопки в Барабе // АО, 1975. — М., 1976. — С. 264; Молодин В.И., Нечепуренко Н.Я., Полосьмак Н.В. и др. Раскопки могильника Кыштовка // АО, 1976. — М., 1977. — С. 227; Молодин В.И., Мартынов Н.И., Бобров В.В. и др. Работы Западно-Сибирского отряда Северо-Азиатской комплексной экспедиции // АО, 1977. — М., 1978. — С. 262-263; Молодин В.И., Соболев В.И., Зах В.А. и др. Раскопки в Центральной Барабе // АО, 1978. — М., 1979. — С. 256: Полосьмак Н.В. Памятники раннего железного века в Барабинской лесостепи // Материалы XVI Всесоюз. научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс (история)». — Новосибирск, 1978. — С. 111; Она же. Скифское время в Северной Барабе: Тез. докл. Всесоюз. археол. конфер. «Проблемы скифо-сибирского культурно-исторического единства». — Кемерово, 1979. — С. 106-108; Молодин В.И. Бараба в древности: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. — Новосибирск, 1983. — С. 23-25.

[13] Савинов Д.Г. Раскопки могильников в Барабинской лесостепи // АО, 1980. — М., 1981. — С. 206; Он же. Раскопки могильника Венгерово VII // AO, 1981. — М., 1980. — С. 228; Савинов Д.Г., Полосьмак Н.В. Новые материалы по эпохам бронзы и раннего железа в Центральной Барабе // Археологические исследования в районах новостроек Сибири. — Новосибирск, 1985. — С. 75-103.

[14] Соколова З.П. К истории жилища обских угров // СЭ. — 1957. — №2. — С. 98.

 

(/124)

 

[1] Гриббин Дж., Лэм Г.Г. Изменения климата за исторический период. // Изменения климата. — М., 1980. — С. 103-104.

[2] Алексеев В.П. О характере этногенетических процессов на территории Сибири в свете антропологических данных. // Изв. СО АН СССР. Сер. истории, филологии и философии. — Новосибирск, 1984. — №9, вып. 2. — С. 61.

[3] Косарев М.Ф. Бронзовый век Западной Сибири. — М., 1981.

 


 

(124/125)

 

Список сокращений.   ^

 

АО — Археологические открытия

АСГЭ — Археологический сборник Государственного Эрмитажа

ВАУ — Вопросы археологии Урала

ЗУОЛЕ — Записки Уральского общества любителей естествознания

ИА АН СССР — Институт археологии Академии Наук СССР

ИИФиФ СО АН СССР — Институт истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР

ИЛАИ — Известия лаборатории археологических исследований

КСИА — Краткие сообщения института археологии

КСИИМК — Краткие сообщения института истории материальной культуры

ЛО ИА АН СССР — Ленинградское отделение Института археологии Академии наук СССР

МИА — Материалы и исследования но археологии СССР

НГПИ — Новосибирский государственный педагогический институт

OAK — Отчёт императорской археологической комиссии

СА — Советская археология

САИ — Свод археологических источников

СЭ — Советская этнография

ТСА РАНИОН — Труды секции археологии Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук

УЗ ТНИИЯЛИ — Учёные записки Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки