главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Л.М. ПлетнёваТомское Приобье в конце VIII — III вв. до н.э.// Томск: ТомГУ. 1977. 134 с.
[ аннотация: ] Работа посвящена одной из интересных проблем западносибирской археологии — истории населения Томского Приобья в конце VIII — III вв. до н.э. В ней обобщены накопленные материалы, дана их классификация и датировка, проведена попытка определения культурной принадлежности памятников, рассмотрен вопрос о культурных связях населения Томского Приобья с населением смежных районов.
Содержание
Введение. — 3
I. Описание памятников. — 7II. Систематизация материала и датировка памятников. — 281. Инвентарь и датировка Томского могильника. — 282. Инвентарь и датировка поселений. — 353. Хозяйство. — 454. К вопросу о культурной принадлежности памятников раннего железа в Томском Приобье. — 515. Находки у пос. Степановка. — 68
Заключение. — 90
Источники. — 92Литература. — 98Список сокращений. — 106Список рисунков. — 107Рисунки [1-32]. — 110
Заключение. ^
Нами рассмотрена история Томского Приобья с конца VIII-VII вв. до н.э. до V-III вв. до н.э.
Ранний период представлен одним памятником — Томским могильником. Как было отмечено, материалы Томского могильника имеют сходство с материалами могильника Ближние Елбаны VII, расположенного на Верхней Оби. В этот период население Томского Приобья было родственно населению Верхнего Приобья, что обусловлено было одинаковой направленностью в развитии этих районов в предшествующий период и сходными природными условиями.
В V-III вв. до н.э. Томское Приобье переживает волну южного влияния, а может быть и не только влияния. Представлена серия памятников этого периода, материалы которых характеризует культуру населения Томского Приобья с самостоятельным бронзолитейным производством, скотоводческо-охотничье-рыболовческим хозяйством, своеобразной керамикой.
Границы этой культурной общности определяются границами Томского Приобья.
История Томского Приобья в V-III вв. до н.э. имеет сходство с историей Ачинско-Мариинского района тагарской культуры. В обоих районах насчитывается значительное количество памятников, несравненно большее, чем в VI в. до н.э. Вообще, эта черта характерна для всей территории тагарской культуры.
Керамика Томского Приобья V-III вв. до н.э. своеобразна и в то же время имеет сходные черты с тагарской и большереченской керамикой. Эти сходные черты позволяют отнести Томское Приобье к кругу культур тагарского мира. В то же время, мы наблюдаем резкие отличия в форме и орнаментации керамики с такой культурой как саргатская, локализующейся к западу от Томского Приобья. К северу от Томского Приобья располагалась культура лесного населения, пока ещё мало изученная. Известные сейчас материалы с этой территории позволяют говорить о значительном своеобразии керамического материала, хотя следует заметить и некоторые черты сходства, объясняющиеся в какой-то мере: влиянием томского населения на северных соседей и некоторыми сходными чертами, идущими от эпохи бронзы и даже неолита.
Для Томского Приобья V-III вв. до н.э. сильным является тагарское влияние. Благодаря ему местные черты, более древние, были приглушены, но не настолько, чтобы нельзя было выявить своеобразие Томского Приобья.
Некоторые черты культуры, характерные для V-III вв. до н.э., сохранятся в более позднее время. Так, например, такие черты в конструкции жилищ, как прямоугольная форма, оставление широких нар при рытье жилищ, устройство очага, небольшая углублённость жилищ в землю, прослеженные на раскопанных жилищах поселения Шеломок II, наблюдаются как по раскопкам поздних археологических памятников (городища Шеломок, Кижирово, Могильницкое, поселения Могильники I и II, Тимирязево IV), так и по этнографическим данным, в частности, у селькупов и хантов. [1] Одним из моментов сохранения древних традиций является наличие антропоморфного литья у ваховских хантов. До сих пор они отливают из олова антропоморфные фигурки, которые являются семейными духами. [2]
Сохранившиеся у современных народностей некоторые элементы культуры, прослеживающиеся археологически, свидетельствуют о глубокой древности этнической общности или о контактах её с какой-то промежуточной этнической общностью, носителем этих древних традиций.
В последующий период, т.е. с III в. до н.э. по III-IV вв. н.э., Томское Приобье попадает под влияние кулайской культуры. Население последней продвинулось с севера в Томское, частично Новосибирское Приобье и даже в Ачинско-Мариинский район. Причины этого движения пока не выяснены.
В Томском Приобье появляется керамика с фигурно-штамповой орнаментацией, бронзовое литьё кулайского типа. [3] Население, жившее здесь в V-III вв. до н.э., видимо, постепенно ассимилируется пришельцами.
[1] Плетнёва Л.М., 1976: Архив МАЭС № 264, 266, 267, 509; Пелих Г.И. 1972; Лукина Н.В., 1973; Соколова З.П., 1957, 1959, 1963.[2] Устное сообщение Н.В. Лукиной и А.М. Кулемзина.[3] Плетнёва Л.М., 1970, 1973, 1975.
[Издания, упомянутые в сносках к Заключению.]
Лукина Н.В. 1973. Разработка проблемы хозяйственно-культурных типов в советской этнографии. Доклад на семинаре археолого-этнографической группы _МАЭ ТГУ 10 января 1973 г.Пелих Г.И. 1972 : Происхождение селькупов. Томск: 1972. 424 с.Плетнёва Л.М. 1970. Памятники кулайского типа в Томском Приобье. // Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. Томск: 1970. С. 164-171.Плетнёва Л.М. 1973 : Керамика Томского Приобья эпохи раннего железа. // Из истории Сибири. Вып. 7. Томск: 1973. С. 129-151.Плетнёва Л.М. 1975 : Некоторые вопросы культуры и культурных связей населения Томского Приобья в конце I тыс. до н.э. — начале н.э. // Из истории Сибири. Вып. 16. Томск: ТГУ. 1975. С. 59-60.Плетнёва Л.М. 1976 : Поселения и городище у дер. Могильники. // Из истории Сибири. Вып. 21. Томск: ТГУ. 1976. С. 214-219.Соколова З.П. 1957 : К истории жилища обских угров. // СЭ. 1957. №2. С. 88-105.Соколова З.П. 1959 : К вопросу о развитии обско-угорской землянки // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея. Тюмень: 1959. Вып. 1. С. 9-26.Соколова З.П. 1963 : Из истории жилища обских угров (к вопросу о развитии обско-угорской землянки). // Congressus internationalis Fenno-Ugristarum. Budapestini habitus (20-24-IX.1960). Budapest: 1963. 1963. Р. 334-348.
наверх |