главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Оглавление

Б.Б. Пиотровский. Археология Закавказья с древнейших времён до I тысячелетия до н.э. Курс лекций. Л.: ЛГУ. 1949. Б.Б. Пиотровский

Археология Закавказья
с древнейших времён до I тысячелетия до н.э.

/ Курс лекций. Л.: ЛГУ. 1949. 134 с., табл.

 

Лекция двенадцатая.

Урарты в Закавказье.

 

Продвижение урартов на север в страны Закавказья началось в конце IX в. до н.э. Походы эти имели целью присоединение к Ванскому царству плодородной Араратской равнины и захват скота в горных районах.

 

Урартские надписи конца IX в. до н.э. рассказывают о направлении в Закавказье войска, состоявшего из 66 колесниц, конных отрядов (число их не сохранилось) и 15 760 человек пехоты.

(97/98)

 

Урартский царь Менуа, сын Ишпуина, довёл границы своего государства до Аракса, на северных отрогах горы Арарат построил он свою крепость и назвал её «Менуахинили» (‘постройки Менуи’). Этот первый из урартских административных центров Закавказья был основан на месте покорённого города Лухиуни, города закавказского князя Иркуа.

 

Важное стратегическое значение Менуахинили подчёркивается неоднократным упоминанием об этой крепости в урартских клинообразных надписях, и действительно она служила базой при дальнейшем движении урартов на север, через Аракс.

 

Аргишти, сын Менуи, во второй четверти VIII в. до н.э. присоединил к Ванскому царству всю Араратскую равнину и свой административный центр перенёс уже на левый берег Аракса. На холме, господствующем над всей равниной, называемом «ныне Армавиром, по имени древней армянской столицы, находившейся на этом же холме, Аргишти построил свою крепость, назвав её «Аргиштихинили».

 

На протяжении почти что всего VIII в. до н.э. Аргиштихинили был основным и единственным урартским административным центром в Закавказье. В крепости жил урартский наместник, находился большой гарнизон, из неё снаряжались походы в страны Закавказья, не присоединенные к Урарту, в неё стекалась собранная в Закавказье дань.

 

Археологические раскопки на месте Аргиштихинили обнаружили остатки урартских крепостных построек, а на холме и в его окрестности было найдено 14 клинообразных надписей урартских царей Аргишти I и его сына Сардура II. Эти надписи рассказывают о больших строительных работах, проведённых урартами в районе своего административного центра, о постройке крепостей и храмов, проводке каналов, о разведении садов и виноградников, а также об обширных полях с посевами. Араратская равнина стала одним из центров земледельческой и садоводческой культур, и в Аргиштихинили скоплялись большие богатства, хранившиеся в кладовых крепости.

 

Из Аргиштихинили совершались походы в страны Закавказья по двум основным направлениям: на северо-восток, по р. Занге к оз. Севан и на север, за гору Арарат. Урартские крепости и клинообразные надписи, как «верстовые столбы» отмечают эти два пути. Ближайшая от административного центра крепость находилась у начала предгорий на холме, называемом Ганли-тапа, или Аринберд (окраина Еревана). На холме сохранились остатки мощных стен из сырцовых кирпичей на каменном цоколе, а в 1894 г. около крепости был найден камень из кладки стены со строительной надписью Аргишти, сына Менуи. Вверх по р. Занге, примерно в 15 км от

(98/99)

Еревана, около с. Элар, уже давно была открыта другая надпись Аргишти, вырезанная на скале и рассказывающая о захвате страны Улуани и города Дарани, развалины которого сохранились неподалеку от надписи.

 

Третья надпись Аргишти была открыта у сел. Ордаклю, на северо-западном побережье оз. Севан. И тут, в непосредственной близости к надписи, оказались развалины большой древней крепости, занимавшей целую группу невысоких холмов, подступающих к неширокому низменному побережью.

 

Захватом этой территории урарты перерезали основной путь, связывающий центральное Закавказье с восточным и шедший по западному и южному побережью оз. Севан.

 

Второе направление урартских походов, снаряжавшихся в Аргиштихинили, прослеживается на север. На северо-западном склоне Арагац была обнаружена клинообразная надпись, рассказывающая о походе в страну Кулиани и захвате города Дурубани, а вторая надпись, на берегу р. Арпачая, около сел. Ганлиджа, содержит сведения о завоевании страны Эриах. О больших военных успехах урартов в Закавказье говорит также Хорхорская летопись, на южной стороне Ванской скалы, содержащая описание событий за 14 лет правления Аргишти, сына Менуи. В это время, в первой половине VIII в. до н.э., после успешной борьбы с Ассирией, Ванское царство получает главенствующее положение среди других государств Передней Азии. Прочно закрепляется власть урартов в Закавказье и в приурмийском районе, успехом завершаются походы на запад, в северную Сирию, которая становится зависимой от урартского государства.

 

Сардур, сын Аргишти, продолжал дело отца по расширению границ своего царства. Он укрепляет власть не только в западных областях Урарту, но проводит также дальнейшие завоевания в Закавказье и овладевает всем побережьем оз. Севан. В Ване был найден обломок каменного памятника, на боковой части которого сохранился следующий текст: «Бог Халд выступил, великого милостью покорил он Мурини, царя страны Уеликухи, покорил он Циналиби, сына Луеху, царя страны города Тулиху, покорил он Ашурнирари, сына Ададнирари, царя страны Ассирии, покорил он страну Арме, покорил он страну царского города Нихириани. Преклонились они перед Сардуром, сыном Аргишти».

 

Этот текст рассказывает о двух походах, весеннем и осеннем, первый был направлен в Закавказье, на западное побережье оз. Севан, а второй против Ассирии в страны верхнего течения р. Тигра.

 

Местоположение стран Уеликухи и города Тулиху хорошо определяется клинообразными надписями, открытыми в За-

(99/100)

кавказье. Уеликухи находилась в районе современного города Нор-Баязет, над которым, на скале, возвышаются развалины главного города этой страны, города бога Халда, а страна города Тулиху располагалась у юго-западной части озера. На скале у сел. Атамхан ещё в 1863 г. была открыта надпись Сардура, рассказывающая о том же факте, что и надпись из Вана. «...Сардур, сын Аргишти, говорит: город Тулиху, царский город Циналиби, сына Луеху, в битве я взял, царя, мужчин и женщин я увёл».

 

Для изучения истории Ванского царства времени правления Сардура, сына Аргишти, особое значение имеет памятник, открытый И.А. Орбели в 1916 г. в одной из ниш на северном склоне Ванской скалы. Надпись на памятнике в 265 строках текста содержит описание военных походов Сардура за восемь лет его царствования. Много места в этой летописи уделено описанию урартских походов в Закавказье. Этот текст рассказывает об упорном сопротивлении закавказских племён и о неоднократных походах, направляемых в некоторые страны. Летопись от лица царя рассказывает:

 

«Сардур говорит: в том же году, третий раз направился я в страну Эриах, страну захватил, поселения сжёг и разрушил, страну опустошил, мужчин и женщин угнал в Биайну (центральную часть Урарту), крепости там построил, страну в мою страну включил. Богу Халду великому Сардур говорит: пленными там сделал я, 6436 мужчин там я взял, 15 553 женщин угнал, всего 21 989 человек, некоторых убил, некоторых живыми увёл. 1613 коней, 115 верблюдов, 16 529 голов крупного рогатого скота я угнал, 37 685 овец я угнал» (IV, 19-33).

 

Летопись Сардура перечисляет ряд стран, покорённых в районе оз. Севан; среди них названа и страна Аркукини. Местоположение этой страны определяется бесспорно: она являлась крайней страной юго-восточного побережья озера, замыкавшей доступ в восточное Закавказье. У сел. Загалу, на скале, преграждающей проход по берегу, сохранились развалины большой крепости, около которой находится клинообразная надпись, самая восточная из известных урартских надписей, рассказывающая о покорении Сардуром страны Аркукини.

 

Постоянные военные походы урартов в страны горного Закавказья опустошали целые области. В центральную часть Ванского царства угонялись громадные стада скота, жители покорённой страны частью убивались, частью уводились рабами в Урарту, а некоторая часть населения побеждённой страны со всем своим имуществом переселялась на другие места, иногда чрезвычайно отдалённые от родины. Таким мероприятием, переселением побеждённых из одной области в другую,

(100/101)

преследовалась цель ослабления племенных союзов, т.е. объединений родственных друг другу племён. Эта же политика переселения создавала и чрезвычайную пестроту этнического состава Ванского царства, так как переселенцы в центральную часть Урарту причислялись к тем, кого урартские надписи называют «биайнцами», т.е. урартами.

 

Покорённые области включались в состав Ванского царства, что в летописях выражалось фразой «страну в мою включил». В присоединенные области назначались наместники, обычно военачальники, становившиеся полными хозяевами страны, они следили за порядком, за выполнением строительных и воинских повинностей, а также за своевременной уплатой податей и налогов. Урартские наместники назначались и в те страны, где сохранялся местный правитель, изъявлявший покорность урартскому государству.

 

Система управления на местах и разделения Ванского царства на отдельные округа наместничества, была проведена с большой последовательностью, но всё же, несмотря на эту организацию управления, окраины Урарту никогда не были надёжными. Там постоянно вспыхивали восстания отдельных племён, объединявшихся иногда даже в союзы против Урарту. О такой непрочности государства свидетельствуют неоднократные походы урартов в те районы, которые уже раньше были присоединены к Ванскому царству. Так, летопись Аргишти рассказывает о походах в страны, которые были уже завоёваны Менуа, а летопись Сардура указывает на то, что ему приходилось заново закреплять завоевания Аргишти и неоднократно снаряжать походы в уже присоединённые ранее к Урарту страны.

 

Большая подвижность этих непокорённых мелких племён, обычно скотоводческих, очень затрудняла борьбу с ними, и когда приходили урартские войска для их усмирения, то они легко снимались с места и уходили в горы, как говорилось в ассирийских летописях «улетали подобно птицам» или «уплывали подобно рыбам».

 

При ослаблении урартской государственной власти племена закавказских стран, приведённые в покорность лишь силой оружия, легко восставали и возвращали свою прежнюю независимость. Так было и в конце царствования Сардура, сына Аргишти.

 

В середине VIII в. до н.э. Ванское царство находилось в зените своего могущества, и Сардур по праву носил титулы «царя страны стран» и «царя царей». Господство Ванского царства в Передней Азии не встречало противодействия. В начале второй половины VIII в. до н.э. положение дел в Передней Азии существенно изменяется. В 745 г. до н.э., после вос-

(101/102)

стания в Кальху, на ассирийский престол вступил Тиглатпаласар III, который, произведя коренную реформу административного управления и военных сил своей страны, приступил к восстановлению прежних границ Ассирии и к возврату потерянных владений, в первую очередь, в северной Сирии, через которые шли все торговые сношения с Малой Азией.

 

Поход Тиглатпаласара III в северную Сирию, окончился полной победой ассирийцев над войсками Сардура, который принуждён был вернуть эти области Ассирии.

 

После этого крупного успеха Ассирия стала готовиться к походу в Ванское царство, осуществлённому в 735 г. до н.э. Сардур не смог оказать своему врагу достаточного сопротивления, и ассирийские войска, пройдя с запада через всю территорию Урарту, вступили в его центральную часть и осадили столицу — город Тушпу (на восточном берегу оз. Ван). Разрушив город у подножья Ванской скалы, ассирийцы всё же не смогли взять хорошо защищённую крепость, в которой отсиживался Сардур. Тиглатпаласару пришлось снять осаду и вернуться в свою страну. Поражение войск Сардура имело для Урарту очень тяжёлые последствия. В связи с ослаблением урартской государственной власти произошёл распад Ванского царства, и многие из стран, входивших в его состав, в частности страны Закавказья, покорённые силой оружия, вернули свою независимость. В этот момент в яркой форме проявилась непрочность государственного объединения Урарту, характерная черта всех государств древнего Востока.

 

Руса, сын Сардура, вступил на урартский престол около 730 г. до н.э., в тяжёлое для Ванского царства время. Кроме собирания воедино земель, отпавших от Урарту после 735 г. до н.э., ему пришлось также вести упорную и очень обострённую борьбу с наместниками областей, стремившихся к самостоятельности. Об этой борьбе, доходившей временами до прямых мятежей военачальников против урартской государственной власти, подробно говорят письма ассирийских разведчиков, хранившиеся в ассирийском царском архиве в Ниневии. Руса продолжал политику Сардура по расширению границ Ванского царства и укреплению государственной власти на окраинах. Главное его внимание было обращено на Закавказье и приурмийский район, на севере своего царства он должен был обеспечить защиту его границ от вторгнувшихся в Переднюю Азию киммеров, а на юго-востоке создать подготовку военных действий с Ассирией, которые неминуемо должны были разразиться. В Закавказье при Русе I произошли большие изменения. Аргиштихинили, прежде единый урартский административный центр всего Закавказья, теперь потерял это своё положение. Закавказье было разделено на

(102/103)

несколько округов, во главе которых стояли самостоятельные наместники. В этом разукрупнении административного управления на окраинах Ванского царства выразились необходимые мероприятия, направленные против усиления наместников.

 

В Закавказье Руса I проводит широкое строительство, не ограничиваясь территорией Араратской равнины; некоторые из выстроенных им крепостей становятся местопребыванием наместников. В Севанском районе известны две крепости, построенные урартами и связанные с клинообразными надписями, одна из них называлась «город бога Халда», а вторая «город бога Тейшебы» (Тейшебаини).

 

Первая из них находилась на высокой скале, над нынешним городом Нор-Баязет. На камне из крепостной стены сохранился клинописный текст следующего содержания: «…Руса сын Сардура говорит: царя страны Уеликухи я покорил, рабом взял в плен, страну во владение захватил, наместника сюда поставил, ворота бога Халда и крепость мощную построил, назвал (её) „городом бога Халда”…». Значительная по площади крепость, имеющая в плане, соответственно рельефу местности, вытянутую форму, разделялась поперечной стеной на две неравные части. Восточная её часть, меньшая по площади, но обнесённая более мощной стеной, представляла собою, вероятно, цитадель, в которой помещался урартский гарнизон и жил наместник, заменивший уведённого в плен правителя страны Уеликухи.

 

Вторая урартская крепость, связанная с надписью Русы I, находилась на южном побережье оз. Севан, на возвышенности, перерезающей низменный берег озера (между современными селами Цовинар, б. Келагран, и Алугалу). В этой крепости (Тейшебаини), в северо-западной части, наиболее возвышенной является цитадель, обнесённая со всех сторон стеной. На крепостной скале, над водой озера, имеется большая клинообразная надпись, неоднократно привлекавшая внимание исследователей. Эта плохо сохранившаяся надпись рассказывает о покорении 23 стран, которые разделены на две группы, из 4 и из 19 названий. Первая группа, повидимому, заключает в себе названия приозёрных стран — Адахуни, Уеликухи, Кyмерухи и Аркукини, из которых местоположение двух стран, а именно Уеликухи и Аркукини, устанавливается по клинописям, сооружённым в этих странах. Заключительные строки надписи говорят о военных успехах урартов и о постройке мощной крепости, названной городом бога Тейшеба, бога войны и бури.

 

Восстановленная Русой I урартская государственная власть в Закавказье снова пошатнулась в 714 г. до н.э., когда ас-

(103/104)

сирийские войска царя Саргона нанесли урартам жестокое поражение и победоносно прошли по всему Ванскому царству. На обратном пути в Ассирию Саргон разгромил город Мусасир, защищавший центральную часть Урарту с юга, и захватил там несметные сокровища. Летописи Саргона рассказывают о том, что когда «Руса, правитель Урарту, услыхал, что Мусасир разрушен, его бог Халд увезён, то собственной рукой, железным кинжалом своего пояса лишил себя жизни». С этого времени Ванское царство окончательно потеряло своё главенствующее значение среди государств Передней Азии, но, оправившись от тяжёлого положения, продолжало ещё существовать около 130 лет и даже пережило своего постоянного врага — Ассирию. В истории Урарту был ещё один период культурного и политического подъёма при долголетнем правлении царя Русы II, сына Аргишти, современника ассирийских царей Асархаддона и Ашурбанипала.

 

Неофициальные ассирийские документы, вопросы Асархаддона богу Шамашу, передают тревогу ассирийского царя относительно замыслов Русы, правителя Урарту, действия которого беспокоили его не меньше чем действия киммеров, мидян и манеев. Ассирийцы, повидимому, не желали вести открытую борьбу с Ванским царством, но и урарты, в свою очередь избегали военных столкновений с Ассирией.

 

Период правления Русы, сына Аргишти (вторая четверть и середина VII в. до н.э.) по дошедшим клинописным источникам представляется периодом интенсивного строительства и укрепления мощи Урарту. Этот период истории Урарту хорошо представлен археологическим материалом, происходящим из центральной части Ванского царства и из Закавказья. Урартские надписи рассказывают о больших строительных работах Русы II на севере своего государства и, в частности, в Закавказье. Об этом подробно говорит надпись, открытая в Маку, к северо-востоку от оз. Ван, а также большой памятник, обнаруженный при раскопках Звартноца, древнего армянского храма VII в. около Эчмиадзина. Эта базальтовая стела, высотою в 2.7 м, содержит 45 строк клинописного текста, рассказывающего о крупных строительных работах, проведённых урартами на Кутурлинской равнине, т.е. на правом берегу р. Занги. В надписи говорится о постройках, разведении садов, виноградников, о полях с посевами и о проводке канала от р. Ильдаруни (т.е. Занги). Канал, упомянутый в надписи, сохранился и до наших дней, это большой тоннель, находящийся напротив Кармир-блура, пробитый в толще андезитобазальтовой скалы. В настоящее время он расширен, и по нему идёт вода Эчмиадзинского оросительного канала.

(104/105)

 

Звартноцкая клинообразная надпись говорит, таким образом, о больших работах урартов около административного центра — города Тейшебаини, мощные остатки цитадели которого сохранились на холме Кармир-блур. Во второй период истории Ванского царства, после проведения реформы — разукрупнения наместничеств, город Тейшебаини заменил по своему положению прежний административный центр — Аргиштихинили.

 

Из района Армавира известна лишь одна надпись, относящаяся ко времени после Сардура II. Это небольшая надпись последнего урартского царя Русы III, сына Эримены (начало VI в. до н.э.), рассказывающая о постройке крепости.

 

Раскопки крепости на Кармир-блуре дали яркую картину урартской культуры VII в. до н.э. в её взаимоотношении с местной закавказской. Эти взаимоотношения Ванского царства с племенами древнего Закавказья имели, несмотря на жестокую эксплоатацию со стороны урартского государства, большое значение для развития общества в Закавказье.

 

После того, как некоторые страны Закавказья стали частью Ванского царства, урарты в своей деятельности опирались на местных правителей и на тот слой, на основе которого нарождался господствующий класс. Этой своей политикой они ускоряли процесс классообразования.

 

Большое влияние оказало также Ванское царство и на развитие материальной культуры древнейшего Закавказья. Урарты проводили строительные работы, совершенствовали оросительную систему, вводили новые сорта земледельческих культур (просо, кунжут, и др.), разводили плодовые сады и виноградники. Содействовали они также развитию металлургии, в частности, освоению железа, расширяли меновые отношения с теми областями Закавказья, которые не были подчинены урартам.

 

Культурным влиянием и наследием Урарту пользовались не только жители южного Закавказья, но и население других областей Закавказья и Северного Кавказа, связанных друг с другом и имевших одинаковую культуру, определявшуюся одинаковой ступенью их общественного развития.

 

Таким образом, влияние урартской культуры имело значение для истории всего Закавказья в целом.

 

Через Урарту и Закавказье осуществлялись также связи скифов с высокой культурой древнего Востока.

 

Литература.   ^

 

Капанцян Г.А. История Урарту. (На арм. яз.). Ереван, 1939 [1940?].

Марр Н.Я. и И.А. Орбели. Археологическая экспедиция 1916 г. в Ван, 1922.

(105/106)

Мещанинов И.И. Восточное Закавказье времён халдских завоеваний. Вестн. древн. ист., 1937, №1.

Мещанинов И.И. Халдоведение. Баку, 1927.

Никольский М.В. Клинообразные надписи Закавказья. Мат. по археолог. Кавказа, V, 1896.

Пиотровский Б.Б. История и культура Урарту. Ереван, 1944.

Пиотровский Б.Б. Урарту. Древнейшее государство Закавказья. 1939.

Струве В.В. История древнего Востока, 1940 [1941].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Оглавление