главная страница / библиотека / обновления библиотеки / к содержанию

Б.Б. Пиотровский. Урарту. Древнейшее государство Закавказья. Л.: Государственный Эрмитаж. 1939. Б.Б. Пиотровский

Урарту. Древнейшее государство Закавказья.

// Л.: Государственный Эрмитаж. 1939. 60 с. + вклейки.

 

II.

 

Древнейшее из дошедших до нас упоминаний страны Урарту имеется в ассирийских анналах нач. XIII в. до х.э. В надписях ассирийского царя Салманассара I описывается поход в страну Уруатри (вар. Уратри) и захват восьми её областей.

 

Хотя в надписях XIII и XII вв. до х.э. страна Урарту (в форме Уруатри) встречается крайне редко, всё же можно установить, что она находилась к северу от Ассирии в районе оз. Ван и отделялась от неё странами Наири. Страны Наири, занимавшие территорию к югу от оз. Ван, которое ассирийцы называли «морем Наири», представляли собою конгломерат мелких родоплеменных групп. Довольно подробное описание ассирийских походов на север имеется в надписи Тиглатпалассара I (конец XII в. до х.э.), помещённой на глиняных призмах, заложенных в фундамент его храма, В этом тексте от имени ассирийского царя рассказывается:

 

«Ашур, владыка, послал меня на страны дальних царей, что на берегу Верхнего моря, незнающих подчинения, и я пошёл. Трудными тропами, тяжёлыми перевалами, чьей середины прежде не знал ни единый царь, закрытыми путями, непроложенными стезями я провёл мои войска... 23 царя стран Наири велели собрать в своих странах колесницы и войска и поднялись против меня на войну и на битву. Я надвинулся на них в ярости моего грозного оружия, я, как наводнение Адада, учинил истребление их многочисленного войска... 60 царей стран Наири и тех, что пришли к ним на помощь, я прогнал дротиками до Верхнего моря. Их большие города я завоевал, их добычу, их имущество, их богатство я вывез, их поселения я спалил огнём... Всех царей стран

(10/11)

Наири я захватил живыми. Этих царей я помиловал и спас им жизнь перед Шамашем, моим владыкой, я освободил их от плена и уз. Я заставил их присягнуть моим великим богам в службе мне на будущее время, на вечные времена. Сыновей их, царственных отпрысков, я взял в заложники. Я наложил на них дань — 1200 коней, 2000 голов крупного рогатого скота (и) отпустил их в их страны...»

 

Из этого текста очевидно, что походы ассирийцев на север преследовали главным образом грабительские цели, их привлекал, повидимому, скот, являвшийся основным богатством тех областей.

 

Возможно, что Урарту также входило в коалицию Наири, во всяком случае в древнейших надписях урартские правители именуют себя «царями страны Наири». До середины IX в. до х.э. в ассирийских летописях встречаются лишь отдельные упоминания страны Урарту, но со времени Ашурназирпала III, когда Ассирия восстановила своё утраченное первенствующее положение в Передней Азии, описания походов ассирийцев против урартов постоянны. В анналах Ашурназирпала III (883-859 гг. до х.э.), вырезанных на монументальных скульптурах его дворца, отмечаются завоевания ассирийцами земель «от истоков р. Субнат (в верхнем течении р. Тигра) до страны Урарту».

 

В середине IX в. до х.э. значение Урартского государства на северо-востоке Передней Азии сильно возросло, и оно стало представлять собою реальное препятствие для ассирийской экспансии на север.

 

В летописях преемника Ашурназирпала III, Салманассара III, правившего с 860 по 825 гг. до х.э., походы на север оз. Ван против Урарту отмечаются с первого года его правления.

 

Из ассирийских надписей нам известно, что в 858 г. до х.э. Салманассар III направился в северную Сирию, где разбил войско Ахуни, правителя страны Адини, захватил город Тилбарсиб и перейдя Евфрат взял хеттскую крепость Питру. На обратном пути ассирийские войска перешли Евфрат (Пуратту) севернее места впадения р. Мурадчая (Арзани) и двинулись на запад, к северному побережью оз. Ван, где, согласно летописям, находились города урартского правителя Арама.

 

Иллюстрации к текстам, описывающим походы первых лет правления Салманаесара III, имеются на бронзовых обшивках ворот, найденных на холме Балават (ассир. Имгур-Бэл), около Ниневии.

(11/12)

 

На одном из рельефов изображено взятие ассирийцами урартской крепости Сугунии, о чём повествуют также и анналы Салманассара III. Горящая крепость осаждается с двух сторон, причём штурм производится при помощи лестниц, приставленных к стенам. В крепости видны защитники — урартские воины — лучники и копейщики (рис. 1). Справа от сцены осады крепости Сугунии изображена группа пленных урартов со связанными за спиною руками и колодками на шее, угоняемых в Ассирию (рис. 2).

 

На другом рельефе имеется сцена разграбления урартской крепости (рис. 3). Крепость опустошена, защитники, взятые в плен, казнены, их головы отрублены и сложены у стены, три пленника посажены на кол. Ассирийские солдаты вырубают деревья, делая местность пустынной. Из крепости увозят добычу в большом сосуде, помещённом на массивную повозку, которую тянут люди. Там же изображено сражение ассирийцев с урартами, отряды которых отступают в горы.

 

Битва в горной местности (горах Аддури) и взятие урартской крепости (Арзашку), что произошло, согласно надписи на обелиске из Нимруда, в третий год правления Салманассара III, также изображены на рельефах бронзовых обшивок Балаватских ворот.

 

Ассирийские летописи, от лица царя, дают красочное описание этого похода: «К Арзашку, царскому городу Арама урарта, я приблизился. Урарт Арам испугался горечи моего сильного оружия и сильной битвы и оставил свой город. В горы Аддури он поднялся, за ним поднялся и я. Сильную битву устроил я в горах, 3400 воинов поверг я своим оружием, как Адад тучу над ними пролил я дождём, их кровью окрасил я (гору) как шерсть, его лагерь я захватил, его колесницы, всадников, коней, мулов, телят, имущество и богатую добычу привёл я с гор. Арам, свою жизнь спасая, убежал на недоступную гору. В моей могучей силе, как тур раздавил я его страну, поселения превратил в развалины и сжёг огнём. Кучи из голов устроил я напротив городских ворот. Одних (из людей) живыми свалил я в кучи, а других вокруг куч посадил на кол. От Арзашку я ушёл, взошёл на гору Эритиа, большое изображение моего величества я изготовил...»

 

Далее описывается поход к «морю Наири» (оз. Ван), омывание оружия в озере, приношение жертв и изготовление изображе-

(12/13)

ний царя и бога. Сцены приношения жертв на берегу Ванского озера также имеются на рельефах Балаватских ворот.

 

Но эти походы не сломили сопротивления урартского правителя Арама и в анналах упоминается поход 846 г. до х.э. (15-й год правления), направленный против стран Наири и Урарту.

 

В конце правления Салманассара III ему снова пришлось снаряжать поход на север, против урартов. На этот раз ассирийское войско повёл не сам царь, а его полководец (туртан) Даян-Ашур. На обелиске из Нимруда имеется следующее описание этого похода: «В 27 год моего правления призвал я мои колесницы и войско и послал их. Поставил я Даян-Ашура, туртана, начальника войска, во главе отрядов и послал их в страну Урарту. Он спустился к Бит-Замани, перешёл перевал Амаштуби и реку Арзани (р. Мурад-чай). Сидури (Сардур), правитель Урарту, услыхал об этом, понадеялся на силу своего многочисленного войска, и выступил ко мне на встречу чтобы принять битву. Я сразился с ним и победил его. Трупами его воинов я заполнил широкое поле...»

 

Судя по сдержанности сведений летописи о походе против урартов, можно думать, что успех ассирийцев не был велик, и действительно, через четыре года полководцу Даян-Ашуру пришлось снова вести войска на север. На этот раз, в походе 31 года правления Салманассара III, путь войск отличался от предыдущих, когда ассирийцы проникали на север от оз. Ван, огибая озеро с запада. Ассирийские войска направились к восточному побережью оз. Ван и вторглись в урартские земли, захватив сначала поселения мусасирцев (в горах между озерами Урмией и Ваном).

 

От середины IX в. до х.э. дошли и древнейшие из известных нам, урартских, памятников (рис. 5).

 

У Ванской скалы, цитадели урартской столицы — Тушпы, сохранились остатки стены, сложенной из массивных каменных глыб. На камнях стены имеются три надписи на ассирийском языке, определяющие её постройку именем урартского царя Сардура. Привожу перевод одной из них: «Надпись Сардура сына Лутипра, царя великого, царя могучего, царя стран, царя страны Наири, царя (который) равного себе не имеет, пастыря (достойного) удивлений, не боящегося сражения, царя, склонившего непокорных ему. Сардур сын Лутипра, царь царей; (от) всех царей подать

(13/14)

я принял. Сардур сын Лутипра говорит так: я этот известняк из города Альниуну доставил, я эту стену воздвиг».

 

Представляется возможным и вероятным отождествление этого урартского правителя Сардура с Сардуром (Сидури), упоминаемым при описании похода 27 года царствования Салманассара III, несмотря на то, что обычно, на основании сходства титулатуры приведённой надписи с титулатурой Ашурназирпала III, его считают современником Ашурназирпала III и предшественником урартского правителя Арама. Особый интерес надписи Сардура сына Лутипра заключается в том, что урартский правитель именует себя не царём Биайны, как обычно впоследствии называли свою страну урарты, а царём страны Наири. Из этого можно заключить, что в середине IX в. до х.э. Урарту, входившее в коалицию стран Наири, заняло первенствующее положение среди других общественных образований в районе Ванского озера.

 

«Царём Наири» именует себя также и урартский правитель Ишпуин сын Сардура, от которого дошли первые клинообразные надписи на урартском языке.

 

В ассирийских летописях, во втором году правления царя Шамшиадада, упоминается поход против Наири и отмечается захват крепостей и поселений Ушпины, т.е. Ишпуина.

 

Этот урартский правитель продолжал деятельность своего предшественника по укреплению Урартского государства и расширению его границ. В конце IX в. до х.э. урартское войско впервые проникает на север, за р. Аракс, на территорию современной Армянской ССР. Надписи Ишпуина свидетельствуют также и об интенсивной строительной деятельности в центральной части Урарту, в районе столицы — города Тушпы.

 

Постройки этого времени до нас не дошли, но сохранились отдельные камни от колонн с надписями: «Ишпуин, сын Сардура этот храм построил».

 

Особенно же усилилось строительство в центре Урарту при Менуе, сыне Ишпуина (810-778 гг. до х.э.), правившем одно время совместно со своим отцом. 101 надпись, что составляет больше половины общего числа всех известных в настоящее время урартских надписей, относится ко времени правления Менуи, причём 31 из них отмечает строительные работы, а 19 относятся к проводке каналов. Все архитектурные постройки Менуи давно

(14/15)

уже разрушены и камни из них возможно неоднократно служили материалом для более поздних построек, но канал, подводивший воду к городу Тушпе, существует до сих пор. Современное население Ванского района, называя этот канал «каналом Шамирам», связывает его не с самим строителем, а с его современницей, царицей Шамирам (Семирамидой), матерью ассирийского царя Ададнирари III. Армяне многие сооружения связывают с именем этой, ставшей легендарной, царицы Шамирам. Древний армянский историк Моисей Хоренский приписывает ей постройку города Вана с великолепными зданиями, украшенными разноцветными камнями. И в современной Армении целый ряд древних крепостей связывается с легендами об этой ассирийской царице.

 

«Канал Шамирам», подводящий питьевую воду к городу Вану (озёрная вода для питья непригодна), берёт своё начало oт мощного родника в 5 километрах к югу от р. Хошаб, причём его общая протяжённость достигает 70 километров. Через р. Хошаб вода канала переводится по мосту, сложенному из стволов деревьев, сохранившему вероятно, несмотря на неоднократные ремонты, свою древнюю форму. В низменных местах русло канала идёт по кладке, достигающей иногда 10-15 м высоты. Эти стены сложены из огромных неотёсанных каменных глыб. В кладке сохранились камни с клинообразными надписями, приписывающими сооружение этого канала Менуе сыну Ишпуина, который его назвал своим именем. Некоторые надписи в конце текста содержат проклятия по адресу тех, кто осмелится разрушить канал или же приписать себе его постройку (рис. 8).

 

Наряду с большими строительными работами в центральной части Урарту, Менуа всецело продолжал начатое его предшественниками укрепление и расширение Урартского государства.

 

Уже во время совместного правления Менуи со своим отцом Ишпуином, урартское войско проникало на север, за р. Аракс в Ереванскую равнину, подчиняя себе отдельные области. Для укрепления этого продвижения, Менуа создаёт свой административный центр на правом берегу Аракса, у современного сел. Ташбурун, назвав его «Менуахинили». Надписи, открытые в Ташбуруне, свидетельствуют не только о военных успехах урартского войска, но также и о строительстве крепостей и храмов.

(15/16)

 

На западе урартские походы направляются в районы древнего Хеттского государства и достигают р. Евфрата, у Малатии. Здесь интересы урартов столкнулись с интересами ассирийцев, также претендовавших на овладение этими районами, являвшимися ключом не только к побережью Средиземного моря, но и к Малой Азии, откуда в Месопотамию доставлялись строительный лес и руда.

 

С противодействием Ассирии Менуе пришлось встретиться и при продвижении на юг. Клинообразные надписи отмечают победы урартов в стране Мана, находившейся на западном и южном берегу оз. Урмии, ставшей впоследствии (в VII в. до х.э.) одним из претендентов на гегемонию в северо-восточной части Передней Азии.

 

До нас не дошли сведения ассирийских источников относительно борьбы ассирийских царей Ададнирари III и Салманассара III с Урарту и лишь в ассирийских списках событий по годам упоминаются ежегодные походы в Урарту с 781-778 гг., а также в 776 г. до х.э., но результаты этих походов остаются неизвестными. Урарту повидимому стойко выдерживало эти походы, продолжая укреплять свои южные границы.

 

Ещё в конце IX в. до х.э. урарты подчинили себе город Мусасир, находившийся в труднодоступной местности к юго-востоку от оз. Ван. В Мусасирском храме, согласно надписям Саргона, находилась статуя Сардура сына Ишпуина, брата Менуи, бывшего повидимому верховным жрецом бога Халда.

 

Преемнику Менуи, его сыну Аргишти (778-750 гг. до х.э.), при укреплении южных границ своего государства пришлось выдержать борьбу с Ассирией. Эта борьба для Урарту была успешной, и летопись Аргишти, вырезанная на Ванской скале, отмечает победу урартов над ассирийским царём (Ашурданом III). В VIII в. до х.э. в борьбе с урартами Ассирия стала терять свои владения в верховьях рек Тигра и Евфрата, и первенствующее положение на северо-востоке Передней Азии перешло к Урарту.

 

Одновременно с этим усилилось и продвижение урартов на север. В состав Урартского государства входят области на территории современной Армянской ССР (Ереванская равнина, районы оз. Севан и г. Арагац). Вместе с тем и урартский центр в Закавказье из Ташбуруна переносится к северу, за р. Аракс. Арма-

(16/17)

вирский холм в Курдуклинском районе Армянской ССР представляет собою остатки древней урартской крепости, называвшейся «Аргиштихинили». Отсюда происходит много урартских надписей, отмечающих постройку крепостей, храмов, а также сооружение оросительных каналов. Из окрестностей Армавирского холма, названного по имени Армавира, столицы древней Армении, происходят базы колонн с надписями, аналогичными вышеприведенным надписям Ишпуина: «...Аргишти, сын Менуи этот храм построил». Большое внимание Аргишти, уделявшееся продвижению урартов на север, подчёркивается и тем, что из 18 известных в настоящее время его надписей, 12 найдены на территории Армянской ССР, т.е. к северу от р. Аракса. Но было бы неверным из этого заключить, что вообще центр Урартского государства был перенесён из города Тушпы на север. Тушпа попрежнему оставалась столицей Ванского царства, постоянной резиденцией урартского правителя, где и при Аргишти не прекращались строительные работы, в частности, устройство грандиозных помещений, высеченных в Ванской скале (рис. 10 и 11).

 

Сардур сын Аргишти (750-733 гг. до х.э.) в начале своего правления успешно продолжал политику укрепления и расширения Урарту. В 1916 г. раскопками экспедиции Русского археологического общества в одной из ниш Ванской скалы была открыта большая стела, содержащая анналы Сардура, наглядно иллюстрирующие положение Урарту среди других стран Передней Азии. На западе урарты одерживают победу над страною Кумаха-хали (Коммагены), вторгаясь в пределы Сирии. В Коммагенах Сардуром было захвачено в виде добычи 40 мин (т.е. 20 кг) золота, 800 мин серебра, 3000 мин свинца и много бронзы.

 

В Закавказье продолжается закрепление областей в составе Урартского государства, сопровождающееся жестокой расправой с непокорными областями и массовым переселением захваченных в плен жителей. Так, например, поход в страну Эрах (в районе нынешнего г. Ленинакана) описывается следующими словами: «(направился я) в страну Эрах, страну захватил, поселения сжёг и разрушил, страну опустошил, мужчин и женщин увел в Биайну» (т.е. в центральную часть Урарту). Кроме того в стране Эрах было захвачено 412 коней, 6665 быков и 25735 овец. Такая же судьба постигла и страну Уеликухи на западном побережье оз. Севан, где

(17/18)

Сардур захватил и разрушил 22 крепости. Иногда местные правители без борьбы сдавались урартскому царю, так, в летописи говорится о том, что «пришёл Мурини, царь Абилианиха, обнял Сардуровы колени и пал ниц». Побеждённые местные правители, так же как и жители, взятые в плен, уводились в центральную часть Урарту.

 

На юго-западном побережье оз. Севан, на скале у современного сел. Атамхан была найдена урартская надпись следующего содержания: «Богу Халду могущественному, Сардур сын Аргишти говорит: город Тулиху, город царский Синалиба сына Луеха добычей я взял, царя, мужчин и женщин я увёл...» Текст этой надписи интересно сопоставить с текстом другой надписи Сардура, найденной в Ване, где мы читаем: «бог Халд обратился (выступил), великою своею милостью покорил он Мурину царя страны Уеликухи, покорил он Синалиби сына Луеху, царя страны города Тулиху, покорил он Ашурнирари сына Ададнирари, царя стран Ассирии...» Как видно из этого текста борьба с ослабленной Ассирией повидимому не представляла серьёзных трудностей и победа урартов над ассирийским царём стоит в одном ряду с упоминанием победы над правителями закавказских областей. И в сардуровской летописи походам в Закавказье также уделяется больше внимания, чем военным действиям против страны Мана.

 

Отношения Урарту с Ассирией существенно изменились после 745 г. до х.э., когда на ассирийский престол вступил Тиглатпалассар III (IV).

 

Одним из первых мероприятий нового ассирийского царя была коренная реорганизация ассирийского войска. Создаётся постоянная армия, численностью в несколько десятков тысяч человек, которая содержится за счёт государства.

 

В это же время выработалось и определённое соотношение отдельных видов войск. На одну колесницу приходились два конных воина, четыре тяжеловооружённых и восемь легковооружённых пехотинцев. Ассирийская армия опять стала грозной силой с превосходной для того времени технической оснащённостью.

 

С первых же лет своего правления, Тиглатпалассар приступил к восстановлению прежних границ своего государства. Его внимание было обращено главным образом на запад, на области

(18/19)

северной Сирии, где укрепление урартов для Ассирии было особенно опасным.

 

После восстановления своей власти в Парсуа и Мидии, на юге от оз. Урмии, Тиглатпалассар предпринял поход в северную Сирию, где, согласно ассирийским источникам, Сардур заключил соглашения с местными правителями.

 

В области Куммух (Коммагенах) и произошла встреча ассирийского и урартского войск. Ассирийцы одержали победу, разбив урартов и захватив их военный лагерь. Сам Сардур, под прикрытием ночи, верхом на кобыле, скрылся в горах. Возможно, что указание ассирийских текстов на то, что Сардур ускакал на кобыле, содержит иронию и насмешку над воином, потерявшим своего боевого коня.

 

Разграбив военный лагерь Сардура и захватив там богатую добычу, среди которой находилась колесница урартского царя и его драгоценности, Тиглатпалассар продолжал преследовать урартов до переправы через Евфрат.

 

После победы в северной Сирии, ассирийское войско направилось в Урарту. Анналы, написанные от лица царя, об этом походе рассказывают: «Сардура урарта в Турушпе (Тушпе) его главном городе я запер, большую резню устроил перед городскими воротами. Изображение моего величества установил я напротив города».

 

Разгромив город, расположенный у подножия Ванской скалы, цитадели урартской столицы Тушпы, в которой Сардур выдержал осаду, Тиглатпалассар направился в глубь Урарту и прошёл страну «сверху донизу», не встретив сопротивления.

 

Возвышение Ассирии и успехи ассирийского войска сильно ослабили Урартское государство, которое сразу же потеряло своё прежнее первенствующее положение на северо-востоке Передней Азии.

 

Мы очень мало знаем о второй половине правления Сардура. Повидимому в это время при ослаблении центральной государственной власти, от Урарту начали отпадать области, входившие в его состав, и преемнику Сардура Русе пришлось заново собирать отделившиеся от Урарту области.

 

Но, прежде чем перейти к дальнейшему изложению очерка истории Ванского царства, следует кратко остановиться на харак-

(19/20)

тере этого государства, отличительной чертой которого, так же как и всех других государств Передней Азии I тыс. до х.э., являлась непрочность объединений и неустойчивость их границ. Естественное разделение труда между отдельными районами, особенно между горными и низменными областями, очень рано привело к широкому междуобщинному обмену, а затем к развитой торговле. Передняя Азия начала I тыс. до х.э. была перерезана торговыми путями, которые имели иногда существенное значение для возвышения того или иного государства.

 

До нас дошли отдельные обломки позднеассирийских дорожников, составленных, как арабские IX-X вв., с указанием расстояний (в днях) между отмеченными в дорожнике местностями.

 

Но вместе с тем, эти широкие торговые сношения и междуобщинный обмен обусловили и частые войны между отдельными областями, при которых обмен заменялся насильственным захватом. При непрочных политических объединениях война приобрела существенное значение, являясь своеобразной формой обогащения, и куда не мог пробраться торговец, туда пробирался воин, и ассирийские цари в своих надписях именуются иногда «доблестными героями, открывающими горные пути».

 

Эти постоянные войны, с походами на далекие расстояния, преследовавшие часто лишь грабительские цели, являлись крупной разрушительной силой, особенно в местностях с ирригационной системой. Ассирийская литература оставила нам красочные описания опустошения захваченных областей и жестокой расправы с непокорными противниками. Захваченные в плен жители покоренных областей зачастую угонялись вместе со скотом в Ассирию, где поселялись на новых местах, некоторые же из них, но далеко не все, превращались в рабов. Так, в надписи Ашурназирпала III, хранящейся в Эрмитаже, мы читаем: «Древний город Кальху, выстроенный Салманассаром, царём Ассирии, моим предшественником, пришел в ветхость и разрушился. Этот город я вновь выстроил и в нём поселил людей, захваченных моей рукой, из стран, которые я победил». Далее идёт перечень местностей, откуда происходят переселенцы. В строительных надписях Синахериба и Асархаддона неоднократно приводятся перечни местностей, где были захвачены пленные, участвующие в строительных работах. На рельефах Синахериба имеются изображения построения

(20/21)

фундамента для строящегося дворца. Там, среди носильщиков, выполняющих трудную работу по переноске корзин с землёй и крупных камней, изображены люди, закованные в кандалы, что указывает на их подневольный труд.

 

В покорённых областях, в которых оставалось коренное население, ставился наместник, который следил за порядком и принимал меры к своевременной уплате подати.

 

Таких наместников сажало и Урартское государство в завоёванных им областях, ставших его периферийной частью. Из текстов нам известно, что урартские наместники сажались и в тех областях, где сохранялся местный правитель. Так, в Мусасире наряду с местным правителем Урзаной имелся урартский наместник Аналукуну, известный нам по ассирийским текстам. Окраины были крайне ненадёжны. На окраинах Урартского государства постоянно вспыхивали восстания отдельных родоплеменных групп, объединявшихся в союзы против урартов. Подвижность этих небольших группировок очень затрудняла борьбу с ними, и когда приходило войско из центра государства для их усмирения, то они легко снимались с места и уходили в горы. В ассирийских летописях часто употребляется выражение, что враги при приближении ассирийцев «улетали подобно птицам» или «уплывали подобно рыбам».

 

Вполне понятно, что отдельные родоплеменные союзы периферийных областей больших государств, приведённые в покорность лишь силой оружия, при ослаблении государственной власти легко восставали и возвращали свою прежнюю независимость. Всё это характеризует и иллюстрирует чрезвычайную неустойчивость государственных объединений Передней Азии, обусловившую вместе с тем и постоянные передвижения отдельных племён, теснимых неприятелем, или же, в свою очередь, теснящих своих соседей.

 

Указанными особенностями переднеазиатских государств объясняется и непрочность Урартского государства, от которого каждый год, отпадали или снова присоединялись целые области. Поэтому делается понятным, что после поражения, нанесённого урартам ассирийским войском, государство Сардура распалось.

 

Преемнику Сардура, урартскому правителю Русе, вступившему на престол в тридцатых годах VIII в. до н.э., пришлось с самого начала своего правления восстанавливать границы Урарту.

(21/22)

 

На это собирание отпавших от Урарту в период его упадка земель указывает надпись: «с моими двумя конями и с моим возницей, моими руками завоевал я страну Урарту», находившаяся согласно ассирийским источникам на статуе Русы, помещённой в Мусасирском храме.

 

При осаде Ванской цитадели, в которой заперся Сардур, была разрушена урартская столица Тушпа, и мы знаем, что Руса восстановил этот город и перенёс при этом свою резиденцию с Ванской скалы на гору, называемую теперь Топрах-кале. Эта крепость стала центром Урартского государства во второй половине его истории.

 

Много труда было потрачено Русой на восстановление урартской власти в северных областях, в частности, на территории современной Армянской ССР, которые были подчинены Сардуром, но, воспользовавшись ослаблением Урарту, вернули свою независимость.

 

На берегу озера Севан сохранились две крепости, согласно клинообразным надписям, относящимся к ним, построенные урартами. Одна из них находится на высокой скале над городом Нор-Баязедом. На камне от кладки стены этой крепости сохранилась клинообразная надпись следующего содержания: «Богу Халду величайшему. Руса сын Сардура говорит: царя страны Уеликухи я покорил, рабом взял в плен, страну во владение захватил, правителя сюда поставил, ворота бога Халда и крепость мощную построил, назвав (её) городом бога Халда страны Биайны великой...»

 

Другая урартская крепость находится на горном массиве, перерезающем низменное южное побережье оз. Севан, у сел. Кёлагран. На скале, над водой озера сохранилась клинообразная надпись, рассказывающая о пленении в этом районе 23 правителей мелких областей и о постройке крепости, названной крепостью бога Тейшебы.

 

Руса не ограничился укреплением границ своего государства на севере, он вёл также упорную и длительную борьбу для укрепления своего влияния в южных областях, в частности в Мусасире. Руса заключил союз с Урзаной, правителем Мусасира, которому он повидимому помог укрепиться на престоле. Неподалеку от Мусасира сохранился клинописный памятник Русы, написанный на урартском и ассирийском языках. К сожалению текст сильно раз-

(22/23)

рушен и нет возможности восстановить его полностью, но в сохранившихся строках Руса говорит о своём продвижении до гор Ашура, о том, что он водворил Урзану на мусасирском престоле и о принесении в храме бога Халда жертв в течение 15 дней.

 

Сохранилась цилиндрическая печать Урзаны из красной яшмы с ассирийской надписью, в которой Мусасир образно сравнивается со змеёй в горах, раскрывшей свою пасть. Действительно, Мусасир имел большое стратегическое значение, чем и объясняется старание урартских правителей заключить с ним союз.

 

При преемнике Тиглатпалассара, Салманассаре V, политика Русы не встречала препятствий, но дело резко изменилось после того, как в 722 г. до х.э. ассирийский престол был захвачен Саргоном (Шаррукином), при котором ассирийская армия ещё более укрепилась и пополнилась наемным войском. Некоторые из областей к северу от Ассирии, как например приурмийская область Мана, сразу же приняли ориентацию на Ассирию и встали под её влияние. Повидимому и сам Руса избегал конфликтов с Саргоном и заключил с ним даже союз.

 

Саргон с самого начала своего правления стал внимательно следить за событиями в Урарту и за действиями самого Русы. В клинописном архиве, найденном во дворце Ашурбанипала в Ниневии, сохранилось большое количество писем разведчиков, посланных ассирийским царём в соседние страны и сообщавших шпионские сведения. Многие из этих писем относятся ко времени Саргона.

 

Характерно письмо некоего Габбуанаашура, который писал: «Мои гонцы пойдут к Набули, Ашурбельдану и Ашуррисуе, которые должны были отправиться. Мы не преминули записать имена всех людей. Каждый выполняет свою работу, нет никакого упущения. Мы многократно слыхали следующее: урартский (царь) из Турушпы не вышел и мы будем нести наблюдение, как приказал господин мой царь».

 

Перечисленные выше агенты пересылали свои донесения в Ассирию и до нас дошли сводки этих донесений, составленные наследником ассирийского престола Синахерибом.

 

Эти тексты представляют для нас громадную ценность тем, что они передают те сведения, о которых умалчивают другие источники. Они сообщают о войне урартов с киммерами, появив-

(23/24)

шимися в Передней Азии в конце VIII в. до х.э., о восстаниях в отдельных областях Урарту, а также о мятеже правителей областей, направленном против Русы. Так, в одной из сводок Синахериба рассказывается: «Набули, наместник города Халсу писал мне: я писал страже пограничных крепостей относительно вестей об урартском (царе). Когда он отправился в страну Гамир (страну киммеров, в Каппадокию), все его войско было побито, три из его начальников со своими отрядами были убиты, сам же он бежал и вступил в собственную землю». В одном из писем имеется список девяти урартских военачальников, убитых во время похода против киммеров. В сообщении Ашуррисуа также рассказывается о неудачном походе Русы в страну Гамир и о смуте в окраинных областях Ванского царства, последовавшей после поражения урартского войска.

 

Но кроме восстаний на окраинах, в центре государства против урартского царя был поднят мятеж, во главе которого стоял урартский военачальник (туртан) Каккадану, на сторону которого перешла часть войск. Центром мятежа повидимому была область Уаси (юго-зап. берег оз. Ван). По этому поводу Ашуррисуа писал: «Весть об урартском (царе). Прежнее, что я писал, подтвердилось, у них произошла большая резня, теперь страна его успокоилась. Начальники его — каждый в свою область отправились. Каккадану, его туртан, схвачен. Царь урартский находится в стране Уаси». В то время как Руса ходил усмирять мятеж в Уаси, за его спиной в Тушпе, столице Урарту, также произошло восстание, которое было вскоре подавлено, о чём подробно сообщали Саргону его разведчики.

 

После восстановленния [восстановления] порядка в своей стране, Руса не решался принимать агрессивных мер против Саргона, но всё более укреплялся в областях, граничащих с Ассирией. Ему удалось склонить на свою сторону страну Ману, где произошло восстание, во время которого был убит прежний правитель, и его престол перешёл к ставленнику Русы. Узнав об этом, Саргон направился походом в Ману и восстановил угодную Ассирии власть (рис. 12 и 13). Руса тем временем отошёл в глубь своей страны, избегая встречи с ассирийским войском.

 

Сохранилась глиняная таблетка с клинописью, содержащая письмо Урзаны, правителя Мусасира, одному из крупных ассирий-

(24/25)

ских чиновников. Текст этого письма является ответом на запрос о том, где находится урартский царь со своими отрядами и собирается ли он посетить Мусасир. Урзана отвечает, что урартский царь ещё не прибыл, но ожидается в скором времени, и на замечание о том, что никто без разрешения ассирийского царя не может приводить в Мусасир свои отряды, пишет: «Когда царь Ашура прибыл, мешал ли я ему? То, что он (т.е. ассирийский царь) сделал, этот (т.е. урартский царь) делает. Поэтому, как я могу ему помешать?»

 

В это время Руса, повидимому скрыто, продолжал вести антиассирийскую политику, склонив на свою сторону кроме Урзаны Мусасирского также правителей тубалов и мушков, западных соседей Ванского царства.

 

Создается весьма напряжённое положение, но ни один из противников не начинает открытых военных действий.

 

Наконец, в 714 г. до х.э. Саргон решил выступить против Урарту. Ассирийское войско вторглось на территорию Урарту и нанесло урартам жестокое поражение.

 

Ассирийская литература оставила нам картинное описание этого похода и в частности описание разграбления и разрушения урартского города Улху.

 

В начале текста отмечаются строительные работы урартского правителя Русы (Урсы), который превратил пустынную местность в цветущий район. К построенному городу была подведена питьевая вода, безводные участки стали орошаться каналами с отходящими от них рукавами. Неорошаемая прежде земля была превращена в пашни и плодовые сады, большие участки стали пастбищами для скота, верблюды сделались известными всей стране. Далее приводится описание роскошного дворца, построенного урартским правителем на берегу канала. Всё это было уничтожено ассирийским войском, причём в тексте особо отмечается жестокое разрушение.

 

Ассирийцы ринулись «подобно урагану и ливню», все сметая на своем пути. Жители, узнав о приближении войск Саргона, бросили свой город и скрылись в горах.

 

Ассирийцы, вступив в захваченный район, сразу же приступили к разрушительным работам. Каменная стена города «как глиняный горшок» была разрушена «железными кирками и мечами»

(25/26)

и сравнена с землёй. Та же судьба постигла и дворец, причём при разрушении дворца «длинные кедровые стволы крыши» были увезены в Ассирию. «Полные закрома города» и винные погреба были отданы ассирийскому войску на разграбление. Устье канала было запружено и его воды превращены в болото. Во всём районе «гремел грохот железных топоров», сады вырубались и срубленные деревья складывались в кучи и тут же сжигались. Посевы были уничтожены до последнего колоса, а луга потоптаны конницей и пехотой.

 

Опустошив захваченные области Урарту, Саргон двинулся обратно в Ассирию, но совершенно неожиданно против него выступил Урзана, правитель Мусасира, ближайший союзник урартского правителя Русы.

 

Не прерывая пути своего войска, сам ассирийский царь с тысячным отрядом направился к Мусасиру. Текст большой клинописной таблетки, происходящей из г. Ашура, картинно описывает трудный путь к Мусасиру, расположенному в горах. Привожу описание этого пути: «На Арсиу, гору могучую, склоны которой недоступны как острие, я заставил подняться мои войска. Реку Верхний Заб, которую жители Наири и Килху называют Еламуниа, я перешёл.

 

Между Шейак, Ардикши, Илайау, Аллуриу, горами высокими с возвышенными гребнями, остриями трудных гор, которые не поддаются описаниям, нет пути для продвижения пехоты. Среди них образуются могучие водопады и шум падения воды на милю гремит как гром. (Эти горы) покрыты всевозможными деревьями и всеми желаемыми плодовыми деревьями и виноградными лозами. Туда никакой царь ещё не проходил, и властитель, бывший до меня, не видал их пути. Их большие стволы я срубил и затем крутые их острия медными кирками вытесал, дорогу узкую, проход, тропинку, которую пехотинцы прошли боком, для прохода моих войск, между ними я устроил, колесницу ног моих я положил на затылки (людей), а сам верхом на лошади стал во главе моего войска».

 

Подступив к городу, ассирийцы, «подобно саранче», согласно тексту анналов Саргона, покрыли всю местность. Сам правитель Мусасира Урзана бежал в горы, оставив в Мусасире свою жену и детей.

(26/27)

 

Город повидимому был взят без битвы, и Саргон, вступив во дворец Урзаны, «воссел (в нём) как правитель».

 

С кладовых, переполненных нагромождёнными в них сокровищами, были сбиты «печати их хранения». Всё содержимое кладовых стало добычей ассирийского войска. Текст приводит длинный перечень захваченной добычи, причём одного только золота было взято около 1040 килограмм (34 таланта 18 мин), серебра 5060 кг (167 талантов 2½ мины). Кроме того из дворца были взяты чистая медь, свинец (или сурьма), сердолик, ляпис-лазули и несметное количество драгоценных камней. Далее приводится перечень отдельных драгоценных вещей, причем в некоторых случаях особо указывается, что часть забранных бронзовых предметов была «работы их страны», т.е. местного производства.

 

Захватив имущество в кладовых дворца, Саргон направил своих приближённых и начальников отрядов в храм бога Халда, где добыча оказалась ещё более значительной.

 

На рельефах в Дур-Шарукине, дворце Саргона, раскопанном в середине XIX в. французским археологом Ботта, имелось изображение разграбления ассирийцами храма в Мусасире (рис. 14). Рельеф этот, известный нам по копии Фландэна, затонул в р. Тигре при перевозке во Францию. В центре изображён храм, который, как мы увидим ниже, соответствует описанию, приводимому ассирийским текстом.

 

В левом верхнем углу сидит ассирийский чиновник, ведущий счёт захваченному богатству. Перед ним стоят два писца, один из которых записывает клинописью на глиняной таблетке, другой же арамейским письмом на папирусе.

 

В том же дворце Саргона сохранился рельеф с изображением взвешивания на весах захваченной в Мусасире добычи (рис. 15). Согласно приводимым в ассирийских текстах сведениям, в храме было взято кроме большого количества золота (цифра не сохранилась), около 5000 килограмм серебра (162 таланта 20 6/36 мины) и 109 080 килограмм меди в слитках. Далее приведено пространное описание отдельных вещей, захваченных в храме. Было взято шесть золотых щитов, которые «в его жилище (т.е. храме) были повешены справа и слева», украшенные головами собак, и 12 серебряных щитов с головами драконов, львов и туров. Описание этих щитов совпадает с изображёнными на ассирийских рельефах. На стене фасада храма изображены висящие круглые щиты, украшенные

(27/28)

головами собак, подобные же щиты имеются и в руках ассирийских воинов, уносящих добычу.

 

Кроме этих щитов из драгоценного материала, в тексте упоминается 25212 бронзовых щитов, 1514 бронзовых копий, 305412(?!) бронзовых мечей и громадное число разных, главным образом металлических изделий, происходящих из Ассирии, Урарту и страны Килху.

 

Среди захваченной в храме добычи упоминаются бронзовые статуи «великих привратников, хранителей дверей», также изображённые на рельефе из Дур-Шаррукина. Там же имеется статуя коровы с теленком, которая, согласно ассирийскому тексту, была отлита из бронзы, пожертвованной в храм Сардуром, сыном урартского царя Ишпуина.

 

В храме бога Халда находилась бронзовая статуя Сардура, бывшего повидимому верховным жрецом бога Халда. Кроме того там же ассирийцами были взяты две бронзовые статуи урартских правителей — Аргишти и Русы. На статуе Русы была надпись: «С моими двумя конями и с моим возницей, моими руками завоевал я страну Урарту».

 

Описание колоссальной добычи, захваченной в Мусасире, заканчивается следующими словами: «Имущество дворца Урзаны и храма бога Халда с его несметными богатствами, которые из Мусасира я захватил, я нагрузил во всей их бесчисленности на моё многочисленное войско и в страну Ассирию заставил я тащить эту добычу. Людей области Мусасира к людям Ассирии я причислил, повинности воинские и строительные я наложил на них, как на ассирийцев».

 

Кроме этой богатой добычи в Ассирию были уведены 6110 человек, 12 мулов, 380 ослов, 525 быков и 1285 баранов. Среди пленных находились также жена, сыновья и дочери Урзаны, правителя Мусасира.

 

Этим разгромом Мусасира Саргон сильно ослабил Урарту, лишив его надёжного союзника, защищавшего Урарту с юга. Летописи Саргона говорят, что когда «Руса, правитель Урарту, услыхал, что Мусасир разрушен и его бог Халд увезён (то) собственной рукой, железным кинжалом своего пояса, лишил себя жизни».

 

Ассирийские летописи описание разгрома Урарту заканчивают следующими словами: «Всё Урарту до его пределов поверг я в несчастье и заставил население его стонать и плакать».

(28/29)

 

Действительно, в конце VIII в. до х.э. для Урартского государства наступили тяжёлые времена. Кроме неравной борьбы с грозным врагом на юге, в лице возвысившейся Ассирии, урартам пришлось выдерживать напор киммерских племён (ассир. гимирру, армянск. гамир), проникших в Закавказье с севера.

 

От Аргишти, наследовавшего урартский престол после смерти Русы, до нас дошло очень мало надписей. Повидимому Ванское царство в это время становится в зависимость от Ассирии и летописи ассирийского царя Синахериба содержат указания на дары, принесённые ассирийскому царю урартским правителем.

 

В начале VII в. до х.э. в политической жизни Передней Азии наблюдаются существенные изменения. На смену старым государственным объединениям стали появляться новые, дотоле неизвестные, причём весь этот процесс повидимому сопровождался этническими перегруппировками.

 

Ассирию, которая после победы Саргона над Урарту в 714 г. до х.э. снова заняла первенствующее положение в Передней Азии, беспокоит уже новый, недавно появившийся враг.

 

От времени ассирийских царей Асархаддона (681-669 гг. до х.э.) и Ашурбанипала (668-626 гг. до х.э.) до нас дошли глиняные таблетки, содержащие оракулы, вопросы к богу солнца Шамашу. Эти вопросы особенно интересны тем, что они не передают тенденциозно прикрашенные сведения о победах как анналы, а выявляют те стороны, которые действительно тревожили ассирийских правителей.

 

В одном из вопросов Асархаддон спрашивает Шамаша — осуществятся ли планы Урсы (Русы), правителя Урарту, или народа гимирра, «двинутся ли они на войну, на бой, в битву, чтобы убивать, грабить и захватывать, к земле Шуприа, к городам Буми или Куламери или к крепости Шуприа, чтобы убить то, что можно убивать, разграбить то, что можно грабить, захватить то, что можно взять?»

 

Другая таблетка оракула содержит следующий текст: «О Шамаш, великий владыка, я тебя спрашиваю, дай мне верный ответ. С этого дня, с третьего дня этого месяца, месяца Айар, до одиннадцатого дня месяца Аб этого года, за эти сто дней и сто ночей... удадутся ли планы Каштарити с его воинами, или воинов гимирра или воинов Мидии или воинов Мана... возьмут ли они город Ки-

(29/30)

шассу, покорит ли его их рука, падёт ли он от их силы? Твоё великое божество знает это». В этом вопросе внимание Асархаддона обращено на судьбу города Кишассу в Мидии, захваченного ещё Саргоном, который переименовал его в крепость бога Нергала. Вместе с тем здесь испрашивается исход борьбы с тремя врагами Ассирии: западным — гимирра, т.е. киммерами, появившимися в Передней Азии в конце VIII в. до х.э., северным — Мана, на юге и юго-западе оз. Урмия и с восточным — Мидией.

 

Наиболее реальную опасность в то время представлял повидимому упомянутый в оракуле Каштарити, находившийся в союзе с мидийцем Мамитиаршу. Каштарити так и не удалось взять город Кишассу, так как он был наголову разбит ассирийским войском. В своих анналах Асархаддон отмечает также победу над киммером Теушпа, пришедшим «из далёкой страны», и упоминает о поражении войска ашгуза (т.е. скифа) Ишпаки.

 

Ещё в конце прошлого века Винклер с достаточной убедительностью доказал, что термины клинописных текстов «ашгуза» (анналы) и «ишкуза» (оракулы) имеют в основе племенной термин скифов.

 

Таким образом, эти отрывочные и довольно случайные сведения клинописных источников, кратко, но достаточно определённо отмечают то большое, главным образом разрушительное значение, которое имели в Передней Азии с конца VIII в. до х.э. киммеры и скифы. Скифы представляли настолько большую опасность для Ассирии, что Асархаддон пытался вступить с ними в союз. После поражения Каштарити, Асархаддон склоняет на свою сторону скифского вождя Бартатуа, выдав за него свою дочь. Среди оракулов до нас дошёл текст, в котором ассирийский царь спрашивал бога Шамаша о том, будет ли скифский вождь соблюдать дружбу, если Асархаддон согласно его просьбе, переданной через посла, выдаст за него замуж свою дочь.

 

Повидимому скифы стали близкими союзниками Ассирии и есть сведения о том, что когда в начале VI в. до х.э. мидийцы во главе с Киаксаром стали наступать на Ниневию, то скифы под предводительством Мадии, сына Бартатуа, встали на защиту Ассирии и сами предприняли успешный поход в Мидию. Повидимому скифы сыграли также большую роль и в оттеснении киммеров на запад Передней Азии. Греческим историком Геродотом (V в. до х.э.) при-

(30/31)

водится рассказ о том, что «скифы вторглись в Азию вслед за изгнанными ими из Европы киммерийцами и, преследуя бегущих, дошли таким образом до Мидийской земли» (I, 103-104). Далее описывается ближайший путь из Меотиды в Мидию. «Скифы однако вторглись не этим путём, писал Геродот, они уклонились в сторону и пошли по верхней, гораздо более длинной дороге, имея по правую руку Кавказскую гору. Здесь мидийцы сразились со скифами, но потерпели поражение и потеряли своё господство, а скифы завладели всей Азией. Отсюда скифы пошли на Египет. Когда они появились в палестинской Сирии, египетский царь Псамметих, выйдя к ним навстречу, дарами и просьбами отклонил их от дальнейшего движения» (I, 104-105).

 

Эти сведения о скифах у Геродота и других античных писателей, которые я не привожу, относятся к концу VI века до х.э., к войне скифов против мидийского правителя Киаксара, между тем, как мы видели выше, скифы и киммеры появились в Передней Азии значительно раньше.

 

При ассирийском царе Ашурбанипале борьба с киммерами продолжалась, но они были уже оттеснены в Малую Азию. В анналах Ашурбанипала отмечается победа правителя Лидии Гуггу (Гигеса) над гимирра (киммерами), которые, по словам анналов Ашурбанипала, «моих предков не боялись и мои, царя, ноги не обнимали». После поражения киммеров в Лидии, Гигес прислал Ашурбанипалу, наряду с драгоценными подарками, двух пленных киммерских военачальников, закованных в железные кандалы. В тех же анналах отмечаются столкновения киммеров с египетским фараоном Псамметихом.

 

В библии, содержащей сведения по древней истории Палестины, походы киммеров и скифов повидимому нашли свой отголосок в виде описания вторжения далеких иноземных народов, что вероятно также было связано с походами киммеров в начале VII в. до х.э. В библейском генеалогическом списке Гомер (гимирра клинописных текстов) считается сыном Яфета и отцом трёх сыновей: Ашкеназа (ашкуза клинописных текстов), Рифата (Пафлагонии) и Тогарма (Армении).

 

У библейских пророков мы также имеем указания на киммерские и скифские походы в описаниях грозных врагов. «Вот идёт народ от страны северной и народ великий поднимается от краёв земли;

(31/32)

держат они в руках лук и копьё; они жестоки и немилосердны, голос их шумит, как море, и несутся они на конях, выстроены они, как один человек...» [Иеремия 6:22-23; ср.: 5:15-17]

 

При раскопках, во многих местах Передней Азии, среди предметов, относящихся к VII в. до х.э., были находимы бронзовые наконечники стрел характерной формы (двупёрые с шипом сбоку или же трёхгранные), отличные от обычных переднеазиатских, но тождественные со скифскими, встречаемыми в степях Восточной Европы. Такие наконечники стрел найдены в древних крепостях Урарту, в городах Ашуре (Ассуре), Вавилоне, Тарсе, в Сирии и в Египте. В Ашуре и Вавилоне они были встречены при раскопках оборонительных стен города, что привело к мысли о их принадлежности вражескому войску, осаждавшему эти города. Иноземное происхождение устанавливается и для найденных в Египте. Очень вероятно, что эти бронзовые наконечники стрел не случайно тождественны со скифскими и возможно, что они тесно связаны с появлением скифов в Передней Азии в VII в. до х.э.

 

К сожалению, в настоящее время мы очень мало знаем о закавказских скифах и совершенно не можем судить о характере образовавшихся в VII в. до х.э. новых переднеазиатских царств скифского и мидийского, археологический материал которых нам остаётся всё ещё неизвестным. Мы не можем сейчас с определённостью ответить на вопрос — пришли ли скифы в Закавказье, в незнакомую им страну в VII в. до н.э., или же они искони, ещё в процессе формирования скифского общества, были связаны с Закавказьем.

 

Надо заметить, что под термином «скифы» следует разуметь не определённый народ, а конгломерат многочисленных родоплеменных групп, связанных одинаковой ступенью социального и хозяйственного развития (при сосуществовании в отдельных районах осёдлого земледелия и кочевого скотоводства). При этом сходные формы материальной культуры скифов, встречающиеся на очень широкой территории (степи восточной Европы и Азии) определялись не только одной стадиальной общностью, но и взаимосвязанностью отдельных районов.

 

Археологический материал показывает, что в доскифскую эпоху Кавказский горный хребет не представлял непреодолимого препятствия. Наоборот, одинаковую во всех деталях культуру

(32/33)

мы встречаем к югу от Кавказского хребта, в Абхазии и к северу от хребта, в Осетии, при её отличии от комплекса материалов из центрального и восточного Закавказья. Эта так называемая Кобанская культура легла на северном Кавказе в основу скифской. Вероятно и в начале I тыс. до х.э. связи скифов северного Кавказа с Закавказьем были значительно ближе, чем нам это известно.

 

Разбирая вопрос о происхождении скифов и останавливаясь как на старой теории тюркского происхождения скифов, так и на более новой — их иранского происхождения, акад. Н.Я. Марр, не отрицая значения Ирана в генезисе скифов Причерноморья, все же утверждал, что у скифов с Кавказом намечаются весьма крепкие связи, притом связи повидимому генетического порядка, и вместе с тем на примерах отчётливо показал несостоятельность паниранских тенденций в изучении скифской культуры.

 

Н.Я. Марр писал: «К вопросу о термине „скиф” я также подводился самыми реальными кавказоведными материалами, поскольку с ними отожествлялись саки... именно в юго-восточной части и вообще в восточных областях Кавказа и находим мы пережиточные свидетельства распространения племени саков, помимо историков, в самой этническо-географической номенклатуре. Да и появление саков вне пределов Кавказа всегда сопровождается упоминанием сопутствующих племён, заведомо принадлежащих к семье народов, известных по нахождению своему в составе коренного населения Кавказа...»

 

Потеряв своё влияние на юге, Урарту, не приступая более к активной борьбе с Ассирией, главное своё внимание обратило на Закавказье.

 

Большинство памятников урартского царя Русы сына Аргишти найдено севернее Ванского района. Две его надписи происходят с территории Армянской ССР. При раскопках древнего армянского храма VII в. Звартноц, около Эчмиадзина, была открыта большая стела, высотою в 2,70 м и с 47 строками клинописного текста. Эта надпись урартского правителя Русы повествует о больших строительных работах, произведённых им в Закавказье. Она описывает возведение построек, проводку канала, разведение садов и виноградников. Обломок второй надписи Русы сына Аргишти найден в 1936 на древней крепости Кармир-блур у

(33/34)

Еревана. Содержание этой надписи нам неизвестно, так как от всего текста сохранились лишь заключительные строки, с угрозами по адресу тех, кто осмелится нарушить надпись.

 

И в центральной части Урарту, на Топрах-кале у г. Вана, Руса также продолжал строительные работы. При раскопках развалин храма бога Халда были найдены обломки декоративного щита с его именем и с изображением животных.

 

Из раскопок на Топрах-кале происходит клинописная таблетка, представляющая собою письмо сына князя области Ишкигулу, Шагаштара, адресованное повидимому Русе сыну Аргишти. Эта область Ишкигулу находилась севернее горы Арагац, на территории современной Армянской ССР. Местоположение её определяется находящейся на скале около г. Ленинакана надписью Аргишти I, повествующей о захвате земель «до страны Ишкигулу». В письме на таблетке идёт речь о строительных работах в Закавказье и об основании города, названного именем Русы.

 

Можно думать, что в это время урарты были в союзе с киммерами и скифами, проникшими через Кавказские горы в Закавказье. Повидимому, именно это обстоятельство и тревожило ассирийского царя Асархаддона, который в своих вопросах к богу Шамашу спрашивал о намерениях Урсы (Русы) урартского и гимирру (киммеров). О следующем урартском правителе, Сардуре, мы знаем очень мало. Надписи Сардура до нас не дошли, да и его имя известно нам только из анналов ассирийского царя Ашурбанипала, где упоминаются богатые дары, присланные Ашурбанипалу Сардуром, царём Урарту.

 

Раскопки на Топрах-кале дали материал, в главной своей части относящийся к последнему урартскому правителю, Русе сыну Эримены, от отца которого до нас не дошло никаких памятников. В храме бога Халда были найдены обломки шести бронзовых декоративных щитов и фриза с изображением животных, имеющих посвятительные надписи последнего урартского правителя. Собственно говоря, только на основании материалов из раскопок на Топрах-кале мы и можем при нынешнем состоянии наших знаний судить о культуре и искусстве Ванского царства.

 

Из надписей на камне Русы сына Эримена сохранилась лишь одна, найденная в Закавказье, неподалеку от Армавирского холма и отмечающая постройку урартской крепости. Ванское царство

(34/35)

пережило своего постоянного и грозного противника — Ассирию, которая во второй половине VII века до х.э. начала терять свои владения и вступила в тяжёлую борьбу с отпавшей от неё Вавилонией и возвысившейся к тому времени Мидией. Союз с Египтом не спас Ассирию, и в 612 г. до х.э. мидяне и вавилоняне разрушили Ниневию, а в 605 г., до х.э., после взятия Кархемиша, окончательно прекратилось существование Ассирийского государства.

 

Правление Русы сына Эримена повидимому целиком относилось к тому времени, когда Ассирия уже совершенно сошла с исторической сцены. Но с юга на Урарту все же надвигалась новая опасность, в лице занявшей в это время первенствующее положение Мидии. Около 585 г. до х.э. до того как на р. Галисе произошло столкновение двух претендентов на гегемонию в Передней Азии, Киаксара Мидийского и царя Лидии Алиатта, Мидия громит Урарту. Мидийские войска до основания разрушили Тушпу, положив тем самым конец Ванскому царству.

 

Владычество Мидии в Передней Азии было недолгим, уже в 550 г. до х.э. столица Мидии, Экбатаны, была взята персами, но Урарту к этому времени было уже окончательно разгромлено. Последний раз термин Урарту (к форме Урашту) встречается в вавилонском тексте Бисутунской [=Бехистунской] надписи Дария (ок. 520 г. до х.э.), причём в персидском тексте ему соответствует термин «Армина» (Армения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / к содержанию