главная страница / библиотека / обновления библиотеки / к содержанию

Б.Б. Пиотровский. Урарту. Древнейшее государство Закавказья. Л.: Государственный Эрмитаж. 1939. Б.Б. Пиотровский

Урарту. Древнейшее государство Закавказья.

// Л.: Государственный Эрмитаж. 1939. 60 с. + вклейки.

 

I.

 

Для истории Союза Советских Социалистических Республик большое значение имеет история древнейшего Закавказья, где в начале I тысячелетия до х.э. образовалось первое на территории Союза классовое общество, связанное с государствами Древнего Востока.

 

Центр государства, в которое входили области южного Закавказья, находился в районе Ванского озера, в современной Турции. Наиболее ранние сведения о нём нам известны по ассирийским клинообразным текстам, которые называли его страною Урарту. Это название отразилось не только в древнееврейском имени страны Арарат, но и в названии Айраратской области Армении, по которой позднее получила своё наименование и гора Арарат (у армян Масис). Сами урарты центральную часть своего государства обозначали термином Биайна, от которого, возможно, и произошло современное название озера Ван.

 

В литературе по истории Древнего Востока как наименование Урартского государства употребляют также термин «Ванское царство».

 

У древнегреческого историка Геродота население Армении называется алародами, что переносится иногда и на население древнего Урартского государства.

 

Наконец, урартов называют также халдами, по имени главного бога их пантеона, бога Халда. Но при этом следует отличать халдов от халдеев, жителей южной Месопотамии.

 

В своем дальнейшем изложении я буду употреблять два термина — Урарту и Ванское царство, считая их совершенно равнозначными.

(5/6)

 

Урартское государство имело значение не только для истории народов Закавказья, но и для областей горного и северного Кавказа, которые были на протяжении всей истории тесно связаны с Закавказьем.

 

Несмотря на такое важное значение Ванского царства для древних периодов истории Кавказа, изученность его далеко недостаточна, хотя оно уже давно вошло в число стран, определяемых термином «Древний Восток».

 

В 1823 г. французский арменист Сен-Мартен в специальной статье обратил внимание на описание древних сооружений в районе Ванского озера, приводимое средневековым армянским историком Моисеем Хоренским, которые приписывались ассирийской царице Шамирам (Семирамиде). С целью изучения этих памятников, в 1827 г. в Ванский район был командирован Ф.Э. Шульц, который скопировал большое количество клинописных текстов и впервые дал научное описание встреченных им древностей.

 

Обработать результаты своих работ Шульцу не пришлось, так как он был убит во время экспедиции, и публикация собранного им материала появилась лишь в 1840 г. Большинство из надписей, копии с которых были сняты Шульцем, оказались по целому ряду признаков отличными от уже известных в то время ассирийских надписей.

 

С 1848 г. начинаются первые попытки дешифровки этих текстов, которые были отнесены к алародийцам, упоминаемым Геродотом. Предполагали, что эти надписи написаны на древнегрузинском языке, близком современному. Но такой подход не дал положительных результатов, так же как не подвинули вперёд дешифровку урартской клинописи и те работы, которые признавали язык клинописных текстов армянским или же семитическим ассирийским.

 

Первая успешная попытка понимания урартской клинописи была произведена в 1880 г. французским ассириологом Гюаром. Он заметил, что заключительные строки многих надписей имеют одинаковые знаки, и предположил, что в этих случаях конец урартских надписей содержит, обычные в ассирийских памятниках, угрозы по адресу тех, кто осмелится нарушить надпись. Сопоставление ассирийского текста этой формулы проклятия с урартским текстом дало возможность правильно установить значение некоторых урартских слов и грамматических оборотов.

(6/7)

 

Во второй половине XIX века началось интенсивное собирание урартских клинописных памятников. В 1862 г. первые урартские надписи были открыты и в Закавказье. Большую работу по собиранию клинообразных надписей в Закавказье провел эчмиадзинский монах Месроп Смбатьян, издававший их в армянском журнале «Арарат».

 

Накопленный материал, начиная с 1882 г., стал опубликовываться английским учёным А. Сэйсом в Журнале Британского Азиатского общества. В 1893 и 1896 гг. М.В. Никольский издал описание и перевод всех урартских надписей, открытых к тому времени на территории России. В 1900 г. сводка урартских текстов была составлена армянским учёным Сандалджяном, который считал их язык индо-европейским.

 

Несмотря на большую исследовательскую работу, понимание текстов оставалось всё ещё затруднительным, неясным был не только словарный материал, но и сама конструкция языка.

 

Понимание структуры урартского языка значительно продвинулось вперед работами русского учёного, академика Н.Я. Марра, приступившего к разбору клинописи на основе кавказских языков, разработанных яфетическим языкознанием. Н.Я. Марр решительно отверг делавшиеся ранее попытки понять структуру урартского языка, исходя из какого-нибудь одного кавказского языка, и подошёл к ванским надписям с нормами, общими для всех яфетических языков Кавказа. Заслуги Н.Я. Марра велики не только в деле изучения Ванского царства; систематические археологические исследования в Армении, начатые им в 1892 г., значительно содействовали правильной постановке изучения древнейших этапов истории Закавказья в тесной связи с историей Древнего Востока.

 

Исследования Н.Я. Марра, посвящённые ванской клинописи, продолжены И.И. Мещаниновым, работающим также и по истории древнейшего Закавказья.

 

В последние годы и в западно-европейской науке проведена большая работа по разработке словарного материала и грамматики урартского языка и можно сказать, что теперь изучение ванской клинописи получило прочную научную основу.

 

Археологические исследования, производившиеся в Ванском районе, совершенно не были связаны с разработкой клинописных текстов и до сих пор не получили должного развития.

(7/8)

 

До настоящего времени основным источником наших знаний об Урарту являются ассирийские и урартские клинообразные надписи, дающие большой сравнительно материал по политической истории древнего государства, но чрезвычайно скудно освещающие социально-экономические стороны его жизни.

 

Первые раскопки на территории Ванского района были произведены на Топрах-кале около г. Вана, где в 1879 г. производили раскопки английский консул Клейтон и американский миссионер Рейнольдс. Эти работы на следующий год были продолжены Рассамом. Только часть материала из этих небрежно производившихся раскопок была доставлена в Британский музей, много же вещей было похищено при работах и попало через торговцев древностями в разные музеи и в частные коллекции.

 

До самого конца XIX века памятники материальной культуры и искусства Урарту не привлекали должного внимания, что зачастую перерастало даже в пренебрежительное к ним отношение. Это выразилось хотя бы в том, что весьма интересные бронзовые предметы, хранящиеся в Британском музее, до самого последнего времени не были изданы, тогда как клинообразные надписи, имеющиеся на них, опубликованы ещё в 1882 г. В некоторых последних работах, даже в руководствах по истории искусства Древнего Востока, урартские бронзовые статуэтки приводятся как образцы ассирийского искусства.

 

Наиболее крупными археологическими работами в Ванском районе следует считать раскопки на Топрах-кале экспедиции, работавшей под руководством Леманна-Гаупта и Белька в 1898/99 г. Кроме раскопок и копирования клинописей, находящихся на территории Древнего Ванского царства, ими были собраны также древности, найденные местными жителями.

 

В деле изучения урартских древностей приняли участие и русские учёные.

 

Во время своей командировки 1911/12 г. от Академии Наук в Турцию, И.А. Орбели произвёл небольшие раскопки на Топрах-кале, материал из которых поступил в Эрмитаж.

 

В 1916 г. в Ванский район была снаряжена экспедиция Русского Археологического общества, во время которой Н.Я. Марр продолжал исследование Топрах-кале, а И.А. Орбели раскопал две ниши Ванской скалы, в одной из которых была обнаружена

(8/9)

большая стела с летописью урартского правителя Сардура, сына Аргишти.

 

Этим исчерпывается перечень археологических работ, производившихся на территории центральной части древнего Урартского государства.

 

Древности времени Ванского царства, встречающиеся на территории современной Армянской ССР, изучены значительно лучше. Уже в конце прошлого века началось систематическое исследование древних поселений с прилегающими к ним могильниками. Это археологическое изучение Закавказья значительно подвинулось вперёд за последние годы, когда в советских республиках Закавказья большую работу по истории края в сотрудничестве с центральными учреждениями стали проводить также и местные научные учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / к содержанию