главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Зайцева Г.И.1, Семенцов А.А.1, Лебедева Л.М.1, Панкова С.В.2, [ ... ] 3, Васильев С.С.4, Дергачёв В.А.4, Юнгер X.5 , Соннинен Е.5Новые данные о хронологии памятника Оглахты-6.(1 Институт истории материальной культуры РАН, 2 Гос. Эрмитаж, 3 [ * ], 4 ФТИ им. А.Ф.Иоффе РАН, 5 Университет г. Хельсинки)// Радиоуглерод в археологических и палеоэкологических исследованиях. (Материалы конференции, посвящённой 50-летию радиоуглеродной лаборатории ИИМК РАН, 9-12 апреля 2007 г., Санкт-Петербург). — СПб: ИИМК РАН, 2007. (410 с.). С. 300-307.
Введение
Хронология культур кочевников Саяно-Алтая была в центре внимания радиоуглеродной лаборатории ИИМК РАН с момента её основания в 1956 г. Первые радиоуглеродные даты лаборатории были получены в 1959 году для курганов скифского времени Алтая: Пазырык. Башадар, Туэкта (Артемьев, Бутомо и др. 1961). Все образцы были представлены С.И. Руденко, основателем и первым руководителем лаборатории. В дальнейшем исследования культур кочевников Южной Сибири были продолжены. Основное внимание было уделено хронологии культур скифского времени, в данном случае, тагарской культуре, памятники которой располагались, главным образом, на территории Минусинской котловины. В соответствии с полученными данными, основанными на большой серии радиоуглеродных определений, тагарская культура существовала длительное время, вплоть до рубежа н.э. Были применены современные методы, позволяющие определять время сооружения курганов с большой точностью, применяя метод согласования радиоуглеродных определений с калибровочной кривой (wiggle matching method). Этому способствовало во многом качество образцов для датирования в памятниках исследуемого региона. Основными образцами для датирования были остатки деревянных конструкций срубов могильных ям, которые имели хорошую сохранность, позволяющую выделять отдельные годичные кольца (Zaitseva, 1995). Результаты обобщены в коллективной монографии «Евразия в скифскую эпоху. Радиоуглеродная и археологическая хронология» (2005).
Следующая за тагарской, таштыкская культура, сложилась при участии местной тагарской культуры и новых культур, проникших на территорию Минусинской котловины откуда-то из Центральной Азии (Вадецкая, 1999). Не вызывает сомнений существование двух последовательных этапов таштыкской культуры этапа грунтовых могильников и этапа склепов, однако их внутренняя хронология остаётся недостаточно разработанной. Недавно датировка памятников каждого из периодов подверглась существенному пересмотру (Вадецкая, 1999). Одним из наиболее информативных комплексов раннего этапа таштыкской культуры является могильник Оглахты, расположенный в Хакасии, на левом берегу Енисея, в 60 км к северу от г. Абакана, в межгорном логу горы Оглахты.
В настоящей статье приводятся данные по датировке могилы 4 участка Оглахты-6, полученные в последние годы и представляемые впервые.
Результаты и обсуждение
К настоящему времени исследовано более 300 грунтовых таштыкских погребений. История взглядов на их хронологию изложена в монографии Э.Б.Вадецкой (1999), здесь коснёмся кратко этого вопроса. Одним из первых научно исследованных памятников этого типа был Оглахтинский могильник, 17 погребений которого раскопал А.В. Адрианов в 1903 г. Особенностью трёх погребений оказалась прекрасная сохранность изделий из органических материалов — предметов одежды, утвари и т.п., представляющих яркую этнографическую культуру древнего населения Среднего Енисея. Сам А.В. Адрианов не торопился с заключением о времени Оглахтинских могил. В подготовленном им отчёте для ИАК сказано, что «время открытой культуры, представляющей совершенную новость, пока ещё не может быть определено» (OAK 1906).
Следующие публикации, посвященные Оглахтинскому могильнику, появились в 1930-е годы, уже после открытия знаменитых гробниц Ноин-Улы, датируемых I в. до н.э. — I в. н.э., и алтайского кургана Шибе, относимого к последним векам до н.э. Ряд изделий из Оглахтов (накладные косы, шёлковые полихромные ткани, некоторые виды деревянной посуды) оказались сходны с ноин-улинскими, а обычай трепанации черепов и мумификации тел, практиковавшийся в Оглахтах, был зафиксирован и на Алтае. Эти факты позволили Г.П. Сосновскому отнести Оглахтинский могильник к тому же времени, что и названные памятники (Сосновский, 1933). Так же датировал таштыкские могильники A.M. Талльгрен, считая Оглахтинский наиболее поздним из них (Tallgren, 1937). Так, была заложена основа датировки таштыкских грунтовых могильников временем около рубежа эр.
Исследованные вскоре другие погребения, близкие по обряду и конструкции Оглахтинским, являлись обычными археологическими комплексами с минимумом сохранившихся предметов. В их датировке исследователи опирались на керамику, имеющую черты сходства с предшествующей минусинской керамикой скифского времени, а также на стеклянные бусы, внешне подобные раннесарматским и встречающимся в памятниках хунну (Сосновский, 1933; Кызласов, 1960). На этих основаниях таштыкские грунтовые могильники были датированы I в. до н.э. — I в. н.э.
Иной вариант даты — I-II вв. н.э. был предложен в 1920-е годы С.А. Теплоуховым. В своей периодизации памятников Минусинского края он поставил таштыкские могилы между позднейшими тагарскими памятниками и таштыкскими склепами. Кроме того, С.А. Теплоухов отталкивался от политических событий в Центральной Азии, с которыми он связывал резкое изменение погребального обряда на Енисее появление грунтовых могил вместо коллективных захоронений (Теплоухов, 1929). С.В. Киселёв датировал все таштыкские памятники I-IV вв. н.э., а Оглахтинские могилы, как древнейшие, I-II вв. н.э. (Киселёв, 1949).
В 1969 г. раскопки в Оглахтах возобновились. Одна могила была исследована Э.Б. Вадецкой, шесть погребений и две поминальные ямки — экспедицией МГУ под руководством Л.Р. Кызласова. Одна из могил содержала нетронутое погребение прекрасной сохранности. По нумерации Л.Р. Кызласова она обозначена как могила 4 участка Оглахты-6. [1] Здесь сохранились мумии людей и погребальные куклы в рост человека, одежда из меха и кожи, деревянные изделия и ткани. Лица погребённых были закрыты гипсовыми масками с красочной росписью, на теле мужчины нанесены татуировки. Все материалы из могилы 4, включая сруб и мумии погребённых, были переданы в Государственный Эрмитаж.
Развёрнутой публикации этих памятников пока не существует. Некоторые материалы из могилы 4 были опубликованы Л.Р. Кызласовым в небольших статьях ознакомительного характера (Кызласов 1969; Кызласов 1971; Kyzlasov L. 1971). В 1970-е годы вещи из Оглахтинской гробницы были представлены на постоянной экспозиции Эрмитажа. Некоторые из них побывали на зарубежных выставках, а их фотографии были помещены в каталоги (Frozen tombs 1978; Siberia 2001).
Датировка комплексов, раскопанных в 1969-1973 гг., специально никогда не рассматривалась. Вскоре после раскопок Л.Р. Кызласов отнёс погребение 4 к I в. до н.э. В последнее время оно датировалось рубежом эр (Кызласов, Панкова, 2005).
В 1986 г. Э.Б. Вадецкая, казалось, подтвердила датировку грунтовых погребений I в. до н.э. — I в. н.э., используя некоторые новые данные. Во-первых, стало известно, что шёлковые ткани из Оглахтов аналогичны изделиям из погребений Лоулани (район оз. Лобнор). Дата памятников Лоулани II в. до н.э. — I в. н.э., определённая А.Стейном в 20-х гг. XX в., прекрасно соответствовала принятой датировке таштыкских грунтовых могил (Рибу, Лубо-Лесниченко, 1973). Во-вторых, на этот период указывали результаты химического анализа стеклянных бус из других грунтовых могил и 6 радиоуглеродных дат (Вадецкая, 1986).
Табл. 1. Радиоуглеродные даты памятников таштыкской культуры, полученные в 1970-80 гг.
Однако вскоре сама Э.Б. Вадецкая, раскопавшая более 150 таштыкских погребений, пришла к выводу, что «намеченные узкие хронологические рамки функционирования могильников противоречат их разнообразию и эволюции похоронных ритуалов, которые не могли измениться за столь короткий срок» (Вадецкая, 1999). Исходя из эволюции погребального обряда, Э.Б. Вадецкая наметила три хронологические группы могил, которые следовало проверить анализом найденного в них материала. Погребения Оглахтинского могильника с шёлковыми тканями оказались в средней группе, датированной II-III вв. н.э. Кроме того, в 1990-е гг. был сделан подробный анализ стеклянных бус и бисера из таштыкских могил. Часть из них оказалась изготовленной не ранее II в. Правда, в могиле 4 Оглахтинского могильника, как и в могилах, исследованных А.В. Адриановым, бус не было.
Наконец, принципиально важной оказалась информация о новых исследованиях в Лоулани, включая многочисленные находки памятников письменности с датами 252-330 гг. Оказалось, что поселение в Лоулани и связанные с ним могильники существовали позднее, чем полагал А. Стейн: большая часть находок из района Лобнора датируется III — началом IV вв. н.э. Значит, так же должна была измениться дата оглахтинских могил с шелком (Лубо-Лесниченко, 1994) Л.Р. Кызласов оставил эту информацию без внимания. Э.Б. Вадецкая, напротив, использовала эти данные в своих построениях, т.к. они совпали с выводами на основе других материалов.
По совокупности данных период грунтовых могил таштыкской культуры был датирован Э.Б. Вадецкой I-IV вв. н.э. (Вадецкая, 1999).
Однако в литературе каких-либо откликов на это изменение не последовало. Независимая информация о дате памятников Лоулани тоже как будто осталась незамеченной. Таким образом, новая дата таштыкских грунтовых могильников, и в частности Оглахтинского, оказалась как бы в вакууме. Желательно было проведение независимого исследования, каким, при условии сохранности Оглахтинского комплекса, могло стать дендрохронологическое и радиоуглеродное изучение образцов дерева с использованием «wiggle matching method».
Надо сказать, что в 1970-1980-х годах для отдельных грунтовых погребений таштыкской культуры были получены радиоуглеродные даты. Большая часть дат была опубликована (Ермолова, Марков 1983; Вадецкая 1986; Вадецкая 1999). Часть из них оказалась явно недостоверной, выпадающей из самых расширенных рамок таштыкской культуры. Э.Б. Вадецкая предположила, что причина их ошибочности в том, что образцы взяты из разрушенных или ограбленных комплексов (Вадецкая, 1999). Однако в то время ещё не были внедрены в практику калибровочные кривые, позволяющие соотнести радиоуглеродный и календарный возраст образцов. С их появлением результаты измерений 1970-1980 гг. были откалиброваны. В таблице 1 впервые представлены все калиброванные даты для таштыкских грунтовых могильников, имеющиеся в радиоуглеродной Лаборатории ИИМК РАН. Приходится признать, что из-за недостаточности исходных данных к этим датам следует относиться с осторожностью.
Видно, что большинство временных интервалов, представленных в таблице, с археологической точки зрения слишком широки (многие охватывают два-три столетия) и не проясняют, как хотелось бы, время сооружения погребений.
Отрезок калибровочной кривой, соответствующий датам таштыкских грунтовых могильников, представлен на рис. 1.
Как можно видеть из приведенного рисунка, здесь отсутствует плато, характерное для скифского времени, поэтому калиброванные календарные интервалы сравнительно узкие, соответствующие, большей частью, ошибке определения. И все же из значений календарных интервалов радиоуглеродных дат трудно сделать определенные выводы. Календарные интервалы уходят как в первые века до н.э., так и в середину I-го тыс н.э.
Рис.1. Часть калибровочной кривой, соответствующий датам памятников таштыкской культуры.
Прекрасная сохранность сруба из Оглахтинской могилы 4 определила его использование для датировки комплекса. В настоящее время сруб в разобранном состоянии находится в фондохранилище Государственного Эрмитажа «Старая Деревня». Он был сложен из двух-трех венцов, соединённых в лапу, и имел потолок из девяти поперечно уложенных брёвен, помеченных счётными зарубками. Размеры сруба 2,3 х 1,55 м, высота 0,85 м. Его подробное описание неоднократно приводилось Л.Р. Кызласовым (см., например, Кызласов, Панкова, 2005). Важно, что в погребении сруб был плотно укутан слоями берестяной коры, а спрессованная засыпка над перекрытием сруба не была нарушена, поэтому образцы являются относительно «чистыми» для проведения радиоуглеродного анализа. Отмечалось, что для сооружения сруба были взяты в основном сухостойные деревья (Марсадолов, 1988), однако в брёвнах, отобранных для анализа, практически отсутствуют ходы короедов.
Древесина бревен была проанализирована в Отделе научно-технической экспертизы Эрмитажа к.б.н. М.Н. Колосовой. Пробы идентифицированы микроскопическим методом по признакам анатомического строения. 12 брёвен сруба являются лиственничными (Larix sp.), a 7 — сосновыми (Pinus sylvestris Z). Сосновыми оказались нижние брёвна торцевых стенок сруба и пять брёвен перекрытия (имеющие 2, 3, 5, 6 и 7 зарубок).
В 2005 году по согласованию с Л.Р. Кызласовым от сруба могилы 4 были взяты два спила: образец лиственницы с верхнего бревна торцевой стенки сруба и образец сосны с бревна перекрытия, имеющего 7 зарубок. Выбор брёвен определялся как их сохранностью, так и возможностью собрать сруб без ущерба для его экспозиционного вида при возобновлении экспозиции. Для образца лиственницы к моменту публикации ещё не измерено соотношение 13С/12С, поэтому здесь приводятся только результаты измерений по лиственнице. [***]
Образец содержал более 200 годичных колец, которые можно было выделить, датировать и использовать для определения календарных интервалов методом сравнения («wiggle matching method»). Образец был разделён на совокупность по 10 древесных колец, которые и были использованы для датирования. Для точного определения возраста было измерено соотношение 13С/12С и внесена поправка на изотопное фракционирование. Полученные данные приведены в таблице 2.
Согласование данных с калибровочной кривой показано на рис. 2.
Табл. 2. Данные датирования совокупности годичных колец сруба могилы 4 памятника Оглахты-6.
Рис. 2. Результаты калибровки данных радиоуглеродного датирования памятника Оглахты-6, могила 4. Количество колец 210. Число измеренных слоёв 17. Число использованных слоёв для калибровки 14. Данные см. в табл. 2.
Центральная линия на рисунке — сглаженная калибровочная кривая, проведённая в рамках коридора ошибок (параллельные кривые). Сплошная вертикальная линия указывает на положение наиболее вероятного значения даты постройки. Пунктирные линии левая и правая граница 95%-ого доверительного интервала даты. На рисунке указано значение поправки на «лабораторное» фракционирование 14С/12С, возникающее при химической обработке древесины Δу=-22 года.
В соответствии с полученными данными дата постройки (сруба дерева) могилы 4 находится в интервале 267-289 л. н.э.
Таким образом, календарный интервал, полученный методом согласования радиоуглеродных дат совокупности годичных колец с калибровочной кривой, определил датировку погребения 4 таштыкского могильника Оглахты-6 не ранее последней трети III в. н.э. Важным результатом проведенного исследования является совпадение полученной даты с датировкой могилы по шёлковым импортам. Одновременно подтверждается заключение Э.Б. Вадецкой о существовании ряда таштыкских грунтовых могил в конце III в. н.э.
Могилы лучшей сохранности из раскопок А.В. Адрианова (№ 1, 2 и 7) располагались непосредственно вокруг могилы 4, исследованной Л.Р. Кызласовым. Соседнее положение этих четырех погребений и сходство найденных в них предметов позволяет предполагать, что они были созданы примерно в одно время. В таком случае датировка погребения 4 Оглахты VI может распространяться и на названные могилы, исследованные А.В. Адриановым.
Выводы
Получены новые данные по хронологии могилы 4 памятника Оглахты-6, основанные на датировке совокупности годичных колец сруба и последующем согласовании результатов с калибровочной кривой. В соответствии с ними конструкция могилы 4 датируется календарным интервалом 267-289 гг. н.э. Данные подтверждают хронологию первого этапа таштыкской культуры, предложенную Э.Б. Вадецкой, согласно которой таштыкские грунтовые могильники существовали по меньшей мере до конца III в. н.э.
Исследование проводится при поддержке гранта ИНТАС, проект № 03-51-444, и программы Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям».
[1] План могильника остаётся неопубликованным. По сведениям Э.Б. Вадецкой, общая протяжённость могильника около 500 м, он включает три основных таштыкских кладбища: по двум сторонам лога (Оглахты I, II) и между ними, на дюнах (Вадецкая, 1999).[*] В тексте среди авторов указано имя Л.Р. Кызласова, однако это ошибка редактора. — Поправка от С.В. Панковой.[**] Вероятно, ошибка. Правильное название могильника: Комаркова. — П.А.[***] Так в тексте. — П.А.
Summary
NEW DATA ON THE CHRONOLOGY OF THE OGLAKHTY-6 BURIAL GROUND (TASHTYK CULTURE)Zaitseva G.I., Sementsov A.A., Lebedeva L.M., Pankova S., Kyzlasov L.R., Vasiliev S.S., Dergachev V.A., Jounger Н., Sonninen E.
The chronology of the nomadic cultures of the Sayan-Altai is the centre of the researches of the radiocarbon laboratory of the Institute of the Material Culture beginning with the this foundation in 1956. The first radiocarbon dates were produced in 1959 for the Scythian time borrows: Pazyryk, Bashadar, Tuekta (Artemiev, Butomo et al., 1961). All samples for dating have been presented by S.I.Rudenko who was the founder and the head of the radiocarbon laboratory. The main attention was focused to establish the origin and development of the Scythian time cultures in this case on the Tagar culture the sites of which are located in the Minusinsk depression. On the basis of the great number of the radiocarbon determinations the Tagar culture existed during a long time right up to the boundary- of the Common era. To deter-(306/307)mine the exact time the barrows construction the modem methods have been used mainly the wiggle matching method. This was possible due to the wooden samples from the barrows with the good preservation off-the shelf to select the annual tree rings (Zaitseva, 1995). The results obtained were collected in the collective monograph "Eurasia m the Scythian time" (2005).Following the Tagar culture is the Tashryk one, which was formed on the basis of the local Tagar culture and new ones penetrated on the Minusinsk depression from the southern regions of the Central Asia (Vadetskaya, 1999). One of the key sites of the Tashtyk culture is the Oglakhty burial ground located in the Khakasia Republic on the left bank of the Yenisei river in the inter-mountain ravine the Oglakhty mountain.This article is focused on the chronology of the grave 4 of the Oglakhty burial ground which is presented in the first time.According to the data obtained this burial ground can be dated to the calendar time 267-289 years AD what is corresponded to the conclusion of Dr. E. Vadetskaya (1999).
Литература
Артемьев В.В., Бутомо С.В., Дрожжин В.М., Романова E.H. 1961. Результаты определения абсолютного возраста ряда археологических и геологических образцов по радиоуглероду (С
|