главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Степи Евразии в древности и средневековье. Книга II. СПб: 2003. Н.Н. Николаев

Планиграфия могильника Бай-Даг II.

// Степи Евразии в древности и средневековье. Книга II. Материалы научно-практической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения М.П. Грязнова. СПб: 2003 [на обложке: 2002]. С. 260-262.

 

Могильник Бай-Даг II расположен к востоку от г. Шагонар (Республика Тыва), «в небольшой, вытянутой с востока на запад лощине, тянущейся вдоль северной оконечности одноимённой горы» [Мандельштам, 1978]. В течение 1965, 1966, 1976 и 1977 гг. на могильнике было исследовано 49 археологических объектов [Мандельштам, 1966; 1967; 1978]. Несмотря на то, что почти все захоронения Бай-Дага II оказались ограбленными, параллели в погребальном обряде и конструкциях наземных сооружений позволили сделать вывод о принадлежности могильника хунну, проникшим в долину Улуг-Хема. Помимо этого, впускные погребения, встреченные в некоторых курганах, позволили уточнить относительную хронологию археологических культур гунно-сарматского времени Тувы [Грач, 1971; Мандельштам, 1975; Мандельштам, Стамбульник, 1980].

 

В настоящее время появилась возможность, учитывая ряд обстоятельств, скорректировать и дополнить ранее сделанные наблюдения.

 

Хотя полностью или частично ограбленные захоронения зафиксированы в подавляющем большинстве погребений Бай-Дага II, вместе с тем на могильнике выделяется немногочисленная группа непотревоженных курганов [1] (рис. 1).

 

Анализ погребальной обрядности и предметов сопроводительного инвентаря позволил установить, что большинство непотревоженных захоронений Бай-Дага II относится к кокэльской культуре.

 

Одновременно среди комплексов полностью или частично ограбленных курганов удалось выделить «хуннскую» группу. Учитывая, что в погребальной практике и вещевом комплексе кокэльской культуры находят аналогии многие элементы культурной традиции хунну, [2] собственно к хуннским могут быть отнесены только те курганы, погребальная обрядность и вещевой комплекс которых до настоящего времени не имели аналогий в кокэльских памятниках Тувы. [3]

 

Следует также отметить, что среди полностью или частично ограбленных курганов выделяется небольшая группа, культурная принадлежность которой не может быть определена с достаточной достоверностью [4] (рис. 2).

 

Планиграфически кокэльские курганы локализуются в северной части Бай-Дага II, в то время как хуннские равномерно распределяются по всей площади могильника. Некоторые из кокэльских курганов располагаются в непосредственной близости от развалов хуннских наземных сооружений. В связи с этим можно отметить, что в восточной части Бай-Дага II выделяется локальная группа, состоящая из хуннских и кокэльских курганов (курганы 9, 11, 19, 49, 50), при этом «подчинённое» положение последних не вызывает сомнения (см. рис. 2). Примечательно, что пространственная соподчинённость курганов (коррелирующая с размером и формой наземных сооружений) хорошо известна по монгольским и забайкальским памятникам хунну [Миняев, 1985]. Насколько корректны в данном случае какие-либо параллели, сказать

(260/261)

трудно, так как необходимо учитывать, что в Бай-Даге II подобная ситуация фиксируется для разнокультурных сооружений. Следует также помнить о том, что все хуннские курганы были ограблены, а в некоторые из них были впущены кокэльские погребения.

 

Впускные погребения зафиксированы в курганах 9, 11, 15, 16, 24, 29, 31, 32, 40, 42 и 47 могильника Бай-Даг II. Керамика и наборы мясной сопроводительной пищи, казалось бы, позволяют идентифицировать как кокэльские следующие комплексы: впускное погребение в кургане 11, второе впускное погребение в кургане 16, второе впускное погребение в кургане 24, впускное погребение в кургане 29, впускное погребение в кургане 32 и впускное погребение в кургане 47. В остальных случаях культурная принадлежность впускных погребений не может быть определена с достаточной достоверностью. Но идентифицировать их как кокэльские все же недопустимо. Данное утверждение основывается на том, что в кургане 42 [5] выявлено впускное погребение, содержащее вазообразный сосуд, орнаментированный прочерченной волнистой линией, т.е. не исключено, что в кургане 42 обнаружено впускное хуннское захоронение.

 

Таким образом, впускные погребения, содержащие кокэльскую керамику и кокэльский набор мясной сопроводительной пищи, органично дополняют ранее зафиксированную планиграфическую ситуацию. В западной части могильника выделяется ориентированная по линии С-Ю

 

 

(261/262)

Рис. 1. Бай-Даг II. План расположения ограбленных курганов.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

Рис. 2. Бай-Даг II. План расположения впускных погребений кокэльских и хуннских курганов.

(Открыть Рис. 2 в новом окне)

 

цепочка курганов с впускными погребениями кокэльской культуры. Несколько кокэльских комплексов выявлено в центральной части памятника. В восточной части Бай-Дага II расположены кокэльские захоронения, составляющие локальную группу — курганы 9 и 11 (см. рис. 2).

 

Таким образом, планиграфия рассмотренного памятника свидетельствует о том, что в комплексах могильника Бай-Даг II представлены два культурных пласта: ранний (хуннский) и поздний (кокэльский). Однако говорить о значительном хронологическом разрыве между курганами и впускными погребениями кокэльской культуры и хуннскими захоронениями не приходится. Например, в наборе сопроводительного инвентаря основного погребения кургана 24 [6] был найден железный пинцет, аналогичный найденному в одном из погребений кургана 19, кокэльская принадлежность которого не вызывает сомнения [Мандельштам, 1978, рис. 97, 98, 105, 106]. Следует также отметить, что железные пинцеты широко представлены в косметических наборах женских погребений могильника Кокэль [Вайнштейн, Дьяконова, 1966; Вайнштейн, 1970; Дьяконова, 1970].

 

Таким образом, сделанные наблюдения дают возможность предположить, что хуннские погребения Бай-Дага II появляются в тот момент, когда хуннская традиция уже пережила пик своего расцвета.

 


 

[1] В 1965 и 1966 гг. на могильнике было исследовано четыре кургана, которым были присвоены номера с первого по четвёртый. Однако в ходе дальнейших работ (1976, 1977) нумерация курганов была изменена. На основании имеющихся

(262/263)

данных было установлено, что курган 1, исследованный в 1965 г., позже был перенумерован в курган 16; курганы 2, 3, 4 (раскопки 1966 г.) были перенумерованы в курганы 30, 7 и 12 [Мандельштам, 1966; 1967; 1978].

[2] В кокэльской культуре хуннскими элементами являются: трупоположение и ориентировка погреб            ённых; гробы и гробы с «хозяйственным отсеком»; обычай помещать в могилу черепа лошадей, крупного или мелкого рогатого скота; ярусные, асимметрично-ромбические и удлиённо-ромбические трёхлопастные железные наконечники стрел; круглые удлинённо-треугольные наконечники копий; отдельные типы пряжек и т.д.

[3] Как хуннские в Бай-Даге II были идентифицированы курганы с дромосом; курганы, в захоронениях которых встречены гробы, установленные в сруб, а также характерная керамика или плоскодонные бронзовые котлы с арочным орнаментом.

[4] Особое место среди курганов Бай-Дага II занимает курган 7, в котором было выявлено разграбленное скифское захоронение в срубе.

[5] В основном погребении кургана 42 зафиксированы «камни и обломки отдельных костей ребёнка» [Мандельштам, 1978, с. 41].

[6] Погребальная конструкция (гроб в срубе) позволяет соотнести этот курган с культурой хунну (см. рис. 2).

 


 

Вайнштейн С.И. Раскопки могильника Кокэль (погребения казылганской и сыынчурекской культур) // Тр. ТКЭАН. Л., 1970. Т. III.

Вайнштейн С.И., Дьяконова В.П. Памятники в могильнике Кокэль конца 1-го тысячелетия до н.э. — первых веков нашей эры // Тр. ТКЭАН. Л., 1966. Т. II.

Грач А.Д. Новые данные о древней истории Тувы // УЗ ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1971. Вып. XV.

Дьяконова В.П. Большие курганы-кладбища на могильнике Кокэль (по результатам раскопок за 1963,1965 гг.) // Тр. ТКЭАН. Л., 1970. Т. III.

Мандельштам A.M. Отчёт о полевых исследованиях, проведённых 2-м отрядом СТАЭАН в 1965 г. // Архив ИИМК РАН, 1966, ф. 35, оп. 1, ед. хр. 23.

Мандельштам A.M. Отчёт о полевых исследованиях, проведённых 2-м отрядом СТАЭАН в 1966 г. // Архив ИИМК РАН, 1967, ф. 35, оп. 1, ед. хр. 27.

Мандельштам A.M. К гуннской проблеме // Соотношение древних культур Сибири с культурами сопредельных территорий. Новосибирск, 1975.

Мандельштам A.M. Отчёт о полевых исследованиях на могильнике Бай-Даг II в 1977 г. // Архив ИА РАН, 1978. Р-1, д. 6654, 6654а.

Мандельштам A.M., Стамбульник Э.У. О некоторых проблемах ранней истории кочевников Тувы // Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. Кызыл, 1980.

Миняев С.С. К топографии курганных могильников сюнну // КСИА. 1985. №184.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки