В.А. Могильников
Новые памятники енисейских кыргызов на Алтае
После разгрома Уйгурского каганата в 841 г. енисейские кыргызы (хакасы) распространили свои владения на обширные пространства Центральной Азии и смежные территории юга Западной Сибири и Восточного Казахстана. Следами их пребывания в завоёванных землях являются характерные для древних кыргызов погребения по обряду трупосожжения, совершённого на стороне, с захоронением останков сожжённого праха, мелких угольков и золы на уровне древнего горизонта или в неглубоких ямах под небольшими каменными, каменно-земляными или, когда нет камня, земляными курганами. Характеристика памятников енисейских кыргызов на Алтае и кыргызское влияние на культуру горно-алтайских, телесских племен уже освещались в литературе (Кызласов, 1969; Кызласов, 1983; Савинов, 1979; Могильников, 1972). В дополнение к известным курганам с трупосожжением, открытым на юго-востоке Алтая (Узунтал, Акташ) и его северо-западе (Яконур, Чарыш), нами исследован каменный курган № 31 с трупосожжением на могильнике Кара-Коба-1 в Центральном Алтае, в Онгудайском районе Горно-Алтайской АО.
Курган диаметром 7,7 м, высотой 0,35 м, сложен из рваного камня в 2-4 слоя. При этом более крупные камни лежали по периметру насыпи и в центре кургана, образуя подобие крепиды и подпрямоугольной выкладки размером 2,2х3 м, ориентированной в общем направлении С-Ю. Под насыпью и выкладкой в 0,35 м к югу от центра из уровне древнего горизонта и в верхнем слое погребённой почвы находилось погребение с трупосожжением, совершённое рассыпанным слоем на площади диаметром 1,2 м, толщиной до 5 см, в котором находилось скопление золы, угольков и мелких пережжённых кусочков костей. В этом же слое лежали железные предметы конского снаряжения, покрытые огневой патиной, довольно хорошей сохранности: пара 8-видных стремян с приплюснутой петлёй и широкой подножкой без выраженной нервюры, пряжка с язычком на вертлюге, вероятно, подпружная, и витые удила с 8-видны-
(138/139)
ми окончаниями о дополнительными кольцами. Около остатков сожжения, на уровне древнего горизонта, найдены необожжённые кости челюсти и ног барана, остатки ритуальной пищи. Фрагменты костей барана находились также под северо-западной, юго-западной и юго-восточной полами кургана и представляли, вероятно, остатки тризны.
Инвентарь датирует курган IX-X вв., а ритуал типичен для кыргызских захоронений Среднего Енисея этого времени. Открытие данного погребения позволяет связать два ареала пребывания енисейских кыргызов в Горном Алтае и даёт основание считать, что они, хотя и в небольшом числе, проживали в основных районах Горного Алтая. Примечательно, что кыргызские погребения на Алтае находятся на одних некрополях с курганами местного телесского населения, что указывает скорее всего на смешение осевших на Алтае пришельцев-завоевателей с местным населением. В известной мере об этом свидетельствует также смешение элементов местной телесской и кыргызской культур. В описываемом комплексе сочетаются характерные кыргызские удила и местные стремена. На поясе Ак-Кюна, (Курай 4, курган 1) найдены лировидные подвески кыргызского типа с сердцевидной прорезью, и алтайского — с круглой прорезью, хотя это было погребение местного знатного воина с конём, и т.д.
Аналогичная картина смешения кимакского и кыргызского населения рисуется в районе северо-западных предгорий Алтая, на р. Алей, и в Восточном Казахстане (Арсланова, 1972). На Алее, помимо цепи курганов Гилёво 1-5, курганы с трупосожжениями входили в цепочки кимакских курганов с захоронениями человека с конём на некрополях Корболиха-2, 8. Одно погребение с кремацией некрополя Гилёво-1, сопровождавшееся захоронением коня без головы, аналогично некоторым захоронениям с трупосожжениями Минусинской котловины. Наличие комплекса некрополей, содержащих курганы с трупосожжениями, на смежных территориях Верхнего Прииртышья и Алея (Зевакино, Мечеть, Камышинка, Гилёво, Корболиха-2, 8) позволяет предполагать, что кыргызы осели здесь в большем количестве, чем в Горном Алтае. Это можно объяснить тем, что экологические условия Верхнего Прииртышья и долины Алея близки экологии Минусинских степей. Однако, здесь они, видимо, быстро
(139/140)
смешались с кимаками, поскольку достоверных погребений XI-ХII вв. из этого региона пока неизвестно.
Следует также отметить, что погребения с кремациями северных предгорий Алтая, Верхнего Приобья и Прииртышья, содержавшие инвентарь, который не был на погребальном костре (Сростки, Уень, Боброво), не являются бесспорно кыргызскими. Такой ритуал, особенно, когда вещи расположены в могилах, как при ингумации, напоминает погребальный обряд самодийских погребений с трупосожжениями Среднего и Верхнего Приобья (некрополи Рёлка, Архиерейская Заимка) и, возможно, восходят к самодийскому этническому пласту, который к концу I тысячелетия в предгорьях Алтая и Верхнем Обь-Иртышье мог быть уже тюркизирован.
|