главная страница / библиотека / обновления библиотеки / содержание альбома
К. МихаловскийПальмира.// [ Альбом. ] Варшава: «Аркады». 1968. 120 с.
|
|
|
Долина Гробниц. Башня-гипогей №15. План. Рис. А. Остраш.(Открыть в новом окне) |
Долина Гробниц. Башня-гипогей №15. Разрез. Рис. А. Остраш.(Открыть в новом окне) |
гробницы Больбарака (139 год), Нурбела (134-135 год), Саламаллата (147), Ярхаи (108 год) и открытая в 1958 году нашей археологической экспедицией гробница Забды, построенная в середине II века. В юго-восточном некрополе особого внимания заслуживает гипогей Атенатана (96 год), расширенный в 299 году, а прежде всего относящаяся к 140 году гробница «Трёх братьев», украшенная замечательной стенной росписью. В северном некрополе реставрирована гробница Марона, построенная в 236 году в форме дома. В последнее время сирийский Департамент археологии отреставрировал в юговосточном некрополе несколько подземных гробниц, случайно открытых при прокладке нефтепровода, ведущего из Ирака через Сирийскую пустыню к портам Средиземного моря.
В результате археологических изысканий, проводимых в последнее время в Долине гробниц, нам удалось сделать открытие, имеющее решающее значение для археологии Пальмиры. Мы пытались исследовать систему, которая должна была лежать в основе планировки подземных кладбищ, поскольку в связи с непрочностью рыхлой породы скал жители древней Пальмиры не могли вырубать свои погребения слишком близко друг от друга. Ритуалы, связанные с погребением и культом умерших, совершаемые специальными похоронными обществами, также требовали доступа к отдельным подземельям, в которые вели лестницы или проходы, вырубленные в скале. Предыдущие поиски погребений ограничивались в основном исследованием верхнего слоя, поскольку гробницы были засыпаны пустынным песком, оседавшим над лестничными клетками довольно специфическим образом, в виде небольших возвышений. Такая
система исследований носила однако довольно случайный характер. В результате двухлетних изысканий нам удалось расшифровать пальмирскую систему планировки подземных гипогеев, а одновременно совершить ещё одно гораздо более важное открытие.
Нам удалось установить, что наиболее древние башни, построенные в начале I века н.э., не являлись самостоятельными гробницами. Они были своего рода надгробными памятниками, возведёнными над расположенными под ними гипогеями: главная лестница башни, находившаяся напротив входа, вела в подземелья, а боковая лестничная клетка только вверх. В дальнейшем оказалось что скульптурное убранство этих подземелий относится к началу I века, в то время как портреты умерших, находящиеся на этажах башни, выполнены в стиле, характерном для пальмирской скульптуры середины II века. Это последнее находит своё подтверждение в обнаруженных фрагментах надписей. Таким образом можно заключить, что сначала погребения производились только в подземной части, и лишь тогда, когда она была заполнена, умерших начинали хоронить в самой башне. Это открытие имеет принципиальное значение для классификации и эволюции типа погребений в древней Пальмире. Из открытого нами четвёртого типа гробниц в виде «башни-гипогея» во второй половине I века возникли два самостоятельных типа гробниц — башня а затем гипогей, который начиная с середины II века стал в основном единственной формой пальмирской усыпальницы. Этот тип сохранился до конца существования Пальмиры как независимого города т.е. до третьей четверти III века.
Скульптурное убранство, орнаментика богато украшенных каменных ворот, фигурные композиции, изображающие умершего в окружении его семьи, сцены так называемого погребального пиршества, портреты умерших, изображаемых с диадемами, серьгами и богатыми ожерельями свидетельствуют о том, что все гробницы Пальмиры принадлежали богатым людям, жрецам, городским чиновникам, военачальникам, зажиточным купцам, владельцам караванов и т.п. Где же хоронилась городская беднота? Неужели все жители Пальмиры были богатыми так, как жители нынешнего Кувейта? Наверно нет. Бедных хоронили в могилах, выкопанных в пустыне, над которыми иногда ставили каменные стелы со скромным рельефом и надписью.
До сих пор не открыты ещё большие кладбища так называемого простонародья, не открыты также более поздние некрополи, как например некрополи византийского и арабского времени. Можно догадываться что позже жители Пальмиры хоронили умерших в старых, заброшенных или даже в частично разрушенных гробницах, пострадавших например, во время осады Пальмиры войсками Аврелиана. Тем не менее, исследуя пальмирские некрополи, можно угадать судьбу некоторых родов, неожиданно попавших в такие денежные затруднения и настолько обедневших, что они уже не могли закончить начатого строительства своих
«вечных домов». В Долине гробниц мы несколько раз могли убедиться в том, что с размахом начатые гробницы с широкими лестницами заканчивались маленьким подземным помещением, а построенные ранее подземные коридоры оставались часто неоконченными. Интересно, что все эти гробницы строились в 40-х годах II века, непосредственно после выхода нового закона о взимании пошлин, т.е. упомянутого выше «пальмирского тарифа». Можно догадываться, что изданный закон, несомненно очень выгодный для менее зажиточных жителей города, мог привести некоторые купеческие семьи к полному финансовому краху.
Изучение пальмирской надгробной скульптуры открывает большие возможности перед каждым исследователем. К древнейшим её памятникам, выполнявшимся в основном из мягкого, белого известняка (так называемый архаический период Пальмиры), принадлежат портретные головы, а прежде всего небольшие стелы с фигурными изображениями. Начиная со второй половины I века в скульптуре преобладает твёрдый известняк. На основе некоторых иконографических деталей (причёсок, характера драгоценных украшений на портретах женщин), а также на основе анализа формы (складок одежды или трактовки волос) можно различить три этапа развития этой скульптуры. Не следует забывать, что эффект пальмирской скульптуры подчёркивался богатой полихромией, следы которой сохранились до сих пор на некоторых памятниках.
Пока мы не покинули ещё район кладбищ, окружающих город, стоит обратить внимание на остатки римского водопровода, тянущегося с севера вдоль Долины гробниц. Этот акведук начинается в Абу фаварес, в западной части цепи холмов, окружающих Пальмиру.
В римское время (II — начало III вв.) поверхность, занимаемая городом, была намного больше, чем в середине III века. Царица Зиновия с целью укрепления оборонной системы города приказала окружить Пальмиру крепостными стенами, за пределами которых с юго-восточной стороны остался целый квартал города. С южной стороны новые фортификации тянулись вдоль ручья Вади-эль-Кубур.
В планировке Пальмиры бросается в глаза прежде всего излом главной магистрали города, так называемой Большой колоннады, от которой под прямым углом расходятся боковые улицы. Этот своеобразный излом оси Большой колоннады, включающей главную улицу шириной в 11 м и две боковые, проходящие под крытыми портиками шириной в 6 м, свидетельствует о том, что планировка города зависела от двух древнейших культовых центров: на юго-востоке от святилища Бела, на северо-западе от храма Аллат, где позже находился так называемый Лагерь Диоклетиана. Главная улица прокладывалась повидимому постепенно по мере застройки города и в зависимости от существовавших уже в это время монументальных строений. Это пред[по]ложение подтверждается впрочем надписями на отдельных колоннах и их кронштейнах, поддерживавших статуи знатных жителей Пальмиры. Эти надписи, содержащие точ-
ные даты, а также анализ архитектурного декора (например, капителей отдельных колонн и орнаментации кронштейнов) подтверждают, что город развивался именно так, как было сказано выше.
Большая колоннада т.е. главная магистраль города длиной в 1100 м, обрамлённая с обеих сторон купеческими лавками и другими торговыми помещениями, пересекающая центр города с северо-запада на юго-восток, была построена в основном во II веке н.э. Большинство колонн с коринфскими капителями имеет высоту 9,5 м и диаметр 0,95 м. Градостроители Пальмиры, умело используя перспективу, оказались в состоянии скрыть излом центральной оси улицы. Его скрывает монументальный тетрапилон — постройка характерная для архитектуры Сирии римского периода, представляющая собой колонные ворота с двумя расположенными под прямым углом проездами, установленные на перекрестке двух городских магистралей. Другой излом оси колоннады скрыт трапециевидной в плане двойной монументальной аркой с одним главным и двумя боковыми проходами, украшенными нишами. Над входами находятся двойные консоли, на одной из которых стояла некогда статуя Геродиана, сына упомянутого выше Одената. В 30-х годах нашего столетия французский архитектор Г. Ами произвёл весьма удачную реконструкцию этой богато украшенной арки, сооружённой около 220 года.
Наиболее монументальным памятником Пальмиры является святилище Бела. Оно состоит из большого квадратного двора (205×210 м), посредине которого находится храм. Двор, устроенный по древней семитической традиции на высоком основании (подии), вымощенный большими плитами, был обрамлён стеной, украшенной снаружи коринфскими пилястрами, а на южной, восточной и северной сторонах четырехугольными окнами с фронтонами. Вдоль стен внутри двора находились портики с плоскими перекрытиями, поддерживаемые двумя рядами коринфских колонн; исключение составляла западная сторона, находившаяся со стороны входа — расположенный вдоль неё более высокий портик имел только один ряд колонн, относящихся к середине II века. Остальные портики были построены в 80-120 гг., о чём свидетельствуют сохранившиеся надписи.
В стоящий на подии храмовый двор входом служили массивные ворота-пропилеи шириной в 35 м, перед которыми с наружной стороны находилась монументальная лестница. Эта часть была целиком перестроена в XII веке — арабы превратили пропилеи в укрепление, соорудив из стволов колонн античных зданий мощный полукруглый бастион. В юго-западном углу двора сохранилось ещё семь колонн портика, под которым находится пандус. Именно по нему жители Пальмиры вводили животных, приносимых в жертву. За пандусом, на стыке западного и северного портиков, видны ещё остатки каменной винтовой лестницы, ведущей на крыши портиков, окружающих двор. Как известно, весь двор и сам храм до 30-х годов нашего века были застроены домами арабского села. Перед самым
храмом видно основание большого жертвенного алтаря, а на юг от него бассейн для священных омовений.
Целла храма, внутри которой до 1929 года находилась маленькая мечеть, является одной из самых примечательных и интересных построек древней Пальмиры. Она была заложена, как можно судить по сохранившимся надписям, 6 апреля 32 года в период правления Тиберия. Стоящее на подии прямоугольное в плане святилище состоит из целлы, окружённой высокими колоннами. Чаши капителей этого перистиля ныне производят впечатление, что они вообще не были окончены. В действительности однако эти капители, по образцу декора, характерного для коринфских колонн, были украшены некогда листьями аканфа, выполненными из бронзы. Исчезли не только эти чудесные бронзовые украшения. Также не сохранились и отлитые из бронзы статуи, возвышавшиеся когда-то на кронштейнах огромных колоннад. Они разделили судьбу всех выполненных из металла украшений и предметов обихода, переплавлявшихся арабами на оружие, арабами, которые исчерпав все доступные материалы, не поколебались выдалбливать отверстия в сохранившихся стенах храма и в стволах колонн в поисках металлических скреп, при помощи которых в римское время соединялись отдельные блоки при сооружении стен и столбов. Эта по-настоящему организованная разрушительная деятельность имеющая своей целью во что бы то ни стало добыть столь ценимый металл, нанесла руинам Пальмиры наиболее чувствительный ущерб. Вполне понятным становится таким образом распространённое среди археологов мнение, что в Пальмире не удастся найти ни одной бронзовой статуи, не говоря уже о золоте. Именно поэтому настоящей сенсацией стала находка, обнаруженная нами в 1960 году — сосуд с женскими украшениями и 27 золотыми солидами периода Фоки (602-610) и Ираклиев I и II (613-630).
Вернёмся однако к храму Бела. Монументальный вход с западной стороны украшал портал, богато декорированный растительным орнаментом в виде стилизованной ветки виноградной лозы. Этот тип орнамента наиболее характерен для архитектурной декорации Пальмиры. Сам вход не был расположен посредине стены, что было продиктовано стремлением создать как можно более обширное пространство для культовых церемоний перед северной нишей внутри целлы, где помещались статуи трёх главных божеств: Бела, Яргибола (солнечное божество) и Аглибола (лунное божество). В нише с южной стороны находилась по всей вероятности статуя Бела, которую во время процессий обносили вокруг святилища. Архитектура обеих ниш лишена органической связи с убранством целлы, а в декорации их фасадов сознательно подчёркнута стилистическая разнородность. Может быть мы имеем здесь дело с реминисценцией примитивной сирийской разновидности кивория, в котором хранился идол. Фасад южной ниши украшен полуколоннами, увенченными антаблементом. Плафон целлы декорирован изысканной геометрической орнамен-
тацией. Фасад северной ниши по обеим сторонам обрамлён небольшими эдикулами с фронтонами, в которых помещались статуи богов. Чрезвычайно интересен плафон этой ниши, представляющий собой монолитную известняковую плиту, украшенную изображениями семи планет в окружении 12 знаков зодиака. По углам целлы находились винтовые лестницы, ведущие к помещениям над нишами. Не исключено, что они доходили до террасы плоской крыши, перекрывающей целлу, которая возвышалась над карнизами перистасиса. На крыше, где заканчивались лестницы, могли находиться небольшие башенки. Карниз перистасиса был окружён характерным для римских построек в Сирии аттиком, состоящим из так называемых мерлонов, из которых четыре были реконструированы in situ. Некоторые из декорированных блоков храма, ныне лежащие невдалеке от его входа, заслуживают особого внимания, как например рельеф, изображающий верблюда с киворием на спине и закрытых покрывалами шагающих женщин. На другом рельефе видны двое орантов в парфянских одеяниях и бог Малакбел в римском панцире. На следующем рельефе изображены три главных пальмирских божества.
Каждый пальмирский храм управлялся коллегией жрецов. Жрецы носили своеобразные головные уборы, так называемые модии, украшенные иногда для различия иерархии лавровым венком, сколотым спереди бронзовой застёжкой, которая иногда имела вид маленького бюста в медальоне. Жрецы устраивали ритуальные пиршества, начинавшиеся после церемонии жертвоприношений. Право участия в пиршестве давал жетон («тессера») из обожжённой глины, снабжённый как правило символом божества и соответствующей формулой. Каждый житель Пальмиры считал наивысшей честью участие в пиршествах, устраиваемых коллегией жрецов бога Бела.
Руины Пальмиры находятся на запад от святилища Бела. Следует упомянуть однако, что на восток от него, у подножия двора французские археологи обнаружили два больших дома, построенных в начале III века, которые в период правления Зиновии находились уже вне городских стен. Эти богатые дома были украшены замечательными мозаиками. Одна из них, изображающая Кассиопею, находится ныне в музее в Дамаске.
У входа в святилище Бела до сих пор видны остатки покинутой арабской деревни, жители которой переселились в более удобное место — посёлок, построенный севернее храма на месте первого римского лагеря относящегося ко II веку.
Из античных зданий, расположенных между святилищем Бела и так называемой триумфальной аркой, сохранились лишь остатки большой экседры. На четырёх могучих цоколях здесь стоят колонны высотой в 12 метров и диаметром до 1,30 м. Это здание следует по всей вероятности отнести ко времени восстановления города, производившегося при Диоклетиане, так как оно построено частично из блоков более ранних сооружений. Не исключено, что мы имеем здесь дело со своего рода нимфеем, т.е. городским фон-
таном. Южнее триумфальной арки находятся остатки храма бога Набо, открытые несколько лет тому назад сирийскими археологами (А. Бунни). В середине двора, окружённого коринфским перистилем, находился стоящий на подии периптеральный храм (6×12 колонн).
Лучше всего сохранилась часть Большой колоннады, находящаяся между триумфальной аркой и тетрапилоном. С юга к ней примыкал театр, построенный в первой половине II века. Скена театра принадлежит к числу наиболее хорошо сохранившихся античных сооружений такого рода. Она была спланирована параллельно Большой колоннаде. Её длина — 48 метров, а ширина сценического подия — 10,5 м. Скена имеет три ниши в виде округлой экседры в середине и двух прямоугольных по бокам. Орхестра диаметром в 20 м, имеющая вид римского конистериона, выложена квадратными плитами. Помещение для зрителей, т.е. cavea с девятью рядами расположенных на подобие ступеней мест для зрителей и остатками десятого ряда, разделено на 11 частей, так называемых cunei. С левой и правой стороны сценического здания находились сводчатые входы, ведущие к орхестре. Сзади театр окружён полукруглым портиком, так называемым ambulacrum. На юго-запад от этого портика проходит неширокая улица, обрамлённая по обеим сторонам колоннами, которая вела к монументальным городским воротам с нишами. С наружной стороны ворот находятся небольшие помещения для стражи и два полукруглые бастиона. На запад от упомянутой улицы с колоннадой, ведущей к воротам, видны руины прямоугольного здания, примыкающего к агоре, с входом, расположенным так же как и один из входов на агору со стороны караванного пути. Это здание, назначение которого пока ещё неизвестно, было построено несомненно в то же самое время, что и агора. С южной стороны оно украшено портиком, через который вёл вход внутрь. Именно здесь, в крепостной стене, примыкающей к этому зданию, была обнаружена плита, со знаменитым пальмирским тарифом — чрезвычайно важный документ, содержащий надпись о новом порядке взимания пошлин, высеченную на греческом и арамейском языках 18 апреля 137 года.
Между театром, вышеупомянутым зданием и агорой находятся руины небольшой постройки, где заседал сенат Пальмиры. Рядом с Сенатом, с южной стороны возвышаются стены окружённой 4-мя портиками агоры. С северной стороны колонны портиков были украшены установленными на консолях статуями высших магистратов, с западной — военачальников, с южной владельцев караванов, а с восточной т.е. со стороны здания Сената — статуями сенаторов Пальмиры. Всего на агоре было повидимому около 200 кронштейнов, так как некоторые из них помещались внутри портиков. Вход на агору находился у портика сенаторов. Главные ворота были украшены статуями членов семьи Септимия Севера, жена которого Юлия Домна, была дочерью высокопоставленного жреца из Эмессы (ныне Хомс).
Агора была сооружена по всей вероятности в середине I века, поскольку наиболее ранние надписи относятся к 76-81 гг. При Адриане был расширен внутренний портик, однако уже в период правления Зиновии она повидимому была целиком разрушена, о чём свидетельствует использование некоторых колонн и каменных блоков из стен агоры при строительстве укреплений, возводившихся по приказу царицы.
На уровне агоры, рядом с Большой колоннадой находятся руины упомянутого выше тетрапилона, имеющего в плане форму квадрата со стороной в 18 м. На каждом из четырёх мощных пьедесталов стояли четыре гранитных колонны, которые поддерживали богато украшенный антаблемент. Между колоннами, на базах стояли статуи. В настоящее время это сооружение восстанавливается.
На юго-запад от тетрапилона находятся остатки портика, который тянулся к площади, находящейся к северу от агоры. Вторая улица вела на северо-восток к храму бога Баальшамина. Кроме Бела и двух других, упомянутых выше богов, Баальшамин был одним из наиболее почитаемых божеств в Пальмире. В настоящее время его трудно отличить от великого Бела, поскольку оба эти божества на греческих надписях отождествлялись с Зевсом. Во всяком случае Баальшамин был добрым божеством, а его атрибутами были и гром, приносящий долгожданный дождь, и пучок колосьев. Жители Пальмиры строили алтари и приносили жертвы не только Баальшамину, но также так называемому «безымянному богу», «тому, имя которого будет всегда благословенно». Этот анонимный бог также часто отождествляется с всемогущим Зевсом. Храм Баальшамина был построен в 130-131 годах, а его основатель некий Малько покрыл кроме того издержки, связанные с посещением Пальмиры императором Адрианом. Этот храм — римского типа с расширенной передней, которую поддерживают шесть колонн и с коринфскими пилястрами на внешней стороне стены. Он построен на месте храма, относящегося к середине I века. Стены целлы храма расчленены окнами, что совершенно чуждо классической архитектуре. В 1954-56 гг. швейцарская археологическая экспедиция (П. Коллар) установила, что храм находится в священном округе.
Часть города, расположенная восточнее улицы, ведущей от тетрапилона к заднему фасаду храма Баальшамина, является одним из наиболее сильно разрушенных кварталов древней Пальмиры. До настоящего времени в этой части города удалось расследовать лишь немного археологических комплексов. В нескольких десятках метров на восток от тетрапилона обращают внимание несколько более высоких колонн Большой колоннады. На предпоследней из них видны следы выломанного кронштейна, на котором стояла статуя царицы Зиновии, о чём свидетельствуют греческая и пальмирская надписи, высеченные на стволе колонны. Это позволяет заключить, что статуя ненавистной римлянам царицы была разрушена ними сразу же после взятия города. Слева от этой колонны на-
ходится другая с сохранившимся кронштейном. Высеченная на ней надпись на пальмирском языке свидетельствует, что здесь стояла статуя мужа Зиновии — Одената. Его статуя разделила судьбу остальных памятников, которые впоследствии были переплавлены на металл. Обе надписи относятся к 271 году: они были сделаны всего за год до взятия Пальмиры войсками Аврелиана.
Направимся теперь опять в направлении к храму Бела, следуя вдоль северной стороны колоннады. Мы найдём там небольшую экседру, своего рода нимфей, а немного дальше портик с четырьмя монолитными колоннами из порфира. Греческая надпись, находящаяся на одном из лежащих в портике блоков, несомненно являющимся частью этой постройки, упоминает Сосиана Гиерокла, губернатора Сирии в период правления Диоклетиана (284-305 г.), построившего в этом месте городские термы. Сирийские археологи в 1959-60 гг. открыли здесь центральный бассейн терм, окружённый колоннадой и ряд других помещений, в том числе крытый водопровод, снабжающий термы водой. В 100 метрах на северо-запад от этого здания находится источник питьевой воды.
Недалеко от терм, в северо-восточном направлении хорошо сохранилась часть крепостных стен, восстановленных при Юстиниане. Между стенами и термами возвышается высокая почётная колонна, одна из трёх такого рода сооружений, находящихся в Пальмире. Она была установлена в апреле 139 года. На её вершине находились портретные статуи знатных граждан Пальмиры — Ааилами и его отца.
В 200 метрах на север от этой колонны видны руины монументального квадратного в плане здания с внутренним двором. По всей вероятности это остатки воинских казарм. В 100 метрах от этого здания в крепостной стене находятся одни из городских ворот.
В городском квартале, расположенном на северо-запад от оси агоры, тетрапилона и храма Баальшамина хорошо прослеживается планировка сетки улиц, расходящихся под прямым углом от Большой колоннады, сетки, которая напоминает систему планировки эллинистических городов. В руинах раскопанных здесь домов заметны следы перистилей эллинистического типа. Отсутствует однако характерный для римских домов атриум. Над входом одного из домов обнаружена надпись на древнееврейском языке; возможно что мы имеем здесь дело с синагогой. В этом квартале сохранились также руины двух христианских базилик, построенных в V и VI веке частично из блоков других более ранних сооружений. В этих базиликах имеются тройные нефы, отделенные от апсид аркой; по бокам апсид находятся квадратные помещения, по всей вероятности баптистерий и ризница.
Перспективу северо-западной Большой колоннады, соединяющейся в этом месте с другой магистралью — Поперечной колоннадой замыкают руины большой гробницы III века, известной сегодня под названием Надгробного храма. По всей вероятности это здание первоначально находилось
за пределами города и было включено в границы Пальмиры в период правления Зиновии, когда при ускоренном строительстве фортификаций в этом месте городские стены были передвинуты к северо-западу, чтобы использовать для оборонных целей ряд находящихся здесь надгробных построек типа гробница-дом. Так называемый Надгробный храм является одной из наиболее характерных руин Пальмиры. Над мощным нагромождением блоков, стен, архитравов и карнизов поднимается величественный портик с шестью колоннами, поддерживающими частично разрушенный фронтон. Поперечная колоннада, соединяющаяся в этом месте почти под прямым углом с Большой колоннадой, гораздо шире, но и намного короче этой последней — её длина достигает 230 м. Ширина собственно колоннады 22 м, а двух боковых крытых портиков, где раньше находились лавки купцов — 6 м. Эта колоннада проходит с северо-запада на северо-восток от овальной площади, расположенной у стены с воротами, называемыми ныне Дамасскими. На этой площади останавливались входящие в город караваны. На некоторых колоннах сохранились культовые надписи: большинство из них относится к началу II века. Благодаря этому мы могли установить, что Поперечная колоннада была построена раньше, чем Большая колоннада.
С северо-запада к Поперечной колоннаде примыкает западный квартал города, отделённый при Диоклетиане от описанной выше городской магистрали крепостной стеной, построенной на месте складов и лавок, находившихся в северо-западном портике этой колоннады. Западный квартал Пальмиры был перестроен под римский лагерь Сосианом Гиероклом, известным по надписи, сохранившейся на городских термах при колоннаде. Несомненно именно этот квартал принадлежит к старейшим районам Пальмиры, о чём свидетельствует и его пространственное решение и расположение вокруг главной оси, проходящей несколько вкось от Поперечной колоннады. Здесь обнаружен также ряд памятников, относящихся к древнейшему периоду развития города, как например последняя из трёх построенных в Пальмире почётных колонн. Сохранившаяся на ней надпись свидетельствует о том, что она была поставлена уже в 64 году н.э. В результате польских археологических изысканий, проводимых в этом районе начиная с 1959 года, были обнаружены руины городских домов с регулярной кладкой стен, построенных так же, как и самые ранние башенные гробницы, на рубеже I века до н.э. и I века н.э. Примерно в 90 м от так называемых Дамасских ворот, служащих входом с юга на Поперечную колоннаду, в стене, отделяющей эту улицу от римского лагеря, мы обнаружили Bopoтa Porta Praetoria, расположенные вкось от Поперечной колоннады; они имеют главный пролёт и два боковых. Их соорудили на месте старых ворот или арки, ведущей от Поперечной колоннады в западный квартал города. Перед тем, как мы начали вести здесь археологические раскопки, весь этот район был покрыт сплошными развалинами, среди которых между мощными каменными
блоками возвышались отдельные колонны. Ежегодно мы открывали всё новые и новые архитектурные комплексы и памятники. Перед нашими глазами постепенно представал образ города, который постоянно перестраивался в течение многих веков. В I веке н.э. главным элементом этого западного квартала являлся по всей вероятности храм Аллат, вокруг которого находились жилые дома. Несомненно однако, что уже на рубеже I и II веков здесь постепенно велись градостроительные работы, в результате которых этот квартал, расположенный вблизи одних из главных ворот города, приобретал более презентабельный характер. От вышеупомянутых ворот к западу во II веке вела широкая магистраль, обрамлённая по обеим сторонам портиками. Она кончилась у вторых ворот, являющихся своего рода пропилеями. По лестнице можно было подняться на расположенную выше площадь, которая уже тогда была местом культовых церемоний: мы нашли здесь многочисленные алтари, посвящённые «Безымянному богу». Примерно посредине эта колоннада пересекалась другой колоннадой, вытянутой с юга на запад. При этой второй колоннаде находился по всей вероятности храм Аллат.
Монументальный градостроительный замысел этого квартала подсказал одному из французских исследователей (Д. Шлюмберже) мысль, что именно здесь находился дворец знаменитой царицы Зиновии, дворец, который не удалось найти до сих пор. Сегодня ещё нельзя сказать на эту тему последнее слово. Потребуется много лет пока польская археологическая экспедиция окончит исследования всего района, окружённого крепостными стенами. Но уже сейчас можно установить некоторые факты,
связанные с перестройкой этого квартала под римский лагерь. Пересечение двух широких колоннад почти в середине квартала определило систему планировки, характерную для castra romana. Улица, ведущая от Трансверсальной колоннады, превратилась в Via Praetoria, а пересекающая её с севера на юг магистраль получила название Via Principalis. На пересечении этих улиц Сосиан Гиерокл приказал построить большие ворота, с двумя накрест расположенными проездами, так называемый тетрапилон, целиком раскопанный нами. Сооружение тетрапилона в пределах уже существующей колоннады продиктовало некоторые особенности планировки: его колонны были поставлены на линии существовавшей уже колоннады Via Praetoria, а поскольку поперечная колоннада тоже уже существовала, ряды её колонн оказались против интерколумния тетрапилона.
Сосиан Гиерокл приказал перестроить также существовавшие уже пропилеи, которые во II веке вели к площади с алтарями. Место прежней лестницы заняли новые более мощные ступени, а площадь превратилась в своего рода форум. С западной стороны ранее находилось здание, являвшееся архитектурной доминантой целого квартала, соответствующей в западной части города комплексу Бела на востоке. Пока мы не можем ещё определить ни характера, ни назначения этого сооружения. Ответить на вопрос, был ли это храм, дворец или какое-либо другое значительное городское здание, мы сможем в течение ближайших нескольких лет, так как наши археологические работы ведутся именно вокруг этого здания. Сегодня можно считать вполне установленным, что по приказу Сосиана Гиерокла это здание было в значительной степени перестроено и расширено, с этой целью в качестве строительного материала использовались блоки более ранних сооружений. Здание поставленное на подии с восточной стороны имело портик с 4-мя монолитными колоннами, покоившимися на мощных профилированных пьедесталах. К нему вела монументальная лестница с 16-ью ступенями, обрамляющая портик с трёх сторон. Также, как и во всех пальмирских воротах, построенных в период тетрархии, здесь имеются три отдельных входа, из которых центральный шире боковых. Входы обрамлялись необычайно богатой орнаментикой. Через портик можно было войти в большой поперечный зал длиной в 60,5 м и шириной в 12,2 м, в средней части вымощенный плитами, а далее, через богато украшенные ворота — в центральную целлу, над входом в которую была помещена знаменитая надпись, сообщающая имя Сосиана Гиерокла, устроителя Лагеря Диоклетиана. Внутренняя часть целлы была также выложена каменными плитами и завершена полукруглой апсидой, украшенной фронтонами с богатой скульптурной декорацией. Пол апсиды был выше пола целлы о [на] 0,90 м, благодаря чему она превращалась в своего рода трибуну. С юга к целле примыкала башня, в которой находилась винтовая лестница, ведущая на плоскую в этой части здания крышу. При раскопке упомянутого
большого поперечного зала мы обнаружили много фрагментов черепицы, свидетельствующих о том, что этот зал был перекрыт покатой крышей. По сторонам целлы находилось по пять помещений, из которых угловые были несомненно достроены позже. Из поперечного зала в них вели четыре входа, расположенные на право и на лево от входа в целлу. В каждом из них стояло по две колонны. Под зданием с запада на восток проходил водопровод с входным отверстием, расположенным вблизи западного угла здания и выходным в северной стене. Боковые помещения по обеим сторонам целлы многократно перестраивались в византийское
время.
Предыдущие исследователи Пальмиры обычно называют это здание Храмом знамён. Его можно отнести однако лишь к средней части здания, в которой хранились боевые знамёна. Возможно что это здание являлось praetorium римского лагеря, при раскапывании площади мы нашли перед лестницей фундаменты двух больших пьедесталов, из которых один мог служить трибуной для главнокомандующего, обращающегося к войскам. Перед форумом по обеим сторонам площади мы обнаружили много помещений, по всей вероятности военных складов, а среди них помещения для санитарных целей.
Мы уже говорили о том, что при постройке крепостных стен царица Зиновия приказала использовать блоки других более ранних сооружений. Таким же образом поступал Диоклетиан. Не исключено, что часть стен, ныне датируемых периодом правления Зиновии, была возведена именно при этом императоре. Такая система добывания строительных материалов ещё чаще применялась римлянами в конце III века, не говоря уже о более позднем периоде, когда арабы строили свои дома из колонн, капителей и плафонов гробниц, богато украшенных скульптурой. Именно
поэтому в раскопанных нами зданиях, а прежде всего в их фундаментах, мы обнаружили сотни скульптур и надписей из близлежащих некрополей, находящихся в Долине гробниц. Среди этих находок некоторые являются настоящими шедеврами и принадлежат к лучшим образцам среди известных нам памятников пальмирской скульптуры.
Удивительно своеобразное искусство Пальмиры, её монументальные руины производят неизгладимое впечатление на каждого, кто посещает этот пустынный город. Особую выразительность придаёт некоторым памятникам солнечное, а иногда и лунное освещение. Фрагмент богато украшенного архивольта или нагромождение мощных каменных глыб на месте когда-то существовавшего сооружения часто более ярко и убедительно говорят нам о прошлом величии этого города, чем научные труды и выводы. Именно поэтому даже образ Пальмиры, запечатлённый художником-фотографом, хотя и являющийся результатом его субъективного восприятия, несомненно даёт нам наглядное представление об этом единственном в своём роде феноменальном явлении в истории средиземноморской цивилизации.
Пальмира, май 1967.
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / содержание альбома