● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
М.Б. МейтарчиянПогребальные обряды зороастрийцев.// М.-СПб: Ин-т востоковедения РАН; «Летний сад». 2001. 248 с.ISBN 5-89282-150-1 (ИВ РАН); ISBN 5-94381-021-8 («Летний сад»)
Содержание
Предисловие. — 3Введение. — 4
Глава I. Зороастризм. — 9Глава II. Краткая характеристика письменных источников и историография по зороастрийскому погребальному обряду. — 26Глава III. Древне- и среднеиранские письменные источники и исторические свидетельства о зороастрийском погребальном обряде. — 42Глава IV. Зороастрийский погребальный обряд в Средней Азии и Иране в древности. — 65Глава V. Погребальный обряд иранских зороастрийцев нового времени. — 102Глава VI. Погребальный обряд парсов Индии нового времени. — 130Глава VII. Церемония Barašnūm ī nō šab — очистительная церемония в связи с соприкосновением со смертью. — 145Глава VIII. Этнографические источники о пережитках зороастрийских представлений в погребальном обряде и религиозных верованиях народов Средней Азии и Казахстана. — 155
Заключение. — 177
Примечания. — 181Словарь. — 207Список сокращений. — 211Источники и литература. — 212Список иллюстраций. — 241
[ Вклейка, Илл. 1-29. — между стр. 160-161 ]
Предисловие. ^
Работа над этой книгой осуществлялась в Отделе истории и культуры древнего Востока Института востоковедения РАН. За совет обратиться к этой теме и постоянную ценную помощь на всех этапах работы автор выражает глубокую благодарность своему учителю академику АН Республики Таджикистан Б.А. Литвинскому. Также благодарю коллег — академика Российской академии естественных наук Д.С. Раевского, докторов исторических наук Е.В. Антонову, В.Н. Басилова, А.А. Бокщанина, M.Н. Погребову, Ю.А. Рапопорта, Л.А. Чвырь, кандидата исторических наук Г.В. Шишкину, принимавших участие в обсуждении монографии, чьи ценные советы были учтены при её написании.
Автор особо благодарит доктора филологических наук В.А. Лившица, который помог унифицировать латинскую транскрипцию авестийских и среднеперсидских терминов. Художник Т.П. Удыма изготовила иллюстрации, включённые в книгу, за что автор приносит ей свою благодарность.
Автор благодарит Издательско-торговый дом «Летний сад» и лично его директора В.С. Пинхасовича за проявленный интерес к данной работе и за инициативную помощь в осуществлении этого издания, заведующего Издательским отделом Института востоковедения РАН Ю.В. Чудодеева за оказанное содействие, редакторов М.С. Грикурову, А.В. Безрукову, В.Г. Васильева, А.Ю. Зубкова.
* * *
Основная часть этой книги была опубликована в 1999 г. под названием «Погребальный обряд зороастрийцев». Для настоящего издания написана новая глава «Зороастризм», «Словарь», внесены дополнения и исправления, включены новые иллюстрации.
Заключение. ^
Погребальный обряд составляет важную часть всех религий, и зороастризм не является исключением. В настоящей работе сделана попытка рассмотреть зороастрийские верования и ритуалы, связанные с погребением, во всей совокупности с использованием широкого круга материалов, включающих письменные свидетельства, археологические источники, лингвистические и этнографические данные. Изложенные в работе материалы, рассмотренные под углом зрения реконструкции истории и локальных вариантов погребального обряда зороастрийцев, выявили, что значительная его часть восходит к более ранним, чем само формирование зороастрийской религии, пластам индо-иранских верований.
Исследователь, рассматривающий современный погребальный обряд, не может обойтись без обращения в древнейшему периоду, когда заложена была идеологическая основа похоронного обряда, основа, которая несёт в себе наиболее устойчивый, глубинный смысл, обусловленный общей концепцией жизни и смерти.
Письменные источники содержат немало сведений, связанных с погребальными обрядами и ритуалами. Идеологическое содержание зороастрийского погребального обряда зафиксировано во внутренних источниках: авестийских и пехлевийских текстах. Уже в «Гатах» имеется некоторое представление, правда изложенное в общей форме, относительно судьбы души. Наибольшее количество сведений об этих верованиях содержится в «Видевдате».
Вера в будущую жизнь как вознаграждение или наказание — фундаментальное арийское верование. В «Гатах» эта доктрина прослеживается нечётко. В индо-иранских текстах раннего периода нет указания на верования, связанные с идеей перевоплощения умершего в грядущем. Вероятно, речь идёт о жизни и смерти на земле и стремлении благими деяниями продлить жизнь и отдалить смерть. Гимны «Вед» и «Младшей Авесты» предназначены скорее для умилостивления богов, и в сочетании с надлежащими ритуалами должны были содействовать правильному функционированию этого мира. Идея суда не прослеживается в «Ригведе». В «Видевдате» тема вознаграждения после смерти звучит более определённо. Ортодоксальный зороастризм сочетает в себе уважение к миру — творению Ахура Мазды, настаивая на умножении его богатств: «Кто сеет хлеб, тот сеет праведность», как говорится в «Видевдате», так и убеждение, что мир всё же только временное пристанище и настоящая жизнь придёт после смерти. Смерть рассматривается зороастрийцами как отделение души от тела. В «Авесте» имеется чёткое указание на существование «разделителя» (Чинватский мост), который душа должна пересечь, чтобы достичь блаженства. Мифологическому мышлению свойственно стремление к постоянному ограничению, обособлению пространства и разделению ранее неделимого. Представление о разделителе — это обще-мифологическое представление, и в ветхозаветном мифе творения созидательное действо Бога передается глаголом «бадал», имеющим значение «разделять», «обособлять», «разграничивать».
О том, что верования, изложенные в «Младшей Авесте», сохранялись длительное время, мы узнаём из сообщений мусульманских авторов о погребальном обряде зороастрийцев.
В сравнительно позднем разделе «Авесты» — «Видевдате» — упоминаются три способа захоронения: положение трупа на поверхности земли, погребение трупа в земле и захоронение очищенных костей. Всё это нашло подтверждение в археологических памятниках Ирана и Средней Азии. Содержащиеся в письменных источниках сведения о погребальных сооружениях зороастрийцев при всей противоречивости дают о них достаточно полное представление, существенно отличающееся от того, что мы знаем по археологическим исследованиям и практике современных зороастрийцев. Однако археологические работы, в частности, в Хорезме, могут прояснить содержание письменных источников о зороастрийских погребальных сооружениях. Так, раскопки холма Чильпык вполне соответствуют описанию дахмы. На территории Средней Азии обнаружены и описываемые в «Видевдате» помещения для временного хранения трупов — ката и сооружения для выставления трупов. Археологические материалы из раскопок погребальных памятников Средней Азии и Ирана подтверждают данные письменных источников о широком ареале погребальных сооружений зороастрийцев и свидетельствуют о местном среднеазиатском варианте зороастризма, связанном с широким распространением оссуарного обряда. Вместе с тем, по верному замечанию Б.А. Литвинского, определение зороастрийской принадлежностью «лишь погребений по оссуарному обряду глубоко ошибочно». Анализ характера и устройства погре- бальных сооружений зороастрийцев приводит нас к подтверждению справедливости вывода М. Бойс о том, что в развитии зороастрийских погребальных сооружений следует учитывать материальные возможности, физические, климатические и географические особенности, а также пытаться проследить их генезис.
Сопоставление элементов верований и обрядов современных зороастрийцев с верованиями и похоронными обрядами современных таджиков позволило выявить у последних древний зороастрийский пласт.
Значение обрядности для зороастрийцев трудно переоценить. Вся жизнь человека определялась опытом предшествующих поколений, закреплённым в виде традиций, представлений о мире, выражалась в культовых обрядах и действиях; внешнее поведение было в большей или меньшей степени ритуализировано. Культуру зороастрийцев, как и многих других древних народов, можно назвать культурой по преимуществу ритуальной.
Серьёзную ценность для исследования зороастрийского погребального обряда имеют сообщения западных путешественников по Ирану и Индии, раскрывающие содержание погребальных верований и ещё больше — погребальных обрядов. Впечатление, производимое на путешественников рассказами современных зороастрийцев о их доктринах смерти, воскресения, суда, отмечалось ими больше, чем содержание самих этих доктрин. Указывалось, что смерть рассматривалась зороастрийцами как осквернение всего живого. Поэтому и носилки для переноски трупов должны быть железными, а близкие не должны прикасаться к трупу. Из сообщений путешественников по Индии становится ясно, что верованиям в индивидуальный суд над душой умершего, в помощь, оказываемую ей живущими, в течение трёх дней после смерти и в осквернение смертью придавалось большое значение и обряды строго соблюдались. Основная ценность этих сообщений, однако, в более или менее точном описании деталей погребального обряда.
Информация, полученная от западных путешественников, будучи в большей степени случайной, тем не менее чрезвычайно надежна. Их сообщения ценны как подтверждение или дополнение информации, полученной из ритуальных текстов. Детали ритуалов, содержащихся в «Авесте», повторяются и дополняются в более поздней литературе («Персидских Риваятах»). Поэтому едва ли можно сомневаться в том, что эти детали верно отражают действительность своего времени. В собственно ритуальной средневековой литературе простые ритуалы древности получают подробную разработку. В большей степени зороастрийский погребальный ритуал обязан своим развитием жрецам. Но обряды и церемонии не были созданием исключительно жрецов, они обычно основывались на общепринятой практике, хотя жрецы совершенствовали ритуалы, дополняли их объяснениями, что наиболее отчётливо проявилось в ритуале Barašnūm ī nō šab.
Зороастрийский погребальный обряд сложен, отражает сложную мировоззренческую систему и во многом определяется верой в загробную жизнь. Главным конечным результатом погребальных обрядов было как можно более полное очищение души и тела умершего — помощь душе на индивидуальном суде, обеспечение душе лучшей участи, а также ограждение живущих от осквернения.
Зороастризм — сложная религиозная система, включающая этико-правовые нормы и религиозно-культовые представления, складывавшиеся у индо-иранцев на протяжении длительного периода их исторического развития. Изучение зороастрийского погребального обряда необычайно важно для изучения истории, истории религии и истории духовной и материальной культуры Ирана, Афганистана, Индии и Средней Азии.
наверх |