главная страница / библиотека / обновления библиотеки / содержание книги

М.Б. Мейтарчиян. Погребальные обряды зороастрийцев. М.-СПб: Ин-т востоковедения РАН; Летний сад. 2001. М.Б. Мейтарчиян

Погребальные обряды зороастрийцев.

// М.-СПб: Ин-т востоковедения РАН; Летний сад. 2001. 248 с.

ISBN 5-89282-150-1 (ИВ РАН); ISBN 5-94381-021-8 (Летний сад)

 

Словарь.

 

«Авеста» — главная священная книга зороастризма на авестийском языке. Точное значение термина «Авеста» не установлено.

Амертат (авест. «бессмертие») — одно из божеств Амеша Спента. В «Младшей Авесте» самостоятельное божество, покровительствующее растениям. Часто упоминается в паре с Хаурватат.

Амеша Спента, Амэша Спэнта (авест. «бессмертный святой») — эманация Ахура Мазды. Шесть высших божеств зороастрийского пантеона: Boxy Мана, Аша Вахишта, Хшатра Вайрья, Спента Армайти, Хаурватат и Амертат.

Анхра Манью, Ангра-Манйу (авест. «злой дух», среднеперс. Ахриман) — в зороастрийских представлениях воплощение мирового зла, противник Ахура Мазды.

Астодан (astodān — среднеперс. «костехранилище» от ast — «кость», dāna — «вместилище») — место для хранения очищенных костей у зороастрийцев. У современных зороастрийцев Ирана это центральный колодец поздней дахмы, «башни молчания», куда сбрасывают очищенные кости, называемый srāda, а у парсов Индии bhandār.

Ахура Мазда (авест. «господь мудрый», «господь мудрость») — верховное божество зороастризма (более поздняя форма этого имени — Ормазд, Ормузд).

Аша Вахишта (авест. «лучшая истина», «лучшая праведность») — одно из божеств Амеша Спента. В «Младшей Авесте» самостоятельное божество, с функцией хранителя «Порядка», распространяющегося по миру, добрых законов и праведности.

Вайу — бог ветра, по иранским представлениям, дыхание самой жизни. В «Ригведе» он называется «душой богов». В процессе развития зороастрийской ортодоксии выделяются две ипостаси Вайу (среднеперс. Вай): Вай добрый, благой и Вай злой.

Вата — бог ветра, почитавшийся у индо-иранских племён. У древних иранцев Вата — бог дующего ветра, приносящего дождевые тучи. В «Ригведе» бог ураганного, гибельного ветра.

(207/208)

«Видевдат» (Vidēvdāt от измененного авестийского Vidaēva dāta — «закон против дэвов») — одна из книг «Авесты», читаемая во время ночных богослужений.

Визарша — один из дэвов смерти.

«Висперед» (авест. Vīspē ratavō — «все владыки», «все божества») — свод литургических молитвенных песнопений.

Boxy Мана, Boxy Манах (авест. «благая мысль», «благой помысел») — одно из божеств Амеша Спента. В «Младшей Авесте» самостоятельное божество, наделяемое функцией покровителя скота и осёдлых скотоводческих племён.

Гаронмана (авест. «место песнопения») — обитель божеств в «Доме Хвалы».

«Гаты» (авест. gāϑā — «песнопения», «гимны»). — Всего их 17. Их авторство принадлежит Заратуштре.

Гебры (габр — букв.: «неверные»). — Так мусульмане называли зороастрийцев.

Даена (авест. «вера», «религия»). — В «Гатах» Даена олицетворяет благочестивую приверженность культу Ахура Мазды. В «Младшей Авесте» одновременно обозначает зороастрийскую религию и женское божество, а также индивидуальную веру человека. В соответствии с мыслями, словами и делами человека праведнику Даена после его смерти является в виде прекрасной юной девы, грешнику — в облике отвратительной старухи.

Дахма — через термин dafma, восходит к индоевропейской основе dhṃbh — «погребать», «хоронить»; первоначально, видимо, «могила»; затем место для выставления трупов, с целью освобождения костей от плоти. Поздние дахмы зороастрийцев — это круглые сооружения, возвышающиеся над землёй (башни), так называемые «башни молчания».

Заратуштра (авест., среднеперс. Заратушт, фарси Зардушт, в греческой передаче Зороастр) — Пророк и основатель зороастрийской религии.

Ката (kata) — означает помещение, куда предварительно переносят трупы. Эти помещения должны быть отдельными для мужчин, женщин и детей. Общественные помещения такого рода назывались zād marg у иранских зороастрийцев и nasa xana — у парсов.

Насасалары — переносчики трупов.

Насу (авест. nasu — «труп») — женское дэвовское существо в виде трупной мухи, персонификация «нечистоты».

Наус — древний или средневековый склеп из глины, камня или кирпича для хранения оссуариев у зороастрийцев Средней и Передней Азии. Этот термин греческого происхождения, заимствованный арабскими

(208/209)

и персидскими писателями, под которыми ими подразумевались всевозможные виды погребальных сооружений, и христианских, и зороастрийских, и языческих, но не мусульманских.

Оссуарий (лат. ossuarium от os — «кость») — сосуд для хранения костей умершего у зороастрийцев Средней Азии и Ирана в древности. Оссуарии бывают глиняные, каменные, алебастровые. Их форма бывает разная: фигурные, «статуарные» оссуарии, представляющие фигуры мужчин, женщин, модели погребальных сооружений, мавзолеев, могут быть «ящичными». Оссуарии украшают рельефами, росписью, налепами. В «Персидском Риваяте» подразумевается, что оссуарий и астодан — это одно и то же, и дахма отождествляется с астоданом.

Остотека, остеотека (греч. «костехранилище») — термин, применяемый к нетранспортабельным костехранилищам, скальным нишам, иногда склепам, мавзолеям.

Парсы — индийские зороастрийцы.

Рашну, Рашу (авест. «правда», «справедливость», среднеперс. Рашн) — в «Младшей Авесте» бог справедливости и правосудия, связанный с загробным судом.

Саошьянт (букв.: «тот, кто принесет пользу, благо») — грядущий спаситель мира.

Спента Армайти (авест. «святое благочестие») — одно из божеств Амеша Спента. В «Младшей Авесте» Спента Армайти выступает как богиня — покровительница земли, именуется дочерью Ахура Мазды.

Суфа — глинобитное возвышение (обычно вдоль стен).

Хамьястаган (Hamiyastagān, или Хаммистаган — Hammistagan — «высокое собрание», «место смешанных») — место, где пребывают «души умерших людей, чьи добрые и злые дела при жизни были равны; нечто наподобие христианского чистилища.

Хаурватат (авест. «целостность») — одно из божеств Амеша Спента. Позднее выступает как самостоятельное божество с функциями покровителя воды.

Хварэна — божественная благодать, божественная слава и божество, олицетворяющее её.

Хшатра Вайрья (авест. «желанная власть») — одно из божеств Амеша Спента. В «Младшей Авесте» самостоятельное благое божество, наделяемое функцией покровителя неба и металлов, т. к. небо, по зороастрийским представлениям, состояло из металла.

Чинват («переход-разлучитель») — мост в потусторонний мир, по которому идут души усопших. Души праведников проходят через него, а души грешников падают вниз в ад.

(209/210)

«Ясна», «Йасна» (букв.: «поклонение», «почитание», «моление» от авест. yaz — «почитать», «поклоняться») — главная литургическая часть «Авесты». Состоит из 72 глав — ха, или хаити (ha, hāiti); семнадцать глав «Ясны» (28-34, 43-51 и 53) называются «Тэтами».

«Яшт» (букв.: «почитание», «восхваление») — хвалебные гимны отдельным божествам.

 

Gōmēz (авест. gaomaēza) — моча крупного рогатого скота.

Kusti — священный шнур, который зороастрийцы носят в качестве пояса.

Pazend — запись текста на среднеперсидском языке (пехлеви) авестийским алфавитом.

Sagdīd («оглядывание собакой») — церемония, в которой у зороастрийцев умирающему или умершему подводят собаку; церемония связана с очищением от осквернения.

Тапа — церемония закладки фундамента дахмы.

Xrafstra (авест. храфстра) — «вредные» животные и насекомые, волки, черепахи, змеи, мухи и др., считающиеся порождениями Анхра Манью, противостоят благим «ахуровским» животным. В поздней традиции к храфстра приравнивались чернокожие люди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / содержание книги