М.Б. Мейтарчиян
Погребальные обряды зороастрийцев.
// М.-СПб: Ин-т востоковедения РАН; Летний сад. 2001. 248 с.
ISBN 5-89282-150-1 (ИВ РАН); ISBN 5-94381-021-8 (Летний сад)
Словарь.
«Авеста» — главная священная книга зороастризма на авестийском языке. Точное значение термина «Авеста» не установлено.
Амертат (авест. «бессмертие») — одно из божеств Амеша Спента. В «Младшей Авесте» самостоятельное божество, покровительствующее растениям. Часто упоминается в паре с Хаурватат.
Амеша Спента, Амэша Спэнта (авест. «бессмертный святой») — эманация Ахура Мазды. Шесть высших божеств зороастрийского пантеона: Boxy Мана, Аша Вахишта, Хшатра Вайрья, Спента Армайти, Хаурватат и Амертат.
Анхра Манью, Ангра-Манйу (авест. «злой дух», среднеперс. Ахриман) — в зороастрийских представлениях воплощение мирового зла, противник Ахура Мазды.
Астодан (astodān — среднеперс. «костехранилище» от ast — «кость», dāna — «вместилище») — место для хранения очищенных костей у зороастрийцев. У современных зороастрийцев Ирана это центральный колодец поздней дахмы, «башни молчания», куда сбрасывают очищенные кости, называемый srāda, а у парсов Индии bhandār.
Ахура Мазда (авест. «господь мудрый», «господь мудрость») — верховное божество зороастризма (более поздняя форма этого имени — Ормазд, Ормузд).
Аша Вахишта (авест. «лучшая истина», «лучшая праведность») — одно из божеств Амеша Спента. В «Младшей Авесте» самостоятельное божество, с функцией хранителя «Порядка», распространяющегося по миру, добрых законов и праведности.
Вайу — бог ветра, по иранским представлениям, дыхание самой жизни. В «Ригведе» он называется «душой богов». В процессе развития зороастрийской ортодоксии выделяются две ипостаси Вайу (среднеперс. Вай): Вай добрый, благой и Вай злой.
Вата — бог ветра, почитавшийся у индо-иранских племён. У древних иранцев Вата — бог дующего ветра, приносящего дождевые тучи. В «Ригведе» бог ураганного, гибельного ветра.
(207/208)
«Видевдат» (Vidēvdāt от измененного авестийского Vidaēva dāta — «закон против дэвов») — одна из книг «Авесты», читаемая во время ночных богослужений.
Визарша — один из дэвов смерти.
«Висперед» (авест. Vīspē ratavō — «все владыки», «все божества») — свод литургических молитвенных песнопений.
Boxy Мана, Boxy Манах (авест. «благая мысль», «благой помысел») — одно из божеств Амеша Спента. В «Младшей Авесте» самостоятельное божество, наделяемое функцией покровителя скота и осёдлых скотоводческих племён.
Гаронмана (авест. «место песнопения») — обитель божеств в «Доме Хвалы».
«Гаты» (авест. gāϑā — «песнопения», «гимны»). — Всего их 17. Их авторство принадлежит Заратуштре.
Гебры (габр — букв.: «неверные»). — Так мусульмане называли зороастрийцев.
Даена (авест. «вера», «религия»). — В «Гатах» Даена олицетворяет благочестивую приверженность культу Ахура Мазды. В «Младшей Авесте» одновременно обозначает зороастрийскую религию и женское божество, а также индивидуальную веру человека. В соответствии с мыслями, словами и делами человека праведнику Даена после его смерти является в виде прекрасной юной девы, грешнику — в облике отвратительной старухи.
Дахма — через термин dafma, восходит к индоевропейской основе dhṃbh — «погребать», «хоронить»; первоначально, видимо, «могила»; затем место для выставления трупов, с целью освобождения костей от плоти. Поздние дахмы зороастрийцев — это круглые сооружения, возвышающиеся над землёй (башни), так называемые «башни молчания».
Заратуштра (авест., среднеперс. Заратушт, фарси Зардушт, в греческой передаче Зороастр) — Пророк и основатель зороастрийской религии.
Ката (kata) — означает помещение, куда предварительно переносят трупы. Эти помещения должны быть отдельными для мужчин, женщин и детей. Общественные помещения такого рода назывались zād marg у иранских зороастрийцев и nasa xana — у парсов.
Насасалары — переносчики трупов.
Насу (авест. nasu — «труп») — женское дэвовское существо в виде трупной мухи, персонификация «нечистоты».
Наус — древний или средневековый склеп из глины, камня или кирпича для хранения оссуариев у зороастрийцев Средней и Передней Азии. Этот термин греческого происхождения, заимствованный арабскими
(208/209)
и персидскими писателями, под которыми ими подразумевались всевозможные виды погребальных сооружений, и христианских, и зороастрийских, и языческих, но не мусульманских.
Оссуарий (лат. ossuarium от os — «кость») — сосуд для хранения костей умершего у зороастрийцев Средней Азии и Ирана в древности. Оссуарии бывают глиняные, каменные, алебастровые. Их форма бывает разная: фигурные, «статуарные» оссуарии, представляющие фигуры мужчин, женщин, модели погребальных сооружений, мавзолеев, могут быть «ящичными». Оссуарии украшают рельефами, росписью, налепами. В «Персидском Риваяте» подразумевается, что оссуарий и астодан — это одно и то же, и дахма отождествляется с астоданом.
Остотека, остеотека (греч. «костехранилище») — термин, применяемый к нетранспортабельным костехранилищам, скальным нишам, иногда склепам, мавзолеям.
Парсы — индийские зороастрийцы.
Рашну, Рашу (авест. «правда», «справедливость», среднеперс. Рашн) — в «Младшей Авесте» бог справедливости и правосудия, связанный с загробным судом.
Саошьянт (букв.: «тот, кто принесет пользу, благо») — грядущий спаситель мира.
Спента Армайти (авест. «святое благочестие») — одно из божеств Амеша Спента. В «Младшей Авесте» Спента Армайти выступает как богиня — покровительница земли, именуется дочерью Ахура Мазды.
Суфа — глинобитное возвышение (обычно вдоль стен).
Хамьястаган (Hamiyastagān, или Хаммистаган — Hammistagan — «высокое собрание», «место смешанных») — место, где пребывают «души умерших людей, чьи добрые и злые дела при жизни были равны; нечто наподобие христианского чистилища.
Хаурватат (авест. «целостность») — одно из божеств Амеша Спента. Позднее выступает как самостоятельное божество с функциями покровителя воды.
Хварэна — божественная благодать, божественная слава и божество, олицетворяющее её.
Хшатра Вайрья (авест. «желанная власть») — одно из божеств Амеша Спента. В «Младшей Авесте» самостоятельное благое божество, наделяемое функцией покровителя неба и металлов, т. к. небо, по зороастрийским представлениям, состояло из металла.
Чинват («переход-разлучитель») — мост в потусторонний мир, по которому идут души усопших. Души праведников проходят через него, а души грешников падают вниз в ад.
(209/210)
«Ясна», «Йасна» (букв.: «поклонение», «почитание», «моление» от авест. yaz — «почитать», «поклоняться») — главная литургическая часть «Авесты». Состоит из 72 глав — ха, или хаити (ha, hāiti); семнадцать глав «Ясны» (28-34, 43-51 и 53) называются «Тэтами».
«Яшт» (букв.: «почитание», «восхваление») — хвалебные гимны отдельным божествам.
Gōmēz (авест. gaomaēza) — моча крупного рогатого скота.
Kusti — священный шнур, который зороастрийцы носят в качестве пояса.
Pazend — запись текста на среднеперсидском языке (пехлеви) авестийским алфавитом.
Sagdīd («оглядывание собакой») — церемония, в которой у зороастрийцев умирающему или умершему подводят собаку; церемония связана с очищением от осквернения.
Тапа — церемония закладки фундамента дахмы.
Xrafstra (авест. храфстра) — «вредные» животные и насекомые, волки, черепахи, змеи, мухи и др., считающиеся порождениями Анхра Манью, противостоят благим «ахуровским» животным. В поздней традиции к храфстра приравнивались чернокожие люди.
|