● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
В.М. МассонКультурогенез Древней Центральной Азии.// СПб: Филол. ф-т СПбГУ; Изд-во СПбГУ. 2006. 384 с. (Азиатика)ISBN 5-8465-0104-4 (Филол. ф-т СПбГУ) ISBN 5-288-04092-3 (Изд-во СПбГУ)
Оглавление
Введение.Петербургская школа центральноазиатской археологии.Историческая география Центральной Азии. Археологические материалы и культурологические реконструкции. Вклад учёных Санкт-Петербурга — Ленинграда в формирование среднеазиатской археологии как научной дисциплины. — 3Глава 1.Палеолит и неолит: истоки культурогенеза.Памятники эпохи нижнего палеолита. Бифасы и чопперы — западные и восточные связи. Мезолит — начало широкого освоения пустынь и полупустынь. Неолитическая эпоха — формирование двух культурно-хозяйственных зон, осёдлые земледельцы и скотоводы юга (Джейтун) и охотники, рыболовы и собиратели севера (Кельтеминар). — 19Глава 2.Раннеземледельческие общества и их культура.Неолитическая революция и качественно новая эпоха в развитии культуры и общества. Три периода развития раннеземледельческих обществ на юго-западе Средней Азии. Сложение крупных центров (Намазга-депе, Алтын-депе). Расцвет художественной культуры в период позднего энеолита и интенсификация межрегиональных связей (Кара-депе, Геоксюр 1). — 42Глава 3.Древние цивилизации бронзового века: фундамент последующей эволюции.Развитие южных общин по месопотамскому пути. Формирование протогородских центров и городского образа жизни. Стандартизация материальной культуры. Организационно-управленческий путь политогенеза: храмовые городки. Связи с великими цивилизациями Индостана и Месопотамии. Перемещение центров интенсивного развития в долину Мургаба (Маргиана) и на Среднюю Амударью (Бактрия). Храмовые комплексы и вопрос о жреческой олигархии. Первые земледельцы и скотоводы на Нижнем Зеравшане (Заман-баба). — 61Глава 4.Памятники культур степной бронзы: культурогенез в ситуации взаимодействия двух культурных миров.Формирование в степной зоне Евразии обществ с элитой вооружённых колесничих. Продвижение этих обществ на юг в Тянь-Шань (Арпа), в низовья Амударьи (Тазабагъяб) и в долину Зеравшана (Зардчахалифа, Дашти-Козы). Сложение синкретических культур и комплексов в Западном Таджикистане (вахшская культура). Взаимодействие с осёдлыми оазисами и включение степняков в состав городского населения южных цивилизаций. — 86Глава 5.Эпоха раннего железа: культурная трансформация. Мидийское и ахеменидское время.Кризис южных цивилизаций бронзового века и перепад в процессе культурогенеза. Комплексы типа Яз I и доминанта военно-аристократического пути политогенеза. Встречная ассимиляция в традиционных центрах урбанистических культур юга. Второй цикл урбанизации и формирование новых стандартов материальной культуры. Культурная трансформация оседающих степняков и воздействие южных стандартов и эталонов в Древнем Согде. Сложение городской культуры Древнего Хорезма. — 100Глава 6.Памятники и культура Парфии и Маргианы.Старая Ниса — резиденция Старших Аршакидов и эллинистические компоненты культурного комплекса парфянской элиты. Укреплённые усадьбы сельской знати в Северной Парфии. Зороастризм в массовой народной традиции. Мерв — урбанистический суперцентр Древнего Востока. Маргиано-бактрийские культурные связи. Памятники кочевников в Северной Парфии. — 131Глава 7.Памятники и культура Древней Бактрии.Греко-бактрийский форпост эллинизированной культуры. Проникновение юечжей, начало предкушанского культурного синтеза. Эллинистические импульсы в массовой культуре. Кушанское государство как урбанистическая цивилизация. Распространение буддизма как одно из отражений прогресса в интеллектуальной сфере. Упадок городов и культурная стагнация с последующей дезинтеграцией. — 149Глава 8.Памятники и культура Древнего Согда.Функция убежищ древнейших укреплённых центров (Афрасиаб, Ёр-курган). Эллинистические импульсы в керамических комплексах. Инфильтрация кочевых групп и их вхождение в городскую среду. Проникновение культурных стандартов засырдарьинской культуры Каунчи. — 171Глава 9.Памятники и культура Древнего Хорезма.Самобытность культуры III-I вв. до н.э. и стремление следовать ориентальному наследию. Слабость эллинистических воздействий и связи с кочевым миром. Хорезмийские стандарты городской культуры и дворцовый комплекс Топрак-кала. Начало культурной деградации в IV-V вв. н.э. — 182Глава 10.Фергана и области Средней Сырдарьи: на периферии городских цивилизаций.Двуединый характер культурных комплексов Древней Ферганы. Воздействие стандартов городских культур юга и традиций оседающих кочевников. Комплексы Каунчи на Средней Сырдарье как отражение таких процессов. Интенсивное развитие стандартов культуры Каунчи в осёдлых оазисах. Продвижение носителей каунчинских комплексов в южном направлении. — 195Глава 11.Памятники и культуры ранних кочевников: второй цикл взаимодействия двух культурных миров.Переход к номадизму — по социальным и культурным последствиям аналог городской революции в осёдлых областях юга. Кочевая империя как высшая форма политогенеза в кочевой среде. Сакский региональный тип культуры ранних кочевников. Памятники сакского круга в Семиречье, Приаралье, на Тянь-Шане и Памире. Памятники типа Кенкол и восточноазиатские связи кочевого мира Центральной Азии. Продвижение кочевых групп в Согд и Бактрию и адаптация материальной культуры к стандартам городского образа жизни. — 210Глава 12.Памятники раннесредневековой эпохи и согдийская цивилизация.Признаки стагнации и упадка в культуре Бактрии и Хорезма. Распространение замковой архитектуры. Каунчинский комплекс в Древнем Согде и формирование согдийской цивилизации раннесредневековой эпохи как наивысшего достижения доарабской Центральной Азии. Художественное и интеллектуальное богатство городской культуры. Пенджикент — эталонный памятник согдийской цивилизации. — 233Глава 13.Отражение политогенеза и культурогенеза в монетных типах доарабской Средней Азии.Монархические начала в монетной символике. Царский чекан Парфии. Монетное дело и культурная ассимиляция в предкушанской Бактрии. Имперский чекан Великих кушан. Монетное дело Хорезма и политическое самоутверждение. Монетное дело Древнего Согда и политическая мозаичность. Роль местной письменности. Полное изживание эллинистических традиций к эпохе раннего Средневековья. — 258Глава 14.Культурные стандарты урбанистической интеграции в эпоху развитого средневековья.Развитие городской жизни в домонгольский период. Формирование новых городских центров в Чаче и Семиречье. Изменение идеологических ориентиров в некоторых сферах городского образа жизни в связи с утверждением религиозной монополии ислама. Архитектурный облик крупных городских центров с ориентацией на культовую архитектуру как отражение интеграционных процессов на мусульманском Востоке. Культурный подъём в эпоху Тимуридов и начало культурной стагнации. — 279
Заключение.Процессы культурогенеза и культурное наследие.Типы культурного развития. Спонтанная и стимулированная трансформация. Культурная интеграция. Эпохальный, региональный и локальный типы культур. Ритмы культурогенеза. Культурное наследие — важнейшая составляющая в изучении истории народа. — 292
Таблицы [ 1-38 ]. — 303
Литература. — 343Сокращения. — 352
Указатель названий памятников и культур. — 353
Приложение.Выдающиеся учёные Санкт-Петербурга и изучение древних культур и цивилизаций Центральной Азии и Кавказа. — 360
Сокращения. ^
АВ — Археологические вести. СПб.ВДИ — Вестник древней истории. М.ВОРАО — Восточное отделение Русского археологического обществаГАИМК — Государственная академия истории материальной культурыГПБ — Государственная Публичная библиотека. Л.ЗВОРАО — Записки Восточного отделения Российского археологического общества. СПб.ИИАЭ — Институт истории, археологии и этнографииИИМК — Институт истории материальной культуры АН СССР (позднее Российской Академии наук)ИМКУ — История материальной культуры Узбекистана. Ташкент; СамаркандЛОИА — Ленинградское отделение Института археологии АН СССРЛОИИМК — Ленинградское отделение Института истории материальной культуры АН СССРМИА — Материалы и исследования по археологии СССР. М.;Л.ОНУ — Общественные науки в Узбекистане. ТашкентРАИМК — Российская академия истории материальной культурыСА — Советская археология. М.ТГЭ — Труды Государственного Эрмитажа. Л.-СПб.Труды ХАЭЭ — Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. М.Труды ЮТАКЭ — Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции. Ашхабад; М.;Л. — СПб.ЭВ — Эпиграфика Востока. Л.
наверх |