● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.И. Мартынов, Я.А. ШерМетоды археологического исследования./ Учебное пособие. Изд. второе, испр. и доп.// М.: «Высшая школа». 2002. 240 с. ISBN 5-06-004226-X
См. также 1-е издание.
[ аннотация: ] В пособии излагаются методы исследования археологических памятников и объектов на базе современных теоретических обобщений. На основе примеров исследований реальных археологических памятников пособие вводит будущего историка, археолога, этнографа, музееведа, искусствоведа в основной круг этих методов исследования. Для студентов исторических факультетов вузов.
Оглавление
Предисловие. — 3
Глава 1. Археологические памятники, источники и общие задачи их исследования. — 51. Виды археологических памятников. — 52. Культурный слой и стратиграфия. — 133. Археологические источники. — 17Глава 2. Разведка археологических памятников. — 211. Задачи и виды археологических разведок, их организация. — 212. Геологические и физико-географические условия расположения археологических памятников. — 243. Основные приемы обнаружения археологических памятников. — 314. Полевая работа на обнаруженном археологическом памятнике. — 345. Аэрофоторазведка и геофизические методы. — 42Глава 3. Раскопки могильников. — 521. Виды могильников и основные принципы их полевого изучения. — 522. Раскопки бескурганного могильника. — 563. Разметка внешней части курганных могильников. — 594. Раскопки насыпей курганов. — 625. Исследование погребений. — 72Глава 4. Раскопки поселений. — 811. Предраскопочные исследования, выбор места раскопок. — 812. Соблюдение основных правил раскопок. — 88Глава 5. Полевая фиксация и документация. — 921. Полевой дневник и рабочий чертёж. — 922. Полевая научная фотография. — 953. Заключительный отчет по раскопу. — 96Глава 6. Полевая консервация, анализы, реконструкции. — 971. Полевая консервация. — 972. Консервация в полевой лаборатории. — 993. Полевая лаборатория. — 1044. Реставрация керамики в полевых условиях. — 1065. Анализы и взятие проб. — 1076. Документация. — 1077. Научная реконструкция в археологии. — 108Глава 7. Описание и обработка археологических материалов. — 1101. Описание. — 1102. Обработка данных. — 1203. Типологический метод. — 139Глава 8. Основы статистики. — 1501. Задачи статистической обработки фактов и наблюдений в археологии. — 1502. Исходные данные. Способы представления и первичная группировка. — 152Глава 9. Датировка и синхронизация. — 1781. Абсолютные и относительные даты. — 1792. Датировка по письменным источникам. — 1803. Датировка по монетам. — 1824. Датирование по художественным особенностям древних вещей. — 1835. Датировка по аналогиям. — 1856. Радиоизотопные методы абсолютного датирования. — 1907. Дендрохронология. — 1968. Датировка по остаточной намагниченности. — 1989. Датировка по термолюминесценции. — 20010. Синхронизация. — 202Глава 10. Состав и технология древних материалов. — 2031. Анализ вещества. — 2042. Анализ структуры. — 2113. Экспериментальное моделирование древних технологий. — 214Глава 11. Археология и история. — 2161. Факты и интерпретация. — 2192. Уровни интерпретации. — 2203. Факт и гипотеза. — 2264. Неоднозначность исторической интерпретации. — 2275. Этнографические параллели. — 2296. Антропологические данные. — 2317. Данные лингвистики. — 233
Литература. — 236
Предисловие. ^
За последние 50 лет выпущено несколько учебников и учебных пособий по археологии. Они представлены двумя группами: общие курсы археологии СССР или России [1] и углублённые спецкурсы по отдельным разделам археологии, территориям России или методам археологии. [2] Первая представлена пособиями по общеучебному курсу археологии, и в них излагаются в основном результаты археологических исследований, а не то, каким образом эти результаты получены. Они предназначены для студентов-историков всех специальностей и не имеют целью рассмотрение специальных методов и исследовательской технологии, отличающих археологию от других исторических наук.
Пособия второй группы предназначены для студентов старших курсов, специализирующихся по археологии или смежным с ней наукам. Такой студент побывал в археологической экспедиции, общался с профессионалами, с научным руководителем, бывал на научных заседаниях и т.п. Иными словами, некоторое «живое» введение в специальность так или иначе происходит.
Настоящее учебное пособие даёт студенту археологу и историку, этнографу, искусствоведу, специалисту по истории и теории культуры, по охране исторических памятников, будущему музейному работнику систематически изложенное введение в археологию как самостоятельную науку, раскрывает её особенности, формирует (3/4) представление об археологических памятниках, их систематике, многообразии и специфике археологических источников, последовательности процедуры научного исследования в археологии: полевых, лабораторных исследованиях, возможностях исторических реконструкций.
В основе пособия лежат общие и специальные курсы лекций, читаемые и читавшиеся ранее авторами в Ленинградском, Кемеровском, Алтайском и Самаркандском университетах, а также в Иллинойском университете (США) и в Школе высших исследований в социальных науках Института Человека (Франция).
Главы 2-6 написаны А.И. Мартыновым; предисловие, глава 1, §5 главы 2, главы 7-11 — Я.А. Шером.
[1] См. напр.: Арциховский А.В. Основы археологии. М., 1954; Авдусин Д.А. Археология СССР. М., 1967; 2-е изд. М., 1977; Основы археологии. М., 1989; Мартынов А.И. Археология СССР. М., 1973; 2-е изд., перераб. и доп. М., 1982; Мартынов А.И. Археология. 3-е изд. М., 1996, 4-е изд., испр. и доп. М., 2000.[2] См.: Авдусин Д.А. Археологические разведки и раскопки. М., 1959; Полевая археология СССР. М., 1972; 2-е изд., перераб. и доп. М., 1980; Клейн Л.С. Археологические источники. Л., 1978; Кругликова И.Т. Античная археология. М., 1984; Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М., 1989. Миллер А.А. Археологические разведки. Л., 1934; Фёдоров-Давыдов Г.А. Статистические методы в археологии. М., 1987; Щапова Ю.Л. Естественно-научные методы в археологии. М., 1988; Щапова Ю.Л. Введение в вещеведение: естественно-научный подход к изучению древних вещей. М., 2000.
наверх |