главная страница / библиотека / обновления библиотеки
М.X. Маннай-оолСенекская археологическая экспедиция.// Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. Кызыл: 1980. С. 153-157.
В 1977 г. Сенекская археологическая экспедиция приступила к исследованию археологических памятников в зоне будущей оросительной системы, расположенной в степи на левом берегу Енисея в устье небольшой горной речки Сенек Улуг-Хемского района 1. [1] Перед экспедицией стояла задача — исследовать имеющиеся там памятники, которые будут уничтожены или разрушены в ходе строительных и мелиоративных работ.
Экспедицией было исследовано всего 16 курганов, относящихся к позднему этапу уюкской культуры (V-III вв. до н.э.), гуннскому (II в. до н.э. — I в. н.э.) и древнекыргызскому времени (IX-XII вв.).
Раскопанные нами погребальные памятники уюкской культуры (5 курганов) представляли собой округлые в плане насыпи из земли и камней с камерами-срубами на дне глубоких погребальных ям. В каждом из этих срубов обнаружены коллективные погребения, которые подверглись сильному разграблению в древности.
Тем не менее в них, в частности в земляном кургане №3, найдены очень ценные и интересные находки, представляющие большую ценность в научно-познавательном смысле.
Среди них прежде всего встречаются вещи, в своей основе хорошо известные на материалах раскопок предыдущих лет. Это бронзовые зеркала, удила, пряжки, нож в кожаном футляре, наконечники стрел из бронзы и кости, а также различные личные и бытовые украшения из бронзы, рога и золота.
Особым изяществом и художественным мастерством исполнения отличаются роговая пуговица конической формы и четырёхгранная золотая цепочка от серьги, бронзовые отлитые удила, заканчивающиеся на концах двумя, сделанными одно за другим, колечками. Очень своеобразным и интересным оказались впервые обнаруженные бронзовые изделия неизвестного назначения, не находящие свои аналогии в памятниках интересующего нас периода. Они представляют собой бронзовые стержни длиной около 30 см с шляпкообразной головкой и петлеобразным отверстием на конце. Дальнейшее исследование, несомненно, внесёт ясность в определение назначения этих необычных предметов (рис. 1).
Не менее интересна вырезанная из плоской бронзовой пластинки фигура коня. Она представляет собой высокохудожественное реалистическое воспроизведение. Ещё в древности были отломаны его передние ноги (рис. 2). Судя по сюжету и композиции, древний художник изобразил реального животного. Конь небольшого роста, с крупной подстриженной головой, стоячими ушами, короткой крепкой шеей, мускулистой грудью и узким туловищем. Судя по вьючному седлу, он использовался не только для верховой езды, но и как тягловая сила. По всей вероятности, древний мастер, хорошо знающий анатомию изображаемого животного, воспроизвёл фигуру лошади местной, так называемой монгольской породы. В этой связи отметим, что все кони (их было более 160), захороненные в кургане Аржан в Пий-Хемском районе 1, [2] по определению ленинградского учёного зоолога Н.М. Ермоловой, оказались старыми жеребцами местной, так называемой монгольской породы. Аржанский курган примерно на 200-250 лет старше сенекских, которые сооружались примерно 2500-2300 лет тому назад. Таким образом, низкорослая тувинская лошадь, но очень выносливая и хорошо приспособленная к местным условиям, использовалась племенами Тувы ещё в первом тысячелетии до н.э.
Известно, что конь играл огромную роль в истории человечества. По подсчетам учёных, он служит человеку со дня приручения минимум пять тысячелетий. Он не только сопутствовал созидательной деятельности человека, но и был невольным участником разрушительных войн и походов 2. [3] Конь как верховой усовершенствованный транспорт особенно ценился ранними кочевниками. Он был столь верным и надёжным их другом, что они без него не представляли себе потустороннюю жизнь. Поэтому в представлениях многих древних народов конь олицетворял солнце и был культом.
Как показывают археологические материалы, такую же роль играл конь в жизни племён Тувы в I тысячелетии до
Рис. 1. (Открыть Рис. 1 в новом окне)
н.э. Он в жизни племён Тувы рассматриваемого времени был также мерилом богатства, с которым вместе хоронили только богатых. В памятниках этого периода захоронения коней отмечены не в рядовых могилах, а в погребениях, принадлежащих богатым и знатным лицам, в частности в упомянутом выше царском кургане Аржан. В могилы рядового населения, видимо, вместо коня клались его изображения не только из бронзы, но и кости и дерева, которые не сохранились.
Обряд захоронения с конем также был обязательным погребальным ритуалом древних тюрков — ближайших исторических предков современных тувинцев. Он был характерен для тувинцев с давних времён вплоть до проникновения и распространения ламаизма в Туве в XVII-XVIII вв.
По этнографическим данным, культ коня существовал у народов Саяно-Алтая в дореволюционное время 1. [4] Кроме культа коня, тувинцы ещё посвящали коней божествам неба и земли в качестве ыдыков (святыня). На таких конях-ыдыках никто не мог ездить, кроме хозяина-божества. В тувинских героических сказаниях неразлучным спутником, советчиком, верным помощником героя является его неразлучный друг — конь.
Погребальные сооружения II в. до н.э. — I в н.э. условно называются гуннскими, т.к., по данным письменных источников, в то время Тува подверглась завоеванию воинственных гуннов, создавших впервые в истории Центральной Азии раннее государственное образование. Это событие определённым образом отражено и в археологическом материале. Исследованные нами курганы рассматриваемого времени оказа-
Рис. 2. (Открыть Рис. 2 в новом окне)лись не погребальными, а поминальными сооружениями. В них найдены остатки сожжения и различные глиняные ручной лепки горшки с красочными «арочными» орнаментами.
В единственном кургане древнекыргызского времени, исследованном нами в полевом сезоне 1977 года на территории указанной зоны, найдены остатки трупосожжения, где также были положены сильно коррозированные железные ножи, удила, стремена, пряжки и ряд украшений конского снаряжения.
Таким образом, исследования в зоне Сенекской оросительной системы дали не только новый ценный научный материал для освещения истории, культуры и идеологических представлений древнего и средневекового населения Тувы, но и показали перспективность археологических изысканий в данной территории, которые должны вестись и в дальнейшем.
[1] 1 В составе экспедиции работал отряд по изучению памятников каменного века под руководством В.Т. Монгуша.[2] 1 М.П. Грязнов, М.X. Маннай-оол. Курган Аржан по раскопкам 1973-1974 гг. УЗ ТНИИЯЛИ, вып. XVII, Кызыл, 1976, с. 185-198.[3] 2 См. В.Б. Ковалевская. Конь и всадник, М., 1977.[4] 1 Л.П. Потапов. Конь в верованиях и эпосе народов Саяно-Алтая. Сб. «Фольклор и этнография». Л., 1977, с. 164-178.
наверх |