главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Центральная Азия и Тибет. Материалы к конференции. Новосибирск: 1972. 176 с. (История и культура востока Азии. Т. 1) Б.И. Кузнецов

Кто основал религию «бон»?

// Центральная Азия и Тибет. Новосибирск: 1972. С. 132-134.

 

1. В «Истории буддизма» тибетского историка Таранаты (XVI в.), который черпал свои сведения из индийских источников, перечис­ляются имена учителей, основателей «варварских», т.е. небуд­дийских, религий: Маматхар (по другим источникам Матхар или Матхур), Шоннуде (в переводе с тиб. «Юная община»), Ардо и Пай­гамбар.

 

2. Тараната без всяких оснований отождествил Матхура с Шоннуде, а Ардо с Пайгамбар, так что вместо четырёх учителей у него оказалось только два. Критика этого текста впервые была дана монгольским учёным Миньджул-хутухтой (ХIХ в.), кото­рый хотя и указал на эту ошибку Таранаты, но всё же не смог правильно решить вопрос об учителе Матхуре по причине отсут­ствия каких бы то ни было данных.

 

3. Имена трёх учителей, а также факты об их жизни и дея­тельности, упоминаемые Таранатой, дают возможность утверждать, что Пайгамбар (иран. «пророк») — это Мухаммед, Ардо (Зердушт) — это Заратуштра, а под «Юной общиной» имеется в виду Мани (III в. н.э.), основатель «Новой общины», т.е. манихейства.

 

4. Тараната в том же источнике приводит отрывки из исто­рии древнего Ирана и упоминает царей: Кира Великого (VI в. до н.э.), основателя династии Ахеменидов, Дария, Ксеркса и Артаксеркса. Кир был последователем одного из учителей, упо­мянутых выше, но какого именно — Тараната не сообщает. Пос­кольку известно, что этот царь не был зороастрийцем, то ос­таётся допустить, что он был последователем Матхуры. Религия, основанная этим учителем, согласно Таранате, была почти пол­ностью уничтожена в самом Иране во времена Ксеркса (V в. до н.э.). Этот факт подтверждается древними иранскими докумен­тами, из которых известно, что было запрещено почитать дре­вних иранских богов («дэвов»). Согласно книге «Эсфирь» царь Ксеркс, ошибочно принятый переводчиками Библии за Артаксер-

(132/133)

кса (др. евр. Ахашверош от иран. Хшаярша, т.е. Ксеркс), пытался ус­тановить в своей империи исключительный культ «Небесного гос­пода» Ахура Мазды (монотеизм).

 

5. В V в. до н.э. имело место массовое переселение иран­цев из Северо-Восточного Ирана, из Согдианы, к северным гра­ницам Тибета. Одной из основных причин, вызвавших это переселение, была, вероятно, так называемая «религиозная реформа» Ксеркса. Значительная часть этих иранцев, носителей древних традиций, в первые века нашей эры смешалась с тибетцами, ко­торые, таким образом, получили иранскую религию (тиб. «бон»), арамейскую письменность, книги, сохранившиеся до наших дней, и прочее культурное наследство стран Ближнего и Среднего Востока. Религия «бон» представляла собой традиционную иранскую религию (политеизм) с главными богами: Ахура Маздой, Митрой и Анахитой (Астартой), которые почитаются под своими ирански­ми именами до сих пор.

 

6. Основателем религии «бон» считается «Совершенный жрец» (тиб. Шенраб) родом из Ирана-Элама. Его подлинное иранское имя, которое мы находим в тибетских книгах по религии «бон» — Дмура, и оно близко к имени Матхура текста Таранаты. Если принять во внимание, что его имя даётся в переводе на тибетс­кий как «корона, митра» (тиб. «гцуг-пхуд»), то реконструкцией от Матхура-Дмура будет самое распространенное в прошлом на Вос­токе и в Европе имя собственное Митра (возможное сокращение имени Митридат, т.е. «Данный Митрой»).

 

7. Согласно тибетской версии «Биографии Шенраба» учитель Митра (Митридат) был родом, как и Кир Великий (VI в.до н.э.), из Элама и современником завоевания иранцами Мидии и Вавилона, которое имело место в VI в. до н.э. Этот учитель, как мы ду­маем, неоднократно упоминается в «Ветхом завете», в связи с религиозной политикой Кира, как один из главных сановников Персидской империи. Сведения об учителе (пророке) Митре-Митри­дате сохранились также в древних и средневековых греческих источниках.

 

8. Мы предполагаем, основываясь на восточных и европейских источниках, что основателем давно забытой мировой религии

(133/134)

«митраизма» был учитель Матхура (Митра) текста Таранаты. Мит­раизм, распространившийся когда-то от Атлантического и почти до Тихого океана, в трансформированном виде сохранился в Ти­бете до наших дней под названием «бон». Особый для нас интерес представляют тибетские источники по религии «бон», некоторые из которых являются переводами бесследно исчезнувших древних иранских трактатов по истории и религии стран Ближнего и Сред­него Востока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки