главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Восток. История и культура. Профессору Ю.А. Петросяну к 70-летию со дня рождения. СПб: 2000 С.Г. Кляшторный

Родословие сельджуков.

// Восток. История и культура.
Проф. Ю.А. Петросяну к 70-летию со дня рождения. СПб: 2000. С. 80-82.

 

Один из разделов монографии проф. Ю.А. Петросяна «Османская империя: могущество и гибель» посвящён проблеме появления в Малой Азии тех огузских (сельджукских) племён, с которыми генетически связано возникшее здесь через два века после прихода сельджуков Османское государство. [1] Тема генеалогических связей анатолийских турков с тюркским миром Центральной Азии всегда оставалась актуальной в тюркологии, но лишь в недавнее время был открыт новый источник, дополняющий наши знания о древнейших этапах истории огузов.

 

В сочинениях мусульманских авторов X-XI вв., прежде всего у Ибн ал-Факӣха и Гардӣзӣ, сохранились глухие отзвуки событий, приведших к образованию огузской конфедерации племён в Приаралье. [2] Уже тогда известия об этих событиях, относимые к давним временам, обрели форму генеалогических легенд, в которых возвышение приаральской династии огузских ябгу связывалось с успешной для них борьбой за овладение «дождевым камнем», ставшим у огузов символом сакральной верховной власти. Борьба велась между владыками токуз-гузов (так мусульманские авторы называли центральноазиатских уйгуров вместе с подвластными им племенами огузов), карлуков и приаральских гузов. В записи Ибн ал-Факӣха рассказ ведётся со слов гузского царевича Балкика. Согласно его повествованию, дед Балкика, который добыл «дождевой камень», поссорился со своим отцом, тогдашним царём огузов, отделился от него и откочевал с частью народа. В позднейших версиях генеалогических легенд деяния деда Балкика приписываются эпонимическому герою Огуз-хану. Место событий, связанных с обра-

(80/81)

зованием державы Огуз-хана, переносится в западную часть Семиречья и на Сыр-Дарью. [3]

 

Последнее обстоятельство послужило основанием для предположения, что коренными землями огузов, откуда началась их экспансия в Приаралье, было Семиречье, в частности Прииссыккулье. [4] Однако ни один аутентичный источник, относящийся ко времени предполагаемой экспансии, т.е. к VIII-IX вв., не упоминает огузов (гузов) среди многочисленных тюркских племён Семиречья. Между тем сам перечень племенных групп, соперничающих из-за «дождевого камня» (уйгуры, карлуки и гузы), позволяет обоснованно предположить, что место и время их соперничества связаны с периодом и обстоятельствами становления Уйгурского каганата в Монголии (745-840 гг.).

 

После краха Второго Тюркского каганата в 744 г. и недолгого преобладания басмылов, каганская власть перешла к уйгурской династии Яклакаров. Своих прежних союзников, карлуков, уйгуры вытеснили в Семиречье, где ослабевшие тюргешские ханы с трудом удерживали контроль лишь вокруг нескольких столичных центров. Почти немедленно после ухода карлуков (747 г.) против победивших уйгуров и их ханской династии началось мощное восстание восьми других племён, входивших помимо уйгуров в племенной союз токуз-огузов. Первый этап внутренней войны в Уйгурском каганате длился до 750 г. Огузов поддержали токуз-татары. Вождь восставших «восьми огузов» (секиз огуз Селенгинской надписи), Тай Бильге-тутук, претендовал на каганский престол, но пал в борьбе с уйгурским Элетмиш Бильге-каганом. Восстание утихло, с тем чтобы возобновиться в 752-753 гг., когда вождя нового мятежа, Абуз-ябгу, погубила враждебность карлуков. Наконец, в 757-759 гг. восстание вспыхнуло вновь. На этот раз к огузам кроме токуз-татар присоединился «трёхзнамённый народ тюрков», т.е. покорённые уйгурами племена Второго Тюркского каганата. Но три года войны и на этот раз закончились неудачей огузов. [5]

 

После краха последней надежды сохранить независимость значительная часть огузских, тюркских и татарских племён бы-

(81/82)

ла принуждена покинуть свои коренные земли в Монголии. Тогда как татары передвинулись в верховья Иртыша, где сыграли важную роль в формировании племенного союза кимаков и кипчаков, [6] огузы и тюрки, не будучи в силах преодолеть противодействие карлуков, укрепившихся в Семиречье и на Алтае, овладели регионом Приаралья и Нижней Сыр-Дарьёй, а также в течение более столетия соперничали с карлуками за район Фараба (Отрарский оазис) и Западное Семиречье. Ещё в 812 г., судя по сообщению ат-Ṭабарӣ, этот район контролировали карлуки. [7] К 70-80-м гг. VIII в. Ибн ал-Асӣр относит первое появление гузов (огузов) на границах Мавераннахра. [8]

 

Прямым свидетельством генетических связей токуз-огузов Монголии, гузов Приаралья и современных туркмен является упоминание в одной из открытых мною рунических надписей (Терхинский памятник) мятежного племени игдер (игдыров), которое «разделилось» в середине VIII в. [9] Ушедшие на запад игдеры зафиксированы Махмудом Кашгарским (XI в.) в списке огузских (сельджукских) племён; позднее игдеры составили часть туркменского племени чоудор. [10]

 

Последним указанием на двусоставный характер конфедерации приаральских кочевников, появившихся в XI в. в Восточной Европе, стали упоминания их в русских летописях под именем торков (тюрков), а в византийских хрониках — под именем узор (огузов). Так, на далёком от Приаралья западе нашло неожиданное подтверждение центральноазиатское прошлое создателей государств огузских ябгу, сельджукских султанов-огузов и орхонских тюрков.

 


 

[1] Ю.А. Петросян, Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки (М., 1990), с. 6-11.

[2] Ибн ал-Факих, Китаб ахбар ал-булдан (по Мешхедской рукописи), перевод С. Волина (М.-Л., 1939), с. 153-155. — МИТТ, т. I; «Гардизи. Зайн ал-Ахбар» (перевод В.В. Бартольда), в В.В. Бартольд, Сочинения, т. VIII (М., 1973), с. 41-42.

[3] Подробный анализ огузских генеалогических легенд дан в С.Г. Агаджанов, Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв. (Ашхабад, 1969), с. 122-123.

[4] Там же, с. 127-128.

[5] С. MacKerras, The Uighur Empire. According to the Tang Dynastic Histories (Canberra, 1972), c. 54-69 (переводы сведений об уйгурах из обоих историй династии Тан).

[6] Б.Е. Кумеков, Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам (Алма-Ата, 1972), с. 41-42.

[7] С.Г. Кляшторный, Т.И. Султанов, Казахстан: летопись трёх тысячелетий (Алма-Ата, 1992), с. 116-117.

[8] Цит. по В.В. Бартольд, «Гузз», в Сочинения, т. V (М., 1968), с. 524.

[9] S.G. Klyashtorny, «The Terkhin inscription», Acta Orientalia Hungarica, XXXVI / fasc. 1-3 (1983), c. 345-349.

[10] См., например, С.П. Толстов, «Города гузов», Советская этнография (1947), №3, с. 79 (таблица).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки