главная страница / библиотека / обновления библиотеки
С.Г. АгаджановОчерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв.// Ашхабад: Ылым. 1969. 296 с.
Оглавление
Предисловие. — 5
Введение. Историографический обзор. — 8
Глава I. Историко-географический обзор страны огузов в X-XI вв. — 49Глава II. Общественный строй огузов и туркмен в X-XIII вв. — 36Глава III. Огузское государство Средней Азии в IX-XI вв. — 122Глава IV. Сельджукское движение в X — первой половине XI в. — 163Глава V. Огузы и туркмены в середине XI-XIII вв. — 211
Послесловие. — 258Библиография. — 268Условные сокращения. — 292
Предисловие. ^
Предлагаемая книга посвящена огузам и туркменам Средней Азии IX-XIII вв. 1 [1] Хронологические рамки монографии обусловлены не общей исторической периодизацией, а состоянием фактического материала. Работа охватывает время от первых упоминаний огузов в арабо-персидских источниках до постепенного исчезновения их имени со страниц истории Средней Азии после монгольского нашествия.
Огузские племена оказали большое влияние на ход исторических событий в Средней Азии и Восточной Европе в IX-X вв. Благодаря образованию в середине XI в. обширной державы сельджукидов 2 [2] огузы и туркмены стали играть важную роль почти на всем мусульманском 3 [3] Востоке. Появление сельджуков на мировой арене изменило, по образному выражению К. Маркса, все «отношения в Передней Азии» (253, с. 109). Главным образом это было связано с широким распространением при сельджукидах феодального института икта. «Только турки, — писал Ф. Энгельс, имея в виду сельджуков, — впервые ввели на Востоке в завоеванных ими странах нечто наподобие помещичьего феодализма» (467, с. 165).
Образование империи сельджукидов явилось крупным этапом в дальнейшем развитии феодальных отношений в Средней Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Закавказье и Малой Азии. Это грандиозное событие имело и другие важные объективно-исторические последствия для стран Востока. Туркмены и огузы, ушедшие в XI-XIII вв. в Закавказье и Малую Азию, приняли участие в формировании азербайджанского и турецкого народов. Огузские племена, оставшиеся в пределах Средней Азии, Ирана и Афганистана, явились важным слагаемым в консолидации туркменской народности. Значительные этнические группы огузского происхождения влились в состав казахов, узбеков, каракалпаков, башкир, татар. Огузская проблема имеет, следовательно, отношение к целому ряду тюркоязычных народов советского и зарубежного Востока. Разработка данной проблемы обретает большую значимость не только для истории Средней, но и Передней и Малой Азии.
Название «огуз» получило широкое распространение в Средней Азии начиная с IX-X вв. Очевидно, это было следствием разгрома огузами печенежского союза племён и образования державы сырдарьинских ябгу. В конце IX в. огузы нанесли печенегам при содействии хазар сокрушительное поражение и овладели их землями между Уралом и Волгой. С этой поры до середины XI в. политическая гегемония на обширном пространстве степной полосы Средней Азии находилась в руках огузских вождей.
Огузами в Средней Азии именовались тюркоязычные, преимущественно кочевые племена, жившие наиболее компактно в Прикаспии, низовьях Сыр-Дарьи и Приаралье 1. [4] Большинство этих племен входило в X-XI вв. в состав государства ябгу, столицей которого был г. Янгикент. Среди огузов, особенно кочевых и полукочевых, доминировал монголоидный расовый тип. Туркменами называлась лишь часть огузов, которая ассимилировалась с европеоидным, преимущественно ираноязычным населением Средней Азии. Название «туркмен» прилагалось также к отдельным, вероятно, метисированным этническим группам халаджей и карлуков (626; 627; 716).
Средневековые огузы и туркмены были довольно близкими, но не абсолютно идентичными народами. Огузов нельзя считать единственными предками современных туркмен, основное ядро которых сформировалось из тюркизированных потомков древнего индоевропейского населения степей и оазисов Закаспия. Однако этнические компоненты огузского происхождения сыграли чрезвычайно важную роль в формировании туркменской народности.
В публикуемой работе делается попытка выяснить ареал расселения, показать основные черты общественного и политического строя, проследить исторические судьбы огузов и туркмен Средней Азии в IX-XIII вв. 1 [5] Проблема образования туркменской народности, окончательное формирование которой выходит за хронологические рамки избранной темы, будет освещена нами в специальной монографии.
В ходе исследования проблем истории огузов и туркмен Средней Азии в IX-XIII вв. приходилось наталкиваться на серьёзные трудности. Главным образом это объясняется состоянием источниковедческой базы и неравномерной изученностью различных аспектов избранной темы. Особенно трудно было при освещении исторических судеб огузов и туркмен XI-XIII вв. ограничиться географическими рамками публикуемой книги. В рассматриваемый период не сложились ещё этнические и политические границы, которые существуют в настоящее время. Поэтому в работе используются наиболее характерные факты о туркменах и огузах Ирана, Сирии, Ирака, Закавказья и Малой Азии XI-XIII вв. Изучение этих фактов на основе сравнительно-исторического метода позволяет выявить общие закономерности в политическом и социально-экономическом строе огузов и туркмен исследуемой эпохи.
В издаваемой книге имена собственные, географические и другие термины даны без фонетической транслитерации по чисто техническим причинам 2. [6] Названия рукописных сочинений и отдельных публикаций на арабском, персидском и турецком языках приведены в русской транскрипции. Ссылки на использованную литературу и источники даны в самом тексте публикуемой монографии. Первая цифра в круглых скобках при этом означает порядковый номер помещённого в конце работы библиографического списка. Затем в ссылке указываются страницы, а римская цифра обозначает соответствующий том или выпуск использованной литературы и источников.
Считаю приятным долгом принести благодарность своим коллегам — сотрудникам Института истории им. Ш. Батырова АН ТССР, принявшим активное участие в обсуждении публикуемой книги. Особенно признателен А.А. Рослякову, способствовавшему пробуждению во мне ещё в студенческие годы серьёзного интереса к огузской проблематике. Глубокую благодарность выражаю научным сотрудникам ЛОИНА АН СССР В.А. Ромодину, С.Г. Кляшторному, К.Н. Юзбашяну и О.Г. Большакову за полезные советы при написании предлагаемой работы. Большую признательность выражаю В.И. Беляеву, Н.Д. Миклухо-Маклаю и О.Ф. Акимушкину за указание на списки ряда восточных историко-географических сочинений, хранящихся в ИНА АН СССР.
[1] 1 В настоящей работе не рассматривается вопрос о соотношении между огузами Средней и Центральной Азии, поскольку он выходит за рамки избранной темы. Исследование этой проблемы к тому же крайне осложняется из-за спорности вопроса об этно-политических связях между огузами, токуз-гузами и уйгурами. В исторической литературе на этот счёт имеется немало различных взглядов, но нет общепринятой точки зрения (545; 589; 594; 621; 632; 707).[2] 2 В публикуемой книге термином «сельджукиды» обозначается династическая фамилия, под управлением которой находились племена сельджуков. Последнее название прилагается к объединению племён, основное этническое ядро которого состояло из огузов и туркмен.[3] 3 Данный термин употребляется нами не в узком религиозном, а широком культурно-политическом значении. Географически он распространяется на страны, некогда входившие в состав арабского халифата (ср. 725, с. 6).[4] 1 Резюмируемая ниже точка зрения о соотношении терминов «огуз» и «туркмен» более подробно изложена автором в его статьях и научных докладах, Попытка осветить этногенез огузов и туркмен сделана нами в специальном докладе на первом Всесоюзном совещании о происхождении туркменского народа (в соавторстве с А.А. Росляковым и А.К. Каррыевым). Основные проблемы этнической истории огузов рассмотрены автором в докладе на тюркологической конференции, состоявшейся в июне 1967 г. в Ленинграде (см. 21; 25; 26; 196).[5] 1 В издаваемую работу не включена глава о восстании огузов весной 1153 г. против сельджукидских властей Хорасана. Данный вопрос был рассмотрен автором в его кандидатской диссертации, подготовленной к изданию отдельной книгой.[6] 2 По этой же причине не удалось правильно набрать названия отдельных работ на иностранных языках, особенно на турецком, а также некоторые буквы арабского шрифта.
наверх |