● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

А.Р. Канторович, В.Р. Эрлих. Бронзолитейное искусство из курганов Адыгеи. М.: ГМВ. 2006. А.Р. Канторович, В.Р. Эрлих

Бронзолитейное искусство из курганов Адыгеи.

// М.: ГМВ. 2006. 232 с. ISBN 5-9900336-9-9

 

К 25-летию Кавказской археологической экспедиции
Государственного музея Востока.

 

аннотация: ]

В монографии-каталоге рассматривается феномен декоративно-прикладного искусства меотов — древних племён, населявших территории современной Адыгеи и Прикубанья в эпоху раннего железного века. В каталог вошло 175 произведений древнего бронзолитейного искусства VIII-III вв. до н.э., хранящихся в Государственном музее искусства народов Востока и Национальном музее Республики Адыгея. Большая часть экспонатов публикуется впервые. Особое место в книге уделено истокам формирования мотивов меото-скифского звериного стиля, который ярко проявился в изделиях из бронзы, прежде всего деталях конской упряжи. Публикуемые шедевры декоративного искусства как нельзя ярче отражают высокий уровень коллективного эстетического сознания, а также сложное мировоззрение древнего населения Северо-Западного Кавказа.

 

Фотограф: Е.И. Желтов. Рисунки в тексте: Н.С. Сурвилло.

Реставраторы: А.П. Белкин, Н.С. Шемаханская, Н.Г. Зайцева, Д.А. Иванов, Н.И. Виноградская, В.Н. Даркевич.

Макросъёмка: С.А. Орлов.

Каталог составлен при участии А.А. Кодовой и Ф.К. Джигуновой (НМРА).

 

Содержание

 

Введение. — 6

 

Глава 1. Северо-Западный Кавказ в раннем железном веке (В.Р. Эрлих).

1.1. Меотская культура: история изучения и основные характеристики. — 8

1.2. Проблемы периодизации меотской археологической культуры. — 12

1.3. Протомеотский период. (IX) VIII — первая половина VII вв. до н.э. — 14

1.4. Меото-скифский этап. Середина VII — IV вв. до н.э. — 17

1.5. Меотские святилища. — 20

 

Глава 2. Произведения бронзолитейного искусства меотов VIII-III вв. до н.э.

2.1. К вопросу о технике и технологии художественного литья из бронзы (А.Р. Канторович, В.Р. Эрлих). — 27

2.2. «От геометризма к зооморфизму». Памятники древнемеотского искусства VIII — первой половины VII вв. до н.э. (В.Р. Эрлих, А.Р. Канторович). — 32

2.3. Бронзолитейное искусство Прикубанья скифского времени (А.Р. Канторович). — 37

2.3.1. Взаимоотношения меотской и скифской культур. Феномен скифского звериного стиля. — 37

2.3.2. Скифо-меотское бронзолитейное зооморфное искусство как компонент прикубанского локального варианта скифского звериного стиля. — 45

2.3.3. Антропоморфные образы в бронзолитейном искусстве Прикубанья (А.Р. Канторович, В.Р. Эрлих). — 105

 

Заключение. — 108

 

Каталог. — 109

[Эпоха поздней бронзы. Прикубанский очаг металлообработки (Кат. 1-8). — 109]

[Протомеотская группа памятников (Кат. 9-40). — 110]

[Меото-скифский период (Кат. 41-138). — 117]

Приложение [Табл. 1, результаты анализов]. — 145

 

Список иллюстраций [в тексте, 1-16]. — 146

Литература. — 147

Список сокращений. — 160

Альбомная часть. — 161

 


 

Введение.   ^

 

Северо-Западное Предкавказье, к которому относятся территории Краснодарского края и Республики Адыгея — уникальный по своим природно-климатическим и ландшафтным характеристикам регион. Морское побережье, бескрайние равнинные пространства, живописные предгорья — все эти природные зоны издавна были обжиты человеком, оставившим нам, потомкам, творения своих рук. Это мегалитические сооружения на склонах гор — дольмены, курганы равнин, остатки древних городищ на высоких речных террасах.

 

Мировую известность получили знаменитые шедевры древнего искусства, выполненные из золота и серебра, происходящие из древних курганов Адыгеи скифского времени — Келермесских, Ульских и Уляпских. Хрестоматийными стали пластина в форме хищника, секира, меч и зеркало, украшенные разнообразными антропоморфными и зооморфными изображениями из Келермесских курганов, ритон в виде протомы Пегаса из Уляпских курганов, пластина в форме оленя из кургана у станицы Костромской. Они являются достоянием центральных музеев России, таких как Государственный Эрмитаж, Государственный Исторический музей, Государственный музей Востока.

 

Блестящие находки из Адыгеи вошли во множество каталогов, энциклопедий и других изданий, посвящённых древнему искусству. Золотые и серебряные произведения древних художников (ювелиров и торевтов) всегда были объектом пристального внимания археологов и искусствоведов, которые сумели выделить среди них изделия ассирийских, закавказских (урартских), древнеиранских и греческих мастеров. Эти уникальные вещи попадали на Северный Кавказ, как правило, как дары вождям местных племён.

 

Цель настоящего издания — обратить внимание на феномен местного древнего декоративно-прикладного искусства, который, прежде всего, проявился в художественном литье меотов — древних племён, населявших территории современной Адыгеи и Прикубанья в эпоху раннего железного века.

 

Меотами древние греки, начиная с VI в., до н.э. называли племена, жившие на Северо-Западном Кавказе и вокруг Меотиды (Азовского моря). В состав меотских племён входили далёкие предки многих современных народов Северного Кавказа, и прежде всего адыгов.

 

Творчески переработав скифские и кавказские (колхидо-кобанские), а также переднеазиатские и греческие художественные традиции, меотские мастера в V-IV вв. до н.э. создали свой неповторимый «скифо-меотский», или «прикубанский» звериный стиль. Подавляющее большинство предметов декоративно-прикладного искусства меотов, дошедшее до наших дней, изготавливались в технике литья по восковой модели; на воск, как правило, наносились и детали изображений. Эти изделия украшены изображениями, выполненными в основном в выпуклом низком рельефе, реже объёмно (пластически). Ряд деталей мог выполняться и в углублённом рельефе. Глиняная форма-матрица восковой модели разбивалась после заливки бронзы, поэтому каждое отлитое изделие уникально.

 

Хронологически настоящее издание охватывает древнемеотский и меото-скифский период (VIII-IV вв. до н.э.). В книге на примерах произведений древнего искусства демонстрируется переход от геометрических композиций древнемеотского периода к зооморфным, формирование «меотского» звериного стиля, что, скорее всего, отражает и изменения в духовной культуре местных племён. Особое место уделено истокам мотивов звериного стиля, так называемого «прикубанского барокко», который ярко проявился в IV в. до н.э. в изделиях из бронзы, прежде всего в деталях конской упряжи (на псалиях, налобниках, наносниках, бляхах), а также в культовых деталях — навершиях. Этот стиль

(6/7)

характеризуется витиеватыми, сложными и многообразными зооморфными композициями. Именно эти шедевры декоративного искусства как нельзя ярче отражают высокий уровень коллективного эстетического сознания, а также развитое мировоззрение древнего населения Северо-Западного Кавказа.

 

Авторы надеются, что аналитическая публикация произведений искусства древних северокавказских мастеров послужит делу охраны памятников истории и культуры, в очередной раз привлечёт внимание современных народов Северного Кавказа к наследию своих далеких предков, создавших замечательные шедевры, которыми могут гордиться их потомки.

 

Мы выражаем искреннюю признательность Институту «Открытое общество», дирекции и сотрудникам Национального музея Республики Адыгея, Государственного музея Востока и его Северокавказского филиала в г. Майкопе за содействие в реализации нашего проекта.

 


(/108)

Заключение.   ^

 

Завершая характеристику художественных бронз, обнаруженных на территории современной Адыгеи, мы ещё раз хотим отметить, что бронзолитейное искусство здесь имеет длительную традицию, уходящую своими корнями в эпоху бронзы. Художественная обработка металла здесь известна уже в эпоху ранней бронзы (III тыс. до н.э. — майкопская культура). Во второй половине второго тысячелетия до н.э. на Северо-Западном Кавказе функционирует Прикубанский очаг металлургии и металлообработки, где сформировались навыки обращения с цветным металлом, которые успешно были применены уже при переходе к раннему железному веку — в протомеотский период. В этот период — период формирования меотской культуры — появляются первые шедевры бронзолитейного искусства, виртуозно выполненные с применением восковой модели в духе декоративного геометризма. Однако уже на древнейшей стадии меотского искусства мы можем проследить ряд зооморфных образов (голова хищной птицы, лошадь и др.), некоторые из них получили своё дальнейшее развитие в последующий — меото-скифский период.

 

В этот период в регионе Прикубанья, с одной стороны, сформировался один из локальных вариантов художественного направления, именуемого «скифским звериным стилем», с другой — этот район был перекрестком культурных влияний, создавших совершенно неповторимое сочетание образов и стилистических приёмов (Переводчикова, 1994, с. 157-170). На стадии раннего развития звериного стиля, в VII-VI вв. до н.э., данный регион мало чем отличается от северопричерноморского и лесостепного днепровского районов распространения скифского звериного стиля. Более того, именно на Кубани обнаруживаются эталонные произведения данного художественного направления на его ранней стадии (не всегда, впрочем, созданные именно местными мастерами). Однако в дальнейшем, начиная с V в. до н.э. зооморфное искусство Прикубанья начинает существенно отличаться от степного северопричерноморского, лесостепного приднепровского и донского и тем более поволжско-уральского. И это своеобразие особенно отчётливо даёт о себе знать в прикубанских художественных бронзах.

 

Прикубанский вариант звериного стиля прекращает своё существование вместе со всем скифо-сибирским звериным стилем, исчезнувшим как художественная тенденция в конце IV — начале III вв. до н.э. Исследователи продолжают спорить о том, было ли это следствием вырождения стиля под напором инокультурного, прежде всего греческого влияния, его постепенной трансформации в сарматский стиль или просто неожиданным исчезновением (при наличии значительных резервов развития) вместе со всей культурой скифского типа, ликвидированной в результате сарматской экспансии или природных катаклизмов, имевших место в восточноевропейской степи. Все вышесказанное относится и к скифо-меотскому искусству, с той разницей, что его исчезновение не сопровождалось гибелью меотской культуры, которая, хотя и подвергалась сарматизации, продолжала существовать, как уже сказано, вплоть до IV в. н.э.

 

В постскифское время в меотской культуре зооморфное искусство, в том числе бронзолитейное, продолжало существовать, но это было искусство совершенно иного стиля. Известны и антропоморфные мотивы, в частности, в бронзе. Однако характеристика этих произведений находится за рамками данной работы.

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки