А.М. Хазанов
Золото скифов.
// М.: «Советский художник». 1975. 144 с.
Оглавление
Примечания. — 136 [разнесены по разделам]
Карта на стр. 5.

Заключение. ^
Эпоха, в которую жили скифы, время, когда они достигли своего могущества, затем период их упадка и полного исчезновения с исторической арены отделены от нас двумя с половиной тысячелетиями.
И всё же скифское искусство не умерло полностью. Не только потому, что оно способно восхищать и трогать до сих пор. Не только потому, что присущие ему беспокойство и напряжённость, в чем-то созвучны нашей эпохе.
С течением веков отдельные его сюжеты, мотивы возрождались в искусстве самых различных стран и народов. Известный русский археолог В.А. Городцов ещё в начале века обратил внимание на то, что в древнерусских вышивках отчётливо прослеживаются скифские элементы — фигуры некоторых животных, богиня с поклоняющимися ей воинами, символы солнца. [51] Росписи склепов Неаполя Скифского имеют много общих стилистических элементов с древнерусским и украинским прикладным искусством. [52]
И Русь не являлась исключением. В эпосе средневековых кочевников Евразии иногда проскальзывают черты, роднящие его со скифскими героическими преданиями. Подобные примеры сохранения или неожиданного возрождения мотивов скифского искусства можно проследить на обширнейшей территории от Кавказа до Скандинавии, от Европы до отдаленных уголков Азии.
Да и само имя скифов прочно сохранилось в памяти человечества. Недаром много веков спустя, после того как скифы исчезли с исторической арены, земли, где они некогда обитали, в Европе по-прежнему звали Скифией. А искусство этого давно исчезнувшего народа, вернувшееся к жизни через тысячелетия, стало залогом его бессмертия.
(/138)
|