главная страница / библиотека / обновления библиотеки
В.И. Гуляев, Е.И. СавченкоРоговой гребень скифского времени
|
Рис. 2. Общий вид гребня с фигурой гепарда.(Открыть Рис. 2 в новом окне) |
Рис. 3. Прорисовка изображения на гребне.(Открыть Рис. 3 в новом окне) |
шего на лапы (рис. 2; 3). Ухо зверя частично обломано, и поэтому о его форме судить нельзя. Хвост, бедро, грудь и кончики лап покрыты циркульным орнаментом с точкой в центре. Точно так же обозначен и глаз. Пасть широко открыта, оформлена вытянутым горизонтальным полуовалом, зубы и клыки намечены очень схематично — прямой горизонтальной линией с тремя кружками. Кончик хвоста украшен головкой хищной птицы или орлиноголового грифона. Резной линией показана щель клюва, намечен глаз. По центру крупа зверя просверлено круглое сквозное отверстие, видимо, для подвешивания.
И по своей необычайной изобразительной манере, и по общему содержанию (гепард) этот предмет является уникальным для скифского искусства степи и лесостепи V-IV вв. до н.э. Во всяком случае сколько-нибудь близких аналогий нашему
хищнику мы пока не знаем. Следует также отметить и тот факт, что ближайшей географической областью, где водятся гепарды, являются пустыни и полупустыни Средней Азии.
Однако это не означает, что гребни, хотя и с иными оформлением и изобразительными мотивами, являются редкой находкой в курганах Европейской Скифии между Доном и Дунаем. Правда, в силу плохой сохранности органики в скифских могилах (дерево и кость часто не доходят до нас) археологи находят обычно только металлические (золото, серебро) обкладки верхних частей этих предметов. Зооморфные золотые пластины, игравшие роль таких обкладок, были найдены на Среднем Дону дважды: в кург. №11 группы «Частые курганы», раскопки ВУАК 1915 г. (Замятин [Замятнин] С.Н., 1946, с. 45) и в кург. №32/32 у с. Мастюгино, раскопки П.Д. Либерова 1958 г. (Либеров П.Д., 1965, с. 22, табл. 33, 9).
Однако следует заметить, что реконструкция, предложенная для обоих среднедонских гребней П.Д. Либеровым в 1960-х годах, носит чисто умозрительный характер, так как никаких следов рабочей части предметов (неизвестно даже, костяных или деревянных) найти в ходе раскопок не удалось.
Золотые обкладки гребней (с последующей и опять-таки умозрительной реконструкцией вещи в целом) известны также в «царских» скифских курганах Гайманова Могила и Куль-Оба (Толочко П.П., Мурзин В.Ю., 1991, с. 123). Великолепный золотой гребень со сценой сражения между конными и пешими скифами был найден в Солохе (Манцевич А.П., 1987, с. 58, 59).
Костяной гребень (к сожалению, без изображения самого предмета) упомянут в публикации вещей из Малого Чертомлыка, где в женском погребении находились также золотые калачиковидные серьги с ложной зернью, бусы, перстни и чернолаковая греческая чаша середины — третьей четверти V в. до н.э. Б.Н. Мозолевский датирует данный комплекс последней четвертью V в. до н.э. (Мозолевский Б.Н., 1987, с. 63).
Роговые гребни с фигурами животных, но выполненные в совершенно иной стилистической манере, известны в ранних (VII-VI вв. до н.э.) погребениях Тувы (Грач А.Д., 1980, с. 127, 128, 248).
В специфических природных условиях Горного Алтая, прежде всего в ледяных гробницах Пазырыка, где прекрасно сохраняется органика, находки деревянных и роговых гребней встречаются довольно часто — как в рядовых погребениях, так и в курганах местной знати. Однако все эти предметы не имеют зооморфного оформления (Полосьмак Н.В., 1994, с. 37). Один такой гребень был обнаружен в Улатомском [Улангомском] могильнике в Западной Монголии. Многочисленные находки костяных гребней происходят из могильников тагарской культуры Южной Сибири.
«И гребни, и зеркала, найденные в погребениях, — отмечает Н.В. Полосьмак, — не были только утилитарно используемыми предметами, они считались обладающими магической силой. Так, в фольклоре угорских народов расчёсывание лесной богиней волос гребнем символизирует изобилие зверей и рыб... Семь гребней было традиционным атрибутом тюркской богини-матери Умай. В.Д. Кубаревым в Кош-Агачском районе республики Алтай у родоновых источников обнаружены десятки деревянных и костяных гребней, оставленных с целью избавления от болезней...» (Полосьмак Н.В., 1994, с. 37).
В Древней Руси (XI-XIII вв.) бронзовые модели гребешков часто использовались в качестве амулетов-оберегов. «Включение изображения гребня в состав оберегов вполне естественно, — пишет Б.А. Рыбаков, — так как этот предмет прямо связан с гигиеной, а следовательно, со здоровьем и жизнью человека» (Рыбаков Б.А., 1987, с. 544).
Мы не знаем, насколько правомерным будет сопоставление гребней скифской эпохи со славянскими гребешками-оберегами, но общность некоторых важных идеологических представлений у этих разных народов, живших в совершенно разное время, также несомненна.
Список литературы. ^