главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
М.П. ГрязновПервый Пазырыкский курган.// Л.: Гос. Эрмитаж, 1950. 92 с.
I. Раскопки кургана и находки в нём.
Раскопки кургана в Шибе, расположенного в солнечной, хорошо прогреваемой долине, показали, что мерзлота не распространяется за пределы каменной насыпи кургана и что само образование её обусловлено этой насыпью. Стало ясно, что в широтах Алтая можно встретить наличие мерзлоты и, следовательно, прекрасно сохранившееся погребение под каждым большим каменным курганом. Для дальнейших исследований больших курганов был избран другой пункт — курганы в Пазырыке. При раскопках в Шибе большие трудности представили работы в мёрзлом глинисто-щебнистом грунте, в Пазырыке же, по имевшимся сведениям, грунт был песчаный и можно было ожидать более благоприятные условия образования мерзлоты, так как пазырыкские курганы находятся на высоте в полтора раза большей, чем шибинские, в местности с более суровым высокогорным климатом. Это и послужило поводом для перенесения работ из Шибе в Пазырык. Выбор оказался удачным.
Пазырык — это небольшая сухая ложбина древнего ледникового происхождения, устьем своим открывающаяся в долину р. Ян-Улаган (Восточный Алтай, в 80 км к ЮЮВ от Телецкого оз.). Здесь, на высоте 1600 м над у.м., находилось пять больших каменных курганов, расположенных цепочкой по линии с Ю на С. Раскопан самый большой из них, занимавший центральное положение в цепочке. Насыпь его представляла собой огромную кучу камня, относительно невысокую с пологими склонами, диаметром в 47 м, высотой 2.2 м. На сооружение её употреблено около 1800 куб.м камня. Таков современный вид кургана. Первоначально же он был иным. Как показали раскопки, вокруг могилы был выложен из крупных камней барьер высотой несколько более 40 см. Огороженное таким образом пространство в виде круга диаметром в 34 м было завалено затем Рис. 1. План и разрез кургана.(Открыть Рис. 1 в новом окне)
камнем. Получился каменный холм высотой около 4 м с отвесными стенками по краям. Со временем камень развалился, насыпь стала ниже, шире, с пологими склонами — приобрела современный вид (рис. 1 и табл. I, 1). Могила находилась почти точно в центре кургана. Это была большая квадратная яма, размерами 7.2×7.2 м. у поверхности почвы и несколько меньше на дне, глубиной в 4 м со сложным деревянным сооружением на дне. В южной половине ямы на тонком слое мелких камней помещался сруб из девяти венцов толстых плах, с бревенчатым потолком. Внутри сруба настлан пол из таких же толстых плах. Этот сруб накрыт другим срубом, бóльших размеров, с бревенчатыми стенами в одиннадцать венцов, с бревенчатым же потолком и представлял собой закрытое помещение без окон и дверей, с двойными стенами и потолком. Промежутки между стенами внутреннего и наружного срубов были заполнены мелкими камнями. Оба сруба сделаны весьма тщательно из гладко отёсанных и плотно пригнанных друг к другу плах и брёвен, но все стены были разных размеров, и сруб имел форму неправильного, косоугольного четыреугольника. Сруб просторный, но низкий. Внутренняя площадь его 16 кв.м, высота — 1.4 м.
Потолок сруба покрыт сверху тонким слоем стеблей курильского чая (кустарник из семейства розоцветных), затем в несколько слоёв большими листами берёсты, опять слоем стеблей курильского чая и, наконец, в несколько рядов лиственничной корой. Первоначально это многослойное покрытие было толщиной около полуметра, со временем же оно спрессовалось и превратилось в плотный слой толщиной в 7-10 см.
По бокам сруба, вдоль его длинных (южной и северной) сторон, стояло по три толстых столба с желобообразными вырубками на верхних концах, а на них уложены три такие же толстые балки. Поверх этих балок могила была заложена брёвнами. Балки, покоящиеся на столбах, должны были предохранить сруб от давления лежащей над ним толщи брёвен, земли и камня (табл. II, 1).
Северная часть могильной ямы оставалась не занятой срубом. Здесь были погребены кони. Они были уложены прямо на дно ямы, покрытое лишь тонким слоем мелких камней. Сверху они покрыты толстым слоем перемежающихся пластов стеблей курильского чая, берёсты и лиственничной коры.
Выше сруба и лошадей могильная яма была заложена по всей своей площади длинными, шестиметровыми брёвнами, заполнявшими яму, повидимому, до самого верха, на что употреблено свыше 300 брёвен (табл. I, 2). Сверху могила была засыпана вынутой из ямы при её рытье землёй, образовавшей небольшой холм, и уже затем над могилой сооружена каменная насыпь. Под тяжестью земли и камня заполнение могилы со временем уплотнилось, и земля, насыпанная над могилой, опустилась в могильную яму на глубину до 0.7-1.4 м.
Могила устроена так глубоко, так прочно и крепко укрыта, вероятно, для того, чтобы предохранить её от расхищения и осквернения злоумышленниками. Но погребённые в могиле с умершим ценности были, видимо, так велики, что ни трудности работ по прорытию и прорубанию хода в могилу, ни опасности этого предприятия не остановили искателей богатств. Вскоре же после сооружения, быть может в тот же год, могила была ограблена.
Хорошо знакомые с устройством могилы и с расположением погребённых в ней предметов, грабители вырыли по средине кургана широкий колодец, колодцем же прорубили в заполняющих могилу брёвнах вертикальный ход, размерами 2.6×1.2 м, почти точно над срединой сруба. Достигнув потолка сруба, они прорубили в нем небольшое круглое отверстие (табл. III, 1), достаточное лишь для того, чтобы пролезть в него (40×60 см). Проникнув, таким образом, в погребальную камеру, грабители полностью её опустошили, вытащив оттуда все вещи наверх, чтобы на свету можно было, ничего не пропустив, снять с них мелкие золотые и оловянные украшения.
Закончив расхищение погребальной камеры и зная, что в северной части могилы погребены кони с большим количеством покрытых золотом и оловом украшений, грабители стали рубить северную стену сруба. Им удалось прорубить широкий ход в стене внутреннего сруба, выбросить камни из промежутка между стенами срубов и надрубить первое бревно наружного сруба (табл. III, 2). На этом закончилась разрушительная работа грабителей. Видимо, им кто-то помешал, и они ушли, оставив непотревоженной эту часть могилы.
Некоторые наблюдения позволяют установить время года, когда было совершено погребение и когда оно разграблено, что даёт возможность объяснить дальнейшую судьбу могилы.
В погребальной камере найдены небольшие кольца, свитые из болотного растения пушицы, а среди корьевого покрытия конского захоронения пучок такой травы. Ботаник В.А. Петров определил по состоянию колосков, что в обоих случаях трава эта сорвана осенью, около сентября. Состояние волосяного покрова трупов лошадей, по определению проф. В.О. Витта, указывает также на то, что кони были убиты осенью. [13] Наконец, наличие на копытах лошадей кольца с обеднённым роговым слоем свидетельствует, по заключению проф. А.Ю. Тарасевича, о пережитом ими
периоде недостаточного питания за пять месяцев до смерти. Так как на Алтае периодом бескормицы обычно бывает апрель, когда снег начинает таять и образуется гололедица, то погребённые в Пазырыке кони должны были быть убиты около сентября. Так тремя разными способами устанавливается время года, когда совершены были похороны в Пазырыкском кургане.
В сентябре в Пазырыке ежедневно бывают сильные утренние заморозки. Поэтому в те несколько дней, когда могила была открытой при подготовке её для совершения в ней погребения и при устройстве сложного внутримогильного сооружения, всё находившееся в ней замёрзло, так как морозный ночной воздух, как более тяжёлый, свободно туда затекал, а косые лучи низкого осеннего солнца не могли проникнуть в глубокую яму и отогреть её. Могила была зарыта замёрзшей, хотя и не в сильной степени, так как окружающая могильное сооружение земля не успела промёрзнуть.
Грабители оставили могилу открытой. После их ухода крутые стенки прорытого ими колодца стали обваливаться. В погребальную камеру через отверстие в потолке стали сыпаться камни и земля, образовавшие конусообразную кучу, вершиной своей упирающуюся в отверстие на потолке. Сначала сыпались только земля и камни, но через некоторое время туда стал попадать и снег. Его прослойки в верхней части кучи спрессовались затем и превратились в плотный лёд. Ещё позже в камеру проникла вода в большом количестве, но постепенно. Растекаясь по полу камеры, она замерзала и сковывала в монолитную ледяную массу всё, что находилось в камере. За-
тем был случай, когда в могилу затекло сразу большое количество тёплой воды, которая не сразу замёрзла. Лежавший на дне камеры толстый слой льда всплыл тогда наверх, поднявшись на 5 см над полом, всплыл вместе с вмерзшими в него разбросанными на полу обрубками брёвен, щепками, камнями и оставленными грабителями некоторыми предметами, вместе с огромной деревянной колодой. В дальнейшем грабительский ход завалился, на поверхности кургана осталась лишь широкая плоская впадина диаметром около 20 м, глубиной в 40 см.
Восстановив, таким образом, последовательность заполнения грабительского хода, можно сделать заключение и о том, в какое время года совершено разграбление могилы. После ухода грабителей некоторое время не было дождей, потом начались снегопады и только после этого в могилу стала проникать в большом количестве вода, вероятно, от таяния снега, а затем и дождевая. Отсюда следует, что разграбление произведено поздней осенью или зимой. После грабителей могила простояла открытой значительную часть зимы или всю зиму и на этот раз сильно промёрзла и не оттаивала до момента раскопок. Таким образом, разграбление могилы способствовало быстрому её замерзанию и, следовательно, хорошей сохранности находившихся в ней предметов. Сохранение и дальнейшее накопление мерзлоты вокруг погребения стало возможным благодаря наличию над могилой большой каменной насыпи. Под грудой рыхло набросанного камня резко изменился температурный режим земли. Зимой морозный воздух свободно проникал между камнями и замораживал под ними землю. Летом же солнце не могло прогреть насыпь, так как масса свободно лежащих камней плохой проводник тепла, а тёплый летний воздух не мог опуститься вниз по порам насыпи, так как они были заполнены более тяжёлым холодным воздухом. Под каменной насыпью, при достаточных её размерах, земля неминуемо должна была замёрзнуть и сохранять низкую температуру веками. Через какое-то количество лет под насыпью Пазырыкского кургана слой мерзлоты должен был достигнуть дна могилы и глубже, независимо от того, в тёплое или холодное время года сооружена могила и совершено её ограбление, но до того как слой мерзлоты достиг бы дна могилы, в ней начались бы процессы разложения. Осенне-зимнее время похорон и разграбления способствовало, таким образом, быстрому замерзанию могилы и, следовательно, хорошей сохранности погребения. [14] Раскопки Пазырыкского кургана протекали в необычных для археолога условиях. Работа в мёрзлом грунте, в заполняющем могилу чистом льде, в массе прекрасно сохранившихся брёвен, требовала особых приёмов. Не лопата, нож и кисть, а топор, ведро и тёплая вода были основными орудиями работы.
При разборке каменной насыпи кургана в ней были обнаружены остатки старых теленгетских погребений, раскопанных экспедицией Русского Музея ещё в 1924 г., и очень незначительные остатки некоторых случайно попавших сюда уже после сооружения могилы предметов. Интересна лишь находка шляпки медного гвоздя, о которой будет сказано ниже.
В верхних горизонтах заполняющей могильную яму земли находок не было. Начиная с глубины около 50 см. от уровня почвы, земля была замёрзшей, и здесь стали попадаться отдельные предметы. Это были деревянные орудия или части приспособлений, употреблённые при сооружении могилы и брошенные затем на месте работ вследствие поломки или по миновании в них надобности. Здесь были — обломок деревянной лопаты (табл. IV, 3), четыре сломанных кола, обломок колотушки для забивания кольев и обломок части арбы. Подобного же рода предметы находились поверх заполняющих могилу брёвен и среди брёвен верхнего ряда. Они были уложены, как и брёвна, по направлению З — В. Здесь были два ярма, две части арбы, клин, три кола, две палки с заострённым концом, обрубки шестов и жердей и другие. Все эти предметы, а также и брёвна, были скованы льдом и полностью сохранили свой первоначальный вид. Древесина сохранила свой цвет, крепость и смолистый запах. На слегка лишь потемневшей поверхности предметов отчетливо видны все мельчайшие детали следов обработки предмета и его употребления в работе. Также идеально сохранилось дерево и деревянные изделия, находившиеся ниже в самой могиле.
Погребальная камера оказалась до самого верха заполненной льдом, но лёд был не плотный. Количество воды, проникшей в камеру, было меньше объёма сруба, и первоначально в камере оставалось некоторое свободное воздушное пространство. Лёд постепенно испарялся и вновь осаждался, образуя кристаллы на потолке и стенках сруба. Со временем почти вся масса льда несколько раз переходила из твёрдого состояния в парообразное и обратно, в результате чего лед стал зернистым или пористым, и объём его увеличился, таким образом, до размеров камеры. Такой зернистый лёд легко поддавался лопате, и через несколько часов после снятия потолка основная масса его была удалена из камеры. Осталось лишь небольшое количество льда по стенам и на полу. Этот лёд осторожно выбирался с помощью ножа, а частью сам растаял.
В погребальной камере, как уже упоминалось, грабители оставили очень немного вещей. Прежде всего они принялись, повидимому, за гроб, стоявший вдоль южной стены сруба. Это была огромная колода, выдолбленная из ствола вековой лиственницы (табл. V, 2). Из другого такого же ствола была сделана крышка для неё. Колода, длиною в 3.7 м, шириной около 80 см и высотой около 70 см, была тщательно обработана по всей поверхности. На закруглённых её концах сделано по паре проушин, видимо, для продевания арканов при её транспортировке и при спуске в могилу. Для закрепления крышки на концах её и в соответствующих местах колоды выдолблено по паре отверстий, в которые вставлялись, вероятно, медные болты, похищенные грабителями. Вся внешняя поверхность колоды и крышки была оклеена узкими полосками тонкой кожицы молодых берёзок, имевших в своё время красивый жёлто-коричневый цвет. Борта колоды были украшены, кроме того, наклеенными на них изображениями петухов, вырезанными из кожи и покрытыми листовым оловом (табл. V, 3). На торцовых сторонах колоды было по два таких изображения, на продольных — по десять. Однако сохранились изображения только на южной и торцовых сторонах колоды, обращённых к стенам сруба, а остальные, видимо, похищены грабителями ради покрывавшего их олова.
Грабители отодрали крышку, от колоды, повредив её на одном конце несколькими ударами топора. Погребённый в колоде (или погребённые?) был, очевидно, одет в богатые одежды с большим количеством ценных украшений, и, чтобы удобнее было снять эти ценности, его вытащили из могилы наверх целиком вместе с одеждами, и потому от него не сохранилось в могиле никаких остатков. Также и все другие предметы, находившиеся в колоде, похищены грабителями. В колоде обнаружено лишь несколько мелких обрывков от настенного войлока, о котором скажу дальше, несколько обрывков позолоты и три маленьких, вырезанных из толстой кожи и покрытых золотом, скульптурных изображения головы горного козла (табл. IV, 5, 6). Опустошив колоду, грабители бросили на неё крышку обратно, в перевёрнутом виде, чтобы она не мешала их действиям в камере (табл. II, 2).
От богатого и пышного в своё время убранства погребальной камеры осталось очень немного. На полу сохранились куски войлока, которыми были завешены стены. Это была широкая полоса толстого тёмнокоричневого войлока с узорной каймой наверху, сшитой из тонкого, как фетр, разноцветного войлока (табл. V, 1). На белом фоне помещены чередующиеся красные и синие изображения головы тигра в профиль, а по краям каймы орнамент из чередующихся групп белых, красных, синих и жёлтых треугольников. Войлок был прибит к стене деревянными и медными гвоздями. Деревянные гвозди — это простые, заострённые лучинки. Часть их осталась в стене, часть была вырвана грабителями вместе с войлоком и находилась на полу. Медные гвозди представляли собой массивные стержни длиной около 10 см., с широкой круглой шляпкой. Медь представляла ценность для грабителей, и они не оставили без внимания ни одного гвоздя. Часть гвоздей им удалось выдернуть целиком, и в стене в этих местах остались лишь отверстия, окружённые медной зеленью, но некоторые гвозди держались так крепко, что грабители смогли только отломить их верхнюю часть со шляпкой, стержни же остались в стене. Все эти целые гвозди и шляпки от оставшихся в стене грабители забрали с собой, но случайно одну шляпку потеряли наверху. Мы нашли её в самом начале раскопок в каменной насыпи. Она точно подошла в изломе к одному из вынутых нами из стены стержней (табл. IV, 4).
Кроме остатков настенного войлока, на полу сохранилось ещё несколько предметов. Из них интересны три кольца, сшитые из тонкого цветного войлока, три таких же кольца, свитых из травы, и кожаные узелки. Кольца имеют вид калачиков диаметром около 15 см. Как теперь выяснилось при раскопках второго кургана, они служили подставками для неустойчивых сосудов со сферическим дном. Полностью сохранившийся узелок представлял собой лоскуток кожи с завёрнутым в него пучком волос, возможно человеческих, завязанный тонким ремешком. Назначение других предметов неясно. Это были 3 узких ремешка, обрывки кожи и шерстяного шнура, мелкие кусочки листового золота, обломки деревянных палочек. Следует отметить ещё лежавшие в анатомическом порядке хвостовые позвонки барана. Это, очевидно, остатки положенного в могилу курдюка барана.
Более интересные вещи обнаружены в куче земли и камня, навалившихся в грабительский ход. После ухода грабителей на насыпи кургана остались брошенные ими поломанные предметы, с которых они содрали ценные украшения из золота и олова. Некоторые из этих предметов свалились обратно в могилу вместе с камнями и землёй. В куче земли под грабительским ходом оказалась деревянная ножка столика с рельефными украшениями, подражающими украшениям, выточенным на станке (табл. IV, 7). Округлые рёбра ножки оклеены, как и колода, кожицей молодых берёзок, а острые, повидимому, были покрыты золотом, которое снято грабителями. Там же была длинная гладко выстроганная палочка, длиной в 102 см., и деревянная подушка (табл. IV, 8).
Замечательна находка здесь же рукоятки бронзового кельта (табл. IV, 1, 2). Она сделана из сука ели с прилегающей к нему частью ствола, на клинообразно затёсанный конец которого насаживался бронзовый кельт со втулкой прямоугольного сечения. Это был рабочий инструмент без каких-либо украшений. Там, где рукоятку держала рука работавшего, поверхность её заполировалась, лоснится. Топор в работе сломался — переломилась рукоятка в том месте, где на неё был насажен кельт, и в том направлении, в котором инструмент испытывал наибольшее давление при работе (в направлении сзади наперёд, как это видно по характеру разрыва волокон древесины, а не в боковом направлении, что имело бы место при намеренной поломке рукоятки для снятия с неё бронзового кельта). Так как этот топор был простым рабочим инструментом, сломан в процессе работы, а его рукоятка брошена на краю раскопа грабителей, откуда она впоследствии свалилась в могилу, его следует считать принадлежащим грабителям, а не погребённому в могиле и не строителям кургана.
Наконец, ещё одним свалившимся в грабительской ход предметом было горлышко большого глиняного кувшина, упавшее на потолок сруба на дне грабительского колодца. Возможно, что и этот простой глиняный сосуд с гладкой лощёной поверхностью мог иметь на себе какие-нибудь украшения из ценных материалов и поэтому был извлечён грабителями наверх.
Как ни малочисленны и ни фрагментарны уцелевшие от грабителей предметы из погребальной камеры, они всё же позволяют нам составить себе некоторое представление о богатстве и пышности погребения. Просторная камера, площадью в 16 кв.м, была, очевидно, богато убрана и наполнена различными предметами, украшенными золотом, оловом и другими ценными материалами. Здесь был столик, много посуды (не менее шести сосудов), с кушаньями и продуктами, какое-то сооружение из тонких палочек высотою больше метра и, очевидно, много других разнообразных предметов.
В полной неприкосновенности и прекрасной сохранности дошла до нас северная часть могилы, где погребены были кони. Всё, что здесь находилось, было сковано плотным льдом, и много труда и терпения надо было употребить на то, чтобы освободить ото льда и извлечь из могилы лежавшие там тесно один на другом, переплетающиеся друг с другом многочисленные сложные предметы, состоящие каждый из многих отдельных частей. Пятнадцать дней упорной работы потребовалось на разборку этой части могилы, занимающей площадь всего лишь в 11 кв.м.
Погребённые здесь кони и их снаряжение впервые в истории археологических раскопок оказались в полной сохранности. Не кости лошади и отдельные металлические или костяные пряжки, удила, да бляшки, как это обычно бывает, а полные трупы лошадей с шерстью, гривами и хвостами, с кожей, мускулатурой и внутренностями и даже с остатками непереваренной пиши в кишечнике, целые сёдла, уздечки и другие предметы снаряжения верхового коня, сохранившиеся во всех деталях вплоть до ниток, которыми сшиты отдельные части седла, были извлечены из могилы через две с лишним тысячи лет после предания их земле.
Трупы, сёдла и уздечки заполняли эту часть могилы плотным слоем около 50 см толщиной. В беспорядке громоздясь друг на друга, они, казалось, были сброшены сюда сверху и лежали в разных положениях в зависимости от того, как упали (табл. III, 3). Так представлялась картина захоронения лошадей, так она описывалась в прежних публикациях находок Пазырыкского кургана. Однако после детального изучения, совместно с проф. В.О. Виттом, расположения трупов и условий, в которых они находились, удалось исправить это ошибочное представление.
Как и следовало бы ожидать, кони были уложены в могилу в установленном порядке все в одинаковом положении, рядами, спиной наверх, с поджатыми под брюхо ногами, с опущенной вниз головой. Четыре первых коня были уложены в ряд в восточной половине могилы, все головами на восток. За ними следовал второй ряд, также в четыре коня в западной половине, один из них головой на запад, остальные — на восток. Наконец, последние два коня, на долю которых осталась небольшая площадь в западном конце могилы, положены рядом, в поперечном направлении, головой на север. Поверх каждого коня положен комплект его снаряжения. Всё это было закрыто толстым корьевым покрытием и заложено сверху трёхметровой толщей брёвен, выше которых следовала четырёхметровая насыпь, сначала из земли, а затем из камня. Под действием огромной силы тяжести началось уплотнение и перемещение трупов и лежащих на них предметов по направлению к стене сруба, где оставалось свободное пространство между столбами, защищённое балками от тяжести брёвен, и отчасти по направлению к восточному концу могилы. Трупы при этом поворачивались на бок, некоторые перевернулись на спину, отдельные части их из-за неравномерного давления в разных местах могилы задерживались на месте, в то время как остальная часть трупа перемещалась. Также перемещались сёдла и уздечки. Иногда отдельные части их отрывались и разъединялись. Всё это привело к кажущемуся беспорядочному расположению находок в могиле.
В процессе раскопок мы отмечали сёдла с относящимися к ним уздечками номерами с 1-го по 10-й в той последовательности, как они открывались перед нами из-подо льда. Также нумеровались и трупы коней. Поэтому номера трупов коней не соответствуют номерам принадлежащих им сёдел. Так как сбруйные наборы чрезвычайно разнообразны по своему художественному оформлению, различны и кони, то необходимо рассмотреть по отдельности каждого коня со всем его снаряжением. Следующее описание коней и их снаряжения даётся в порядке номеров снаряжения коня.
1 [Рис. 6]. Рыжий конь №5, 18 лет, [15] с хвостом, заплетённым в косу. Лежал во втором ряду в перевёрнутом положении, брюхом вверх. Седло покрыто красным войлоком и украшено крупными вырезанными из кожи изображениями тигра, терзающего горного барана (рис. 35 и табл. VI, 4). Фигура горного барана покрыта тонким листовым оловом. Рога его покрашены в жёлтый цвет, а борода и «зеркальце» около хвоста в красный. Тигр весь жёлтый, а рисунок шерсти, глаза и другие детали нарисованы тёмно-коричневой краской. Ремни нагрудника и уздечки украшены деревянными бляшками. На перекрестьях ремней нашиты широкие бляшки с растительным узором, покрытые листовым золотом, а между ними ряды узких чётковидных бляшек, покрытых листовым оловом. Деревянные псалии уздечки украшены изображениями головы мифического орла. Верхнее изображение псалия и верхняя половинка бляхи-развилки около него покрыты золотом, нижние — оловом. Бляха-налобник в центре покрыта золотом, по краям — оловом (табл. VI, 1-3).
2 [Рис. 7]. Рыжий конь №3, с завязанным узлом хвостом. Узел хвоста закрыт кожаной повязкой, покрытой большим золотым листком. Лежал на боку во втором ряду с загнутой назад головой. Покрышка седла из жёлтого войлока украшена изображением крылатого мифического тигра, терзающего горного козла. Оно сшито из разноцветных кусочков войлока — синего, красного и жёлтого и обведено по контурам цветной ниткой тамбурным швом (рис. 37 и табл. VII). Ремни нагрудника и уздечки украшены на перекрестьях деревянными фигурками головы тигра, держащего в раскрытой пасти клык кабана. Голова тигра со вставленными кожаными ушами покрыта золотом, клык кабана — оловом. Между этими фигурками на ремни нашиты крестики из толстой кожи, покрытые золотыми листками. Псалии заканчиваются также изображениями головы тигра с клыком кабана в пасти, но исполненными не круглой скульптурой, а барельефно, в профиль. Бляха-налобник покрыта золотом.
3 [Рис. 8]. Рыжий конь №8, 17 лет, с завязанным узлом хвостом. Один из лучших по своему экстерьеру. Лежал на правом боку в первом ряду. Седло, как и у предыдущего коня, украшено аппликацией из цветного войлока (рис. 37 и табл. VIII). Сюжет изображения тот же, но горный козёл представлен не бегущим, а лежащим с перевёрнутым задом и повёрнутой назад головой, а крылатый тигр — с клювом птицы вместо морды зверя. Покрышка седла сделана из красного войлока, а изображение — из синего и жёлтого. Некоторые детали покрыты листовым оловом на подкладке из тонкой кожи. По бокам седла прикреплено по три подвески, сшитых из кожи и разноцветного войлока, отороченных полоской синего меха и длинной бахромой из красного конского волоса. На них изображена голова горного барана в профиль, обращённая мордой вверх, и сверху, по бокам её, две головы тигра с раскрытой пастью, с рогами антилопы на лбу, также
в профиль. Кроме цветного войлока, в этом изображении применены также золото и олово. При седле находился щит, сделанный из куска кожи и продетых в него 34 палочек. Деревянные бляхи на перекрестьях ремней изображают лося с двумя туловищами и одной повёрнутой назад головой со вставленными кожаными ушами и рогами. Промежуточные бляхи и концы псалия вырезаны в виде пальметок. Бляхи перекрестий покрыты золотом, все остальные деревянные украшения — оловом.
4 [Рис. 9]. Рыжий конь №9, 16-17 лет, также один из лучших, с заплетённым в косу хвостом. Лежал на боку в первом ряду. Седло с таким же щитом, как и у предыдущего (табл. X, 2). На синей войлочной покрышке его изображён тигр, терзающий марала (рис. 36). Изображение вырезано из тонкой кожи. Тигр выкрашен в оранжевый цвет, детали его прорисованы
коричневой краской. Голова и копыта марала покрыты золотом, всё остальное — оловом. Бляхи на перекрестьях ремней представляют изображение головы горного барана с накладными кожаными рогами. Промежуточные бляхи оформлены в виде пальметок. Псалии вырезаны в виде полной фигуры скачущего горного барана. Бляхи перекрестий, голова барана на псалии и отдельные части промежуточных блях покрыты золотом, все остальные деревянные украшения — оловом (табл. IX).
5 [Рис. 10, 11]. Рыжий конь №2. Находился во втором ряду. Наиболее пышно убранный из числа четырёх коней этого ряда. Кроме седла и узды, для него положены маска, нагривник и чехол на хвост. Маска сшита из толстого войлока, покрытого сверху кожей. Вся поверхность её занята изображением борьбы тигра и мифического чудовища, представленного в виде тигра с рогами антилопы на голове, с гривой на шее и с птичьими крыльями на плечах (табл. XIII). Фигура тигра, изображённого со спины в распластанном виде, занимает всю носовую часть маски — вверху голова, показанная в профиль и передние лапы, помещающиеся над глазами коня, внизу задние лапы, помещающиеся на верхней губе коня под ноздрями. Изображение выложено листовым золотом с прорисованными на нём чёрной краской деталями. Чудовище занимает верхнюю часть маски и щечные лопасти. Оно выполнено тонкой, вероятно, цветной кожей. Детали показаны вставками листового золота и олова, помещёнными в сделанные для этого соответствующей формы вырезки. Сшитая отдельно из толстого войлока голова высится на лбу коня. Рога её, покрытые чередующимися полосками золота, олова и цветной кожи, заканчиваются покрытыми золотом шариками. Грива сделана из красного конского волоса. На шее показано птичье оперение. По бокам головы пришиты поднятые вверх крылья. Туловище, изображённое дважды, занимает щёчные лопасти маски. Задние лапы чудовища упираются в его живот. Передними лапами чудовище схватило за горло тигра. Тигр вцепился зубами в грудь чудовища, а передними лапами в его лопатки. Другим, совершенно новым для нас предметом убора коня был нагривник. Грива коня с обеих сторон обшита жёлтым войлоком и превратилась, таким образом, в плотную, вертикально стоящую стенку, на которую и надевался нагривник, представляющий собой сшитый из толстого войлока чехол, обтянутый тонкой кожей и отороченный сверху длинной бахромой из красного конского волоса. На боковых поверхностях нагривника, покрытых листовым оловом, помещено по четыре изображения петуха, вырезанных из цветной (?) кожи, с покрытой золотом головой. Также новым, ранее неизвестным предметом убора коня, является кожаный чехол на хвост в виде трубки, отороченный снизу полоской синего меха и бахромой из красного конского волоса, сшитый из узорно вырезанных кусочков кожи двух цветов. Седло украшено свисающими по бокам изображениями рыб, вырезанными из толстой кожи и покрытыми по поверхности листовым оловом и синим мехом. К плавникам привязаны кусочки длинной бахромы из красного конского волоса. На синей войлочной покрышке седла помещены вырезанные из тонкой кожи изображения тигра, терзающего лося (табл. XI и XII, 4). Фигура тигра выкрашена минеральной краской в жёлтый цвет, детали её нарисованы коричневой краской. Фигура лося покрыта листовым оловом (рис. 35). Ремни нагрудника и узды украшены на перекрестьях скульптурными фигурками головы горного козла, вырезанными из трёх слоёв кожи и покрытыми листовым золотом (табл. XII, 3). На груди помещалось изображение мифического орла с распростёртыми крыльями, вырезанное из толстой кожи, покрытой листовым золотом и оловом (табл. XII, 1, 2). Голова снабжена высоким гребнем и звериными ушами. Деревянные псалии уздечки украшены фигурами пальметок на концах.
6 [Рис. 12]. Рыжий конь №4, с завязанным узлом хвостом. Лежал во втором ряду. Седло, покрытое синим войлоком, украшено кожаной аппликацией, изображающей борьбу двух крылатых чудовищ (рис. 26). Детали изображения раскрашены красной и жёлтой краской, покрыты листовым золотом и оловом. Нагрудник седла и уздечные ремни имеют на перекрестьях деревянные бляхи с изображением марала (сибирский подвид благородного оленя), выполненное барельефно туловище которого повторено дважды, а повёрнутая назад голова исполнена круглой скульптурой и снабжена вырезанными из кожи рогами и ушами (табл. XIV, 2, 3). Изображения покрыты по всей поверхности золотом. В промежутках между такими бляхами помещены бляхи с изображением двух маралов, обращённых брюхом друг к другу, покрытые оловом (табл. XIV, 4). Псалии представляют собой фигуру скачущего марала (табл. XIV, 1), Передняя половина его покрыта золотом, задняя — оловом. Круглый налобник покрыт золотом.
7 [Рис. 13]. Конь №6, 10 лет, неопределённой масти, рыжего и гнедого тона. Лежал в третьем ряду. Седло (табл. XVI), покрытое красным войлоком, украшено изображением мифического орла, схватившего когтями лося (рис. 36). Изображение вырезано из тонкой кожи и покрыто оловом. По бокам седла подвешены изображения головы антропоморфного чудовища, вырезанные из двух слоёв тонкой кожи. Отдельные детали изображения покрыты оловом. Волосы сделаны из красного конского волоса. Изображения подвешены к седлу вниз головой. С правой стороны седла подвешен на ремне щит, подобный двум предыдущим (табл. X, 1). На щите лежало ещё одно изображение головы антропоморфного чудовища с ясно показанными звериными рогами и ушами, также вырезанное из кожи, но без конского волоса (табл. XVII, 2). Нагрудник седла и уздечка украшены деревянными бляхами, вырезанными в виде пальметок (табл. XV). Все бляхи покрыты оловом. Только круглая бляха-налобник и части пальметок на псалиях и бляхах на перекрестьях ремней покрыты золотом.
8 [Рис. 14]. Гнедой (?) конь №7, 9 лет, с завязанным узлом хвостом. Лежал в третьем ряду. Седло с покрышкой из жёлтого войлока украшено изображениями головы горного барана по четыре с каждой стороны (рис. 33, 1). Изображения вырезаны из тонкой кожи и покрыты оловом. По бокам седла кожаные подвески, также изображающие голову горного барана. Они сшиты из цветной кожи, местами покрытой оловом, и оторочены полоской синего меха и бахромой из красного конского волоса (рис. 34). На перекрестьях ремней нагрудника и узды пришиты деревянные бляхи, изображающие голову антропоморфного чудовища. В промежутках между ними бляхи с растительным орнаментом. Все деревянные украшения ремней покрыты оловом. Только лбы антропоморфных чудовищ позолочены.
9 [Рис. 15]. Рыжий конь №1, 10-11 лет, один из лучших по своему экстерьеру. Лежал в первом ряду. На седле по обеим сторонам нашито на красную войлочную покрышку по два изображения головы тигра с рогами антилопы на лбу, вырезанных из тонкой кожи и покрытых оловом (рис. 33, 2). По бокам седла большие подвески из толстого войлока, покрытые цветной кожей, золотом и оловом и изображающие рыбу, схватившую голову горного барана
(табл. XVII, 1). Деревянные бляхи, расположенные на перекрестьях ремней, изображают мифического орла, распростёртое туловище которого с одной лапой посредине исполнено барельефом, а повёрнутая назад голова со звериными ушами и высоким зубчатым гребнем — круглой скульптурой (табл. XX, 1). На нагруднике между такими бляхами помещены бляхи, вырезанные в виде пальметок, как на седле №7, а на узде — бляхи с изображением головы горного барана в пасти хищника (табл. XX, 2). Псалии
узды заканчиваются головами мифического орла с зубчатым гребнем (табл. XX, 3, 4). Только у этого коня удила уздечки бронзовые, у всех остальных — железные.
10 [Рис. 16, 17]. Рыжий конь №10, старше 20 лет, самый лучший по экстерьеру. Лежал в первом ряду и имел наиболее пышный убор. Маска, сшитая так же, как и описанная под №5, была по иному оформлена (табл. XXIII и рис. 38). На полости, покрывающей носовую часть маски, помещено изображение тигра, такое же, как и на первой маске, но сделанное из синего меха, на поверхности которого приклеены кружки из тонкого золота. На лобной части маски высятся огромные рога оленя, сшитые в натуральную величину из толстой кожи. Отростки рогов, как у марала, направлены вперёд от основного стержня, но на концах своих разветвляются, как это характерно для северного оленя. Концы отростков имеют форму трубочек, в которые вставлены пучки красного конского волоса. По всей своей по- верхности рога обтянуты тонкой, вероятно, красной кожей с фигурными прорезями, покрытыми листовым оловом, а в двух местах — золотом. Такой же техникой выполнен и орнамент на щёчных полостях маски. Нагривник подобен первому, описанному выше, только изображения петухов настолько стилизованы, что, не зная изображений первого нагривника, трудно было бы их узнать (табл. XVII, 3). Грива этого коня закреплена одним куском войлока, сложенным пополам по длине. Чехол на хвост по форме подобен первому, но украшен другим узором. Седло с покрышкой красного цвета украшено изображениями тигра, вырезанными из кожи и покрытыми оловом (рис. 33, 3), и свисающими по бокам огромными, более метра длиной, изображениями тигра же с рогами антилопы, длинными ушами и высокой гривой, сшитыми из красного войлока (табл. XXII). Детали изображения показаны нашитыми кусочками тонкой, покрытой оловом, кожи. Грива сделана из красного конского волоса. Перекрестья ремней нагрудника и узды украшены деревянными бляхами, изображающими голову горного барана с рогами, вырезанными из кожи (табл. XXI, 4). На нагруднике между этими бляхами помещены ещё бляхи с изображением головы горного барана в пасти хищника, такими же, как на узде предыдущего коня. Псалии узды покрыты листовым золотом, только на псалиях и на бляхах перекрестий морды барана покрыты оловом, а глаза и вся остальная часть изображения — золотом. К этому набору относится и маленький бич с обтянутой тонкой кожей рукояткой.
Среди предметов, погребённых в могиле вместе с конями, находились ещё два, принадлежность которых к определенному комплекту снаряжений коня достоверно не устанавливается — это меховая фляга и меховой же наглухо зашитый мешочек или подушечка. Фляга лежала между седлами 3 и 4. Она сшита в виде плоской бутыли (табл. XXIV). Боковые и задняя стороны её сшиты из узких полосок меха гепарда, снятого с его лап, а лицевая из узорных ромбиков, выкроенных из синего и жёлтого меха, причём фигурки, вырезанные из синих ромбиков, вставлены в жёлтые ромбики и наоборот. Подушечка находилась около седла №4. Верхняя часть её сделана из меха с головы гепарда, с кусочками ткани, вставленными в отверстия глаз, нижняя сшита из кусочков кожи с вышитыми на ней способом аппликации стилизованными изображениями головы лося, задняя из куска гладкой кожи. Эта подушечка, или мешочек, была наполнена измельчёнными частями плодов и веточек дикорастущих растений.
[13] В.О. Витт. Лошади древнего Востока. Сб. «Конские породы Средней Азии», изд. ВАСХНИЛ, М., 1937, стр. 25.[14] О мерзлоте в Пазырыкском кургане см.: М.П. Грязнов. Пазырыкское княжеское погребение на Алтае. Природа, 1929, №11; М.И. Сумгин, С.П. Качурин, В.И. Толстихин, В.Ф. Тумель. Общее мерзлотоведение. М.-Л., 1940, стр. 215 сл.[15] Определения масти, возраста и экстерьера пазырыкских коней сделаны проф. В.О. Виттом.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги