М.П. Грязнов
Пазырыкское княжеское погребение на Алтае.
В издании пронумерованы не страницы, а столбцы;
переход страниц обозначен двойной чертой — //.
При исследованиях, производившихся летом 1929 г. Алтайской экспедицией Государственного русского музея в районе р. Улагана (восточный Алтай), главное внимание было обращено на раскопки большой керексуры (каменного кургана) в уроч. Пазырык (в 2 км от Улаганского аймака). По опыту прежних работ можно было предполагать, что выбранный для раскопок курган будет содержать в себе богатое погребение знатного лица (князя или хана) скифской эпохи, а так как курган этот представляет собой большую каменную насыпь, то можно было ожидать наличия в нём вечной мерзлоты и, следовательно, хорошей сохранности погребённых в могиле предметов. Раскопки кургана, производившиеся под руководством проф. С.И. Руденко и М.П. Грязнова и длившиеся полтора месяца, подтвердили как то, так и другое.
(971/972)
Внешний вид кургана и устройство погребального сооружения в основных чертах оказались совершенно сходными с тем, что наблюдалось при раскопках кургана, исследованного экспедицией в уроч. Шибе (на Урсуле). 1 [1] Большая плоская насыпь, сооружённая из крупного камня, едва превышала 2 м в высоту и достигала около 50 м в диаметре. В центре кургана, под насыпью, расположена большая квадратная могильная яма, глубиной в 4 м и площадью в 52 кв.м (7.2×7.2 м). Здесь также погребальная камера занимала не всю яму (часть северной её половины оставалась свободной) и состояла из двух срубов, как бы вставленных друг в друга. Стены и пол внутреннего сруба сделаны из толстых, отёсанных топором досок,
(972//973)
Фиг. 1. (Стб. 973-974)
Саркофаг, извлечённый из погребения в Пазырыке.
а потолок и весь внешний сруб срублены из круглых брёвен, причём промежуток между стенами внешнего и внутреннего срубов забутован камнем. Помещение внутри срубов предназначалось для человека с необходимыми для него предметами, а свободное пространство за срубом в северной части могильной ямы— для лошадей. Лошади и сруб заложены сверху сплошным слоем брёвен (около 300 брёвен), а затем уже засыпаны землёй. Стены внутренней камеры были завешены большим войлочным ковром, украшенным каймой из разноцветных кусочков тонкого войлока, с изображениями головы тигра в профиль. Для трупа в камере стоял большой саркофаг (фиг. 1), оклеенный черёмуховой (?) корой и украшенный вырезанными из кожи фигурами птиц.
Прочие детали устройства и убранства погребальной камеры восстановить не удалось, так как погребение было расхищено, повидимому, вскоре же после его сооружения. Вырыв в кургане вертикальную яму, грабители попали прямо в середину погребальной камеры и похитили из неё всё, что было возможно. Повидимому и покойник был вытащен со всеми одеждами наверх, где удобнее было снимать ценные украшения его одежды. После грабителей в камере не осталось почти ничего, если не считать саркофага, мелких обрывков ковра и нескольких обломков и обрывков других вещей. Грабители пытались попасть и в северную часть могилы — к лошадям, но что-то помешало им. Они прорубили стену внутреннего сруба и только одно бревно внешнего и на этом прекратили свою разрушительную работу, не попав в конскую часть погребения.
Наличие мерзлоты в могиле создало исключительно благоприятные условия
(973/974)
для сохранности погребённых в ней предметов: в могиле совершенно прекратились процессы разложения и гниения. Трупы лошадей сохранились настолько хорошо, что представится возможным изучать не только кости и шерсть, но даже мускулатуру и внутренности. Это — факт, совершенно необычный в практике палеоэтнологов.
Также хорошо сохранились сёдла и узды, брошенные в могилу поверх трупов лошадей. До сих пор в погребениях скифской эпохи мы не знали никаких остатков сёдел. Только на некоторых рисунках и на одной бляхе нам известны изображения сёдел на лошадях, но изображения эти очень схематичны и небольших размеров, что не позволяет рассмотреть их конструкцию. Таким образом, сёдла Пазырыкского кургана являются первой находкой седла скифской эпохи. Эти наиболее древние из известных нам сёдел сделаны без какой-либо твёрдой основы (деревянной) и совершенно не имеют стремян или чего-либо другого, их заменяющего, т.е. лишены самых существенных черт современного седла. Две мягких кожаных подушки, сшитых вместе и привязанных широким ремнём (подпругой) к брюху лошади, — вот и седло. Чтобы седло не скатывалось назад, к подпруге привязан нагрудный ремень, поддерживаемый
(974//975)
ремнями, перекинутыми через шею лошади; чтобы оно не сползало вперёд, сделана потфея (подхвостник). Интересно, что сёдла и узды не имеют ни одной пряжки: все ремни скрепляются узлами.
Седло, все его ремни и узда богато разукрашены. На покрышке седла обычно изображена сцена борьбы животных (фиг. 2), а ремни убраны набором из резных деревянных блях, покрытых позолотой и изображающих фигуры зверей или отдельные части зверя (фиг. 3-4). Прекрасное знание зверей, смелая техника, выработанный стиль и богатая фантазия сочетаются в каждом изображении с высоко развитым художественным чутьём. Разнообразие сюжетов, способов изображения (аппликация, раскраска, скульптура и проч.) и материала, (кожа, войлок, дерево) создают большое количество самых разнообразных предметов украшений, свидетельствующих о чрезвычайно высоко развитом искусстве.
Интересно отметить, что среди множества найденных в могиле предметов
(975/976)
нет совершенно ничего, что указывало бы на их иноземное происхождение. Весь комплекс находок состоит исключительно из предметов местного происхождения. Обычно же в больших курганах (Ноин-ула, Шибе, Катанда) мы встречались также и с изделиями китайскими и даже греческими или греко-бактрийскими. Это, быть может, объясняется тем, что Пазырыкский курган расположен в высоких, трудно проходимых горах, вдали от каких-либо торговых или культурных путей.
Таким образом, находки Пазырыкского кургана представляют собой исключительно продукцию сибирской, туземной культуры, широко распространённой и за пределами Сибири, но сильно изменённой там под влиянием соседних высоких культур — китайской и греческой, особенно последней. Так, например, многие скифские курганы южнорусских степей настолько насыщены элементами греческой культуры, что их основной туземный колорит едва заметен.
Фиг. 2. (Стб. 975-976)
Украшения с покрышек сёдел Пазырыкского погребения (аппликация из раскрашенной кожи на цветном войлоке).
Фиг. 3. (Стб. 975-976)
Деревянное украшение узды из Пазырыкского погребения (трензель).
(976//977)
Кроме громадного количества материала по искусству, Пазырыкский курган дал не менее ценный материал и по быту. Целый ряд деталей устройства погребального сооружения и различные находки позволяют порой до мельчайших подробностей восстановить картину быта и культуры как знатных лиц, погребённых в кургане, так и народа, сооружавшего этот курган. Особый интерес вызывают находки таких предметов, как рукоятка топора, брошенная грабителями, обломки деревянных лопат и ярмо для запряжки пары животных, оставленные рабочими, сооружавшими курган, мешок с зерном, привязанный с седлу, и, наконец, седло с прочими принадлежностями упряжи и убора верховой лошади (узда, чехол на голову в виде головы северного оленя, чехол на гриву и чехол на хвост). Изучение всех этих исключительных по своему значению материалов позволит разре-
(977/978)
шить целый ряд чрезвычайно важных этнологических проблем.
Чрезвычайно любопытно также наличие вечной мерзлоты как в Пазырыкском кургане, так и в некоторых других керексурах Алтая. Это интересно потому, что Алтай находится далеко за пределами области сплошного и островного распространения вечной мерзлоты, а между тем в четырех различных пунктах его встречена вечная мерзлота под насыпью керексур. Впервые она была обнаружена В.В. Радловым в 1865 г. при раскопке двух керексур — одной на р. Берели (приток р. Бухтармы) и другой на р. Катанде (левый приток р. Катуни). 1 [2] В обоих случаях могила оказалась в зоне вечной мерзлоты, вследствие чего погребённые в ней предметы были идеальной сохранности. Несмотря
Фиг. 4. (Стб. 977-978)
Деревянные резные бляхи, украшавшие уздечные и седельные ремни Пазырыкского погребения.
(978//979)
на большую древность погребения, сохранились такие вещи, как меховые одежды, изделия из дерева и прочие предметы, в обычных условиях не оставляющие после себя ни малейшего следа. Точно так же мерзлота оказалась и в кургане, исследованном Алтайской экспедицией Государственного русского музея в 1927 г. на р. Урсуле в уроч. Шибе, и, наконец, в только что описанном Пазырыкском кургане.
Все четыре керексуры относятся к скифской эпохе, т.е. ко времени, отделённому от нас большим промежутком времени, исчисляемым свыше 2000 лет. Так как предметы, найденные в могилах, могли сохраниться так хорошо только в том случае, если они оказались в мерзлоте, начиная с момента погребения или вскоре же после него, то древность мерзлоты должна быть не менее древности самого погребения. Таким образом, мерзлота, обнаруженная в описываемых курганах, должна иметь большую давность, исчисляемую многими сотнями лет.
Интересно, что область распространения мерзлоты в рассмотренных случаях тесно связана с курганами. За пределами курганов мерзлота отсутствует. Местное население совершенно незнакомо с явлением вечной мерзлоты. При раскопке керексуры на Урсуле, в нескольких метрах от неё, был раскопан небольшой курган, углублённый после раскопок на глубину более 4 м. Мерзлоты здесь не было обнаружено, в то время как в керексуре мерзлота начиналась на глубине 0.6 м от уровня горизонта, или на глубине 2.5 м от вершины кургана.
Если мерзлота находится только под курганом и не встречается за его пределами, то, естественно, предположить, что причиной образования мерзлоты послужило сооружение этого кургана. Другое объяснение происхождения мерзлоты под курганами трудно найти. Рассмотрение же особенностей конструкции кургана убеждает нас в справедливости такого предположения.
Конструкция всех исследованных курганов почти совершенно одинакова. Обычно наблюдается такая картина (фиг. 5). В грунте вырыта большая яма, около 6 м длиной, 6 м шириной и 6 м глубиной. На дне её устроено сложное деревянное сооружение, в котором находится погребение. Поверх этого сооружения яма засыпана землёй. Земля
(979/980)
же образует над ямой небольшую плоскую насыпь. Наконец, поверх всего этого воздвигнута большая насыпь, в 30-50 м в диаметре и около 2 м высотой, сложенная из обломков камня.
Последняя представляет сейчас для нас наибольший интерес. Дело в том, что рыхло набросанный камень является чрезвычайно плохим проводником тепла. Вместе с тем, он свободно пропускает в самые глубокие свои слои холодный, относительно тяжёлый воздух, в то время как тёплый лёгкий воздух туда проникает с трудом. Таким образом, нижние слои каменной насыпи остаются всё время относительно более холодными. В этом пришлось убедиться при раскопках курганов.
Однако, наличие каменной насыпи не может дать начала образованию вечной мерзлоты, так как нижние слои камня лежат на уровне окружающей земли и, следовательно, холодный воздух нижних слоёв камня может растекаться в стороны, постепенно замещаясь более тёплым воздухом. При этом, на стенках камня выделяется влага, и камни, а также и земля под ними, оказываются влажными, что было замечено и при раскопках. Повидимому, причину появления мерзлоты следует искать в чем-то другом.
Все исследованные курганы оказались разграбленными, причём целый ряд наблюдений, сделанных при раскопках, указывает на то, что погребение было оставлено грабителями открытым. Разграбление производилось во всех исследованных курганах приблизительно одним и тем же способом. Грабители рыли по средине кургана колодец, прорубались таким же колодцем через всю толщу брёвен, наваленных поверх сруба, затем, достигнув срединной балки, поддерживающей эти брёвна, обходили её и прорубали небольшое отверстие в обоих потолках срубов 1. [3] Таким образом грабители попадали в погребальную камеру.
После ограбления яма оставалась на некоторое время открытой. Возможно, что это длилось втечение одного или даже нескольких зимних периодов. Оставленная открытой могила была совершенно свободна для холодного воздуха и недоступна для тёплого. Получилось то, что называется «холодной
(980//981)
пещерой», т.е. пещерой с верхним входом. В погребальную камеру затекал самый холодный воздух, все в ней замораживал и сохранял низкую температуру даже в самые жаркие летние дни, так как лёгкий тёплый воздух попасть туда не мог, а солнечные лучи в яму не проникали и не могли прогреть толщу рыхлой каменной насыпи. Таким образом, мерзлота могла оставаться долгое время. Ход грабителей засыпался, поверхность насыпи заровнялась, а мерзлота в могиле сохранилась до наших дней. Такое объяснение происхождения мерзлоты в алтайских курганах подтвер-
(981/982)
ждается некоторыми наблюдениями. В том, что яма после грабителей оставалась открытой втечение, по крайней мере, одной зимы, можно убедиться из рассмотрения некоторых деталей кургана в Шибе. Судя по современному состоянию погребального сооружения, после ухода грабителей в нём произошли такие изменения. Сначала в камеру стала осыпаться земля и камни с краёв колодца, образовавшие посредине камеры небольшую кучу (фиг. 5—1). Затем рухнула средняя балка, и все брёвна потолка (фиг. 5—6) и наката (фиг. 5—7) осели к средине камеры и упёрлись
Фиг. 5. (Стб. 981-982)
Разрез через погребальное сооружение кургана в уроч. Шибе: 1 — куча земли и камня посредине камеры; 2 — слой плотного льда; 3 — земли и камень, заполняющие грабительский ход; 4 — стены внутреннего сруба; 5 — стены наружного сруба; 6 — потолок внутреннего и наружного срубов (поверх потолка видны три балки, поддерживающие бревенчатый накат); 7 — бревенчатый накат.
(982/983)
концами в кучу земли и камня. Вскоре после этого наступила зима. В яме всё замерзло, и в грабительский колодец навалился снег. Весной в яму натекла вода, и вновь стали сыпаться земля и камни. Вместе с ними упали в колодец или были кем-нибудь брошены жерди. Навалившаяся толща земли и камня спрессовала снег. Он превратился в плотный лёд (фиг. 5—2). Впоследствии яма окончательно засыпалась, и поверхность кургана постепенно заровнялась.
Только таким способом и можно объяснить все особенности рассмотренного сооружения. Так ли было в курганах, исследованных Радловым, мы не знаем из-за отсутствия подробных описаний раскопок. Что же касается Пазырыкского кургана, то там определённых указаний на то, что после грабителей курган оставался открытым втечение зимы, мы не имеем. Зато можно определённо сказать, что в момент разграбления могилы так же, как и в Шибинском кургане, мерзлоты ещё не было. Это видно из того, что грабители оперировали в пустой, т.е. незаполненной льдом камере. Весь мусор, оставленный грабителями, лежит непосредственно на полу, следовательно на полу не было льда, а при наличии мерзлоты он должен был бы быть обязательно, хотя бы и в небольшом количестве, от натекавшей в могилу воды.
Правда, в Пазырыкском кургане есть небольшой слой льда, в 4-5 см толщины, на дне погребальной камеры, ниже грабительского мусора, но происхождение его несколько иное. Так как слой этот весь пронизан тонкими волокнами, отделившимися, но не оторвавшимися совсем от досок пола (фиг. 6—В), так как он совершенно чист и нигде не нарушен — не повреждён грабителями — и так как под кучей земли, навалившейся в грабительский ход, он быстро выклинивается, то возможно только одно объяснение его происхождения. После грабителей в камеру попала вода. Замёрзла. Затем, новая порция воды. Тогда лёд со вмёрзшим в него саркофагом, а также со щепками, камнями и прочим грабительским мусором всплыл наверх, отодрав примёрзшие к нему волокна досок (фиг. 6—А). Вода на дне замёрзла, и образовался слой чистого льда. При таком
(983/984)
объяснении происхождения тонкого слоя льда на дне камеры понятными становятся чистота и ненарушенность этого льда и отсутствие его под кучей земли, навалившейся в грабительский ход. Конечно, такая тяжёлая куча всплыть не могла.
Фиг. 6. (Стб. 984)
Схематический разрез через погребальную камеру Пазырыкского погребения (В) и деталь, показывающая структуру слоя льда на дне камеры (А).
Итак, если приведённые соображения верны, то мерзлота в больших каменных курганах Алтая обязана своим происхождением работе грабителей, похитивших все ценные в материальном отношении предметы и значительно разрушивших погребальное сооружение, но зато давших возможность сохраниться многому тому, от чего обычно не остаётся ни малейшего следа. Раскопки этих курганов дали совершенно исключительный материал, которого мы, быть может, не имели бы, если бы курганы не были ограблены.
Раскопки описанных курганов велись палеоэтнологами, мало сведущими в области изучения вечной мерзлоты, и естественно, что ими не было уделено достаточно внимания этому вопросу. Поэтому, специальных наблюдений над температурой, влажностью и горизонтальным и вертикальным распространением мерзлоты не производилось. Не производилось и других, связанных с этим наблюдений. Между тем, было бы чрезвычайно важно изучить это явление во всей его полноте. Будем надеяться, что при дальнейших раскопках представится возможным организовать такие исследования, конечно, при участии заинтересованных в этой области специалистов.
[1] 1 М.П. Грязнов. Раскопка княжеской могилы на Алтае. «Человек», 1928, №2-4.
[2] 1 В.В. Радлов. Сибирские древности. Записки Русск. археол. общ., VII, 1895.
[3] 1 Сруб в могиле ставился двойной, т.е. поверх одного сруба как бы надевался другой, несколько больших размеров.
|