главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
Трупоположение без кремации | Трупоположение с кремацией | ||
Кол-во погребённых | Нумерация могил | Кол-во погребённых | Нумерация могил |
1 взрослый | могила №15 | 1 взрослый + 1 кремация | могила №3 |
2 взрослых | могила №42 | 1 взрослый + 2 кремации | могила №35 |
2 взрослых + 1 ребёнок | могила №14 | 2 взрослых + 1 кремация | могила №43 |
3 взрослых | могила №36 | 2 взрослых + 2 кремации | могила №37 |
3 взрослых + 1 ребёнок | могила №29 | 7 взрослых + 1 ребёнок + 1 кремация сверху | могила №7 |
4 взрослых | могилы №4; №12 | ||
4 взрослых + 1 ребёнок (2 погребенных — парциальные) | могила №5 | ||
Трупоположение (вторичные захоронения) с кремацией | Кремация без трупоположения | ||
Кол-во погребённых | Нумерация могил | Кол-во погребённых | Нумерация могил |
1 взрослый + 2 кремации | могила №24 | 3 кремации | могила №1 |
1 взрослый + 3 кремации | могилы №19; №46 | 5 кремаций | могила №8 |
1 взрослый + 1 ребёнок + 1 кремация | могила №41 | 6 кремаций | могила №6 |
2 взрослых + 1 кремация | могилы №2; №33 | ||
2 взрослых + 2 кремация | могила №37 | ||
2 взрослых + 1 ребёнок + 2 кремация | могила №30 | ||
5 взрослых (1 вторичное) + 1 кремация | могила №17 |
Результаты раскопок данного таштыкского могильника позволяют высказать предположение, что это кладбище принадлежит определённой родовой группе
населения. Общее количество взрослых погребённых в могильнике Черноозёрноое-II составило не менее 51 человека. Из этого числа по обряду трупоположения в ненарушенном анатомическом порядке зафиксировано 34 взрослых человека; парциальных погребений (вторичные захоронения) — 11 человек; мумий — 6 человек (определения производились с учётом наличия в могилах обряда трепанации черепа). Детские захоронения — 12 погребённых, причём 6 детей похоронено во взрослых грунтовых могил[-ах], а 6 детей захоронены в отдельных могилах поблизости от взрослых погребений. По обряду кремации во взрослых грунтовых могилах прослежено 43 скопления кальцинированных человеческих костей. Не исключено, что в действительности умерших, погребённых по обряду трупосожжения, несколько меньше.
Таким образом, общее количество погребённых взрослых людей и детей по обряду трупоположения в 31 таштыкской могиле памятника Черноозёрное-II составило 63 человека, а с учётом скоплений кремаций в целом данный могильник содержит не более 106 человек (см. таблица №1).
Погребальный обряд могильника Черноозёрное-II отличается большим разнообразием традиций. В одних и тех же могилах встречаются как помещение трупа покойника или мумий человека (только те случаи, где достоверно фиксируются следы трепанации черепа) так называемые первичные захоронения по интерпретации Э.Б. Вадецкой; так и вторичные погребения — перезахороненные скелеты, а также кремированные остатки людей (Вадецкая, 1999: 17). В данном могильнике в рамках единой культурной традиции отражены две принципиально различные идеолого-религиозные установки фундаментальных представлений о судьбе человека: традиция обряда трупоположения и мумификации с одной стороны, и с другой стороны — обряд кремации (Митько, 2004: 164). Среди вторичных захоронений встречаются случаи захоронения остатков тела человека в мешках или помещение определённого набора человеческих костей в сруб. Таким ярким примером парциального погребения является захоронение в могиле №46. В северо-восточном углу сруба находился череп подростка, на который была помещена гипсовая лицевая маска белого цвета. Череп был поставлен сверху компактного скопления человеческих костей. В этом скоплении фиксировались только длинные кости ног и рук погребённого. Остальные кости скелета отсутствовали, что указывает на вторичный характер захоронения.
Исследования таштыкского грунтового кладбища кургана №5 могильника Черноозёрное-II показало наличие целой серии престижных и элитных захоронений с присущими им яркими чертами погребального обряда и инвентаря (помин №9; могилы №12; №35; №36; №43).
Такого рода богатые таштыкские погребения редко обнаруживаются на территории Хакасско-Минусинской котловины. Разнообразен и интересен многочисленный погребальный инвентарь данного памятника. Могильник Черноозёрное-П занимает достойное место в ряду таких интересных грунтовых таштыкских памятников как Оглахты I-II, Салбык (Вадецкая, 1999: 230-235).
Одной из характерных особенностей погребального инвентаря настоящего комплекса является практически полное отсутствие железных изделий (исключение могила №43 — находка резной деревянной пряжки с железным язычком), хотя обычно в грунтовых могильниках они встречаются. С другой стороны в вещевом комплексе памятника найдены редкие изделия для таштыкских грунтовых погребений, такие как нашивные амулеты из бронзовой пластинки дугообразной формы (м. №3; №6; №12; №17; №19; №24; №33); бронзовое кольцо (м. №5); деревянная пуговица, обложенная бронзовым листом (м. №7); обломки и целые бронзовые пряжки (м. №7; №12; №17, 3 штуки); серебряная позолоченная и золотая серьги со сплющенным щитком с 4
округлыми шариками на конце щитка (м. №12;№43); обломок бронзового зеркала предположительно китайского происхождения (м. №12); модель бронзового котелка (м. №35); миниатюрный глиняный кувшинчик (м. №43); бронзовое миниатюрное зеркало, с петелькой с обратной стороны (м. №43); бронзовая фигурная бляшка с изображением лежащей лошади (м. №43).
Категория свойства погребального обряда | Кол-во находок | Нумерация могил |
Гипсовые маски (во фрагментах) | 22 шт. | №1-№8; №12; №14; №15; №17; №29; №33; №35; №36; №46 (в могилах №5; №29 — по 2 маски; в могиле №12 — 4 маски) |
Находки фрагментов китайского шёлка. | 4 шт. | №12; №36; №43. |
Золотая фольга | 9 могил | №3; №4; №12; №14; №29; №35-№37; №43 |
Импортные бусы из стекла | 204 шт. | №12; №17; №33; №35; №43 |
Египетский фаянс | 2 шт. | №12; №36 |
Следы покрытия красным лаком | 4 могилы | №12; №35; №36; №43 |
Обломок китайского бронзового зеркала | 1 шт. | №12 |
Деревянные пряжки | 11 шт. | №4; №7; №12; №35 (2 шт.); №35 (4 шт.); №37; №43 |
Семена просо | 4 могилы | №12; №36; №37; №43 |
Трепанация черепа умершего | 8 случаев | №3; №5 (2 случая); №12 (2 случая); №33; №37; №41 |
Отличительная черта погребальной традиции таштыкского грунтового кладбища памятника Черноозёрное-II — наличие значительного количества гипсовых масок, сохранившихся фрагментарно или крупными обломками на черепах умерших. Маски встречены в могилах, где похоронены целые трупы, мумии, а также вместе с вторичными погребениями. Из 51 взрослых людей, захороненных в могильнике, маски присутствуют у 22 умерших. Причём в могиле №29 из трёх взрослых погребённых маски имеются у двоих; в могиле №12 на черепах всех 4 взрослых людей, захороненных в срубе, обнаружены гипсовые маски со следами раскраски.
Целая группа находок свидетельствуют о тесных торговых и культурных связях таштыкского населения Минусинской котловины с кочевыми и осёдлыми цивилизациями Среднего Востока и Центральной Азии первой половиныI тыс. н.э. В некоторых могилах найдены многочисленные дорогостоящие импортные изделия. Чётко выделяются две группы инокультурных изделий. Западно-азиатские импортные изделия представлены двумя категориями: многочисленные и разнообразные по типологии полихромные стеклянные бусы, и единичные бусы предположительно из египетского фаянса. Всего найдено более 200 бус из стекла. Типологическое и
хронологическое определение бус проводилось научным сотрудником Государственного Эрмитажа Френкелем Я.В. Набор таштыкских стеклянных бус из могильника Черноозёрное-II в большинстве случаев узко датируется рубежом I-II вв. н.э; часть изделий в более широком хронологическом диапазоне бытует воII в. до н.э. — III в. н.э. (римская эпоха). Все найденные стеклянные бусы происходят из Восточного Средиземноморья: Сирия, Палестина, Александрия, Греция, Южная Италия.
Вторая группа импортных изделий из данного могильника явно указывает на происхождение с территории Китая и Центральной Азии. К китайским изделиям относятся фрагменты шёлковых тканей; фрагменты тонких деревянных изделий, покрытых ярким красным лаком; обломок ободка зеркала из оловянистой бронзы, который находился в небольшом чехольчике из растительных волокон с окантовкой из плетёной шерсти.
Находки шёлковых тканей обнаружены в трёх погребениях и представляют собой небольшие фрагменты однотонной тонкой ткани. Только в одном случае (могила №36) в районе груди умершего найден фрагмент ткани размером 7×8 см. Шёлк также использовался для покрытия гипсовой лицевой маски с внешней её стороны (могила №12).
Уникальная находка сделана в помине №9. Внутри небольшого каменного ящика находился берестяной короб ладьевидной формы, в который был поставлен таштыкский сосуд баночной формы, неорнаментированный. На внутренней части одного из берестяных листов короба выявлен великолепный по качеству и технике исполнения рисунок хищного животного. Рисунок стилизованный и выполнен тонкими резными линиями. Подробное описание и изображение этой замечательной находки опубликовано автором настоящей статьи (Готлиб, 2006: 78-80). Стилизованные изображения хищного зверя в такой манере исполнения в таштыкском искусстве ранее неизвестны. Наиболее ближайшая аналогия данному изображению, синхронная по времени, прослеживается на фрагменте двухцветной шёлковой ткани из могильника Лоулан (Северо-Западный Китай; Синьцзян, Хотанский оазис) из коллекции Аурела Стейна, находящейся в собрании Национального музея Нью-Дели, Индия (Готлиб, 2006: 79). На одном из обрывков берестяного короба из помина №9 также были зафиксированы прочерченные знаки, внешне очень напоминающие руноподобные знаки письменности. Чётко читались два таких знака и фиксировались следы ещё одного знака. Экспертная оценка оригинала берёсты со знаками проводилась известным тюркологом С.Г. Кляшторным. По предварительному заключению не вызывает сомнений палеографическая оценка знаков как классического варианта енисейской руники. Исследователь переводит данную надпись на русский язык как еда, корм (Готлиб, 2006: 79).
Тесная связь таштыкской культуры с древними культурами Центральной Азии отмечалась многими исследователями, но самостоятельного и целенаправленного исследования этой проблемы до сих пор не предпринималось. Центрально-азиатские параллели прослеживаются и в погребальном инвентаре грунтовых могил таштыкского населения, в частности, в характерных деталях костюма: украшениях, аксессуарах одежды, поясном наборе, хотя эти связи выявлены и изучены только частично (Тетерин, 1999: 56-65). К числу подобных предметов, найденных в грунтовых могилах, относятся накосники, костяные булавки, золотые серьги с овальным щитком и округлыми шариками, бронзовые: гривны, браслеты, зеркала, амулеты, пряжки, кольца. Большинство из перечисленных выше категорий предметов таштыкского костюма обнаружены в грунтовом могильнике памятника Черноозёрное-II.
Своеобразие и уникальность таштыкской культуры во многом определяется её тесными связями и контактами с кочевниками Центральной Азии хунно-сяньбийского
времени, а через них с осёдлыми цивилизациями Восточной и Средней Азии (Китаем, государствами Западного края, Согдом).
Литература. ^
Summary.
A.I. Gotlib
CENTRAL AND EASTERN ASIAN FEATURES IN THE TASHTYK CULTURE FROM MINUSINSK BASIN.
One of the striking phenomena of the Hun-time in South Siberia Tashtyk Culture. A special place among Tashtyk ground burial is a monument Chernoozernoe-II, located in the north of Khakassia. In the period of 2001-2002 here were carried out guarding archaeological excavations. 25 adult graves, 6 children's graves and 1 cist were investigated. Interesting features of the burial ground Chernoozernoe-II is the presence of two-tier burial. The burial ritual is very varied. A whole group finds evidence of the close trade and cultural ties of Tashtyk population from Minusinsk Basin with the nomadic and sedentary civilizations of East and Central Asia, the first half of 1 millennium AD. Found many expensive imported products: polychrome glass beads, beads of Egyptian faience. Chinese products, such as fragments of silk fabrics, red laquer wood, and piece of bronze mirrors were found as well.
The originality and uniqueness of Tashtyk culture is determined by close ties and contacts with the nomads of Central Asia hunno-syanbi time.