главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
Л.К. ГаланинаСкифские древности Северного Кавказа
|
|
|
Ил. 78. Облицованная золотом колчанная застёжка.(Открыть Илл. 78 в новом окне) |
Ил. 79. Золотое украшение ручки трона.(Открыть Илл. 79 в новом окне) |
Парадные одеяния знати расшивались сотнями золотых бляшек, которые, судя по келермесским находкам, имели вид гладких пуговок или розеток (ил. 18). Шею обрамляли гривны — атрибуты лиц аристократического происхождения. К сожалению, единственный предмет такого рода среди келермесских находок — золотой витой обруч с несомкнутыми концами — был варварски переплавлен Д.Г. Шульцем в слиток весом 400 г и известен нам только по небрежно сделанному им карандашному наброску.
Особо высокий ранг погребённых в Келермесских курганах подчёркивают три уникальные золотые диадемы — престижные, необычные для скифской культуры украшения.
Несмотря на разницу в декоративном оформлении, все они восходят к типу традиционных для Ближнего Востока ленточных диадем с солярными эмблемами в виде розеток. Как показывает изобразительный материал, такие царские регалии носились поверх головных уборов, наподобие хеттских и ассирийских тиар. Нередко, как, например, на тиарах ассирийских царей, налобную часть тиары обрамлял широкий золотой венец с розетками, выше которого располагались более узкие и более короткие золотые ленты.
Мы уже знаем, что из двух разновеликих диадем, найденных в Келермесском кургане №1, одна, по сведениям Шульца, красовалась на бронзовом шлеме. Некоторые исследователи сомневаются в правдивости этого утверждения. Однако вряд ли случайно совпадение размеров роскошного золотого венца и бронзового наголовья. Можно также вспомнить хорошо известные изображения богини Афины в шлеме с диадемой и другие примеры подобного рода.
Украшавшая скифский шлем диадема с цветами и птицами отличается богатством художественных форм и декоративных приёмов, характерных для произведений переднеазиатской торевтики (ил. 20, 21). Мастер в равной степени хорошо владел техникой тиснения, зерни и цветной инкрустации. Фигурки хищных птиц на диадеме иконографически и стилистически решены в древневосточном духе. По-видимому, благодаря изделиям наподобие келермесской диадемы скифы познакомились с переднеазиатским по своему происхождению образом хищной птицы с повёрнутой в профиль головой, раскрытыми крыльями и распущенным хвостом. В стилистически переработанном виде этот мотив пользовался большой популярностью в сюжетном репертуаре скифского искусства 7-5 веков до н.э. Профильные же изображения сидящей птицы, которые
также представлены на диадеме, появились в скифском зверином стиле значительно позже и явно из другого источника.
Вторая золотая диадема из того же комплекса имеет чисто древневосточный облик (ил. 19). Абсолютно тот же тип — узкая лента с бортиками по краям и спирально закрученными петлями на концах, но декорированная не пятилепестковыми цветками с гнёздами для вставок, а розетками с цветной инкрустацией, найдена в знаменитом скифском погребении 7 века до н.э. близ местечка Зивие в Иранском Курдистане. Некоторые исследователи считают её маннейским изделием с ассирийским влиянием.
С ассирийской изобразительной традицией связано и композиционное решение келермесской диадемы. Орнаментальную схему в виде розеток, отделённых друг от друга вертикальными линиями, можно увидеть на диадеме Ашшурнасирпала II, изображённого на рельефе из Нимруда. Розетками в рамках из горошин украшены одежды Ашшурбанипала и его приближённых, запечатлённых в хорошо известных сценах охоты на дворцовом рельефе из ассирийской столицы Ниневии.
Великолепна третья золотая диадема из Келермесских курганов, украшенная каплевидными подвесками, свисающими на цепочках бараньими головками и накладными розетками, лепестки которых были заполнены голубой эмалью (ил. 14, 83). Возвышающаяся над центром ленты объёмная головка орлиного грифона со спиральными «локонами» на длинной шее и филигранными чешуйками, имитирующими оперение, подчёркивает особый, ритуальный, характер диадемы. Со времён ближневосточных походов скифов этот исконно месопотамский фантастический персонаж, обладавший телом крылатого льва и головой ушастой хищной птицы, прочно вошёл в систему мифологических представлений евразийских кочевников.
Эта келермесская диадема выполнена в традициях ионийской школы восточногреческой торевтики. По общим пропорциям, рисунку изгиба шеи и деталям головы грифон на диадеме напоминает головы грифонов на греческих бронзовых котлах-треножниках второй половины 7 века до н.э., найденных на о. Самос.
Интересно, что подобный иконографический тип греческого архаического грифона, но переданный в обобщённой скифской манере, представлен на бронзовых культовых навершиях, найденных вместе с золотой диадемой (ил. 84). По изображению треугольного глаза, трактованного в виде углублённого гнезда, окаймлённого рубчатым ободком, голову грифона на диадеме можно сопоставить с львиными мордами на деталях древневосточного трона (ил. 79). Сходство между такими разными предметами проявляется также в расцвечивании лепестков розеток голубыми эмалями и типе объёмных бараньих головок. Напомним, что аналогичными головками завершаются и концы парадной скифской застёжки от горита (ил. 78).
Уникальным произведением ионийского художественного творчества является серебряное дисковидное зеркало, оборотная сторона которого покрыта электровыми пластинками (электр — сплав золота с серебром), сплошь заполненными рисунками, сделанными с помощью стиля в технике металлопластики (ил. 85). В центре диска сохранились остатки сломанной ещё в древности ручки-петельки, обрамлённой в основании розеткой. Главным персонажем многофигурной композиции выступает крылатая женская фигура с пантерами в руках — обычными спутницами великой малоазийской богини Кибелы, владычицы зверей и людей. Ок-
Ил. 83. Головка грифона на золотой диадеме.(Открыть Илл. 83 в новом окне) |
Ил. 84. Головка грифона на бронзовом навершии (Келермесский курган).(Открыть Илл. 84 в новом окне) |
ружают богиню фантастические сфинксы и грифоны, а также львы, медведь, лиса и иные обитатели подвластного ей царства.
В иконографии антропоморфных и зооморфных образов, способе передачи шерсти мелкими насечками и в других стилистических приёмах отчётливо проступают черты, свойственные греко-восточному искусству. Между тем, тип самого зеркала и отдельные мотивы — стоящая пантера с кольчатыми лапами, баран с поджатыми ногами — явно скифского происхождения. Да и малоазийская Кибела по своей сути во многом напоминала скифскую Аргимпасу, божество плодородия животного и человеческого мира. Месопотамская по своим истокам сцена борьбы льва с быком, навеянная сменой созвездий с теми же названиями и символизировавшая весеннее возрождение природы, также была понятна скифам, которые, как и все восточно-иранские племена, отмечали весенний новогодний праздник Навруз.
Судя по археологическим и этнографическим материалам, зеркало в первобытном сознании ассоциировалось с солнцем и наделялось магической силой содействовать плодородию, отражать всё сущее, угадывать прошлое и настоящее. Отсюда важная роль зеркал в гаданиях, свадебных и других обрядах. Волшебные свойства зеркал ещё более усиливались нанесёнными на них изобразительными знаками. Хотя конкретное содержание келермесской композиции остается пока не ясным, совершенно очевидно, что чужеземный мастер попытался отразить в ней скифские религиозно-мифологические представления, воплотив их в привычных для него восточно-греческих изобразительных формах.
Почти «интернациональный» характер имеет набор посуды из Келермесских курганов. Наряду с глиняными лепными горшками меотской работы (ил. 86) здесь представлены бронзовые, серебряные и золотые сосуды, доставленные из разных мест.
Бронзовая клёпаная ситула — ведёрко, а также сосуд, от которого уцелела только своеобразная зооморфная ручка, относятся к числу изделий, производившихся в массовых количествах в 8-7 веках до н.э. в горных районах Центрального Кавказа (ил. 87, 88). Оттуда они экспортировались как на юг в Закавказье, так и на север, проделывая длинный путь через северокавказские предгорья и равнины в северопонтийскую Скифию.
Бронзовые литые котлы на высоких ножках с фигурками козлов, служившими ручками, как нельзя лучше отвечали условиям кочевого быта (ил. 23). По свидетельству Геродота, в котлах туземного производства, похожих на лесбосские кратеры, только значительно больших размеров, скифы варили мясо жертвенных животных. И, действительно, во многих котлах, обнаруженных при раскопках в погребениях, сохранились кости баранов, лошадей и другие остатки мясной пиши.
Специфически скифскими ритуальными сосудами служили деревянные чаши, от которых в погребениях сохранились только золотые оковки, прибивавшиеся гвоздиками к венчикам.
Из двух найденных вместе серебряных ритонов, которые дошли до нас в отдельных фрагментах, один был орнаментирован изображением Великой богини с пантерами в руках, кентавра Хирона, фигурами страусов, оленя и других животных (ил. 89). В стилистическом отношении этот сосуд идентичен серебряному зеркалу (ил. 85), что позволяет видеть в них изделия одного греко-ионийского мастера.
Ритоны играли важную роль в религиозных обрядах скифов. На каменных изваяниях, изображающих легендарного родоначальника скифов Таргитая, который представлялся в виде могучего вождя с мечом, луком и другим оружием, нередко можно видеть зажатый в его руке ритон — атрибут жреческих функций скифских царей.
Ритоны использовались в различного рода жертвоприношениях, посвящённых божествам. Они употреблялись также при совершении обряда побратимства, широко распространённого в скифской среде, где превыше всего ценились храбрость, верность и чувство товарищества.
Лица, не принадлежащие к одному роду или племени, могли навечно скрепить свою дружбу кровавой клятвой на верность. По сообщениям Геродота и Лукиана, вступающие в союз делали надрез на пальцах и окропляли своей кровью вино в сосуде. Затем в сосуд погружали меч, секиру, стрелы и копьё. Завершалось это священнодействие произнесением магических заклинаний и совместным осушением сосуда с культовым напитком (ил. 90).
Лукиан отмечал, что в союзы дозволялось вступать не более чем трём лицам, потому что, по убеждению скифов, «дружба... человека, разделённая между многими, уже не может быть столь прочной» (Лукиан. Токсарид, или Дружба, 37).
К категории культовых сосудов относятся и две золотые чаши (ил. 22), которые лишь по счастливой случайности не разделили участь других, проданных Д.Г. Шульцем и переплавленных по его настоянию, вещей. Наиболее интересны полусферическая фиала, орнаментированная снаружи тремя рядами чеканных изображений (ил. 91, 92). Вверху представлена вереница бегущих, словно чем-то испуганных страусов — популярнейших
Ил. 85. Знаменитое серебряное келермесское зеркало (оборотная сторона), покрытое электровой обкладкой с изображением Кибелы.(Открыть Илл. 85 в новом окне) |
Ил. 86. Глиняный горшок.(Открыть Илл. 86 в новом окне) |
Ил. 87. Фрагмент бронзового клёпаного сосуда.(Открыть Илл. 87 в новом окне) |
Ил. 88. Фрагмент сосуда с зооморфной ручкой.(Открыть Илл. 88 в новом окне) |
персонажей ассирийского искусства, и особенно произведений глиптики — резных печатей. Под ними развёртываются сцены борьбы зверей, где волк преследует козу, а лев терзает козла. Ниже показаны лежащие олени, козлы и тур, а на дне сосуда помещена розетка — символ животворящего Солнца.
Сухая натуралистическая трактовка тел животных, у которых нарочито подчёркнуты рёбра, шерсть, мускулы и другие анатомические детали, выдаёт руку мастера — приверженца ассирийской художественной манеры. Судя по приёмам стилизации фигуры льва, пожирающего козла, которые характерны для изобразительного канона времён ассирийского царя Ашшурбанипала, золотая чаша была изготовлена в 669-633/27 годах до н.э. Подбор сюжетов для её украшения показывает, что художник в меру своих сил и возможностей ориентировался на вкусы скифов. Однако чисто скифские элементы здесь отсутствуют. Даже такой классически скифский образ, как лежащий олень, представлен словно со снятой шкурой, в так называемой скелетной манере.
Ил. 91. Золотая ассирийская чаша. Келермесский курган №1, раскопки Д.Г. Шульца, 1903 г.(Открыть Илл. 91 в новом окне) |
Ил. 92. Зооморфные композиции на золотой чаше. Рисунок.(Открыть Илл. 92 в новом окне) |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги