главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
Местонахождение | Тип | Датировка |
Хереме-Бек-Бажы (в 1 км выше устья р. Ус по левому берегу Енисея) | Отдельные знаки | — |
Могильник Хадынных (в 37 км ниже устья Хемчика по правому берегу Енисея) | Стела, тамга | IX-X вв. н. э. |
Могильник Сарыг-Хая (в 8 км ниже устья Хемчика по правому берегу Енисея) | Стела | IX-X вв. н. э. |
Долина Ир-Сайлыг (в 7 км ниже устья Хемчика по левому берегу Енисея) | Стела, тамга | IX-X вв. н. э. |
Устье Хемчика (левый берег) | Стела, тамга, фрагмент стелы, надпись, тамга | IX-X вв. н. э. |
Скала Бижпктиг-Хая (около 600 м выше устья Хемчика по правому берегу Енисея) | Надпись, две тамги | IX-X вв. н. э. |
На обломке скалы (в 2 км ниже Мугур-Саргола) | Надпись | Середина IX в. н. э. (Кызласов) |
Мугур-Саргол (в 7 км выше устья Хемчика по левому берегу Енисея) | Надпись | |
Беделигский валун (правый берег Енисея при выходе из Саянского ущелья) | Отдельные знаки | |
Долина р. Демир-Суг (у южных склонов Уюкского хребта) | Стела, тамга | Начало X в. н. э |
стел с надписями и тамгами. Изучение последних позволило предположить разделение территории Тувы на уделы — баги. [18] По классификации Л.Р. Кызласова для чаа-хольской группы памятников характерен шестой тип тамг. [19] Так как тамги из ущелья и Центральной Тувы (до горы Хайыракаан) относятся к одному и тому же типу, то следует считать, что они оставлены одной группой кыргызов, расселявшихся во второй половине IX-X вв. н. э. на значительной части территории Центральной Тувы — от горы Хайыракаан (левый берег Енисея) и долины р. Демир-Суг (правый берег) до долины р. Хадынных (в Саянском каньоне). Вероятно, и вся обитаемая часть каньона — до р. Ус — принадлежала этой группе кыргызов. Таким образом, территория обитания данной группы населения составляла более 100 км вдоль течения Енисея, охватывая, кроме того, пространство от верховьев р. Чадан до р. Торгалык. [20]
На стелах у Чаа-Холя (II, VII, VIII — № 14, 19, 20, по С.Е. Малову) [21] и на стелах урочища Алдыы-Бель (Куйлуг-Хем — № 12) нанесены тамги с иным рисунком (по классифика-
ции Л. Р. Кызласова IV тип). Этот тип тамги датируется серединой IX — началом X в., а территория расселения обладателей подобной тамги очерчивается от р. Чадан по правобережью Хемчика до Чаа-Холя. [22] Позднее (к середине X в.) этот баг был завоёван чаа-хольской группой кыргызов. [23]
По тамгам, основной рисунок которых остаётся неизменным с середины IX в. до конца X в., насчитывается четыре поколения обитателей на р. Чаа-Холь. [24] В середине X в. обладатели тамг VI типа перемещаются на восток, в Бай-Булунскую степь, а на рубеже X-XI вв. мы видим их за Уюкским хребтом, в долине р. Уюк. [25]
На скале, над могильником Хемчик-Бом II (петроглифо-эпиграфический комплекс), обнаружено 5 тамг, 3 из которых нигде более, кроме горы Тепсей (на р. Тубе), не встречены. [26] По-видимому, где-то в этом районе обитали предки «чаа-хольцев» или они сами до прихода в Туву. На одном памятнике из долины Ир-Сайлыг нанесена тамга, аналог которой обнаружен на стеле в долине р. Манчурек (Алашское плато, Тувинская АССР). Как и упоминавшаяся надпись на тропе, этот факт является косвенным подтверждением использования Арбатской тропы для продвижения в центральные районы Тувы.
В Туве известна ещё одна категория памятников — оросительные системы, зафиксированные в долинах рек Чинге, Куйлуг-Хем, Эйлиг-Хем и Демир-Суг. Каналы укреплены каменными стенками, аналогичными по устройству береговой «дороге», идущей от входа Енисея в Саянские горы до устья Хемчика приблизительно на 20 км. [27] Подобное оформление каналов оросительной системы наблюдается на склонах горы Бош-Даг (долина р. Чаа-Холь), в окрестностях которой исследованы погребальные памятники енисейских кыргызов (могильник Аймырлыг II — раскопки Б.Б. Овчинниковой). [28]
Таким образом, имеются все основания говорить об оросительных системах, древних путях, подтверждённых археологическими и эпиграфическими данными, погребальных памятниках и рунической письменности, как о памятниках одного круга, оставленных енисейскими кыргызами во время их пребывания на территории к югу от Саян.
Особое значение для археологических культур, в которых не известны такие категории памятников, как поселения, жилища, производственные комплексы, приобретают данные, получаемые при изучении погребального обряда. К разряду таких и принадлежат памятники кыргызской культуры IX-X вв. н. э. [29]
На территории Тувы к настоящему моменту насчитывается около 290 погребальных и поминальных комплексов, ритуальных выкладок и «меморативных» курганов, относящихся к тому времени. Основная масса их исследована в Центральной Туве. Новым этапом в изучении древностей того времени является
монографичность раскопок. В зоне затопления Саяно-Шушенской ГЭС, охватывающей обширное пространство Саянского каньона Енисея и его долины до горы Хайыракаан (г. Новый Шагонар), изучено 4 могильника, уже называвшихся выше — Сарыг-Хая (рис. 1), Хемчик-Бом II (рис. 2), Аймырлыг II и Каат-Ховак I. Будучи сходными между собой по топографии, они существенно отличаются от исследовавшихся ранее памятников. Каждый из них насчитывает около 50 разнохарактерных сооружений, сгруппированных в небольшие цепочки из 3-5 объектов, вплотную пристроенных друг к другу. Нередко имеется часть стенки-основы, общей для близрасположенных сооружений, что позволяет достаточно чётко установить относительную микрохронологию (рис. 3, 6). Эта возможность практически отсутствует для иных памятников в силу того, что отдельные объекты на них расположены на некотором расстоянии, не соприкасаясь друг с другом. В целом для кыргызских могильников намечается протяжённость по линии ЮЗ-СВ. Под каменными юртообразными сооружениями (диаметр 1-5 м, высота 0,3-1 м) в неглубоких ямках (до 0,5 м) или, в единичных случаях, на уровне древней дневной поверхности находились погребения по обряду трупосожжения на стороне. Погребения обычно одиночные. В двух случаях на могильнике Хемчик-Бом II захоронены под одним наземным сооружением, в одной могильной яме взрослый и подросток, взрослый и ребёнок по обряду трупоположения. Известно, что енисейские кыр-
гызы хоронили детей по обряду трупоположения (несколько случаев зафиксировано в могильнике Каат-Ховак I). [30] В могильные ямы вместе с остатками погребального костра (зола, угли), кальцинированными костями людей переносили предметы, побывавшие в огне. В состав сопроводительного инвентаря входили предметы вооружения (наконечники стрел, длинные (до 16,5 см) боевые ножи, накладки на лук), предметы быта (маленькие ножи, тесла, напильники и др.), поясные наборы (металлические пряжки и бляхи, оставшиеся после сгорания кожаной основы ремня) и др. Иногда в могильных ямах находят стремена, удила с псалиями, бляхи — украшения конской узды и подпружные пряжки. Встречаются обожжённые кости животных. При сооружении курганов в могилы клали дополнительно части туш овец и коз (чаще всего обнаруживаются необожжённые рёбра и позвонки).
Под сооружениями поминального характера, не отличающимися от погребальных по внешнему виду, нет каких-либо остатков костра или кальцинированных костей. Встречаются только необожжённые кости животных, один-два фрагмента керамических сосудов (иногда кыргызских ваз), железные ножи, удила, металлические пряжки. «Меморативные» курганы, не отличающиеся от обычных курганов по внешнему виду и местоположению в могильнике, не содержат находок.
Могильники енисейских кыргызов расположены в начальной части ущелья (устье р. Хемчик и в 8 км ниже его по тече-
шло Енисея), в нижнем течении р. Чаа-Холь (в 25 км выше устья) и на берегу Енисея у горы Хайыракаан, т. е. все они тяготеют к северным границам территории Тувы. Надо заметить, что в этом же районе проводил раскопки С.А. Теплоухов (у горы Бай-Даг, ограничивающей долину Енисея с юга недалеко от горы Хайыракаан). Наиболее представительными (по числу исследованных объектов) в других районах Тувы являются могильники Тора-Тал-Арты (устье р. Ак-Суг) и Шанчиг (долина р. Элегест). За хребтом Танну-Ола (Южная Тува), в долинах Бий-Хема (Восточная Тува) и Манчурека (Западная Тува) подобные памятники единичны.
К концу X в. наблюдается резкое уменьшение количества памятников енисейских кыргызов на территории Тувы. Насчитывается всего 25 комплексов (конец X-XII вв. н. э.). [31] Обычно эти курганы, отличающиеся от объектов предшествующего времени по облику наземных сооружений (диаметр 8-10, высота 0,8-1,5 м), округлые в плане, не имеют чёткой конструкции стенок-основ, упорядоченного заполнения внутренней площади, слабо задернованы, не составляют компактных групп. На площади могильного поля (большинство могильников Тувы «многослойные» и включают разновременные объекты) находится 1, редко — 3-5 (Шанчиг, Эйлиг-Хем) курганов этого времени. Погребения по обряду трупосожжения на стороне (одно или
более) помещаются на уровне древней дневной поверхности. В сопроводительном инвентаре, сохраняющем категории вещей предшествующего времени, происходит изменение внешнего облика. Наиболее характерным признаком является наличие железных предметов с серебряной инкрустацией поверхности.
На рис. 3 показано размещение комплексов в нижнем течении р. Хемчик (Кокэль, Дыттыг-Чарыг-Аксы, Улуг-Бюк) и преимущественно по правому берегу Енисея в Центральной Туве (Демир-Суг, Эйлиг-Хем, Алдыы-Бель, Ортаа-Хем, Чинге II). На левом берегу подобные комплексы единичны (Бай-Даг, Кара-Тал VI). Есть такие курганы на могильнике Шанчиг и за Уюкским хребтом (Уюк-Тарлык, Малиновка). Перемещение к концу X в. в восточные и северные районы носителей «чаа-хольского» типа тамги отмечено Л.Р. Кызласовым. [32]
Таким образом, можно предполагать, что обитавшие во второй половине IX-X вв. в долине Чаа-Холя, в Центральной и Западной Туве группировки населения по каким-то причинам, видимо, экономического характера отступают в течение X в. к северным границам Тувы, частично уходят в Турано-Уюкскую котловину, а явное уменьшение числа погребений, характерных для енисейских кыргызов, свидетельствует об уменьшении количества населения последних на территории Тувы.
Примечания