^ Фото 1. [с. 713] Египетская мумия из Дейр-эль-Бахри близ Фив. После того как археологи извлекли её из саркофага и частично развернули, на ней был обнаружен папирусный свиток; рука мумии как будто ещё продолжает сжимать его.
|
^ Фото 2. [с. 713] Опечатанный арамейский папирус с Элефантины, острова на Ниле близ Асуана.
|
^ Фото 3. [с. 714] Пролежавший в земле более двух тысяч лет и затем заточённый в подвалах музея арамейский папирус с Элефантины наконец-то развёрнут руками специалиста с помощью тонкой лабораторной техники.
|
^ Фото 4. [с. 715] Египетский папирус значительной длины, сфотографированный перед тем, как он был развёрнут и помещён под стекло. Текст на его внешней стороне выполнен изящными знаками иератического письма. Этот папирус находится в библиотеке Честера Битти в Дублине.
|
^ Фото 5. [с. 715] Деталь погребального папируса XXI династии (1090-945 гг. до н.э.), найденного экспедицией Ньюйоркского музея искусств «Метрополитэн» при раскопках в Дейр-эль-Бахри, в окрестностях Фив. Здесь изображена Хенттове, предстающая с приношениями перед Осирисом, богом мёртвых.
|
^ Фото 6. [с. 716] Сорбоннские папирологи при помощи зонда и шпателя клочок за клочком снимают с папирусного картонажа слой, содержащий текст. Данный фрагмент находился в грудной части мумии III в. до н.э.; оболочку сначала обработали соляной кислотой для того, чтобы смыть грунтовку, а затем пропарили в паровой бане.
|
^ Фото 7. [с. 717] Древние письменные принадлежности времени XII династии или Среднего царства; впрочем, на протяжении трёх тысячелетий истории цивилизации Нильской долины они не претерпели существенных изменений. Продолговатые предметы справа и слева — так называемые палетки, изготовлявшиеся из дерева и служившие пеналами для тростниковых перьев и писчих кисточек. Обсидиановая чаша в центре предназначалась для воды, в которой разводили чернила. Деревянная коробочка справа — чернильница. Деревянным молотком отбивали папирус, чтобы слои его плотнее прилегали друг к другу. В центре — письмо жреца, исполнявшего погребальные обряды; оно написано вертикальными столбцами иератики периода XI династии.
|
^ Фото 8. [с. 718] Глиняные клинописные документы разнообразной формы. Шестигранный предмет слева — знаменитая «Призма Синаххериба» из Ниневии, ныне хранящаяся в Институте востоковедения Чикагского университета. Два бочкообразных цилиндра меньших размеров датируются временами Навуходоносора (605-561 гг. до н.э.) и Саргона II (722-705 гг. до н.э.).
|
^ Фото 9. [с. 718] Лист пергамена из «Синайского кодекса», укреплённый на растяжках в Британском музее перед тем, как рукописи был сделан новый переплет.
(709/710)
|
^ Фото 10. [с. 719] Так писали на глиняных табличках. Современная реконструкция.
|
^ Фото 11. [с. 719] Вид монастыря св. Екатерины у подножия горы Синай на Синайском полуострове.
|
^ Фото 12. [с. 720] Снятая в инфракрасных лучах фотография трудной для прочтения рукописи V в. «Кодекс Ефрема (Сирина)», пергаменного палимпсеста, хранящегося в Национальной библиотеке в Париже. Поверх старого текста написан выполненный в XII в. греческий перевод сочинения св. Ефрема, сирийского богослова.
|
^ Фото 13. [с. 720] Гностические рукописи из Хенобоскиона (Египет), найденные почти одновременно со свитками Мёртвого моря, представляют собой, по существу, целую библиотеку древних книг исключительно хорошей сохранности.
|
^ Фото 14. [с. 721] Фрагмент «Диатессарона» на веллуме, найденный при раскопках Дура-Европос, эллинистическо-римского аванпоста на Евфрате. Этот крошечный фрагмент считается древнейшим имеющимся новозаветным текстом на веллуме.
|
^ Фото 15. [с. 721] Вид с птичьего полёта частично раскопанных монастырских строений Хирбет-Кумрана, приютившихся над крутыми откосами вади Кумрана в Иудейских холмах. На переднем плане видны несколько входных отверстий пещер.
|
^ Фото 16. [с. 722] Один из свитков Мёртвого моря, разворачиваемый учёным из Еврейского университета в Иерусалиме.
|
^ Фото 17. [с. 722] Два медных свитка на месте их находки в кумранской пещере III. Сильно повреждённые окислением, свитки прежде могли составлять один цельный лист. Чтобы раскрыть их, учёным пришлось решить ряд сложных технических проблем.
|
^ Фото 18. [с. 723] Аурел Стейн (1862-1943 гг.). Рисунок Уильяма Ротенстейна.
|
^ Фото 19. [с. 723] Члены международной группы специалистов по Ветхому завету за работой над фрагментами свитков Мёртвого моря в так называемом свиткохранилище Музея археологии Палестины в Иерусалиме.
|
^ Фото 20. [с. 724] Вид крупным планом части Пещер Тысячи будд близ Дуньхуана, на дальнем западе Китая. Большинство преддверий вследствие эрозии мягкой породы оказалось разрушенным, но во внутренних галереях ещё уцелели большие святилища, иногда украшенные чудесными древними фресками и впечатляющими известняковыми статуями Будды.
|
^ Фото 21. [с. 725] Некитайские документы из замурованной библиотеки в Пещерах Тысячи будд. Среди этих древних рукописей: 1 — санскритский религиозный текст на пальмовых листьях; 2 — бумажный свиток с манихейским «Покаянием» на древнетюркском языке; 3 — книга на тюркском руническом; 4, 6 — уйгурские тексты, также имеющие форму книг; 5 — потхи (просверленные продолговатые листы бумаги, по форме подражающие пальмовым листьям), исписанные курсивным центральноазиатским брахми; 7 — свиток, также в курсивном брахми, написанный на оборотной стороне китайского текста; 8 — согдийский свиток; 9 — лист потхи из тибетского буддийского текста.
|
^ Фото 22. [с. 726] Стела с надписью из Копана, зарисованная Фредериком Казервудом для книги Дж.Л. Стефенса «Приключения во время путешествия в Центральную Америку, Чьяпас и Юкатан» (1841 г.). Майя воздвигали подобные монументы с иероглифами через регулярные интервалы для того, чтобы отмечать течение времени.
|
|