главная страница / библиотека / обновления библиотеки
К.В. ЧугуновТайны «земли древних поклаж».// 250 историй про Эрмитаж: «Собранье пёстрых глав...». В 5 книгах. Книга вторая. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2014. С. 115-119.
См. файл .pdf, 4,42 Mb.
Легенды о сказочных богатствах, захороненных вместе с древними героями и царями, всегда привлекали искателей сокровищ. Не останавливали любителей наживы ни запреты, существовавшие во многих обществах по отношению к подобного рода деятельности, ни страх наказания за содеянное. Не спасали и меры предосторожности, предпринятые теми, кто совершал захоронение: труднодоступные, хорошо охраняемые монументальные гробницы фараонов в Египте всё же были ограблены ещё в древности. Скифы начиная с V в. до н.э. стали прятать наиболее ценные сакральные предметы в специальных тайниках, устроенных под курганными насыпями. Именно в таких тайниках археологи обнаруживают великолепные золотые предметы, не найденные грабителями, как, например, при исследовании Филипповских курганов в Оренбургской области. Исследователям удаётся открыть непотревоженные сопроводительные и второстепенные могилы на периферии кургана или в случае необычной планировки памятника, как это случилось при раскопках Аржана-2 в Туве. Курган сохранил до наших дней все погребальные комплексы, включая основное «царское» захоронение с богатейшим материалом, только благодаря тому, что оно было значительно смещено от центра наземного сооружения. В центре же, как и на всех прочих курганах, до начала
Бугры. Радуга над курганом.Фотография автора.
Неизвестный художник. Разрез кургана. Алтай. XVIII в. Бумага, акварель.Архив Института истории материальной культуры Российской академии наук.
исследований была видна обширная воронка — след деятельности бугровщиков. Бугровщичество как промысел по раскапыванию древних курганов («бугров») с целью добычи в них могильного золота, вероятно, повсеместно сопровождало освоение новых земель Российского государства.
Однако мы ничего не знаем о самих бугровщиках. Кто были эти люди, что их привело к могилам древних кочевников и так ли уж легка была эта «лёгкая нажива»? Масштаб разграбления древних курганов и богатство добычи «гробокопателей» можно представить по тем драгоценным изделиям, которые составляют Сибирскую коллекцию Петра I.
В конце XVII — XVIII в., как показывают многочисленные свидетельства современников, этот промысел зародился в Западной Сибири, степные просторы которой в документах XVIII в. иногда именовали «землёй древних поклаж».
Здесь искатели сокровищ были пионерами и часто нарушали установленные границы империи. Граница Томского уезда с «Телеутской землицей» в то время проходила по левым притокам Оби рекам Карасук и Ирмень. К осени 1718 г., после откочёвки телеутов на юг, земли по левобережью Оби опустели и оказались никому не принадлежащими. Первыми из русских на эту территорию стали самовольно проникать бугровщики. В погоне за лёгкой наживой в степь уходили целые артели. Один из путешественников по Сибири начала XVIII в. писал: «Не инако как люди ватагами ходят на соболиный промысел, так и здесь великими партиями собирались, чтоб разделить между собою работу, и тем скорее управиться с многими курганами».
Вид раскопанного в XVIII в. кургана на Алтае.Фотография автора.
Участник посольства Л.В. Измайлова в Пекин в 1719-1721 гг., будучи проездом в Сибири, сообщал, что «много людей, из Томска и других мест, каждое лето отправляются к этим могилам, разрывают их и находят среди праха покойника значительное количество золота, серебра и меди, драгоценные камни, в особенности же рукоятки мечей и оружие», и далее добавляет: «Я видел разные принадлежности вооружения и другие любопытные вещи, вырытые из этих могил, особенно помню вооружённого всадника на коне недурной отделки и фигуры зверей из чистого золота». [1]
Понятно, что ограблению подвергались в первую очередь наиболее крупные курганы. Сведения о древних могильных «буграх», достигавших в высоту четырёх саженей, содержатся в записках путешественников и первых местных краеведов, которые описывали и то, что все они подверглись «бугрованию». Есть многочисленные упоминания о бугровщичестве в связи с освоением новых земель и в государственных документах той эпохи. [2] Как сказано выше, бугровщики зачастую первыми проникали на новые земли и многие из них совмещали добычу золота в древних курганах с поисками месторождений полезных ископаемых, то есть были ещё и рудознатцами. Одним из таких пионеров Рудного Алтая был некто Степан Костылев, который в 1717 г. подал челобитную губернатору Сибирской губернии Матвею Петровичу Гагарину с просьбой отпустить его из Коркиной слободы «и взять из тое слободы охочих людей искать вверху по Ишиму реке… и по иным рекам руды серебряные, медные, железные и иных, и слюды и в курганах вещей». [3] Открытые при таких походах месторождения и места древних
Рабочий момент раскопок кургана, который уже был раскопан в XVIII в. «бугровщиками».Современная фотография.
выработок стали в скором будущем основой для возникновения горно-металлургических предприятий Акинфия Демидова. Вслед за бугровщиками и рудознатцами на вновь разведанные земли приходили казаки, строились остроги, крестьяне с семьями основывали деревни, обживали новые места. Таким образом, жажда личной наживы вместе с поиском ископаемых руд способствовала расширению границ империи и освоению русскими Сибири.
В 1767-1770 гг. крепостным заводчиком Демидовых Григорием Махотиным была написана «Книга мемориальная о заводском производстве сочиненная», в которой не только дана технико-экономическая характеристика алтайских Колывано-Воскресенских металлургических заводов, но и содержится обширное историко-географическое описание Прииртышья. Книга, оставшаяся в рукописи, содержит 304 страницы и написана, как упоминает сам Махотин, с использованием старых документов времён Никиты и Акинфия Демидова. В этом сочинении дано, пожалуй, наиболее подробное описание того, что бугровщики могли добывать и видеть в курганах Обь-Иртышского междуречья: «В тамошних же местах находится множество бугров, в которых погребены мертвые тела, оные обкладывают камнем и сверх камня осыпают землею, которые и доныне находятся и кои найдены бывают, то русские и другие люди для положенных в тех буграх пожитков раскапывают; ибо те люди, кои во оные бугры клались, такое обыкновение имели, что они золото, серебро и медь, которое они на шее, на руках, платках и в серьгах носили, так же лошадиный убор, какой они по обыкновению своему, имели и всю свою одежду и протчее, с чем они служили, все с собою покладывали и которое отсюду в полуденную сторону далее жили, те люди богатые, и клались с золотыми, а кои поближе сюда, те с плохими серебряными и медными вещами каковых уже довольно есть из могил их вынято и продается… В которой могиле лежало мертвое тело с лошадью на золотой выбитой тонкой доске, а поверху ево платья накладено было золотыми тонкими
Бугры, курган 1. Вид раскопочных траншей.Фотография автора.
листами… всего с пуд золота и оную могилу до сего зовут пудовик». [4]
Все эти свидетельства показывают, что стимул к рискованному промыслу у русских первопроходцев был очень велик. Уже в 30-е гг. XVIII в. промысел бугровщиков пошёл на спад, как свидетельствуют многие письменные источники: вероятно, шансы обогатиться за счёт разрытых курганов резко упали. Однако, вопреки мнению о полном прекращении этого промысла, что связывают в том числе и с запретительными указами Петра I, древние могилы Сибири продолжали грабить.
Несмотря на активные исследования в Сибири в наше время, археологи не смогли найти ничего, соответствующего великолепным изделиям, выставленным в Особой кладовой нашего музея. Причина, на мой взгляд, кроется не только в тотальной ограбленности памятников в эпоху бугровщичества, но и в том, что самые большие курганы, откуда, по-видимому, и были извлечены эти массивные предметы, в Обь-Иртышском междуречье почти не исследовались. Ещё С.И. Руденко, автор публикации свода археологических источников, включающего Сибирскую коллекцию Петра I и сходные с ней золотые изделия, выражал надежду, что «настанет время, когда курганы Южной Сибири, хищнически раскопанные в конце XVII — в первой четверти XVIII в., будут вскрыты и детально изучены. Тогда… будет с несравненно большей полнотой изучена культура племён, оставивших после себя эти курганы, установлена принадлежность различных вещей к определённым культурным комплексам». [5]
[1] Цит. по: Кызласов Л.Р. Сокровища забытых племён [Раздел в статье: В Сибирию неведомую за письменами таинственными] // Путешествия в древность. М., 1983. [С. 24][2] Тишкина Т.В. Археологические исследования на Алтае (1860-1930 гг.). Барнаул, 2010.[3] Волков В.Г. Алтайские рудознатцы первой трети XVIII в.: происхождение и роль в первоначальном освоении территории Верхнего Приобья и Алтая // Ползуновский альманах. Барнаул, 2004. С. 80-87.[4] Цит. по: Шакинко И. Невьянская башня. Свердловск, 1989.[5] Руденко С.И. Сибирская коллекция Петра I // САИ Д3-9. М.; Л., 1962. С. 39.
наверх |